Библиографическое описание:

Лукьянов Н. В. Судостроение ВМФ США перед Второй мировой войной [Текст] // История и археология: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 18-20.

Настоящая статья посвящена исследованию судостроительных программ ВМФ США, которые внесли изменения в состав флота. В свою очередь изучена доктрина Атлантического флота, заключающаяся в эскортировании трансатлантических конвоев.

В ноябре 1921 г. под председательством государственного секретаря США Чарльза Иванса Юза была созвана конференция по ограничению военно-морских вооружений. В соответствии с решением этой конференции США должны были сдать на слом шесть линейных крейсеров и семь линкоров, находившихся в постройке, и два линкора, спущенных на воду. Таким образом, пятнадцать новых линейных кораблей подлежали сдачи на слом. Было оставлено три линкора (типа «Колорадо» водоизмещением 33,6 тыс. т) и восемь тяжелых крейсеров. Общий тоннаж новых кораблей по окончании постройки составил бы 618 тыс. т. Численность личного состава была установлена в 7,9 тыс. офицеров и 100 тыс. матросов. [1, p. 36]

21 января 1930 г. в Лондоне открылась созванная по инициативе США конференция пяти морских держав: США, Великобритании, Франции, Италии и Японии, ее главным итогом стало подтверждение договоренности с Великобританией о равенстве военно-морских флотов. Принцип паритета линейных флотов Англии и США был распространен и на другие классы боевых кораблей. Соотношение флотов США и Японии устанавливалось: для линейных кораблей, авианосцев и тяжелых крейсеров—10:6; для легких крейсеров, вспомогательных и более мелких судов — 10: 7, а для подводных лодок — равенство.

В 1933 г. была утверждена новая судостроительная программа, предусматривавшая строительство эскадренных миноносцев, крейсеров и авианосцев. Были сконструированы и впоследствии построены восемь легких крейсеров типа «Атланта». Проекты нескольких различных типов вспомогательных судов, включая новые эскадренные тральщики, были переданы на судостроительные верфи, которые приступили к их закладке. Также в это время были разработаны линкоры типа «Северная Каролина». Личный состав по сравнению с 1921 г. был увеличен на 10 тыс. чел. [2, p. 44]

В июне 1938 г. Великобритания, Франция и США подписали протокол, согласно которому максимальное водоизмещение линкоров было увеличено с 35 000 тонн до 45 000 тонн. Таким образом, появилась возможность строительства линкоров и авианосцев нового типа.

В конце 1939 г. правительство США приступило к обсуждению законопроекта об увеличении тоннажа кораблей ВМФ приблизительно на 25 % по сравнению с общим тоннажем, утвержденным законом от 17 мая 1938 г. Законопроект был утвержден 14 июня 1940 г. [3, p. 4]

Спустя месяц президент Рузвельт подписал закон о «флоте двух океанов», предусматривавший строительство флота общим водоизмещением 1 325 тыс. т, приобретение или переоборудование вспомогательных судов общим водоизмещением в 100 тыс. т и выделение ассигнований в сумме 50 млн. долларов на строительство патрульных и эскортных кораблей, а также различных малых кораблей других классов. [4, с. 25]

Основные силы ВМФ США в течение более чем десяти лет преимущественно находились на Тихом океане. [1, p. 36] Однако в январе 1939 г. началось частичное перемещение морских сил на Атлантический океан, в результате чего была создана Атлантическая эскадра. В сентябре 1939 г. эскадра насчитывала в своем составе четыре линкора старой конструкции («Нью-Йорк», «Техас», «Арканзас», «Вайоминг») под командованием контр-адмирала Альфреда Джонсона; соединение тяжелых крейсеров («Сан-Франциско», «Тускалуза», «Куинси», «Виннсенес»), которым командовал контр-адмирал Пикенс; соединение эскадренных миноносцев в составе 10 кораблей под командованием капитана Гринмана и авианосец «Рэйнджер», на котором базировались также и самолеты с авианосца «Уосп». [4, с. 31]

Эта эскадра стала ядром Атлантического флота США, командующим которого 1 февраля 1941 г. был назначен адмирал Эрнест Кинг. Позднее Эрнест Кинг возглавил командование противолодочных сил в Атлантике — так называемый 10-й флот. [5, с. 452]

К моменту начала войны в европейских водах находилось соединение военно-морского флота США (эскадра «40-Т»), организованное в сентябре 1936 г. для эвакуации американцев из Испании в период гражданской войны. На 1 сентября 1939 г. в состав этой эскадры (командир контр-адмирал Чарльз Кортней) входили: легкий крейсер «Трентон», эскадренные миноносцы «Бэджер» и «Якоб Джонс», а также одно вспомогательное судно. 22 октября 1940 г. это соединение было расформировано в связи с нехваткой кораблей для патрулирования нейтральной зоны США.

Первым следствием войны в Европе для военно-морского флота США явился приказ президента Рузвельта от 5 сентября 1939 г. об установлении нейтральной зоны вокруг американского континента и об организации патрульной службы в этой зоне.

В сентябре 1939 г. был созван Панамский конгресс с целью определения стратегии ведения войны американскими республиками. 2 октября 1939 г. был опубликован акт конгресса, в котором указывалось, что единая политика всех американских республик заключается в том, чтобы не допускать распространения войны на западное полушарие. Но так как ни одна из этих республик, за исключением США, не располагала достаточным количеством боевых кораблей, то задача охраны территориальных вод американских республик была возложена на военно-морской флот США. [6, p. 410]

В октябре с участием кораблей береговой охраны США была установлена постоянная зона патрулирования, ограниченная линией, идущей приблизительно на расстоянии 200 миль от побережья через Багамские и Антильские острова до Тринидада. [6, p. 413]

В январе 1940 г. ударная группа под командованием контр-адмирала Пикенса, базировавшаяся в Норфолке, начала охранять район, заключенный в треугольнике Норфолк — о. Бермуда — Сент Томас.

В течение лета 1940 г. президент Рузвельт провел еще ряд мероприятий. Важнейшими из них были: передача старых эскадренных миноносцев Англии взамен на получение морских баз и организация переговоров между штабами США и Англии. [4, с. 30] Англия передала США на 99 лет суверенные права на морские, военные и авиационные базы на Багамских островах, на о. Ямайка, Антигуа, Сент-Люсия, Тринидад и в Британской Гвиане в обмен на 50 старых американских эскадренных миноносцев, построенных во время Первой мировой войны или вскоре после нее. Это позволило решить проблему нехватки военно-морских баз для Соединенных Штатов, что в свою очередь позволило ВМФ США улучшить обеспечение безопасности прохождения конвоев.

В августе 1940 г. президент Рузвельт имел встречу с премьер-министром Канады Маккензи Кингом. Их сопровождали военные и военно-морские советники для того, чтобы всесторонне обсудить все вопросы и установить долю участия каждого из государств в обороне западного полушария. В результате этих переговоров был подписан американо-канадский пакт о совместной обороне западного полушария, предоставлявший военно-морскому флоту США возможность использования баз в приморских провинциях Канады. [2, p. 48]

29 января 1941 г. в Вашингтоне были начаты секретные переговоры между представителями американских и английских штабов. В переговорах участвовали представители командующего морскими операциями и командующим генерального штаба США с одной стороны и представители английских штабов — с другой. Представителями ВМФ США являлись контр-адмирал Гормлей, контр-адмирал Ричмонд Тернер, капитан А. Дж. Кирк, капитан Девитт Рамсей и подполковник О. Т. Пфейфер (от корпуса морской пехоты США). Представители генерального штаба армии: генерал-майор С. Д. Эмбик, бригадные генералы Шерман Майлз и Л. Т. Джероу и полковник Дж. Т. Макнарней. [7, p. 58] Представители английских вооруженных сил: контр-адмирал Р. М. Беллэрс, контр-адмирал В. X. Данквертс, генерал-майор Э. Л. Моррис, вице-маршал авиации Дж. С. Слессор и капитан Кларк. [4, с. 30–31]

Задачи этих совещаний сводились к следующему:

а) выработка наиболее эффективных мер, которые должны были быть предприняты США и Англией для поражения Германии и ее сателлитов, если США будут вынуждены вступить в войну;

б) координирование планов использования американских и английских вооруженных сил в случае вступления США в войну;

в) разработка соглашений в отношении основной линии военной стратегии, ответственности и степеней командования, если США вступят в войну. [4, с. 38]

Совещания проходили ежедневно или в порядке пленарных сессий с 29 января по 27 марта 1941 г. [2, p. 49] Результатом явилось заключение соглашения, известного как «АВС-1», в котором были отражены основные принципы англо-американского сотрудничества во время войны. Оно, во-первых, предусматривало сотрудничество военно-морских флотов в Атлантике на основе действия закона о ленд-лизе и проведения политики, направленной на сохранение Японией нейтралитета на Тихом океане. Во-вторых, оно предусматривало всестороннее военное сотрудничество, если США в результате агрессивных действий держав Оси будут втянуты в войну.

Одновременно с этим в Вашингтоне было заключено соглашение с Канадой «АВС-2» о совместной обороне Канады и США. Оно было включено в соглашение «АВС-1». Характерной чертой данных договоров было утверждение основной стратегической концепции Второй мировой войны, заключавшаяся в решении разбить в первую очередь Гитлера. [8, p. 5] Главная задача военно-морских сил США должна была заключаться в охране конвоев и морских коммуникаций на Атлантическом океане, в то время как английский военно-морской флот должен был обеспечивать охрану судоходства на Средиземном море. Кроме обороны военных и морских баз, морская авиация США должна была участвовать в наступательных операциях совместно с английскими ВВС. Каждая английская база предоставлялась в распоряжение авиации и военно-морских сил США и наоборот. Таким образом, масштабы участия США во Второй мировой войне были определены в общих чертах в Вашингтоне к 27 марта 1941 г. Однако большая часть этого соглашения, достигнутого между штабами Англии и США, должна была вступить в силу лишь тогда, когда США примут участие в войне в качестве воюющей державы. В отношении времени и условий, при которых США должны были вступить в войну, никакого соглашения заключено не было.

Атлантический флот США должен был принять на себя главную ответственность по охране трансатлантических конвоев торговых судов, как только он будет в состоянии справиться с этой задачей. Принятие на себя новых функций по эскортированию конвоев вынудило ВМФ США изменить основную стратегию ведению войны на море и систему управления военно-морских соединений в Атлантике. Приблизительно с 1 марта 1941 в Норфолке и Нью-Лондоне была начата активная подготовка кораблей для ведения противолодочной войны. Было принято решение создать мобильные соединения, состоящие примерно из 25–30 эскадренных миноносцев и 4 эскадрилий (по 12 самолетов типа «Каталина» в каждой), а также значительного количества тральщиков и эскортных авианосцев. В дальнейшем такие соединения хорошо зарекомендуют себя в противолодочной борьбе.

В июне 1941 план эскортирования конвоев торговых судов силами поддержки на всем протяжении пути из США в Англию был отменен и заменен другим планом, который предусматривал рассредоточение кораблей сил поддержки на пути следования конвоев в районе Исландии и Северной Атлантики. Этот вариант, одобренный и Адмиралтейством и морским министерством США, был более приемлемым с точки зрения экономии в административных расходах и в оперативном управлении. [9, p. 8–9]

Таким образом, можно заключить, что в США в период с 1921 по 1941 г. была проведена серьезная работа по увеличению военно-морского флота, которая была направлена на обеспечение безопасности США в назревавшей новой войне. В дальнейшем, эти судостроительные программы помогли правительству Соединенных Штатов успешно проводить морские операции.

Литература:

1.             Henry J. R. The Truth about the Navy// The Outlook. November 25, 1931. P. 35–37

2.             Our New Army// Coolers Weekly. September 13, 1941. P. 40–51

3.             Wright J. The Rebirth of the United States Navy// The Literary Digest. July 15, 1933. P. 3–4

4.             Морисон С. Э. Американский ВМФ во Второй мировой войне. Флот двух океанов. Екатеринбург. 1998. 254 с.

5.             Залесский К. А. Кто есть кто во Второй мировой войне. СССР и союзники. М.: 2010. 780 с.

6.             Furer J. A. Administration of the Navy Department in World War II. Washington. 1959. 1087 p.

7.             Hosh W. L. World War II: People, Politics and Power. N.Y. 2000. 261 p.

8.             General Marshall Reports// Yank Magazine. October 1, 1943. P. 4–5

9.             Albion R. G. The American Navy in War and Peace//The Saturday Review. November 13, 1943. P. 7–14.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle