Автор: Давлетов Санжар Ражаббоевич

Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

Опубликовано в

II международная научная конференция «История и археология» (Пермь, май 2014)

Библиографическое описание:

Давлетов С. Р. Некоторые вопросы экологической истории Узбекистана во второй половине ХХ и начале ХХI века [Текст] // История и археология: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 35-37.

На данном этапе развития человечества мировое сообщество стал беспокоить рост экологических проблем, изменение природной экосистемы, сокращение биологического разнообразия, угроза глобального изменения климата, аварии на промышленных объектах, и как следствие, негативное влияние хозяйственной и другой деятельности на окружающую среду и на здоровье людей. Воздействие человека на природу привело к противоположному влиянию природы на условия существования человека. В результате этого двоякого взаимодействия человека и природы в мире появились многообразные проблемы.

Среди актуальных проблем истории Узбекистана вопрос изучения истории окружающей среды занимает приоритетное место. С научно-практической точки зрения объективность рассмотрения данной проблемы определяется важностью решения програмных задач, особенно в достижении перехода всего человечества к устойчивому развитию. Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов выступая на пленарном заседании Саммита ООН «Цели развития тысячелетия», 20 сентября 2010 года, отметил: «Огромное значение для достижения целей, поставленных Декларацией тысячелетия, особенно в условиях современных аномальных природных изменений, приобретает защита экологии и сохранение окружающей среды» [1, с. 20.09.2010. http://www.press-service.uz].

Действительно, социальная значимость экологических проблем планеты включая исторические особенности всех исследований чётко и ясно предопределяет их экологическую направленность. Вследствии этого экологическая история стала одним из быстро развивающихся направлений современной исторической науки.

Как известно в годы Советской власти в результате неправильной административно-бюрократической политики, ошибочные подходы к размешению и развитию производительных сил стали причиной экологически критической ситуации в Узбекистане. Проведение экономической политики, основанной на идеологии КПСС, привело к хлопковой монокультуре, нанесло ущерб природе и жизни людей. Высохло Аральское море, загрязнены водные ресурсы Амударьи и Сырдарьи, орошаемые земли. Затруднено обеспечение питьевой водой население. Из-за не внимательного отношения к экологическим проблемам ухудшилось уровень социальная жизнь, обострились разного рода заболевания, что привело к негативным последствиям.

Недаром И. А. Каримов отмечал что, нам в наследство досталась экономика «от прошлой советской системы с ее односторонней гипертрофированной сырьевой направленностью, разрушительной монополией на производство хлопка-сырца, примитивной производственной и социальной инфраструктурой и практически самым низким душевым потреблением населения» [2, с. 21.01.2011. http://www.press-service.uz].

Суть экономической политики Центра по отношению к Узбекистану в 1950–80-е годы отличалась стремлением к максимальной эксплуатации природных богатств. Таким образом, если ранее основное внимание было направлено на непрерывное присвоение сырьевой базы сельского хозяйства, то теперь после создания необходимых материально-технических условий, наряду с присвоением сельскохозяйственной продукции, начался процесс присвоения природных ресурсов.

Необоснованность программ планирования размещения и развития производственных сил и вопросов их реформирования с точки зрения экономических законов усилила социально-экономическое и экологическое обострение различных процессов внутри республики. В разработанной комитетом по изучению производительных сил при Госплане СССР в 1983 году «Генеральной схеме размещения производительных сил в СССР в период до 2000 года» особо указано «…превращение проблемы водных ресурсов в важный фактор прогресса и усиление ее роли в антропогенных и производственных факторах охраны окружающей среды в прогнозируемый период». В частности, в этом документе подчеркнуто ухудшение положения использования водных ресурсов в Центральной Азии в 1990-е годы [2, с. ф. 89, оп. 41, д.2, л. 5].

Как следствие непрерывного развития хлопководства в условиях повышения урожайности хлопка в 5,5 раза в период с 1946 по 1985-е годы посевные площади с 841 тысячи гектаров повысились до 1989,8 тысяч гектаров [2, с. 103]. К середине 1980-х годов удельная доля хлопка достигла 75 %, а в некоторых областях и выше. Хотя, согласно общепринятой мировой практике, для восстановления нормального состояния плодородия земель территория посевных площадей не должна превышать 60 %. Однако это не сильно заботило «Центр». В результате Узбекистан под тяжестью политики хлопковой монокультуры в условиях полной мобилизации всех возможностей для повышения урожайности хлопка был вынужден ежегодно выполнять все более возраставшие планы Центра по заготовке хлопкосырца.

Таким образом, возник целый комплекс социально-экономических проблем, обусловленный острыми противоречиями между сформированной по указке Центра системе ведения народного хозяйства и реальными условиями и возможностями экосистем различных территорий республики.

С приходом к руководству республикой И. А. Каримова в конце 1980-х годов, по его инициативе произошли ощутимые изменения в сфере сельского хозяйства. В частности был предпринят ряд шагов по улучшению мелиоративного состояния земель, ликвидации политики монокультуры хлопка. 17 августа 1989 года на расширенном заседании правительства республики под председательством И. А. Каримова в городе Ташкенте был принят указ по выделению населению личных приусадебных участков. В результате в 1989–1990-е годы более 1,5 миллиона семей расширили свои приусадебные участки и 700 тысяч семей получили новые земли под эти участки [2, Б. 12]. Расширение территории приусадебных хозяйств и превращение его в одно из приоритетных направлений аграрной политики создало условие для коренных изменений в сельском хозяйстве. Площадь посевных хлопчатника в 1990 году уменьшилась на 307 тысяч гектар по отношению к 1988 году, а план государственного заказа по производству хлопкового волокна сократился на 210 тысяч тонн [2, с. 237]. К 1991 году площадь хлопчатника уменьшилась на 22 % [2, с. 2]. Таким образом, было положено начало улучшению жизни населения и решению целого ряда социальных проблем.

Республика Узбекистан, получившая свою государственную незавизимость, также унаследовала ряд экологических проблем. В прошлом достижение поставленных экономических задач во многих случаях имело первоочередной характер и определило декларативность и формализм мер по сохранению окружающей среды. В годы независимости в республике основное внимание стало уделяться формированию и защите окружающей среды, благоприятствующей человеческой деятельности и защите здоровья людей.

В результате осуществления масштабных структурных преобразований, сегодня в стране создана система эффективной экологической безопасности, основанной на нормах международной правовой практики, достижениях современной науки, техники и технологии. Эта система экологической безопасности является неотъемлемой частью национальной безопасности Республики Узбекистан. Экологическая политика страны в полном смысле сформировалась как отдельный политический институт. С первых дней независимости уделяется внимание сохранению здоровой экологической среды для нынешнего и будущих поколений. Большой вклад в этом направлении внесли ученые и специалисты различных сфер деятельности, которые провели множество исследований и изысканий.

За годы независимости полностью изменился облик страны из односторонне развитой и ориентированной на сырьевые ресурсы экономики с самым низким уровнем потребления на душу населения и отсталой производственной и социальной инфраструктуры в одну из динамично развивающихся современных экономик, достижения и приоритеты развития которой были озвучены в целях развития Декларации тысячелетия.

Сегодня в республике в целях укрепления основ устойчивого развития осуществляется комплекс мер, направленных на оздоровление социально-экологической ситуации в стране. За годы независимости ощутимо вырос объём инвестиций, направленных на осуществление мероприятий по сохранению природных ресурсов и рационального их использования [2, с. 205]. В результате улучшилось качество окружающей среды на территориях с высоким уровнем опасности для здоровья человека, и экосистема стала более устойчивой. Проводится эффективная работа в регионах Приаралья по оздоровлению экологической ситуации, созданию малых водных бассейнов, по строительству водопровода. За последние 20 лет выброс загрязняющих отходов в атмосферу сократился в 2,1 раз, в 2 раза снизился уровень токсичных вод. В частности, сократился объем выброса ядовитых отходов из важных источников в атмосферу с 1,3 млн тонн до 0,6 млн тонн в год, сток загрязненных вод сократился за год с 394 млн м3 до 119,4 млн м3, образование твердых бытовых отходов в последние 10–12 лет — с 9,51 тонн до 3,98 тонн [2, с. 6]. Выросли посевы зерновых, бобовых, овощей, бахчевых [2, с. 2010. — 28 май]. В настоящее время общая площадь хлопковых посевов не превышает 40 %.

Развиваются национальные заповедники, парки, заказники и экологические центры. С первых лет независимости особое внимание обращалось на сохранение биологического разнообразия. В частности, укреплена материально-техническая база 9 государственных заповедников (общая площадь 2164 км2), 2 национальных парков (6061 км2), 9 заказников (12186,5 км2) и одного Республиканского центра по увеличению количества редких видов животных.

Несмотря на то, что сегодня принимаются меры по сохранению окружающей среды имеется угрозы экологической безопасности страны которые классифицируются по степеням: глобальная, региональная, национальная и местная. Комплекс экологических опасностей и проблем играет важную роль в определении основных стратегических направлений обеспечения экологической безопасности, предотвращения и устранения экологических угроз.

Приоритетными стратегическими направлениями обеспечения экологической безопасности Республики Узбекистан являются:

1.         Рациональное и комплексное использование природных ресурсов, в том числе водных, земельных, минерально-сырьевых, биологических.

2.         Снижение уровня загрязнения окружающей природной среды по всей территории республики до экологогигиенических и санитарных норм.

3.         Принятие комплексных мер по обеспечению локализации, восстановлению и оздоровлению экологического состояния в зоне экологического бедствия — Приаралье, а также в других экологически неблагоприятных территориях страны.

4.         Обеспечение населения республики качественной питьевой водой, продуктами питания, лекарственными средствами.

5.         Внедрение экологически чистых и ресурсосберегающих технологий.

6.         Развитие научно-технического потенциала и использование достижений науки и техники в сфере экологии.

7.         Совершенствование и дальнейшее внедрение экономического механизма регулирования взаимодействия государственных органов различных уровней и природо-пользователей, включение экологических требований в процедуру оценки социально-экономической эффективности принимаемых управленческих решений.

8.         Создание экспериментальных экологических зон устойчивого развития.

9.         Создание единой системы экологического мониторинга, прогноза и информации.

10.     Совершенствование служб контроля и защиты территории республики от трансграничного загрязнения окружающей среды.

11.     Предупреждение и ликвидация последствий экологических катастроф, бедствий, чрезвычайных ситуацийи аварий.

12.     Формирование Центрально азиатской региональной системы экологической безопасности.

13.     Развитие и совершенствование системы экологического образования, культуры и воспитания населения.

14.     Углубление сотрудничества с мировым сообществом в решении экологических проблем.

По мере последовательного и поэтапного осуществления в Узбекистане социально-экономических, общественно-политических реформ в соответствии с избранной страной «Узбекской модели» государственного и общественного строительства на первый план выдвигается задача усиления роли граждан в управлении страной. Сегодня, институты гражданского общества, имеющие в своих рядах свыше 5300 ННО, становятся важным фактором защиты демократических ценностей, прав, свобод и законных интересов людей, а также одним из важнейших элементов обеспечения эффективной обратной связи государства с обществом, выявления отношения людей к проводимым в стране преобразованиям. Они создают условия для реализации гражданами своего потенциала, повышения их общественной, социально-экономической активности, правовой и экологической культуры.

Одним из массовых движением, завоевавшим широкую поддержку общественности, является Экологическое движение Узбекистана (Экодвижение), созданное в 2008 году с целью охраны окружающей среды и здоровья людей.

С учетом глобального характера экологических проблем, значимости для всех слоев населения вопросов охраны окружающей среды, здравоохранения, решение которых является целевыми задачами Экологического движения Узбекистана, в 2008 году в законодательство республики введена норма, предусматривающая предоставление этому движению 15 депутатских мест в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

На сегодняшний день во всех регионах республики успешно действуют подразделения Экодвижения, которые смогли консолидировать потенциал и ресурсы 125 местных экологических ННО, 130 ННО, специализирующихся на вопросах защиты здоровья населения.

Литература:

1.         Выступление Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на пленарном заседании Саммита ООН «Цели развития тысячелетия». 20.09.2010. http://www.press-service.uz/ru/news/show/vistupleniya.

2.         Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании правительства по итогам социально-экономического развития страны в 2010 году и важнейшим приоритетам на 2011 год. 21.01.2011. http://www.press-service.uz/ru/news/show/dokladi.

3.         РГАНИ, ф. 89, оп. 41, д.2, л. 5.

4.         Народное хозяйство Узбекской ССР в 1985 г. Т., 1986. — С. 103.

5.         Каримов И. Ўзбекистон мустақилликка эришиш остонасида. — Тошкент: Ўзбекистон, 2011. -Б. 12.

6.         Народное хозяйство Узбекской ССР в 1990 г. — Ташкент: Узбекистан, 1991. –С.237.

7.         Икрамов А. Поднять эффективность сельской экономики // Сельское хозяйство Узбекистана. –Ташкент, 1991. -№ 7. — С.2.

8.         Ўзбекистон Республикаси йиллик статистик тўплами, 2007. Тошкент, 2008. — Б. 205.

9.         Текущий архив Госкомприроды РУз. Папка № 31: Доклады выступления. Алиханов Б. Атроф-муҳит муҳофазаси — биз учун шарафли меҳнат. 2009. -Б. 6.

10.     Отажонов Ж., Самойлов С. Самара жадал ҳаракат ҳосиласидир // Жамият. — Тошкент, 2010. — 28 май.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle