Автор: Давлетов Санжар Ражаббоевич

Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

Опубликовано в

II международная научная конференция «История и археология» (Пермь, май 2014)

Библиографическое описание:

Давлетов С. Р. Некоторые вопросы экологической истории Узбекистана во второй половине ХХ и начале ХХI века [Текст] // История и археология: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 35-37.

На данном этапе развития человечества мировое сообщество стал беспокоить рост экологических проблем, изменение природной экосистемы, сокращение биологического разнообразия, угроза глобального изменения климата, аварии на промышленных объектах, и как следствие, негативное влияние хозяйственной и другой деятельности на окружающую среду и на здоровье людей. Воздействие человека на природу привело к противоположному влиянию природы на условия существования человека. В результате этого двоякого взаимодействия человека и природы в мире появились многообразные проблемы.

Среди актуальных проблем истории Узбекистана вопрос изучения истории окружающей среды занимает приоритетное место. С научно-практической точки зрения объективность рассмотрения данной проблемы определяется важностью решения програмных задач, особенно в достижении перехода всего человечества к устойчивому развитию. Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов выступая на пленарном заседании Саммита ООН «Цели развития тысячелетия», 20 сентября 2010 года, отметил: «Огромное значение для достижения целей, поставленных Декларацией тысячелетия, особенно в условиях современных аномальных природных изменений, приобретает защита экологии и сохранение окружающей среды» [1, с. 20.09.2010. http://www.press-service.uz].

Действительно, социальная значимость экологических проблем планеты включая исторические особенности всех исследований чётко и ясно предопределяет их экологическую направленность. Вследствии этого экологическая история стала одним из быстро развивающихся направлений современной исторической науки.

Как известно в годы Советской власти в результате неправильной административно-бюрократической политики, ошибочные подходы к размешению и развитию производительных сил стали причиной экологически критической ситуации в Узбекистане. Проведение экономической политики, основанной на идеологии КПСС, привело к хлопковой монокультуре, нанесло ущерб природе и жизни людей. Высохло Аральское море, загрязнены водные ресурсы Амударьи и Сырдарьи, орошаемые земли. Затруднено обеспечение питьевой водой население. Из-за не внимательного отношения к экологическим проблемам ухудшилось уровень социальная жизнь, обострились разного рода заболевания, что привело к негативным последствиям.

Недаром И. А. Каримов отмечал что, нам в наследство досталась экономика «от прошлой советской системы с ее односторонней гипертрофированной сырьевой направленностью, разрушительной монополией на производство хлопка-сырца, примитивной производственной и социальной инфраструктурой и практически самым низким душевым потреблением населения» [2, с. 21.01.2011. http://www.press-service.uz].

Суть экономической политики Центра по отношению к Узбекистану в 1950–80-е годы отличалась стремлением к максимальной эксплуатации природных богатств. Таким образом, если ранее основное внимание было направлено на непрерывное присвоение сырьевой базы сельского хозяйства, то теперь после создания необходимых материально-технических условий, наряду с присвоением сельскохозяйственной продукции, начался процесс присвоения природных ресурсов.

Необоснованность программ планирования размещения и развития производственных сил и вопросов их реформирования с точки зрения экономических законов усилила социально-экономическое и экологическое обострение различных процессов внутри республики. В разработанной комитетом по изучению производительных сил при Госплане СССР в 1983 году «Генеральной схеме размещения производительных сил в СССР в период до 2000 года» особо указано «…превращение проблемы водных ресурсов в важный фактор прогресса и усиление ее роли в антропогенных и производственных факторах охраны окружающей среды в прогнозируемый период». В частности, в этом документе подчеркнуто ухудшение положения использования водных ресурсов в Центральной Азии в 1990-е годы [2, с. ф. 89, оп. 41, д.2, л. 5].

Как следствие непрерывного развития хлопководства в условиях повышения урожайности хлопка в 5,5 раза в период с 1946 по 1985-е годы посевные площади с 841 тысячи гектаров повысились до 1989,8 тысяч гектаров [2, с. 103]. К середине 1980-х годов удельная доля хлопка достигла 75 %, а в некоторых областях и выше. Хотя, согласно общепринятой мировой практике, для восстановления нормального состояния плодородия земель территория посевных площадей не должна превышать 60 %. Однако это не сильно заботило «Центр». В результате Узбекистан под тяжестью политики хлопковой монокультуры в условиях полной мобилизации всех возможностей для повышения урожайности хлопка был вынужден ежегодно выполнять все более возраставшие планы Центра по заготовке хлопкосырца.

Таким образом, возник целый комплекс социально-экономических проблем, обусловленный острыми противоречиями между сформированной по указке Центра системе ведения народного хозяйства и реальными условиями и возможностями экосистем различных территорий республики.

С приходом к руководству республикой И. А. Каримова в конце 1980-х годов, по его инициативе произошли ощутимые изменения в сфере сельского хозяйства. В частности был предпринят ряд шагов по улучшению мелиоративного состояния земель, ликвидации политики монокультуры хлопка. 17 августа 1989 года на расширенном заседании правительства республики под председательством И. А. Каримова в городе Ташкенте был принят указ по выделению населению личных приусадебных участков. В результате в 1989–1990-е годы более 1,5 миллиона семей расширили свои приусадебные участки и 700 тысяч семей получили новые земли под эти участки [2, Б. 12]. Расширение территории приусадебных хозяйств и превращение его в одно из приоритетных направлений аграрной политики создало условие для коренных изменений в сельском хозяйстве. Площадь посевных хлопчатника в 1990 году уменьшилась на 307 тысяч гектар по отношению к 1988 году, а план государственного заказа по производству хлопкового волокна сократился на 210 тысяч тонн [2, с. 237]. К 1991 году площадь хлопчатника уменьшилась на 22 % [2, с. 2]. Таким образом, было положено начало улучшению жизни населения и решению целого ряда социальных проблем.

Республика Узбекистан, получившая свою государственную незавизимость, также унаследовала ряд экологических проблем. В прошлом достижение поставленных экономических задач во многих случаях имело первоочередной характер и определило декларативность и формализм мер по сохранению окружающей среды. В годы независимости в республике основное внимание стало уделяться формированию и защите окружающей среды, благоприятствующей человеческой деятельности и защите здоровья людей.

В результате осуществления масштабных структурных преобразований, сегодня в стране создана система эффективной экологической безопасности, основанной на нормах международной правовой практики, достижениях современной науки, техники и технологии. Эта система экологической безопасности является неотъемлемой частью национальной безопасности Республики Узбекистан. Экологическая политика страны в полном смысле сформировалась как отдельный политический институт. С первых дней независимости уделяется внимание сохранению здоровой экологической среды для нынешнего и будущих поколений. Большой вклад в этом направлении внесли ученые и специалисты различных сфер деятельности, которые провели множество исследований и изысканий.

За годы независимости полностью изменился облик страны из односторонне развитой и ориентированной на сырьевые ресурсы экономики с самым низким уровнем потребления на душу населения и отсталой производственной и социальной инфраструктуры в одну из динамично развивающихся современных экономик, достижения и приоритеты развития которой были озвучены в целях развития Декларации тысячелетия.

Сегодня в республике в целях укрепления основ устойчивого развития осуществляется комплекс мер, направленных на оздоровление социально-экологической ситуации в стране. За годы независимости ощутимо вырос объём инвестиций, направленных на осуществление мероприятий по сохранению природных ресурсов и рационального их использования [2, с. 205]. В результате улучшилось качество окружающей среды на территориях с высоким уровнем опасности для здоровья человека, и экосистема стала более устойчивой. Проводится эффективная работа в регионах Приаралья по оздоровлению экологической ситуации, созданию малых водных бассейнов, по строительству водопровода. За последние 20 лет выброс загрязняющих отходов в атмосферу сократился в 2,1 раз, в 2 раза снизился уровень токсичных вод. В частности, сократился объем выброса ядовитых отходов из важных источников в атмосферу с 1,3 млн тонн до 0,6 млн тонн в год, сток загрязненных вод сократился за год с 394 млн м3 до 119,4 млн м3, образование твердых бытовых отходов в последние 10–12 лет — с 9,51 тонн до 3,98 тонн [2, с. 6]. Выросли посевы зерновых, бобовых, овощей, бахчевых [2, с. 2010. — 28 май]. В настоящее время общая площадь хлопковых посевов не превышает 40 %.

Развиваются национальные заповедники, парки, заказники и экологические центры. С первых лет независимости особое внимание обращалось на сохранение биологического разнообразия. В частности, укреплена материально-техническая база 9 государственных заповедников (общая площадь 2164 км2), 2 национальных парков (6061 км2), 9 заказников (12186,5 км2) и одного Республиканского центра по увеличению количества редких видов животных.

Несмотря на то, что сегодня принимаются меры по сохранению окружающей среды имеется угрозы экологической безопасности страны которые классифицируются по степеням: глобальная, региональная, национальная и местная. Комплекс экологических опасностей и проблем играет важную роль в определении основных стратегических направлений обеспечения экологической безопасности, предотвращения и устранения экологических угроз.

Приоритетными стратегическими направлениями обеспечения экологической безопасности Республики Узбекистан являются:

1.         Рациональное и комплексное использование природных ресурсов, в том числе водных, земельных, минерально-сырьевых, биологических.

2.         Снижение уровня загрязнения окружающей природной среды по всей территории республики до экологогигиенических и санитарных норм.

3.         Принятие комплексных мер по обеспечению локализации, восстановлению и оздоровлению экологического состояния в зоне экологического бедствия — Приаралье, а также в других экологически неблагоприятных территориях страны.

4.         Обеспечение населения республики качественной питьевой водой, продуктами питания, лекарственными средствами.

5.         Внедрение экологически чистых и ресурсосберегающих технологий.

6.         Развитие научно-технического потенциала и использование достижений науки и техники в сфере экологии.

7.         Совершенствование и дальнейшее внедрение экономического механизма регулирования взаимодействия государственных органов различных уровней и природо-пользователей, включение экологических требований в процедуру оценки социально-экономической эффективности принимаемых управленческих решений.

8.         Создание экспериментальных экологических зон устойчивого развития.

9.         Создание единой системы экологического мониторинга, прогноза и информации.

10.     Совершенствование служб контроля и защиты территории республики от трансграничного загрязнения окружающей среды.

11.     Предупреждение и ликвидация последствий экологических катастроф, бедствий, чрезвычайных ситуацийи аварий.

12.     Формирование Центрально азиатской региональной системы экологической безопасности.

13.     Развитие и совершенствование системы экологического образования, культуры и воспитания населения.

14.     Углубление сотрудничества с мировым сообществом в решении экологических проблем.

По мере последовательного и поэтапного осуществления в Узбекистане социально-экономических, общественно-политических реформ в соответствии с избранной страной «Узбекской модели» государственного и общественного строительства на первый план выдвигается задача усиления роли граждан в управлении страной. Сегодня, институты гражданского общества, имеющие в своих рядах свыше 5300 ННО, становятся важным фактором защиты демократических ценностей, прав, свобод и законных интересов людей, а также одним из важнейших элементов обеспечения эффективной обратной связи государства с обществом, выявления отношения людей к проводимым в стране преобразованиям. Они создают условия для реализации гражданами своего потенциала, повышения их общественной, социально-экономической активности, правовой и экологической культуры.

Одним из массовых движением, завоевавшим широкую поддержку общественности, является Экологическое движение Узбекистана (Экодвижение), созданное в 2008 году с целью охраны окружающей среды и здоровья людей.

С учетом глобального характера экологических проблем, значимости для всех слоев населения вопросов охраны окружающей среды, здравоохранения, решение которых является целевыми задачами Экологического движения Узбекистана, в 2008 году в законодательство республики введена норма, предусматривающая предоставление этому движению 15 депутатских мест в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

На сегодняшний день во всех регионах республики успешно действуют подразделения Экодвижения, которые смогли консолидировать потенциал и ресурсы 125 местных экологических ННО, 130 ННО, специализирующихся на вопросах защиты здоровья населения.

Литература:

1.         Выступление Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на пленарном заседании Саммита ООН «Цели развития тысячелетия». 20.09.2010. http://www.press-service.uz/ru/news/show/vistupleniya.

2.         Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании правительства по итогам социально-экономического развития страны в 2010 году и важнейшим приоритетам на 2011 год. 21.01.2011. http://www.press-service.uz/ru/news/show/dokladi.

3.         РГАНИ, ф. 89, оп. 41, д.2, л. 5.

4.         Народное хозяйство Узбекской ССР в 1985 г. Т., 1986. — С. 103.

5.         Каримов И. Ўзбекистон мустақилликка эришиш остонасида. — Тошкент: Ўзбекистон, 2011. -Б. 12.

6.         Народное хозяйство Узбекской ССР в 1990 г. — Ташкент: Узбекистан, 1991. –С.237.

7.         Икрамов А. Поднять эффективность сельской экономики // Сельское хозяйство Узбекистана. –Ташкент, 1991. -№ 7. — С.2.

8.         Ўзбекистон Республикаси йиллик статистик тўплами, 2007. Тошкент, 2008. — Б. 205.

9.         Текущий архив Госкомприроды РУз. Папка № 31: Доклады выступления. Алиханов Б. Атроф-муҳит муҳофазаси — биз учун шарафли меҳнат. 2009. -Б. 6.

10.     Отажонов Ж., Самойлов С. Самара жадал ҳаракат ҳосиласидир // Жамият. — Тошкент, 2010. — 28 май.

Основные термины: окружающей среды, экологических проблем, экологической безопасности, охраны окружающей среды, сохранению окружающей среды, Республики Узбекистан, половине xix, безопасности Республики Узбекистан, производительных сил, Похожая статья, территории республики, обеспечения экологической безопасности, годы независимости, природных ресурсов, повышения урожайности хлопка, рост экологических проблем, населения республики качественной, экологических проблем планеты, истории окружающей среды, экологической истории Узбекистана

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle