О некоторых проблемах антикризисного управления на предприятиях туристско-гостиничной индустрии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чернышев, Д. А. О некоторых проблемах антикризисного управления на предприятиях туристско-гостиничной индустрии / Д. А. Чернышев. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Москва : РИОР, 2011. — С. 223-226. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/80/ (дата обращения: 26.04.2024).


В Москве с 2003 г. успешно функционирует ОАО «Учебно-тренинговая гостиница», которое было создано Распоряжением Правительства Москвы № 44 – РП от 15 января 2003 г. Предприятие работает, как обычная гостиница, но дополнительно на ее материально-технической базе проходит профессиональная переподготовка, повышение квалификации специалистов туристских и гостиничных организаций города Москвы, производственная практика студентов учебных заведений, специализирующихся на подготовке кадров для индустрии гостеприимства. В туристско-гостиничном комплексе города трудится около 25 тысяч человек и вопросы качественной подготовки кадров постоянно находятся в центре внимания городских структур. Следует отметить, что в Москве более 100 учебных заведений занимаются подготовкой специалистов для индустрии гостеприимства и их число постоянно растет.

Несмотря на серьезную работу, проводимую сотрудниками гостиницы по подготовке кадров для туристско-гостиничной индустрии города, важным направлением их деятельности является выполнение производственных планов, установленных Советом директоров ОАО «Учебно – тренинговая гостиница». Основным видом деятельности Акционерного общества, как отмечено в Уставе, является деятельность по оказанию услуг размещения, предоставление собственных нежилых помещений в аренду под офисы, что в целом обеспечивает финансовую самостоятельность гостиницы и позволяет осуществлять учебно-тренинговый процесс. Ниже приводятся данные о работе гостиницы, как акционерного общества.

Выручка гостиницы составила:

в 2005 г. – 13 млн. 231 тыс. рублей;

в 2006 г. – 47 млн. 56 тыс. рублей;

в 2007 г. – 62 млн. 863 тыс. рублей;

в 2008 г. – 73 млн. 124 тыс. рублей.

Чистая прибыль:

в 2006 г. – 2 млн. 431 тыс. рублей;

в 2007 г. – 2 млн. 707 тыс. рублей;

в 2008 г. – 2 млн. 959 тыс. рублей.

По итогам 2006 г. городу выплачено дивидендов – 1 млн. 216 тыс. рублей.

По итогам 2007 г. городу выплачено дивидендов – 1 млн. 354 тыс. рублей.

По итогам 2008 г. городу выплачено дивидендов – 1 млн. 479 тыс. рублей.

В 2009 г. гостиница работала без убытков, дав незначительную прибыль.

Таблица 1

Структура и объем выпускаемой продукции (работ, услуг) в денежном выражении в динамике за 2006 – 2008 гг.

п/п

Наименование работ, услуг

Обороты за период, руб.

2006 год

2007 год

2008 год

1.

Предоставление помещений в аренду, в т.ч.:

10 945 091,83

15 479 278,31

19 598 190,95

 

телефонные переговоры

154 934,93

184 725,15

144 747,06

2.

Вознаграждение по договору поручения

125 182,42

36 747,82

14 359,78

3.

Гостиничные услуги, в т.ч.:

44 256 114,96

58 367 196,09

66 377 594,43

 

бронь

1 291 553,75

1 419 792,50

1 381 700,00

 

доп. гост. услуги

11 680,00

20 470,00

13 270,00

 

завтраки

1 933 160,00

1 936 740,00

1 695 000,00

 

проживание

40 959 661,21

54 953 453,59

63 274 864,43

 

телефонные карты

60 060,00

36 740,00

12 760,00

4.

Образовательные услуги

199 600,00

295 600,00

295 600,00

 

Итого

55 525 989,21

74 178 822,22

86 285 745,16

Следует отметить, что в 2008 – 2009 гг. в связи с кризисными явлениями, наблюдавшимися в экономике, в гостинице сократилось количество размещенных гостей, а так же наблюдался отток арендаторов.

Таблица 2

Загрузка ОАО «Учебно-тренинговая гостиница» в 2005 – 2009 гг.

Месяц

2005 г.

(% загрузки)

2006 г.

(% загрузки)

2007 г.

(% загрузки)

2008 г.

(% загрузки)

2009 г.

(% загрузки

Январь

32,58

53,09

48,16

49,43

24,56

Февраль

59,09

65,67

78,15

75,42

61,69

Март

54,78

66,90

72,33

72,12

49,17

I квартал

48,63

62,16

66,48

65,57

43,60

Апрель

68,29

65,28

81,24

81,82

55,07

Май

56,44

59,40

64,62

66,16

50,49

Июнь

67,49

53,74

56,88

65,01

29,81

II квартал

63,88

61,22

67,51

70,57

44,38

Полугодие

56,39

61,72

66,91

68,11

44,21

Июль

54,63

54,56

54,75

47,50

29,76

Август

56,49

63,39

65,64

49,16

29,02

Сентябрь

70,81

76,79

74,02

81,94

63,12

III квартал

60,13

64,83

64,27

58,55

40,63

Октябрь

69,58

85,06

85,04

90,22

59,52

Ноябрь

64,90

82,39

81,71

73,28

48,06

Декабрь

54,12

55,45

66,32

71,36

55,62

IV квартал

63,40

74,66

77,74

77,64

54,28

Год

62,72

65,64

68,82

68,21

45,71

Из таблицы 2 видно, что загрузка гостиницы в 2009 г. резко снизилась, по сравнению, с 2007-2008 гг. Несомненно, это сказалось на полученной прибыли предприятия. Автор статьи, работая в гостинице, участвовал в подготовке различных аналитических материалов для Департамента имущества г. Москвы, т.к. 100% акций предприятия находились в собственности г. Москвы. Резкое уменьшение выручки объяснялось следующими причинами:

  • снижен туристический поток (въездной и внутрироссийский), так как значительная часть гостей, поселяющихся в гостинице, прибывает в Москву со служебными целями, и, с их слов, известно, что организации, направляющие работников в командировки, оптимизируя расходы в условиях экономической нестабильности, значительно снижают интенсивность поездок сотрудников;

  • сократились сроки пребывания гостей;

  • снизилось количество тургрупп;

  • снизился объем заявок на размещение гостей на ближайшие месяцы (основная часть гостей приезжает, не бронируя номера заранее);

  • уменьшены доходы от предоставления дополнительных услуг;

  • снижены цены на гостиничные услуги (предприятие не имеет возможности увеличить стоимость услуг, чтобы быть конкурентноспособным, так как гостиничные предприятия, работающие на территории Северо-Восточного административного округа г. Москвы и предоставляющие услуги в «бюджетном» сегменте рынка (например, гостиницы «Байкал», «Турист» и другие аналогичные), значительно снизили цены на гостиничные услуги);

  • нестабильная ситуация на рынке недвижимости (уход, смена арендаторов, низкие цены на аренду – гостиница вынуждены снижать стоимость аренды, чтобы соответствовать ставкам, действующим на рынке недвижимости, и не растерять оставшихся арендаторов).

В гостинице была разработана антикризисная программа, в ее подготовке участвовал автор статьи. Ниже приводятся «Основные направления антикризисной программы на 2009 год ОАО «Учебно-тренинговая гостиница»:

  1. Ежедневный мониторинг заполняемости гостиницы, анализ причин отказов от поселений и аннуляций ранее забронированных мест.

  2. Осуществлять систематический анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности гостиницы. Еженедельно подводить по оперативным данным итоги доходов и расходов предприятия.

  3. Расширение перечня туристических фирм, заинтересованных в размещении своих клиентов. Оформление договорных отношений с вновь привлекаемыми турфирмами.

  4. Инициативный выход непосредственно на оргкомитеты выставок, конференций и других коллективных мероприятий с целью предложения гостиничных услуг.

  5. Проведение гибкой ценовой политики гостиницы, введение тарифа выходного дня, разнообразных скидок на группы, на длительность проживания и другие виды бонусных программ, направленных на поддержание спроса на гостиничные услуги.

  6. Продвижение корпоративного сайта гостиницы www.education-hotel.ru.

  7. Размещение информации о гостинице на сайтах международных систем бронирования и турфирм, специализирующихся на въездном туризме.

  8. Целенаправленная рассылка информации о деятельности гостиницы на предприятия СНГ.

  9. Участие предприятия в едином стенде гостиниц Москвы на международных туристических биржах, выставках и ярмарках.

  10. Размещение информационного материала о гостинице в адресно-телефонных справочниках («Бизнес Адрес», «Адрес Москва», «Все отели России» и пр.).

  11. Введение в практику гостиницы расширенного перечня дополнительных и сопутствующих платных услуг. Это будет направлено как на повышение привлекательности гостиницы, так и на увеличение доходов предприятия.

  12. Принять меры по максимально возможной экономии статей прямых и непроизводственных расходов в составе себестоимости услуг (телефонная и мобильная связь, подписные периодические издания, затраты на содержание учебных помещений, оргтехники и т.д.).

  13. Снизить до разумно допустимых размеров затраты на обновление инвентаря, имущества, техники, предметов мебели, оборудования, постельного белья и принадлежностей, штор и т.д. в гостиничных номерах.

  14. Приостановить ранее намечавшиеся работы по капитальному ремонту гостиничных номеров и служебных помещений. По возможности обходиться легким косметическим ремонтом.

  15. Разработать программу экономии фонда заработной платы и, как следствие, начислений на него. Достижение указанной цели возможно по следующим направлениям:

  • сокращение общей численности работающих в гостинице сотрудников;

  • предоставление внеочередных неоплачиваемых отпусков части персонала предприятия;

  • ограничение роста должностных окладов у сотрудников, продолжающих трудовую деятельность.

  1. Организовать финансовое планирование сроком на один месяц вперед. Для этого разрабатывать кризисный бюджет гостиницы, финансовое прогнозирование результатов хозяйственной деятельности, детальный анализ дебиторской и кредиторской задолженности.

  2. Обеспечить ежедневную информацию о состоянии финансов гостиницы, контроль поступления денег в банк от клиентов, проживающих по безналичному расчету.

  3. Принять меры по строжайшей экономии энергоресурсов, затрат на освещение, отопление, холодное и горячее водоснабжение.

  4. В настоящее время в гостинице сформирована постоянно действующая рабочая комиссия по выработке и применению мер, направленных на преодоление кризисных явлений. Состав этой комиссии: генеральный директор (председатель), главный бухгалтер, первый заместитель генерального директора, коммерческий директор.

Примечание:

  • в настоящих условиях кризисных ожиданий руководство предприятия сконцентрирует особое внимание на обеспечении выручки, доходов предприятия. Будет направлять все усилия на их сохранение и минимизирование потерь. Следующим направлением работы администрации гостиницы будет последовательная работа по оптимизации расходов и затрат.

  • Совершенно очевидно, что в каждый конкретный период времени (в режиме текущего дня) руководством гостиницы будут приниматься решения, соответствующие обстановке, внешним факторам. В этой связи, антикризисная программа и, соответственно, действия гостиницы будут постоянно совершенствоваться, уточняться и видоизменяться, подчиняясь развитию ситуации, как в экономике города, так и в гостиничной отрасли.

Вопросы управления гостиницей в условиях нестабильной экономики постоянно обсуждались на рабочих совещаниях руководителей подразделений, с учетом производственной деятельности предприятия, вносились необходимые изменения и дополнения. Ход выполнения антикризисного плана анализировался на регулярных совещаниях топ-менеджеров гостиницы, вносились необходимые коррективы с учетом ситуации на рынке гостиничных услуг. Каждый день поступала информация по экономике и состоянию дел в трудовом коллективе. Руководство гостиницы ежеквартально отчитывалось перед мэрией Москвы о ходе выполнения антикризисного плана. Ниже приводится один из таких отчетов, в подготовке которого принимал участие автор статьи.

ОАО «Учебно-тренинговая гостиница» докладывает о выполнении плана антикризисных мероприятий за 9 месяцев 2009 года.

В гостинице действует рабочая комиссия по выработке и применению мер, направленных на преодоление кризисных явлений. Комиссия особое внимание уделяет вопросам обеспечения выручки, а также оптимизации расходов и затрат.

В практическом плане в гостинице выполнялись следующие мероприятия.

  1. Проводится ежедневный мониторинг заполняемости гостиницы, анализ причин отказа от поселений и аннуляций ранее забронированных мест.

  2. Анализируются результаты финансово-хозяйственной деятельности гостиницы. По оперативным данным еженедельно подводятся итоги доходов и расходов предприятия.

  3. Оформлены на текущий год договорные отношения с туристическими фирмами для размещения их клиентов в гостинице. Привлечены к сотрудничеству новые туристические фирмы.

  4. Установлен контакт непосредственно с оргкомитетами выставок, конференций и других коллективных мероприятий с целью предложения гостиничных услуг.

  5. Проводится гибкая ценовая политика. В гостинице введены: тариф выходного дня, разнообразные скидки (на группы, на длительность проживания) и другие виды бонусных программ, направленные на поддержание спроса на гостиничные услуги.

  6. В период минимальной загрузки расселение гостей идет на специально выделенных этажах, свободный этаж «замораживается», что позволяет сокращать производственные расходы.

  7. Поддерживается корпоративный сайт гостиницы www.education-hotel.ru

  8. Информация о гостинице размещалась на сайтах международных систем бронирования и турфирм, специализирующихся на въездном туризме.

  9. Выполняется целенаправленная рассылка информации о деятельности гостиницы на предприятия стран СНГ.

  10. Гостиница принимала участие в едином стенде гостиниц Москвы на международных туристических выставках.

  11. Информационный материал о гостинице размещался в адресно-телефонных справочниках («Бизнес Адрес», «Адрес Москва», «Все отели России» и пр.).

  12. В практику гостиницы введен расширенный перечень дополнительных и сопутствующих платных услуг. Это направлено как на повышение привлекательности гостиницы, так и на увеличение доходов предприятия.

  13. Приняты меры по максимально возможной экономии статей прямых и непроизводственных расходов в составе себестоимости услуг (телефонная и мобильная связь, подписные периодические издания, затраты на содержание учебных помещений, оргтехники и т.д.).

  14. Снижены до разумно допустимых размеров затраты на обновление инвентаря, имущества, техники, предметов мебели, оборудования, постельного белья и принадлежностей, штор и т.д. в гостиничных номерах.

  15. Отложены ранее намечавшиеся работы по капитальному ремонту гостиничных номеров и служебных помещений. При необходимости проводится легкий косметический ремонт.

  16. Организовано финансовое планирование предприятия сроком на один месяц вперед. Для этого определяется кризисный бюджет гостиницы, финансовое прогнозирование результатов хозяйственной деятельности, детальный анализ дебиторской и кредиторской задолженности.

  17. На основе ежедневной информации о состоянии финансов гостиницы проводится контроль поступления денег в банк от клиентов, проживающих по безналичному расчету.

  18. Приняты меры по строжайшей экономии энергоресурсов, затрат на освещение, отопление, холодное и горячее водоснабжение.

Следует отметить, что антикризисное управление гостиницей способствовало обеспечению получения выручки, доходов предприятия, оптимизировались расходы, исключались финансовые потери, полностью сохранен гостиничный номерной фонд. При этом выполнялась важнейшая задача: сохранение квалифицированных кадров сотрудников. В гостинице сокращение персонала не проводилось, обеспечивались в полном объеме социальные гарантии членам трудового коллектива. Антикризисная программа и, соответственно, действия администрации гостиницы постоянно совершенствовались, уточнялись и видоизменялись, подчиняясь развитию ситуации, как в экономике города, так и в гостиничной отрасли. Кроме того, была успешно выполнена задача по практической подготовке кадров для индустрии гостеприимства на материально-технической базе предприятия. В учебно-тренинговой гостинице постоянно бывали преподаватели московских учебных заведений, готовящих кадры для туристско-гостиничной отрасли, приезжали делегации региональных средств размещения для ознакомления с опытом работы коллектива предприятия в условиях посткризисного периода, особенностями практической подготовки кадров для турфирм и гостиниц.


Основные термины (генерируются автоматически): гостиница, Москва, услуга, учебно-тренинговая гостиница, антикризисная программа, индустрия гостеприимства, рубль, акционерное общество, антикризисный план, безналичный расчет.

Похожие статьи

Гостиничная индустрия как комплексная составляющая...

Основные термины (генерируются автоматически): услуга, индустрия гостеприимства, гостиничная услуга, широкий спектр, общественное питание

система качества, гостиничное предприятие, гостиница, оценка, ГОСТ Р, москва, III, предприятие, качество услуг, услуга.

Особенности современного корпоративного управления...

корпоративное управление, Москва, Гостиничная компания, Распоряжение Правительства Москвы, предприятие индустрии гостеприимства, открытое акционерное общество, различная...

Современные методы управления доходами предприятий...

Учитывая особенности гостиничных услуг становится невозможным использование

Гостиницы пытаются огородить спрос путем создания определенных условий того, что

Виноградова М. В. Бизнес-планирование в индустрии гостеприимства: учебное пособие / М...

Перспективы внедрения инновационных методов управления...

В статье рассматриваются инновационные технологии и методы управления в разрезе ключевых аспектов внедрения применительно к индустрии гостеприимства и туризма, приведено теоретическое обоснование термина «инновация», рассмотрены основные положения ученых...

Финансово-оздоровительная стратегия предприятия в условиях...

Финансовая стратегия является генеральным планом действий по работе с денежными средствами.

Создание непрофильных услуг — обучение, консалтинг и т. д.

Покрытан П. А. Теория антикризисного управления: учебно-практическое пособие / Покрытан П. А. — М.: Изд.

Сетевая организация бизнеса как фактор повышения...

Большинство представленных в России гостиниц зарубежных брендов функционируют в Москве (38

В настоящее время индустрия гостеприимства характеризуется высокой степенью

Развитие основных и дополнительных услуг (создание и внедрение различных программ...

Качество услуг индустрии гостеприимства и его оценка

11. Оцениваются дополнительные услуги гостиницы, такие как: работа библиотеки, бассейна, сауны

Расчет весовых коэффициентов качества туристских услуг.

услуга, индустрия гостеприимства, гостиничная услуга, широкий спектр, общественное питание, гостиничное...

Повышение эффективности работы предприятия в период...

Являясь частью туристско-рекреационной системы и индустрии гостеприимства

Доля услуг гостиниц вобщем объеме оказанных платных услуг населению,% 2006 г. 2 798,9.

3. Повышение качества сервиса. 4. Внедрение долгосрочных программ лояльности.

Анализ рынка гостиничных предприятий Москвы за три квартала...

Ключевые слова: индустрия гостеприимства, hospitality, средства размещения

Также в настоящее время возникают трудности с справедливой стоимостью гостиниц [10]. Отличительной особенностью рынка гостиничных услуг г. Москвы является то, что значимые...

Похожие статьи

Гостиничная индустрия как комплексная составляющая...

Основные термины (генерируются автоматически): услуга, индустрия гостеприимства, гостиничная услуга, широкий спектр, общественное питание

система качества, гостиничное предприятие, гостиница, оценка, ГОСТ Р, москва, III, предприятие, качество услуг, услуга.

Особенности современного корпоративного управления...

корпоративное управление, Москва, Гостиничная компания, Распоряжение Правительства Москвы, предприятие индустрии гостеприимства, открытое акционерное общество, различная...

Современные методы управления доходами предприятий...

Учитывая особенности гостиничных услуг становится невозможным использование

Гостиницы пытаются огородить спрос путем создания определенных условий того, что

Виноградова М. В. Бизнес-планирование в индустрии гостеприимства: учебное пособие / М...

Перспективы внедрения инновационных методов управления...

В статье рассматриваются инновационные технологии и методы управления в разрезе ключевых аспектов внедрения применительно к индустрии гостеприимства и туризма, приведено теоретическое обоснование термина «инновация», рассмотрены основные положения ученых...

Финансово-оздоровительная стратегия предприятия в условиях...

Финансовая стратегия является генеральным планом действий по работе с денежными средствами.

Создание непрофильных услуг — обучение, консалтинг и т. д.

Покрытан П. А. Теория антикризисного управления: учебно-практическое пособие / Покрытан П. А. — М.: Изд.

Сетевая организация бизнеса как фактор повышения...

Большинство представленных в России гостиниц зарубежных брендов функционируют в Москве (38

В настоящее время индустрия гостеприимства характеризуется высокой степенью

Развитие основных и дополнительных услуг (создание и внедрение различных программ...

Качество услуг индустрии гостеприимства и его оценка

11. Оцениваются дополнительные услуги гостиницы, такие как: работа библиотеки, бассейна, сауны

Расчет весовых коэффициентов качества туристских услуг.

услуга, индустрия гостеприимства, гостиничная услуга, широкий спектр, общественное питание, гостиничное...

Повышение эффективности работы предприятия в период...

Являясь частью туристско-рекреационной системы и индустрии гостеприимства

Доля услуг гостиниц вобщем объеме оказанных платных услуг населению,% 2006 г. 2 798,9.

3. Повышение качества сервиса. 4. Внедрение долгосрочных программ лояльности.

Анализ рынка гостиничных предприятий Москвы за три квартала...

Ключевые слова: индустрия гостеприимства, hospitality, средства размещения

Также в настоящее время возникают трудности с справедливой стоимостью гостиниц [10]. Отличительной особенностью рынка гостиничных услуг г. Москвы является то, что значимые...