Библиографическое описание:

Сазонова Ж. В. Инновационная деятельность вуза в контексте корпоративной культуры [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. II. — М.: РИОР, 2011. — С. 128-131.

Университет представляет собой сложное в управлении учреждение, который включает в себя учебный процесс, научно-практические исследования, организацию и реализацию инновационных проектов в образовании, а также рекламную и маркетинговую деятельность. Высшее учебное заведение имеет разветвленную филиальную структуру, с постоянно меняющимся штатом сотрудников и студентов. Постоянно взаимодействуя со студентами, своими коллегами, абитуриентами, представителями бизнеса, а также с другими вузами университет осуществляет обмен информацией с внешней средой. В современных рыночных условиях развитие вуза напрямую зависит от его организационной структуры. В связи с этим актуальным является разработка системы управления внутренними и внешними процессами в условиях открытого информационного-образовательного пространства, а также обеспечение генерации новых идей, знаний и технологий. Университет – это инновационная структура. Разработка и использование новых образовательных технологий и подходов являются неотъемлемой частью его жизнедеятельности [5,18].

Одним из основных компонентов организационной структуры вуза является корпоративная культура. Потребность изучения корпоративной культуры вуза обусловлена тем, что на данный момент происходящие в стране изменения в системе образования оказывают непосредственное влияние на деятельность высших учебных заведений, что обуславливает решение проблем повышения конкурентоспособности, сохранения и транслирования культурных ценностей и традиций, необходимость решения задач по развитию науки и образования и многие другие.

Корпоративная культура вуза определяет все виды деятельности и взаимоотношения в внутри него и с внешней средой, его репутацию, внешний образ. Корпоративная культура - это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды[4,64].

Экономический фактор обуславливает приток в корпоративной культуре новых ценностей и норм, адекватных времени, носителями которых являются молодые преподаватели; оказывает влияние на повышение престижности профессии в глазах общества; непосредственно влияет на такие нормы корпоративной культуры вуза, как постоянное повышение преподавателями профессионального уровня и т.п.

На современном этапе развития в обществе главную роль играют знания, IT технологии, инновационные технологии, инновационная организация различных видов деятельности. Ключевые позиции в этой сфере занимают кадры и их подготовка.

Процесс подготовки кадров требует соответствующих изменений роли, подходов и методов управления инновационной научно-образовательной деятельностью современных университетов для соответствия их с реальными темпами экономического развития [1,34].

Инновационная деятельность вуза представляет собой системное, качественное изменение учреждения высшего профессионального образования в результате целенаправленной разработки и внедрения новшеств в учебный, научный и воспитательный процесс вуза. Целями управления являются развитие творческих способностей обучаемых, подготовка специалистов высокого класса, а также создание наукоемких технологий, внедрение этих технологий в жизнь. Очень часто менталитет русского человека противоборствует разработке и внедрению различных нововведений, инноваций в учебном, научном и образовательном процессах. Решением такого рода конфликтов и является преобразование корпоративной культуры в вузе.

Основными функциями корпоративной культуры в высшем учебном заведении являются:[7,10]

  • Определение ценностно-смысловых установок (формирование стратегии поведения)

  • Конструирование неформальных коммуникаций (налаживание межличностных связей, формирование среды общения работников)

  • Формирование стимулов и мотиваций деятельности

  • Социальная дифференциация и интеграция

  • Самоуправление и саморегулирование (формирование и транслирование норм поведения, порядок действий, механизмы взаимодействия участников)

Корпоративная культура является фундаментом и основой формирования подготовки людей к смене обстановки при переходе на новый этап развития. Корпоративная культура определяет поведение коллектива организации и каждой отдельной личности, взаимодействие организации с внешним окружением, её устойчивость, эффективность решения организацией своих задач и достижения поставленных ею целей.

Корпоративная культура вуза – это совокупность базовых предположений, ценностных ориентаций, ожиданий, норм, символики, традиций и других непреходящих ценностей, лежащих в основе всех внутривузовских отношений, в том числе между студентами и преподавателями[3,47].

Вузовская организационная культура станет совершеннее, если будет меняться, сокращая клановые и бюрократические компоненты в сторону наращивания рыночных и адхократических компонентов.

«Клановость снижает ориентированность во внешней среде, что негативно сказывается на конкурентоспособности вузов. Различия в корпоративной культуре образовательных учреждений могут рассматриваться, как барьер при трудоустройстве выпускников, и как фактор, затрудняющий специализацию выпускника на предприятии». Очевидно то, что для развития вузов в инновационном направлении необходимо ее изменение в нужном направлении.

Одним из направлений является создание единого информационного пространства, преодоление информационной разобщенности аудиторных групп и структурных подразделений вуза для максимально полного удовлетворения информационных потребностей студентов, преподавателей и сотрудников. Создание единого информационного пространства вуза предполагает выпуск корпоративного СМИ и привлечение к его работе значительного числа преподавателей, сотрудников и студентов; выявление наиболее актуальных проблем вуза; создание эффективных средств коммуникации, которые бы обеспечивали обратную связь [2,90]. Единая информационная система формирует корпоративные ценности, осуществляет распространение необходимой информации, а также обеспечивает обратную связь между аудиторными группами с администрацией.

Использование Интернет – представительства как источника информации повышает интерес студентов к учебе, их целеустремленность, раскрывает творческий потенциал, мотивирует на самоорганизацию, а также помогает в поиске учебной литературы.

Изменение культуры требует больших усилий и внимания почти на все стороны жизни вуза, которые поддерживают ее существование и создают уверенность в ее соответствии предпочтительной культуре. Изменения в:

  • структуре (архитектура организации)

  • символах (образы, которые подкрепляют культуру)

  • системах (производственные, системы оценок, отбора, качества и т.д.)

  • штате (подбор кадров и совершенствование человеческих ресурсов)

  • стратегии (поведенческие проявления видения организации)

  • стиле руководства (подходы и примеры, насаждаемые высшим руководством)

  • профессионализме сотрудников (аспекты компетентности лиц, реализующих процесс изменений)

Достижение соответствия между этими факторами будет основой успешного изменения культуры при переходе на новый этап развития.

Высокий образовательный уровень персонала, творческая обстановка в организации, стремление к постоянному самосовершенствованию и экспериментированию, динамизм, готовность к риску и изменениям – характерные черты инновационного типа культуры.

Переход корпоративной культуры вуза на инновационный тип будет способствовать смене общих ценностей, приоритетов людей в пользу инновационного развития организации.

Сфера образования должна к функции трансляции культуры добавить функцию созидания культуры, воспитав человека не просто нагруженного багажом общекультурного опыта, а личность, готовую к творческому освоению и анализу культуры, внутри которой она находится, личность способную самоопределиться во все более усложняющемся мире [6, 139].

Именно в стенах вуза необходимо сформировать отношение к научному знанию, желание заниматься наукой, научить мыслить и осуществлять обмен мыслями с другими людьми, а самое главное – научиться развивать интеллектуальные способности как умение не только перенимать знания, выработанные предшественниками, но и мыслить самостоятельно, творчески.

Обучение и воспитание грамотного специалиста, социальное единение – основа внутренней сферы деятельности высшего учебного заведения. Главная цель работы с персоналом – добиться того, что все ощущали свою принадлежность к единому уникальному миру учебного заведения и были проповедниками его идей и ценностей. Для достижения этой цели можно разработать специальный корпоративный кодекс. Необходимо также проводить различные акции и мероприятия направленные на увеличение своих сторонников, друзей и укрепление позиций среди других учебных заведений. Если учебное заведение имеет хорошую репутацию, количество сотрудников и студентов растет, то корпоративная культура развивается в правильном направлении.


Литература:

  1. Гончаренко Л.П., Арутюнов Ю.А. Инновационная политика. М.: КНОРУС, 2009. 352 с.

  2. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М.: Логос.- 2002. –с.90

  3. Петров В.В., Петров Д.В. Управление культурой организации. Саратов: СГТУ. 2008.

  4. Спивак В.А. Корпоративная культура. стр.64

  5. Миклушевский В. В.; Прокошкин А. С., Красильников И. О., Туманов В. Е. Инновации в управлении вузом: новые решения для корпоративной информационной систем // Университетское управление: практика и анализ. - 2006. - № 6. - С. 16-24

  6. Роль корпоративной культуры в создании современного образа гуманитарного вуза: матер. науч. конф. Тольятти – Самара: Самар. гуманит. акад., 2006. – 139 с.

  7. Тарабаева В.Б. Использование регулирующих возможностей корпоративной культуры в управлении конфликтами инновационного развития вуза // Научные ведомости БелГУ. 2008. №5.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle