Библиографическое описание:

Медведева Е. В. Особенности калькулирования себестоимости туристского продукта [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. II. — М.: РИОР, 2011. — С. 207-210.

На протяжении последних лет, несмотря на финансовый кризис, индустрия туризма как одна из отраслей бизнеса развивается в России достаточно высокими темпами. В настоящее время множество компаний принимают участие в обслуживании туристов, получая при этом неплохую прибыль.

Наиболее распространенной формой бизнеса в туризме является турагентство, осуществляющее деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, в т.ч. оформленного турпутевкой. При этом турагент самостоятельно выбирает, с каким из туроператоров, формирующих тот или иной туристский продукт, ему выгоднее сотрудничать.

Одной из самых актуальных проблем методологии и практики отечественного бухгалтерского учета в настоящее время является проблема учета состава текущих издержек производства и обращения, учета и калькулирования себестоимости, а следовательно, и порядка формирования финансовых результатов деятельности туристской организации.

К числу особенностей деятельности в области туризма относится калькулирование себестоимости туристского продукта. Одна из проблем формирования себестоимости заключается в распределении затрат и их учете.

Калькулирование – это совокупность приемов и способов аналитического учета затрат и расчетных процедур, обеспечивающих исчисление себестоимости.

Себестоимость туристского продукта представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства и продажи туристского продукта материальных и иных ресурсов, а также других затрат на его производство и продажу.

Все расходы, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) туристских организаций можно разделить:

1. по отношению к производственному процессу:

- на производственные (затраты, связанные с производством туристского продукта);

- коммерческие (затраты, связанные с продвижением и продажей туристского продукта);

2. в зависимости от способа включения в себестоимость:

- прямые (затраты, связанные с производством туристского продукта, которые можно прямо и непосредственно включать в себестоимость соответствующего объекта калькулирования);

- косвенные (накладные) (затраты, связанные с организацией и управлением производством туристского продукта, относящиеся к деятельности туристской организации в целом, которые включаются в себестоимость соответствующего объекта калькулирования с помощью специальных методов).

Затраты, которые образуют себестоимость туристского продукта, группируются в соответствии с их экономическим содержанием по элементам (рис. 1):

Рис. 1. Группировка элементов затрат, образующих себестоимость туристского продукта

Туристские агентства могут использовать любой из методов калькулирования себестоимости (попередельный, позаказный, попроцессный, нормативный, «директ-костинг», «стандарт-кост»). Практика показывает, что туристские компании при калькулировании индивидуального тура применяют позаказный метод калькулирования себестоимости. Данный метод предполагает, что на каждый открытый заказ открывается карточка по учету затрат, заказу присваивается номер, который указывают в первичных документах по учету прямых затрат. Позаказный метод применяется как для формирования стоимости групповых, так и индивидуальных туров [1, с. 15].

Туристские организации производят группировку затрат, которые включаются в себестоимость туристского продукта по статьям затрат.

К прямым затратам относятся затраты по:

- размещению и проживанию;

- транспортному обслуживанию и перевозкам;

- питанию;

- экскурсионному обслуживанию;

- медицинскому обслуживанию, лечению и профилактике заболеваний;

- визовому обслуживанию и иные затраты, связанные с оформлением туристской поездки;

- добровольному страхованию от несчастных случаев, болезней в период туристского путешествия;

- обслуживанию гидами-переводчиками и сопровождающими.

Страховая защита (когда страхуются медицинские и прочие риски) необходима туристам, так как в большинстве туристских регионов оказывается платная медицинская помощь. Учет операций по страхованию туристов зависит от порядка оформления отношений туристской организации со страховой компанией. Существуют два варианта взаимодействия туристской организации со страховой компанией: туристская организация выступает в роли страхового агента или брокера и туристская организация заключает договор страхования в пользу третьих лиц, включая стоимость страховки в цену путевки.

Необходимо выделить затраты, связанные с деятельностью работников, которые непосредственно занятые производством туристского продукта. Такие работники могут состоять в штате организации, а могут выполнять работы по договорам гражданско-правового характера.

К затратам на продвижение и продажу туристского продукта (или к коммерческим расходам), относятся:

- затраты, связанные с деятельностью туристских агентств в качестве подразделений туристской организации, как выделенных на отдельный баланс, так и необособленных. К ним относятся затраты, связанные с деятельностью туристских агентств в качестве подразделений туристской организации как выделенных на отдельный баланс, так и необособленных;

- затраты на комиссионные, агентские и иные вознаграждения сторонним организациям (туристским агентствам), оказывающим туристской организации коммерческие услуги;

- затраты на оплату труда работников туристской организации, непосредственно занимающихся продвижением туристского продукта, а также отчисления в виде страховых взносов;

- затраты на рекламу, к которым относятся затраты на разработку и издание рекламных изделий (проспекты, плакаты, календари, прейскуранты и т.п.), разработку и изготовление оригинальных фирменных пакетов, приобретение и изготовление рекламных сувениров, рекламные мероприятия через средства массовой информации и др.

Необходимо отметить, что в фактической себестоимости туристского продукта отражаются:

- затраты по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, при осуществлении выплат по возмещению указанного вреда в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- выплаты работникам, высвобождаемым из туристской организации в связи с ее реорганизацией, сокращением численности работников и штата.

Учет затрат на производство, продвижение и продажу туристского продукта должен обеспечивать оперативное, достоверное и полное получение информации о материальных, трудовых, денежных и иных затратах на производимый туристский продукт.

Учет затрат на производство туристского продукта осуществляется на счете 20 «Основное производство». При этом могут открываться субсчета по направлениям туристской деятельности, осуществляемой туристской организацией (организация выездного туризма, организация приема туристов и т.д.), или видам туризма (водный, горный и т.п.).

Аналитический учет затрат на производство туристского продукта ведется в разрезе отдельных заказов на производство туристского продукта или совокупностей таких заказов, являющихся объектами учета затрат [2, с. 66].

При наличии у организации обособленных подразделений, выполняющих отдельные работы, услуги, и которые используются при производстве туристского продукта (гостиничные комплексы, дома отдыха, транспорт и т.п.), то их затраты учитываются на счете 23 «Вспомогательное производство».

Косвенные (накладные) расходы учитываются по туристской организации в целом на счете 26 «Общехозяйственные расходы».

Учтенные косвенные расходы распределяются между объектами учета затрат на основе одного из специальных методов (расчетов), который выбирается туристской организацией исходя из цели выявления наиболее точной себестоимости объекта учета затрат пропорционально:

- прямым затратам, отнесенным на объект учета;

- сумме оплаты труда работников, прямо включаемой в затраты по объекту учета;

- плановой себестоимости объектов учета.

Учтенные косвенные расходы отражаются проводкой:

Дебет счета 44 «Расходы на продажу»

Кредит счета 26 «Общехозяйственные расходы»;

Дебет счета 20 «Основное производство»

Кредит счета 26 «Общехозяйственные расходы».

К незавершенному производству туристского продукта относится сумма затрат на производство туристского продукта, не проданного в данном отчетном периоде. Остатки по счетам 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательное производство» на конец отчетного периода показывают стоимость незавершенного производства.

Незавершенное производство туристского продукта оценивается по всем статьям калькуляции либо по прямым производственным затратам.

Если с продвижением и продажей туристского продукта собственного производства туристская организация осуществляет продвижение и продажу туристского продукта других организаций и оказание прочих коммерческих услуг (в том числе агентских услуг по продаже авиабилетов), туристская организация выступает как организация, занятая в торговой, сбытовой или иной посреднической деятельности. Расходы, связанные с оказанием посреднических услуг, отражается по счету 44 «Расходы на продажу».

Нередко встречаются ситуации, когда затраты, производимые туристской фирмой в данном отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются предварительно на счете 97 «Расходы будущих периодов».

В соответствии со спецификой деятельности, осуществляемой туристскими фирмами, на данном счете могут учитываться затраты на приобретение прав сторонних организаций, которые предполагается использовать для производства туристского продукта как в текущем, так и в последующих отчетных периодах. Указанные права должны приобретаться комплексно на длительный срок. Затраты на приобретение прав на услуги сторонних организаций, учтенные на счете 97 «Расходы будущих периодов», после заключения договора на производство туристского продукта списываются в дебет счета 20 «Основное производство» [2, с. 66].

Коммерческие расходы, связанные с продвижением и продажей туристских продуктов, учитываются на счете 44 «Расходы на продажу» и ежемесячно относятся на себестоимость проданных туристских продуктов путем их списания в дебет счета 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость продаж».

Специфика вида деятельности предполагает, что в стоимость туров включаются так называемые затраты по невостребованным услугам, к которым относятся расходы, приобретаемые блоками и партиями. В случае реализации прав на невостребованные туристами услуги (в частности, авиабилетов на свободные места в чартерном рейсе) их стоимость не учитывается в стоимости туристского продукта, а отражается в качестве расходов по дополнительной услуге «продажа авиабилетов»).

Туристская организация обязана вести раздельный учет затрат по осуществляемым видам деятельности (туроператорская, турагентская). При реализации билетов на чартерный рейс, как в составе туристского продукта, так и в свободной продаже, при непосредственном формировании стоимости путевки туристской фирме следует из общей суммы расходов по оплате чартерных рейсов выделять стоимость авиабилетов, реализованных как отдельные услуги, обособленно от туристского продукта. Такое распределение можно осуществлять, например, методом пропорционального деления стоимости чартера на количество мест (авиабилетов). На практике часто встречаются ситуации, когда стоимость билета не выделяется из общей стоимости путевки.

На счете 20 «Основное производство» целесообразно выделить два самостоятельных субсчета:

Субсчет 1 «Затраты по транспортировке» («Чартер») - предназначен для учета затрат на оплату блоков мест и чартерных рейсов;

Субсчет 2 «Затраты на авиабилеты» («Авиабилеты») - используется в случаях, когда авиабилеты приобретаются отдельно, а затем их стоимость включается в стоимость туристского продукта.

Таким образом, грамотное калькулирование в туристских фирмах позволяет выполнять следующие задачи:

- достоверное исчисление фактической себестоимости единицы туристской продукции;

- контроль за уровнем себестоимости и соблюдение действующих норм и нормативов затрат;

- определение рентабельности туристской продукции и факторов, влияющих на ее уровень;

- оценка эффективности работы туристской фирмы;

- выявление и использование резервов снижения себестоимости туристской продукции.


Литература:
  1. Кисилевич Т.И. Аудит туристских организаций: учеб. пособие / Т.И. Кисилевич, Н.Г. Чепилко. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 208 с.: ил.
  2. Саполгина Л.А. Бухгалтерский учет и налогообложение в туристической фирме: учебное пособие / Л.А. Саполгина. – М.: Кнорус, 2007. – 160 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle