Библиографическое описание:

Гимазетдинова Э. Я., Фокина Н. И. Прямые иностранные инвестиции в России [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. I. — М.: РИОР, 2011. — С. 126-128.

Модернизация российской экономики невозможна без привлечения иностранного капитала, прежде всего из-за отсутствия достаточных внутренних источников финансирования. Для нормализации российской экономики в ближайшие 5-7 лет, по оценке американской консалтинговой фирмы «Эрнст энд Янг», нужно 200-300 млрд. долларов. Эти средства в большой степени могут быть сформированы за счет привлечения иностранного капитала.

Таким образом, правовой базой инвестиций в РФ является:

-Закон «Об иностранных инвестициях в РФ» от 9 июля 1999г. (в ред. Федерального закона от 29.04.2008 № 58-ФЗ);

-Закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999г. (в ред. Федерального закона от 2 января 2000г. № 22-ФЗ).

Анализируя следующие законы видно, что есть противоречие законодательства РФ, состоящее в следующем. Одним из основных принципов регулирования иностранных инвестиций, закрепленных в международных договорах, является принцип предоставления национального режима иностранным инвесторам. Закон «Об иностранных инвестициях в РФ» от 9 июля 1999г. предусматривает в ст.4 изъятия стимулирующего характера в виде определенных льгот, что не согласуется с Законом «Об инвестиционной деятельности в РФ осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999г: ущемляет права российских инвесторов при реализации приоритетного инвестиционного проекта (не предоставляя гарантий ст.9 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ» от 9 июля 1999г.) Получается, что Закон «Об иностранных инвестициях в РФ» от 9июля 1999г. не придерживается принятого в международной практике мнения о том, что равный режим инвесторов, действующих в равных обстоятельствах, а также свободная конкуренция между ними являются наилучшими условиями для создания благоприятного инвестиционного климата.

Мировой опыт показал, что прямые иностранные инвестиции имеют ряд существенных преимуществ перед другими формами финансирования экономики. В- первых, это дополнительный источник капитальных вложений в производство товаров и услуг, нередко осуществляемых в виде передачи технологии, ноу-хау, передовых методов управления и т.д. Во-вторых, прямые иностранные инвестиции не ложатся бременем на государственный бюджет и на внешний долг государства. При международном сравнении достигнутый приток иностранных инвестиций в Россию выглядит весьма скромно. Объемы прямых иностранных инвестиций, например, в экономику Китая более чем в 10 раз превышают российские показатели. С точки зрения инвестиционного климата Россия проигрывает не только западным и многим развивающимся государствам, но и некоторым странам СНГ. Среди государств Центральной и Восточной Европы Россия занимает последнее место по объему иностранных инвестиций на душу населения, притом, что ее мировой экспорт капитала достигает 200 млрд. долларов.

Каждый год вариация по регионам показателя доли прямых инвестиций в общем объеме инвестиций от 0 до 100%. В целом можно отметить, что доля прямых инвестиций нередко относительно высока в регионах, промышленность которых ориентирована в основном на внутренний рынок, а среди регионов с сырьевыми, экспортно - ориентиронными отраслями есть регионы с пониженной долей прямых инвестиций (это, например, Белгородская, Челябинская, Омская области, Красноярский край, Якутия). И хотя из этого правила есть немало исключений, тем не менее, справедливость этой закономерности хорошо видна по перечням регионов, являвшихся в 2009г. лидерами по общим привлеченных иностранных инвестиций и прямым иностранным инвестициям на душу населения (таб.1). Из 14 регионов, где общий объем иностранных инвестиций превысил 100 долларов США на человека, только 3 региона не имеют экспортной ориентированности экономики (Москва, Санкт-Петербург и Московская область). Из 14 регионов- лидеров по объемам прямых иностранных инвестиций на душу населения- 9 регионов, экономика которых ориентирована на внутренний рынок (помимо названных регионов, это Ленинградская, Калужская, Самарская, Костромская, Новгородская области, Краснодарский край).

Таблица 1

Регионы- лидеры по объемам иностранных инвестиций на душу населения в 2009г.

Иностранные инвестиции – всего

Прямые иностранные инвестиции

Субъекты Федерации

долл. США/чел.

Субъекты Федерации

долл. США/чел.

Ненецкий АО

5178

Ненецкий АО

1800

Сахалинская область

1210

Сахалинская область

1164

Омская область

1129

Ямало-Ненецкий АО

263

г. Москва

989

г. Москва

177

Свердловская область

298

Московская область

92

Респ. Саха (Якутия)

296

Ленинградская область

70

Ямало-Ненецкий АО

273

Калужская область

33

Челябинская область

220

Астраханская область

31

г. Санкт-Петербург

192

Самарская область

30

Республика Татарстан

171

среднее по РФ

28

Ханты-мансийский АО

163

Свердловская область

22

среднее по РФ

138

г. Санкт-Петербург

18

Красноярский край

123

Краснодарский край

18

Камчатская область

114

Костромская область

17

Московская область

108

Новгородская область

17


Что касается общего объема инвестиций в основной капитал на душу населения, но Сахалинская область четыре последних года стабильно занимает по этому показателю 2 место, Омская область- 3-4 места. Москва после 1 места в 2008-2009 годах переместилась на 4. Стабильно входят в десятку лидеров также Челябинская область в Санкт-Петербург. Но остальным регионам изменения год от года существенны. В 2007-2008 годах в десятку лидеров стабильно входила Ленинградская область, попавшая в 2009г. лишь на 21 место. По объемам прямых иностранных инвестиций на душу населения Сахалинская область в 2007-2008 гг. была первой, относительно стабильны также позиции Ямало-Ненецкого АО, Москвы и Московской области, Санкт- Петербурга и Ленинградской области, Новгородской области. Из числа лидеров в 2009г. вышел Краснодарский край (занимавший в 2007-2008 гг. 3-4 места), впервые попала в десятку лидеров Астраханская область.

В первом полугодии 2010 года в экономику России поступило 30,4 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 5,5% ниже по сравнению полугодием прошлого года, сообщил Росстат. Таким образом, замедление притока иностранных инвестиций в Россию, продолжается.

Кроме этого, проблема иностранных инвестиций имеет психологический характер. В понимании огромного числа наших соотечественников иностранные инвестиции – это что-то вроде иностранной интервенции. А между тем в понятии «иностранный инвестор» нет ничего предосудительного. Напротив, весь мир пребывает в состоянии непрерывной погони за иностранными инвестициями. Ведь национальность капиталов понятие весьма условное, под видом иностранных инвестиций Россия часто сталкивается с таким явлением, как реэкспорт (возвращение) собственного капитала. Мировая финансовая система устроена таким образом, что определить, кто именно инвестирует, очень сложно, а по существу невозможно.

Таким образом, можно сделать вывод, что привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику оправдано и необходимо, а возможные отрицательные последствия не являются неизбежными при профессиональном руководстве.


Литература:

1.Астапович А.«Иностранные инвестиции в России. Отдельные факты и тенденции». Москва, 1996.

2.Горбнев В.А.«Экономическая и социальная география России и стран СНГ». Москва, 1997.

3.Российский статистический ежегодник.2000.

4.Пауль Фишер» Прямые иностранные инвестиции для России», Москва, «Финансы и статистика»,2000.

5.Иванова А.Р. Иностранный инвестор в России//Экономика и жизнь 1999.13 марта.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle