Особенности вуза как субъекта предпринимательской деятельности в условиях развивающихся рыночных отношений | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, апрель 2011)

Статья просмотрена: 1985 раз

Библиографическое описание:

Батова, Н. С. Особенности вуза как субъекта предпринимательской деятельности в условиях развивающихся рыночных отношений / Н. С. Батова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Москва : РИОР, 2011. — С. 76-81. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/536/ (дата обращения: 27.04.2024).

При переходе на рыночные отношения прекратилось государственное распределение выпускников ВУЗа, возник недостаток специалистов, способных работать в условиях рыночных отношений и избыток рынка традиционных специалистов, произошло снижение интересов к техническим знаниям и инженерной профессии, сократилось государственное бюджетное финансирование образовательной и научной деятельности, со стороны потребителей возник неустойчивый спрос на специалистов, признание автономности вузов. В силу этих причин проблема подготовки кадров стала весьма острой [2, с. 78 - 112]. .

Прежде чем, говорить о качестве подготовки специалистов необходимо рассмотреть особенности деятельности ВУЗа в целом.

Первой особенностью ВУЗа будет осуществление образовательного процесса. Тем не менее, в любом производственном процессе необходимо определить поставщиков и потребителей, сделать ориентир поставщиков и потребителей, сделать ориентир в системе подготовки кадров, а именно ориентацию на конечный результат или на управление процессами. Если провести анализ образовательного процесса и сравнить с производственным процессом, то возникают принципиальные отличия между ними.

Вторая особенность заключается в том, что объектом деятельности ВУЗа является человек. Следовательно, что типичные (шаблонные) подходы исключены.

Основная деятельность ВУЗа направлена на образование, главной задачей которого является воспитание и подготовка специалистов конкурентоспособных на мировом рынке. Гарантия успешного построения образовательного процесса будет отражаться в эффективности выполняемых в ВУЗе научных исследований, тем более, что именно научная деятельность способствует профессорско - преподавательскому составу непрерывно обновлять и пополнять свои профессиональные знания, а так же получать практический опыт. Наряду с выше сказанным появляется третье направление – это информационные технологии. Отсюда следует, что если административно-хозяйственная часть не будет организованна на должном уровне, то работа всех вышеперечисленных направлений будет не эффективна .

Следующей особенностью ВУЗа будет – выпуск «продукции», определение поставщиков и потребителей. Производством готовой «продукции» в ВУЗе будет считаться выпуск специалистов, а также магистров кандидатов и докторов наук. Наряду с этим необходимо отметить, что в ВУЗе занимаются разработкой и изданием учебно – методической, научной, научно – технической и интеллектуальной литературы, а иногда это может быть выпуск отдельных видов промышленной продукции предоставлением информационных и консультативных услуг и другие дополнительные образовательные услуги.

Как указывалось ранее, ВУЗы в качестве «продукции» выпускают специалистов. Обратимся к процессу подготовки специалиста или процессу производства «продукции» и если сравнить технологические процессы образовательный и производственный, то можно выявить сходства и отличия между ними. Известно, что подготовка специалистов – это весьма долгий процесс, а уж если брать всю систему образования (от детского сада до докторантуры), то продолжительность процесса производства продукции будет составлять около 20 лет.

К особенностям ВУЗа относится так же то, что студент является не только «продукцией», но и субъектом образовательного процесса, и потребителем других видов продукции ВУЗа.

Еще одной особенностью ВУЗа является общая культура, носителями которой являются профессорко – преподавательский состав. От этого зависит другая наиболее важная особенность – качество профессорко – преподавательского состава. От работы преподавателей зависит существенное формирование специалиста, как личности, отвечающей всем требованиям современного мира [5, №6 с. 16].

Следует помнить, что профессора и преподаватели, занимающиеся научно – исследовательской деятельностью являются непосредственными производителями «продукции» ВУЗа. Именно от этого зависит заинтересованность студентов в своем образовании, а также заинтересованность в выполнении дополнительных требований, формирующихся в научных кружках или безразличии студентов, которые впоследствии сойдут с дистанции (Рисунок 1).









Врезка1







Врезка3Врезка2





Врезка4




Рисунок 1 - Роль преподавателя в формировании специалиста

Одна из особенностей ВУЗа заключается в том, что нет однозначной оценки брака. Здесь опять ключевую роль играет качество профессорско – преподавательского состава, оно заключается в интеллекте, профессионализме, научном потенциале, умении заинтересовать, установить контакт, что во много определяет мотивацию студентов к обучению. Таким образом, качество знаний, которыми обладает профессорско – преподавательский состав способствует созданию непрерывной системы образования в области качества и обеспечения ее эффективного функционирования [7, №8, с. 2]. Если такая система заработает, то в качестве подсистемы необходимо рассматривать отношения «поставщик - потребитель» (Рисунок 2). Иными словами преподаватель в этой подсистеме является и поставщиком, и потребителем. Преподаватель рассматривается как потребитель в том случае, если его дисциплина читается после предыдущего цикла дисциплин, а поставщиком, когда его дисциплина является основой для предыдущих циклов дисциплин. Это сводиться к умению преподавателей правильно подходить к формированию учебных планов и программ дисциплин.




Врезка6Врезка5



Врезка11Врезка9Врезка10Врезка8Врезка7





Врезка13Врезка12


Рисунок 2 – Система потребитель - поставщик

В настоящее время проблема качества стала рассматриваться и со стороны руководства, поэтому сейчас эта проблема должна интересовать молодых специалистов, так как именно новые преподаватели должны создавать такие условия в ВУЗе, которые бы позволили получить полную картину качества образования соответствующего современным требованиям. В последние годы ВУЗ уделяет много времени проблематики, в основе которой лежит самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя. При такой системе преподаватель становиться наставником и консультантом, задачей которого является - обучить студента самостоятельной работе. Это сводится к тому, что если студент стремиться стать настоящим специалистом, то необходимо создать условия возможности интенсивного труда обучающихся [5, №5 с. 77].

В основе таких представлений лежит мысль о коллективном подходе обучения. В современном мире ни для кого, ни секрет, что сейчас каждый сам за себя и во многих случаях командная форма отсутствует в организации учебного процесса. И для того, чтобы в дальнейшем специалист мог принимать решения, советуясь коллективом, эти навыки необходимо прививать в ВУЗе.

Еще одной немало важной особенностью является управление процессами в ВУЗе. Для этого необходимо рассмотреть функции, которые являются основами управления ВУЗа, а именно функция организации, функция планирования, функция координирования, функция мотивирования и функция контроля.

Функция организации заключается в том, что здесь происходит формирование структуры управления, распределение задач и ресурсов, распределение полномочий между подчинёнными [1, с. 21]. По некоторым данным было установлено, что часть ВУЗов использует закрытую модель управления, которая основана на линейно-функциональной организационной структуре управления, если ВУЗ имеет отлаженную систему управления качеством и лишь незначительное число вузов используют открытую организационную структуру, то есть ВУЗы, проходящие стадию формирования и реализации.

Вуз – крупная организация с большим количеством структурных подразделений и отделов. Для этого используют матричную структуру, заключающуюся в наличие специально предусмотренного действующего органа, занимающегося инициированием и выполнением комплексных программ. Эта структура основана на распределении прав и функций между структурными органами. В зависимости от целевой программы назначаются ответственные исполнители в линейно – функциональных блоках, которые находятся в подчинении [1, с. 19]. Поэтому, с одной стороны, эффективность управления в ВУЗе должна осуществляться по вертикали взаимодействием между руководителями высшего звена и среднего звена, а по горизонтали - подчиненными. Но если с другой стороны посмотреть, то можно заметить, что в ВУЗах отчетливо прослеживаются элементы процессного подхода к управлению (Рисунок 3).

Врезка14



Врезка17Врезка16Врезка15


Врезка19Врезка18

Врезка20

Врезка22Врезка21


Врезка23



Врезка25Врезка24

Врезка26




Врезка27



Рисунок 3 – Организационная структура СМК ВУЗА


Еще одной особенностью ВУЗа является распределение материальных ресурсов. Как правило, руководство ВУЗа затрудняется в выборе единого подхода к оценке потребностей и материальных ресурсах внутри ВУЗа.

Образовательное учреждение, как и любая другая организация, имеет свой пакет документов (устав, положения, распоряжения, приказы о распределении обязанностей, должностные инструкции) учитывая эти документы при определении приоритетов касательно материально – технического обеспечения не всегда является эффективной.

С помощью планирования ВУЗ сможет создать мощную технологию управления с мобилизацией всех ресурсов образовательного учреждения в соответствии с образовательными программами. Ориентация на конечный результат является критически важным для успеха, поскольку отклонение от заданного пути нецелесообразно.

Принято считать, что любой проект, любая деятельность ВУЗа, любое решение в конечном итоге должны способствовать повышению эффективности образования. Руководство ВУЗа, а также его службы должны ориентироваться на оптимизацию образовательных процессов и на рост качества образования в целом [4, с. 30]. .

Во многих работах акцент делается на то, что мотивирование персонала не достаточно обеспечено финансовыми средствами. Коснемся оплаты труда. Часто в ВУЗе встречаются ситуации, где один преподаватель работает в нескольких подразделениях одновременно, что как следствие выходит: преподаватель за одну и ту же работу в одних и тех же условиях в рамках одного ВУЗа получает разную заработную плату труда. Такой итог может способствовать разногласию между сотрудниками, отсюда также следует: прекращение предоставления друг другу образовательных услуг, низкое качество преподавания на других факультетах заказчика, приглашение преподавателей из других ВУЗов, несмотря на существование преподавателей ВУЗа, более высокой квалификации и другое.

Когда в команде процесса участвуют преподаватели различных факультетов, участвующих в подготовке студентов по определенным специальностям, то материальное поощрение и коллективная деятельность восполняет данный недостаток линейно – функциональной модели управления ВУЗа [4, с. 57]. .

К координации сотрудников относится:

  • функции исполнения

  • функции регулирования

  • функции контроля

  • функции согласования

Между этими видами работ (функциями) и функциональными подразделениями определяют код взаимосвязи, который впоследствии отражается при заполнении матрицы ответственности.

Функционально – структурный подход ориентирован на определение действий, а процессный устанавливает взаимосвязные способы деятельности. Из этого следует, что преподаватели по профессиональной специализации объединяются в кафедры, а конкретные действия, относящиеся к определенному процессу, регламентируются документацией.

В условиях развивающихся рыночных отношений возникает проблема эффективности ВУЗов. С появлением новых нормативов и требований, предъявленных современным рынком образовательных услуг и рынком труда, участником которых является ВУЗ.

В настоящее время центр внимания инициаторов и участников образовательной деятельности сгруппирован на Болонском процессе, а именно создать образование европейского уровня. Основной задачей Болонского процесса является сохранить и обеспечить требуемое качество профессиональной подготовки специалиста и в поиске механизмов его повышения[2, с. 78 - 112]. .

Результаты образовательной деятельности определяются качеством знаний, навыков, умений выпускников ВУЗа, их социально – культурным уровнем. Высокие результаты в области качества образования могут быть достигнуты только при высокой организации образовательного процесса, основным параметром которого является системность, включая менеджмент качества на всех уровнях управления и качество организации вспомогательных процессов. Результативность образовательной деятельности зависит от управления качеством основных рабочих процессов ВУЗа. Такие процессы обычно регламентируются мерой качества, которая является гарантией качества того, что оказанная услуга будет четко соответствовать требованиям потребителя. Залогом такой гарантии во всем мире считается система менеджмента качества.

При создании системы управления качеством требуется придерживаться следующих задач:

  • необходимо определить цели в области качества;

  • определение требований рынка труда и потенциальных работодателей;

  • определить базовые процессы;

  • обеспечить функционирование и развитие ВУЗа

  • задокументировать СМК;

  • проведение внутреннего аудита за соблюдением требований СМК.

Обеспечение качества подразумевает в себе качество подготовки специалиста, опираясь на документы, имеющиеся в каждом ВУЗе (положения, должностные инструкции, а так же планы, программы и.т.д.) как правило, очень часто анализ такой документации показывает, что она является той основой для образовательной деятельности, документация не обновляется и не актуализируется в соответствии со стандартом. Поэтому прежде чем приступить к разработке систем менеджмента качества, необходимо построить фундамент, основанный на этой документации.

Система управления качеством содержит следующий пакет документаций: политика и руководство в области качества, методические инструкции по направлениям деятельности, стандарты ВУЗа.

Постоянные самооценки по определенным критериям, полученные путем опросов сотрудников, студентов, выпускников, способствуют определению уровня качества оказываемых образовательных услуг [1, с. 52 - 54].

Практическая польза, связанная с внедрением системы менеджмента качества заключается в определении со стороны руководства процессов ВУЗа, способствует четкому распределению ответственности и полномочий, развитие стратегий, отражающихся в целях и политике в области качества, становятся основой создания показателей и критериев системы оценки результативности процессов. Внутренние аудиты способствуют постоянному анализу качества проведенных работ. Говоря другими словами все вышеперечисленное, так или иначе, указывает на имидж ВУЗа, а, следовательно, конкурентоспособность его образовательных услуг.

Работники – это еще одно звено за счет, которого производится оценка работы системы менеджмента качества. За счет персонала осуществляется актуализация и подбор новой документации, упорядочение деятельности каждого сотрудника происходит путем внутренних аудитов. Эффективность образовательных услуг зависит от того, насколько персонал заинтересован в постоянном улучшении качества своей деятельности, насколько он активен при принятии важных стратегических решений[1, с. 53].

Потребители в свою очередь сопоставляют заявленные требования с полученным результатом, который зависит от постановки образовательного процесса и системы его обеспечения репутации ВУЗа и получение документа подтверждающего статус ВУЗа.

Создание эффективных методик управления, способствующих развитию и совершенствованию системы менеджмента качества, зависит от понимания руководства и менеджеров управления системой. В большинстве случаев актуальность и значимость системы менеджмента качества недооценивается руководством ВУЗа, характеризующая отсутствие или несовершенство методического инструментария[3, с. 15]. .

Эффективность работы системы менеджмента качества зависит от процессов, планирования, организации и контроля качества образовательных услуг, от подготовки и просвещенности персонала, от оснащения материально – технической базы.

Эффективность системы управления качеством зависит от единой цели участников образовательного процесса, которая заключается в достижении высокого уровня подготовки специалистов. Для того чтобы аппарат менеджмента качества заработал, необходимо внедрить восемь принципов, которые лежат в основе международных стандартов серии ИСО 9000.

Достижение высоких результатов в учебной и научной деятельности путем внедрения системы управления качеством в ВУЗе, способствует привлечению не только самого коллектива, но и студентов.


Литература:
  1. Управление вузом в современных условиях (опыт Нижегородского университета)/ руководитель авторского коллектива Р.Г. Строгин. – Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2010. – 170 с.

  2. Бакалавр и магистр по агроинженерии: каким им быть?: научное издание; под общ. ред. акад. РАСХН М.Н. Ерохина. М: ФГОУ ВПО МГАУ, 2009. – 136 с.

  3. Система управления качеством профессионально – образовательных услуг/ О.Н. Вихарева. – Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2009. – 22 с.

  4. Система оценки качества начального и среднего профессионального образования: актуальные задачи и проблемы внедрения: сб. материалов интернет – конференции/ Департамент образования города Москвы, Государственное учреждение города Москвы «Центр качества профессионального образования» (ГУ ЦКПО). – М.: ООО «Типография Полиграфия», 2010. – 132с.

  5. Журнал «Высшее образование сегодня», 2010.

  6. Журнал «Управление качеством», 2010.

  7. Журнал «Качество, инновации, образование», 2010.


Основные термины (генерируются автоматически): ВУЗ, образовательный процесс, особенность ВУЗа, преподавательский состав, область качества, образовательная деятельность, качество, научная деятельность, преподаватель, руководство ВУЗа.

Похожие статьи

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении...

...учебное заведение, учебный процесс, педагогическая деятельность преподавателя

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза.

3. Научно-исследовательская деятельность преподавателядеятельность ученого в...

Проблема повышения качества образования в вузе

качество образования, учебный процесс, качество, образовательный процесс, профессиональная подготовка студентов, вуз, образовательная деятельность, высшее образование, профессорско-преподавательский...

Управление качеством образования в образовательном...

образовательный процесс, образовательная организация, подход, управление качеством, качество образования, учебное заведение, совместная деятельность, системный подход...

Критерии качества деятельности преподавателей...

Критерии качества деятельности преподавателей в университетах США. Автор: Неборский Егор Валентинович.

В «преподавательских» или образовательных университетах ситуация прямо противоположная: низкая доля научной составляющей влечет за собой...

К вопросу об образовательном процессе в вузе в контексте его...

...между субъектами образовательной деятельности высших учебных заведений является важнейшим фактором, оказывающим

Гармонизация образовательного процесса в вузе взаимоотношений должна предусматривать повышение уровня взаимопонимания между...

Обеспечение управления качеством образования...

...активизацией учебной, научно-исследовательской работы, повышением качества подготовки профессорско-преподавательского состава, укреплением творческих связей с образовательными учреждениями других регионов и областей...

Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор...

Компоненты культуры учебно-исследовательской деятельности... учебно-исследовательская деятельность, учебно-исследовательская культура, задача, научное познание, младший курс вуза.

Качество образования как педагогическая проблема

качество образования, высшее образование, качество, вуз, учебный процесс, образовательный процесс, высшее учебное заведение, реальная потребность рынка труда, система требований, темп развития системы.

Характеристики профессионально-педагогической...

Характеристики профессионально-педагогической компетентности преподавателя вуза.

А. В. Хуторской рассматривает понятие "компетенция" как совокупность качеств, которые требуются для функционирования в конкретной области деятельности.

Похожие статьи

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении...

...учебное заведение, учебный процесс, педагогическая деятельность преподавателя

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза.

3. Научно-исследовательская деятельность преподавателядеятельность ученого в...

Проблема повышения качества образования в вузе

качество образования, учебный процесс, качество, образовательный процесс, профессиональная подготовка студентов, вуз, образовательная деятельность, высшее образование, профессорско-преподавательский...

Управление качеством образования в образовательном...

образовательный процесс, образовательная организация, подход, управление качеством, качество образования, учебное заведение, совместная деятельность, системный подход...

Критерии качества деятельности преподавателей...

Критерии качества деятельности преподавателей в университетах США. Автор: Неборский Егор Валентинович.

В «преподавательских» или образовательных университетах ситуация прямо противоположная: низкая доля научной составляющей влечет за собой...

К вопросу об образовательном процессе в вузе в контексте его...

...между субъектами образовательной деятельности высших учебных заведений является важнейшим фактором, оказывающим

Гармонизация образовательного процесса в вузе взаимоотношений должна предусматривать повышение уровня взаимопонимания между...

Обеспечение управления качеством образования...

...активизацией учебной, научно-исследовательской работы, повышением качества подготовки профессорско-преподавательского состава, укреплением творческих связей с образовательными учреждениями других регионов и областей...

Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор...

Компоненты культуры учебно-исследовательской деятельности... учебно-исследовательская деятельность, учебно-исследовательская культура, задача, научное познание, младший курс вуза.

Качество образования как педагогическая проблема

качество образования, высшее образование, качество, вуз, учебный процесс, образовательный процесс, высшее учебное заведение, реальная потребность рынка труда, система требований, темп развития системы.

Характеристики профессионально-педагогической...

Характеристики профессионально-педагогической компетентности преподавателя вуза.

А. В. Хуторской рассматривает понятие "компетенция" как совокупность качеств, которые требуются для функционирования в конкретной области деятельности.