Библиографическое описание:

Мухамбетов А. М., Богдашкина И. В. Управление поставками в нефтегазовой промышленности [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 118-120.

В статье исследуется вопрос о глобальной цепочке поставок в нефтегазовой промышленности зарубежных компаний. Управление цепочками поставок в данной статье определяется как конфигурация, координация, а также непрерывное улучшение различных наборов операций. Указывается цель управления поставками в нефтегазовой промышленности. Также проводится анализ и определение управления цепочками поставок. Схематично показана цепочка поставок в нефтегазовой промышленности а также рассмотрены операции входящие в управление цепочками поставок. Проанализированы сильные и слабые стороны управления цепочками поставок. Рассмотрено совершенствование цепочки поставок.

Ключевые слова: цепочка поставок в нефтегазовой промышленности, инвентаризация, заказчик, покупатель, поставщик, максимизация прибыли, минимизация затрат, маркетинг, риск, спрос, предложение, добавленная стоимость, эксплуатационные расходы, рентабельность, логистика


Так называемая глобальная цепочка поставок в нефте-газовой промышленности зарубежных компаний является немаловажной частью в глобальной цепочке поставок, которая включает в себя внутренние и международные перевозки, инвентаризацию видимости учета и контроля, обработки материалов, помощи в импорте и экспорте, а также информационные технологии. В промышленности обычно используются классические модели управления и реализации цепочки поставок. В такой цепочке поставок, компания связана с его прямыми поставщиками и дистрибьюторами.

Управление цепочками поставок может быть определена как конфигурация, координация и непрерывное улучшение управления последовательных организованных наборов операций. Целью такого управления является обеспечение максимально качественного обслуживания клиентов при минимальных возможных затратах.

Заказчик и покупатель важен для любой организации, которая ориентирована на обслуживание. В цепочке поставок, для того, чтобы обслужить своих покупателей, компания связывается с поставщиками своих дистрибьюторов. Как правило, материалы, информация, капитал, рабочая сила, технология, финансовые средства и другие ресурсы перемещаются через подобные цепочки поставок. Основной целью фирмы всегда является максимизация прибыли. Фирма должна максимизировать выгоды и минимизировать затраты и по цепочке поставок. Фирма должна соотносить преимущества по сравнению с затратами для каждого решения, которое производится в поставках. [1]

Управление цепочками поставок означает усиление акцента на качественное обслуживание покупателей. Сегодня существуют большие возможности для координации деятельности всей цепочки поставок, даже в таких сложных отраслях, как нефть и газ, потому что происходит совершенствование информационных систем и коммуникационных технологий.

Исторически сложилось, что владение бизнесом цепей поставок было всегда высоко концентрировано. На это оказывает влияние эффект экономии от масштаба в нефтегазовой отрасли. Бизнес цепей поставок сегодня развит скорее для отдельных операций, которые производят стандартизированную продукцию и услуги в больших количествах по сравнению с теми, которые производят множество различных индивидуальных продуктов в меньших количествах. [2]

В последнее время многие утверждают, что нефтяная и газовая промышленность может вступить в эпоху острого дефицита ресурсов. Однако, в действительности ресурсы не являются причиной ограничений в области поставок, учитывая огромный потенциал, они по-прежнему доступны. По существу, на основании исследований, у многих нефтяных компаний есть достаточно ресурсов для поддержания оставшегося текущего уровня производства, по крайней мере, на ближайшие 40–50 лет. Таким образом, основной проблемой, стоящей перед нефте-газовой промышленностью является не ограничения ресурсов нефти и газа, а минимизация затрат на производство и поставку готовой продукции потребителям. Таким образом, надёжное управление цепочками поставок повысит коммерческую цель нефте-газового предприятия.


Исследование → Производство → Переработка → Маркетинг → Потребитель


Рис. 1. Цепочка поставок в нефтяной и газовой промышленности


Схема, представленная на рис. 1, представляет собой основные цепочки поставок и связи в нефтегазовой промышленности. Соединение представляет интерфейс между компаниями и материалами, которые протекают через эти цепочки поставок. Поэтому нефтяным компаниям необходимы услуги поставщиков, чтобы развивать отраслевую систему и непрерывно участвовать, в показанной цепочке поставок.

На каждом этапе осуществляется много операций. Например, исследование включает в себя сейсмические, геофизические и геологические операции, в то время как, производственные операции включают бурение, производство водохранилища и инженерных сооружений. Переработка это комплексная операция, и одновременно это выход на маркетинг. Маркетинг включает в себя розничную продажу бензина, моторного масла и других нефтепродуктов. На каждом этапе соединение цепи предполагает функционирование самостоятельной компании или подразделения корпораций. [3]

Немногие отрасли могут извлечь выгоду из цепи поставок, гораздо проще это сделать нефе-газовым компаниям. В этой отрасли, виды осуществляемых поставок, сильно отличаются друг от друга: от перчаток до труб, клапанов, кранов, химических веществ, цемента, стали и буровых установок, и это лишь некоторые из них. Кроме того, немногие отрасли промышленности нуждаются в этом огромном массиве материалов, которые будут перемещаться ежедневно, и часто в большом количестве внутри страны, глобально, на суше и на море. А в разведке и добыче нефти и газа, большая часть работ и мероприятий являются повторными, что отражается на поставках.

В нефтяной и газовой промышленности все значительные и важные операции планируются заранее. Таким образом, весь процесс можно запланировать массовым и высоко рентабельным. В нефте-газовой промышленности связь цепочки поставок и операции разведки, создают ценность путем сейсмического анализа и определения перспектив. Производственные операции на этом рынке являются своеобразными заказчиками, которые используют выход для разведки. Подобным же образом, переработка является заказчиком производства, а маркетинг является заказчиком переработки и потребителей нефтепродуктов, также как бензин является конечным клиентом.

Существует необходимость в том, чтобы каждая компания или оператор по цепочке поставок смогли быстро удовлетворить точные материальные потребности своих заказчиков, защитить себя от рисков, связанных с поставщиками и погасить операции с спросом и предложением и с неопределенностями которыми она сталкивается.

Одной из слабых сторон цепочки поставок является то, что каждая компания действует в своих интересах, чтобы оптимизировать свою прибыль. Цель удовлетворения конечного потребителя легко потерять, а также и возможности, которые могут возникнуть в результате некоторых координаций решений, этапы цепочки поставок также могут быть потеряны. Если поставщик более надежен, то нет необходимости в дополнительных запасах сырья, материалов, систем контроля качества, доработки, и другой деятельности без добавленной стоимости в результате бережливого производства. Трубы и трубная продукция являются одним из важных товаров, поставляемых в нефтяной и газовой промышленности на ежедневной основе. Эти товары очень важны и являются частью соединения цепочки поставок. Управление этой части цепочки поставок может быть как операционным и логистическим риском для большинства нефтегазовых компаний. Задержки с прибытием трубы, футляра, трубки и других аксессуаров, могут привести к обширным простоям оборудования и, следовательно, повысить эксплуатационные расходы. [4]

Совершенствование цепочки поставок требует непрерывной оценки и включает в себя изменение, конфигурацию и/или координацию в целях повышения эффективности работы всей цепи, а, следовательно, управления. Целью такого управления является обеспечение максимального обслуживания клиентов при минимально возможных затратах.

Цепочки поставок должны быть использованы также как комплексная и скоординированная система. Это позволит еще больше снизить затраты за счет ликвидации нерентабельного использования, которое перегружает эти цепочки поставок. Координация и сплоченность всей цепи поставок позволит сократить расходы, и приведёт к более эффективной системе, росту рентабельности всего нефте-газового комплекса. Стратегии нефтяных и газовых компаний в области конфигурации цепочки поставок включают в себя разработку границ и параметров взаимоотношений внутри своей сети клиентов и поставщиков.

Сегменты клиентов основанных на потребности в услугах разных фирм соответственно различаются, а иногда и определены уникальными требованиями, и удовлетворение этих требований может быть необходимым для различных подходов к конфигурации и координации всей цепочки поставок. [5]

Совершенствование цепочки поставок по сути представляет настройку логистической сети и взаимоотношений поставщиков и заказчиков. Например, вся сеть логистики в компании нефти и газа может быть улучшена, когда геологи, геофизики, буровики, технологи, менеджеры водохранилищей, инженеры, финансовые аналитики, специалисты по маркетингу, а также представители правительства соберутся вместе, чтобы комплексно оценить технические и экономические перспективы и возможности развития нефтяного месторождения.


Литература:

  1. Аношин В. В., Максимов В. А. и др. Эволюция мировой экономики и нефтяной рынок Уфа, РИЦ БГУ,2001,376 с.

  2. Алафинов С. В. Прогнозирование и планирование в транснациональной нефтяной компании. М.: Изд. «Дело», 1999 г., 328 с.

  3. Алекперов В. Ю. Основные тенденции в нефтяном бизнесе. М. 1998.,246 с.

  4. Алекперов В.Ю. Стратегические направления системной реорганизации управления нефтяными компаниями. На примере ОАО «ЛУКОЙЛ» М., 1998.

  5. Алекперов В.Ю. Нефтяной потенциал. Потребность в новой целевой модели экономики Росси//Нефть России, 2002, № 9,с.6–13.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle