Библиографическое описание:

Мухамбетов А. М., Богдашкина И. В. Управление поставками в нефтегазовой промышленности [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 118-120.

В статье исследуется вопрос о глобальной цепочке поставок в нефтегазовой промышленности зарубежных компаний. Управление цепочками поставок в данной статье определяется как конфигурация, координация, а также непрерывное улучшение различных наборов операций. Указывается цель управления поставками в нефтегазовой промышленности. Также проводится анализ и определение управления цепочками поставок. Схематично показана цепочка поставок в нефтегазовой промышленности а также рассмотрены операции входящие в управление цепочками поставок. Проанализированы сильные и слабые стороны управления цепочками поставок. Рассмотрено совершенствование цепочки поставок.

Ключевые слова: цепочка поставок в нефтегазовой промышленности, инвентаризация, заказчик, покупатель, поставщик, максимизация прибыли, минимизация затрат, маркетинг, риск, спрос, предложение, добавленная стоимость, эксплуатационные расходы, рентабельность, логистика


Так называемая глобальная цепочка поставок в нефте-газовой промышленности зарубежных компаний является немаловажной частью в глобальной цепочке поставок, которая включает в себя внутренние и международные перевозки, инвентаризацию видимости учета и контроля, обработки материалов, помощи в импорте и экспорте, а также информационные технологии. В промышленности обычно используются классические модели управления и реализации цепочки поставок. В такой цепочке поставок, компания связана с его прямыми поставщиками и дистрибьюторами.

Управление цепочками поставок может быть определена как конфигурация, координация и непрерывное улучшение управления последовательных организованных наборов операций. Целью такого управления является обеспечение максимально качественного обслуживания клиентов при минимальных возможных затратах.

Заказчик и покупатель важен для любой организации, которая ориентирована на обслуживание. В цепочке поставок, для того, чтобы обслужить своих покупателей, компания связывается с поставщиками своих дистрибьюторов. Как правило, материалы, информация, капитал, рабочая сила, технология, финансовые средства и другие ресурсы перемещаются через подобные цепочки поставок. Основной целью фирмы всегда является максимизация прибыли. Фирма должна максимизировать выгоды и минимизировать затраты и по цепочке поставок. Фирма должна соотносить преимущества по сравнению с затратами для каждого решения, которое производится в поставках. [1]

Управление цепочками поставок означает усиление акцента на качественное обслуживание покупателей. Сегодня существуют большие возможности для координации деятельности всей цепочки поставок, даже в таких сложных отраслях, как нефть и газ, потому что происходит совершенствование информационных систем и коммуникационных технологий.

Исторически сложилось, что владение бизнесом цепей поставок было всегда высоко концентрировано. На это оказывает влияние эффект экономии от масштаба в нефтегазовой отрасли. Бизнес цепей поставок сегодня развит скорее для отдельных операций, которые производят стандартизированную продукцию и услуги в больших количествах по сравнению с теми, которые производят множество различных индивидуальных продуктов в меньших количествах. [2]

В последнее время многие утверждают, что нефтяная и газовая промышленность может вступить в эпоху острого дефицита ресурсов. Однако, в действительности ресурсы не являются причиной ограничений в области поставок, учитывая огромный потенциал, они по-прежнему доступны. По существу, на основании исследований, у многих нефтяных компаний есть достаточно ресурсов для поддержания оставшегося текущего уровня производства, по крайней мере, на ближайшие 40–50 лет. Таким образом, основной проблемой, стоящей перед нефте-газовой промышленностью является не ограничения ресурсов нефти и газа, а минимизация затрат на производство и поставку готовой продукции потребителям. Таким образом, надёжное управление цепочками поставок повысит коммерческую цель нефте-газового предприятия.


Исследование → Производство → Переработка → Маркетинг → Потребитель


Рис. 1. Цепочка поставок в нефтяной и газовой промышленности


Схема, представленная на рис. 1, представляет собой основные цепочки поставок и связи в нефтегазовой промышленности. Соединение представляет интерфейс между компаниями и материалами, которые протекают через эти цепочки поставок. Поэтому нефтяным компаниям необходимы услуги поставщиков, чтобы развивать отраслевую систему и непрерывно участвовать, в показанной цепочке поставок.

На каждом этапе осуществляется много операций. Например, исследование включает в себя сейсмические, геофизические и геологические операции, в то время как, производственные операции включают бурение, производство водохранилища и инженерных сооружений. Переработка это комплексная операция, и одновременно это выход на маркетинг. Маркетинг включает в себя розничную продажу бензина, моторного масла и других нефтепродуктов. На каждом этапе соединение цепи предполагает функционирование самостоятельной компании или подразделения корпораций. [3]

Немногие отрасли могут извлечь выгоду из цепи поставок, гораздо проще это сделать нефе-газовым компаниям. В этой отрасли, виды осуществляемых поставок, сильно отличаются друг от друга: от перчаток до труб, клапанов, кранов, химических веществ, цемента, стали и буровых установок, и это лишь некоторые из них. Кроме того, немногие отрасли промышленности нуждаются в этом огромном массиве материалов, которые будут перемещаться ежедневно, и часто в большом количестве внутри страны, глобально, на суше и на море. А в разведке и добыче нефти и газа, большая часть работ и мероприятий являются повторными, что отражается на поставках.

В нефтяной и газовой промышленности все значительные и важные операции планируются заранее. Таким образом, весь процесс можно запланировать массовым и высоко рентабельным. В нефте-газовой промышленности связь цепочки поставок и операции разведки, создают ценность путем сейсмического анализа и определения перспектив. Производственные операции на этом рынке являются своеобразными заказчиками, которые используют выход для разведки. Подобным же образом, переработка является заказчиком производства, а маркетинг является заказчиком переработки и потребителей нефтепродуктов, также как бензин является конечным клиентом.

Существует необходимость в том, чтобы каждая компания или оператор по цепочке поставок смогли быстро удовлетворить точные материальные потребности своих заказчиков, защитить себя от рисков, связанных с поставщиками и погасить операции с спросом и предложением и с неопределенностями которыми она сталкивается.

Одной из слабых сторон цепочки поставок является то, что каждая компания действует в своих интересах, чтобы оптимизировать свою прибыль. Цель удовлетворения конечного потребителя легко потерять, а также и возможности, которые могут возникнуть в результате некоторых координаций решений, этапы цепочки поставок также могут быть потеряны. Если поставщик более надежен, то нет необходимости в дополнительных запасах сырья, материалов, систем контроля качества, доработки, и другой деятельности без добавленной стоимости в результате бережливого производства. Трубы и трубная продукция являются одним из важных товаров, поставляемых в нефтяной и газовой промышленности на ежедневной основе. Эти товары очень важны и являются частью соединения цепочки поставок. Управление этой части цепочки поставок может быть как операционным и логистическим риском для большинства нефтегазовых компаний. Задержки с прибытием трубы, футляра, трубки и других аксессуаров, могут привести к обширным простоям оборудования и, следовательно, повысить эксплуатационные расходы. [4]

Совершенствование цепочки поставок требует непрерывной оценки и включает в себя изменение, конфигурацию и/или координацию в целях повышения эффективности работы всей цепи, а, следовательно, управления. Целью такого управления является обеспечение максимального обслуживания клиентов при минимально возможных затратах.

Цепочки поставок должны быть использованы также как комплексная и скоординированная система. Это позволит еще больше снизить затраты за счет ликвидации нерентабельного использования, которое перегружает эти цепочки поставок. Координация и сплоченность всей цепи поставок позволит сократить расходы, и приведёт к более эффективной системе, росту рентабельности всего нефте-газового комплекса. Стратегии нефтяных и газовых компаний в области конфигурации цепочки поставок включают в себя разработку границ и параметров взаимоотношений внутри своей сети клиентов и поставщиков.

Сегменты клиентов основанных на потребности в услугах разных фирм соответственно различаются, а иногда и определены уникальными требованиями, и удовлетворение этих требований может быть необходимым для различных подходов к конфигурации и координации всей цепочки поставок. [5]

Совершенствование цепочки поставок по сути представляет настройку логистической сети и взаимоотношений поставщиков и заказчиков. Например, вся сеть логистики в компании нефти и газа может быть улучшена, когда геологи, геофизики, буровики, технологи, менеджеры водохранилищей, инженеры, финансовые аналитики, специалисты по маркетингу, а также представители правительства соберутся вместе, чтобы комплексно оценить технические и экономические перспективы и возможности развития нефтяного месторождения.


Литература:

  1. Аношин В. В., Максимов В. А. и др. Эволюция мировой экономики и нефтяной рынок Уфа, РИЦ БГУ,2001,376 с.

  2. Алафинов С. В. Прогнозирование и планирование в транснациональной нефтяной компании. М.: Изд. «Дело», 1999 г., 328 с.

  3. Алекперов В. Ю. Основные тенденции в нефтяном бизнесе. М. 1998.,246 с.

  4. Алекперов В.Ю. Стратегические направления системной реорганизации управления нефтяными компаниями. На примере ОАО «ЛУКОЙЛ» М., 1998.

  5. Алекперов В.Ю. Нефтяной потенциал. Потребность в новой целевой модели экономики Росси//Нефть России, 2002, № 9,с.6–13.


Основные термины: цепочки поставок, нефтегазовой промышленности, цепочке поставок, цепочками поставок, Управление цепочками поставок, цепочка поставок, управления цепочками поставок, глобальной цепочке поставок, управление цепочками поставок, Совершенствование цепочки поставок, цепей поставок, цепи поставок, совершенствование цепочки поставок, подобные цепочки поставок, реализации цепочки поставок, основные цепочки поставок, Развитие нефтегазовой промышленности, сторон цепочки поставок, связь цепочки поставок, соединения цепочки поставок

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle