Библиографическое описание:

Кобзева Т. Я., Дегтяренко И. С. Влияние глобализации на эффективность грузоперевозок морским транспортом Великобритании [Текст] // Инновационная экономика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 17-20.



В статье рассмотрены вопросы снижения особой роли морского транспорта в структуре развития экономики и внешней торговли Великобритании как островного государства.

Ключевые слова: островное государство, сети морских портов, британский Регистр, Лондонский и Ливерпульский порты, ведущие морские регистровые компании, популярные направления британских международных каботажных маршрутов, с начала 60-х годов 20 века ситуация изменилась, с развитием авиа перевозок, перевозки морским транспортом сокращаются

Актуальность темы определяется, тем, что Великобритания во все времена имела крупнейший торговый флот. Это островное государство, расположенное в Западной Европе, на Британских островах. Площадь Британских островов: 325 тыс. км2. Структура Британских островов состоит из двух крупных островов Великобритании и Ирландии, архипелагов (Гебридские, Оркнейские, Шетлендские острова) и нескольких мелких островов. В этой связи очевидно, что особая роль в развитии транспортной инфраструктуры Великобритании всегда уделялась морскому транспорту, оказывающему значительное влияние на развитие экономики и внешней торговли. По существу, экономика Великобритании долгое время находилась в зависимости от состояния национального морского флота. По данным Министерства транспорта и Судоходной палаты Великобритании на долю морских портов приходиться около 95 % внешнеторгового грузооборота, а также до 25 % грузовых перевозок внутри страны.Огромное количество рек и озер обусловило наличие только в частной собственности у населения Великобритании свыше 400 тыс. морских и более 100 тыс. речных прогулочных судов [1].

Развитие сети морских портов и четкой грамотной их деятельности являлись одним из ключевых элементов экономики морского транспортного комплексаВеликобритании. Все районы страны, кроме Западного Мидленда, в той или иной мере непосредственно связаны с морскими портами, которые служат основными транспортными узлами. Крупнейшие из них — Лондон, Саутгемптон, Ливерпуль, Гуль и Харидж. Лондонский и Ливерпульский порты по стоимости грузооборота пропускают около половины всех перевозимых грузов. Иными словами, деятельность морских портовых хозяйств долгое время являлась важным условием обеспечения конкурентоспособности Великобритании на внешнем рынке.

В водном хозяйстве Великобритании за последние 6 лет осуществлены крупные капитальные вложения в соответствующую инфраструктуру морских портовых хозяйств, которые можно рассматривать прежде всего, как результат применения норм европейского законодательства и возмещение недостатка капитальных вложений в предшествующее десятилетие. В Англии и Уэльсе водный транспорт был приватизирован, в Шотландии и Северной Ирландии остался в государственной собственности. В Англии и Уэльсе в развитие водного транспорта за этот период реализованы значительные инвестиции, разработаны разные схемы финансирования проектов. До приватизации британское законодательство затрудняло разработку новых подходов и методов финансирования проектов в области морских портовых хозяйств в соответствии с требованиями аналогичных отраслей по европейским стандартами. При этом в британский Регистр внесены 649 судов водоизмещением свыше 100 тонн — так называемых «длинных» тонн; их суммарная грузоподъемность — 15 млн. т. Среди них:

149 судов общим дедвейтом 5,5 млн. т для перевозки нефти, газа и химикатов;

453 судна дедвейтом 9,3 млн. т, нанимаемые в качестве сухогрузов и контейнеровозов;

47 пассажирских судов суммарным дедвейтом 100 тыс. т.

Британское статистическое ведомство утверждает, что 77 % судов, принадлежащих британским компаниям, зарегистрированы в Соединенном Королевстве, на острове Мэн или в британских заморских территориях.

Надо отметить, что поскольку Великобритания является островным государством, для обслуживания морских торговых и пассажирских судов, а также обработки грузов в Великобритании обустроено более 70 международных морских торговых портов, имеющих большое коммерческое значение, а также более 200 небольших портовых пунктов, где обрабатываются перевозки местных грузов. Ежегодно через британские порты проходят перевалку более 565 млн т грузов (из них около 220 млн т импортных и 180 млн т экспортных), а также перевозится до 30 млн пассажиров [3]. При этом в Лондоне расположена штаб-квартира Международной морской организации, входящей в структуру ООН, а также представительства более 120 судовладельческих компаний мира. В Лондоне так же находятся ведущие морские регистровые компании. В частности, «Ллойдовский морской регистр», являющийся старейшим и вторым в мире (после японского «Society Class NK») классификационным обществом, в котором зарегистрировано до 20 % тоннажа мирового морского торгового флота.

Самым популярным направляем для британских международных каботажных маршрутов является Франция (данная тенденция сохраняется с 1950 года). В 2015 году 74 % всех морских пассажирских перевозок осуществлялись между Великобританией и Францией. Второй по популярности маршрут — Ирландия. На Ирландию приходилось 13 % всех морских пассажирских перевозок.

Ниже, на рисунке 1 графически представлена статистика о наиболее популярных морских маршрутах 2015 года в сравнении с 2005 годом.Скриншот 18.06.2016 202442.jpg

Рис. 1. Международные пассажирские перевозки морским транспортом с учетом стран назначения/происхождения

Согласно графику на рисунке очевидно общая тенденция снижения популярности путешествий морским транспортом. Так статистика свидетельствует, что несмотря на популярность, перевозки с Францией морским транспортом за десять лет сократились на 7 %. С Ирландией такие перевозки за тот же период сократились на 19 %. Что касается Бельгии, то перевозки и вовсе сократились на 55 %.

Основные причины в падении популярности перевозок морским транспортом (как пассажирских, так и грузовых перевозок) состоят в следующих факторах:

– более длительный период времени доставки;

– отсутствие гибкости в расписании и маршрутах;

– недостаточное внутреннее финансирование водного транспорта;

– низкая безопасность грузов (многие грузы не являются влагоустойчивыми, что приводит к дополнительным расходам на упаковку товара).

В прошлом в Великобританию наибольшее количество грузов доставляли морским путем. Однако с начала 60-х годов 20 века с развитием авиа перевозок ситуация изменилась. Так, по данным Министерства транспорта Великобритании только за 2015 год перевозка грузов морским транспортом по сравнению с 2014 годом сократилась на 2 % и грузооборот составил 483,3 млн тонн груза, при том, что количественный состав груза в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличился

на 2 % и составил 23,2 млн штук груза [5]. При этом экспорт доставленного в Великобританию составил 305,6 млн тонн грузов, а импорт 178,2 млн тонн грузов.

Скриншот 18.06.2016 195005.jpg

Рис. 2. Основные показатели перевозки груза, тонн. (4 квартал 2000 года взят за 100 %)

Схема, представленная на рисунке 2 дает наиболее общее представление об изменении объемов перевезенного груза (товара) в тоннах в соответствующие годы. Так представленная схема подтверждает, что общее количество перевезенного груза с 2008 года сокращается и в 2015 году перевозки морским транспортом по сравнению с 2008 годом снизились на 12,9 %. Анализ данных грузоперевозок объясняется только возрастающей ролью авиатранспорта.

Аналогичная ситуация происходит с перевозками морским транспортом пассажиров. Общее количество пассажиров, перевезенных морским транспортом Великобритании в 2015 году по сравнению с 2014 годом сократилось на 1 % и составило 21 млн. человек [6].

В заключении необходимо отметить, что анализ эффективности в целом перевозки грузов и пассажиров показывает, что в настоящее время в экономике Великобритании в структуре перевозок не только грузов, но и пассажиров отчетливо проявляется тенденция приоритетности авиатранспорта по сравнению с морским транспортом. Иными словами, в условиях глобализации конкуренция в сфере перевозок грузов и пассажиров зависит не в последнюю очередь от затрат времени. Поэтому морской транспорт все более уступает в перевозке пассажиров и грузов лидирующим авиа компаниям, способным предложить наилучший сервис в кратчайшие сроки.

Литература:

  1. Л. Е. Стровский — ВЭД предприятия: учебник для студентов, обучающихся по экономическим специальностям М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
  2. Кобзева Т. Я. Статья: «Современный взгляд на ВЭД российских морских портов», материалы III Междунар. науч. конф.: «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва. июнь 2015г).-М.: Буки-Веди, 2015.
  3. http://ru.wikipedia.org 15.08.2016 17:45
  4. https://www.gov.uk/government/uploads20.07.2016 19:45
  5. Department for Transport. UK Port Freight Statistics: October to December 2015 (Quarter 4), p1 [Электронныйресурс] – Режимдоступа: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/508020/port-freight-statistics-oct-to-dec-2015.pdf
  6. Department for transport. Provisional short sea passenger Statistics: 2015, p1 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/502712/prov-sea-passenger-statistics-2015.pdf

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle