Автор: Чукалина Галина Михайловна

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

V международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Самара, август 2016)

Библиографическое описание:

Чукалина Г. М. Планирование реструктуризации бизнес-процессов промышленных предприятий [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 98-101.



В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия «реструктуризация», проанализированы основные цели реструктуризации и ее ключевые характеристики. Представлены схема управления процессом реструктуризации на предприятии и место планирования реструктуризации в данной схеме.

Ключевые слова: планирование, реструктуризация, реструктуризация бизнес-процессов, схема управления реструктуризацией на предприятии, планирование реструктуризации бизнес-процессов на предприятии

Понятие реструктуризации знакомо всем, но за годы исследований и применений данного процесса оно получило столько трактовок и определений и стало настолько обширной категорией, что практически любое изменение на предприятии можно трактовать как реструктуризацию. Рассмотрим подробнее, верно ли это суждение. Исходя из дословного перевода термина «реструктуризация» с латинского мы получаем «заново устроенную организацию», при этом нет четкого разграничения, переустроенная это организация из тех же составляющих частей или в систему добавляются новые элементы.

Анализ одних из самых подробных и детальных определений категории «реструктуризация» представлен в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ определений понятия «реструктуризация»

Автор

Определение реструктуризации

Примечание

Бирюкова Л. В. 3

Комплексное, структурное преобразование деятельности предприятия, не являющееся частью повседневного делового цикла, и направленное на создание условий достижения устойчивого финансового положения, роста стоимости собственного капитала и эффективного функционирования предприятия в соответствии с выработанной стратегией, с целью повышения конкурентоспособности

Основная цель — достижение целей разработанной на предприятии конкурентной стратегии.

Главные характеристики процесса — комплексность и структурность.

Вывод: изменяем структуру, но не отдельные элементы, а всю систему.

Мазур И. И., Шапиро В. Д. 1

Комплексная оптимизация системы функционирования предприятия в соответствии с требованиями внешнего окружения и выработанной стратегией его развития, способствующую принципиальному улучшению управления, повышения эффективности и конкурентоспособности производства и выпускаемой продукции на базе современных подходов к управлению, в том числе методологии управления качеством, реинжиниринга бизнес-процессов, информационных технологий и др.

Основная цель — достигнуть стратегические цели развития в соответствие с требованиями внешней среды.

Главные характеристики процесса — комплексность и оптимизация.

Вывод: с помощью различных подходов к управлению комплексно оптимизируем предприятие для достижения поставленных целей с учетом требований внешней среды

Тутунджян А. К. 4

Процесс комплексного изменения структуры и методов функционирования, обеспечивающий эффективное использование потенциалов (производственного, управленческого, инновационного и т. д.), осуществляемый в рамках взаимодействия с изменяющейся внешней средой

Основная цель — повысить эффективность использования потенциала предприятия в условиях изменяющейся внешней среды.

Главные характеристики процесса — комплексность, изменение не только структуры, но и методов функционирования.

Вывод: реструктуризация позволяет повысить эффективность предприятия путем комплексного изменения структуры и функций на предприятии.

Таким образом, преобразование на предприятии может считаться реструктуризацией при наличии следующих характеристик:

− преобразование носит комплексный и структурный характер;

− направлено на повышение эффективности функционирования и устойчивого финансового положения предприятия;

− рост стоимости бизнеса как показатель эффективности реструктуризации;

− итогом является создание и наращивание конкурентных преимуществ для повышения конкурентоспособности.

Дискуссионность понятия «реструктуризация предприятия» в итоге привела к выделению двух форм реструктуризации: оперативной и стратегической. Стратегическая форма реструктуризации направлена на долгосрочные изменения в деятельности предприятия. К оперативной реструктуризации многие авторы относят реструктуризацию производственной деятельности, активов и долговых обязательств 3.

Реструктуризации имеет определенную цель, достижимую в задаваемом периоде, содержит комплекс мер и несет преобразование того объекта, на который она направлена. В данной статье рассматривается реструктуризация, объектом которой является бизнес-процесс, а значит, реструктуризация направлена на преобразование структуры бизнес-процесса.

Реструктуризация бизнес-процессов первоначально требует глубинного понимания деятельности рассматриваемого предприятия. Прежде чем реструктуризировать бизнес-процессы необходимо проанализировать, что из себя они представляют и насколько эффективно осуществляются в настоящее время, сформировать цели необходимой реструктуризации бизнес-процессов, а только потом начинать процесс ее реализации.

Анализ примеров использования реструктуризации позволяет сделать вывод, что во всех случаях при реструктуризации предприятие пытается создать или нарастить конкурентные преимущества, необходимые в конкурентной борьбе. Только в первом случае предприятие уже имеет конкурентные преимущества и хочет их нарастить, а в двух остальных случаях эти конкурентные преимущества необходимо создать, т. к. кризис на предприятии в первую очередь связан с отсутствием или потерей необходимых преимуществ в конкурентной борьбе.

Важнейшим элементом стратегии является планирование. Планирование — это проекция в будущее для достижения поставленной цели при определенных условиях и возможностях. Важность процесса реструктуризации для достижения поставленных целей показывает необходимость планирования на начальном этапе, при этом необходимо различать понятия планирования реструктуризации и планирования процесса реализации реструктуризации. Как правило, авторы уделяют внимание именно планированию процесса проведения реструктуризации, а область планирования и анализа процессов предприятия на предмет необходимости реструктуризации остается открытой для исследований (см. рис. 1).

Рис. 1. Место планирования в системе управления процессом реструктуризации на предприятии

Анализ процесса управления реструктуризацией позволяет выделить следующие ключевые этапы:

− Формирование стратегических целей предприятия;

− Анализ влияния факторов внутренней и внешней среды на возможность достижения поставленных целей;

− Анализ ключевых показателей эффективности, индикаторов бизнес-процессов предприятия;

− Принятие решения о необходимости осуществления реструктуризации бизнес-процессов на предприятии, создание проекта реструктуризации;

− Планирование реструктуризации бизнес-процессов, результатом данного этапа является созданный бизнес-план реструктуризации;

− Осуществление процесса реструктуризации на предприятии;

− Анализ ключевых показателей бизнес-процессов — индикаторов — для мониторинга эффективности реализации плана реструктуризации.

Планированию реструктуризации бизнес-процессов уделяется особое место в системе управления реструктуризацией, для повышения эффективности данного процесса необходимо использовать показатели-индикаторы, которые:

− Во-первых, сигнализируют о необходимости проведения реструктуризации бизнес-процессов на предприятии, запуская систему управления реструктуризацией;

− Во-вторых, позволяют проводить мониторинг эффективности реализации процесса реструктуризации, т. е. являются инструментом обратной связи.

Планирование реструктуризации бизнес-процессов является одним из элементов общей системы планирования на предприятии, что усложняет процесс планирования на предприятии, но позволяет повысить эффективность результата планирования. Для достижения наилучших результатов индикаторы реструктуризации бизнес-процессов должны быть частью общей системы индикаторов на предприятии, отражающих потенциал предприятия.

Необходимо помнить, что реструктуризация — это не просто технологический процесс изменения чего-либо, в основе идеологии процесса реструктуризации — создание и достижение новых целей в развитии предприятия, в соответствии с изменениями внешней среды. Поэтому и реструктуризация как регулятор, обеспечивающий повышение эффективности деятельности предприятия должна использоваться не при любом изменении значения какого-то показателя, а при изменении значений целой системы показателей 2.

Литература:

  1. Мазур И. И., Шапиро В. Д. Реструктуризация предприятий и компаний. — М.: Экономика, 2001. — 456 с.
  2. Есаков М. М., Чукалина Г. М. Индикативное планирование реструктуризации бизнес-процессов. // Журнал «Экономика и предпринимательство», № 1(54), 2015 г. Рубрика «Микроэкономика».
  3. Бирюкова Л. В. Планирование реструктуризации промышленных предприятий в процедурах несостоятельности (банкротства): диссертация... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Бирюкова Лариса Викторовна; [Место защиты: Тихоокеан. гос. ун-т]. – Хабаровск, 2007. – 180 с.
  4. Тутунджян А. К. Управление реструктуризацией в производственном секторе экономики (Вопросы теории и практики): диссертация д-ра экономических наук: 08.00.05 / Тутунджян Агаси Корюнович; [Место защиты: Высшая школа приватизации и предпринимательства]. – Москва, 2002. – 306 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle