Научные аспекты вычисления результатов казначейских операций по средствам заимствований
Автор: Сафаров Ширинбек Юлдашевич
Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит
Опубликовано в
V международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, август 2015)
Дата публикации: 10.08.2015
Статья просмотрена: 25 раз
Библиографическое описание:
Сафаров, Ш. Ю. Научные аспекты вычисления результатов казначейских операций по средствам заимствований / Ш. Ю. Сафаров. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 51-55. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/204/8649/ (дата обращения: 21.09.2024).
В настоящей научной статье изложена впервые разработанная научная методика организации автоматизированного вычисления, учёта и отчётности показателей эффективности казначейских операций в различных валютах по заимствованным средствам в условиях казначейского исполнения Государственного бюджета, которая способствует строгому целевому использованию бюджетных средств и предотвращению возникновения необоснованных сумм задолженности или переплат при обслуживании государственного долга и исполнении гарантий Республики Узбекистан.
Результаты наших научных исследований и анализ практической деятельности показывают, что в настоящее время возникла необходимость в разработке научно обоснованного механизма расчёта показателей эффективности казначейских операций, проводимых в различных валютах при обслуживании государственного внутреннего и внешнего долга (далее — ГВВД) и методики всемерного совершенствования данного механизма. Их целесообразно реализовать по нижеследующим направлениям:
- эффективное управление средств заимствований с помощью Единого казначейского счёта (далее — ЕКС);
- рациональным образом направлять средства казначейских лицевых счётов (далее — КЛС) местных бюджетов при обслуживании долга за счёт средств бюджетов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента;
- организовать на системной основе и на всех уровнях бюджетной системы ведение учёта и отчётности показателей эффективности по ГВВД на базе результатов предварительного, текущего и последующего контрольных мероприятий, проводимых соответствующими подразделениями казначейства (далее — СПК), соответствующими подразделениями финансовых органов (далее — СПФО) и другими организациями и учреждениями;
- на основе возможностей и преимуществ, предусмотренных в Законах Республики Узбекистан “Об электронном документообороте”, “Об электронных платежах”, “Об электронной коммерции” совершенствовать процесс обслуживания государственного долга, широко внедрить электронный обмен соответствующей информацией между заёмщиками (субзаёмщиками), СПК, СПФО и уполномоченными банками в установленном законодательством порядке;
- для вычисления показателей эффективности по ГВВД разработать соответствующие алгоритмы и отдельный программный модуль, а также ввести порядок автоматизированного вычисления этих показателей;
- широко внедрить во всех регионах нашей страны научно обоснованные методики по дальнейшему совершенствованию механизма расчёта показателей эффективности ГВВД и организовать непрерывное и бесперебойное функционирование данного механизма.
В настоящей методике применяются ряд основных понятий.
Суммы эффективности казначейских операций в различных валютах по незарегистрированным заявкам (юридическим обязательствам) на оплату средств (далее — НЗКС-ЮО) в масштабе республиканского и местных бюджетов, составленным на основе заёмных (субзаёмных) соглашений (договоров) по средствам государственных внешних заимствований i-го финансового года в определённом периоде j, вычисляются по нижеуказанной формуле:
STQSHGBFCi,J = ∑STQSHRBFCi,J + ∑STQSHRKFCi,J +∑STQSHBOFCi,J +
+ ∑ STQSHBTFCi,J (1),
где
STQSHRBFCi,J, STQSHRKFCi,J, STQSHBOFCi,J, STQSHBTFCi,J — суммы эффективности казначейских операций в различных валютах по НЗКС-ЮО в масштабе республиканского и местных бюджетов, составленным на основе заёмных (субзаёмных) соглашений (договоров) по средствам государственных внешних заимствований i-го финансового года в определённом периоде j, для обслуживания которых источниками, в соответствии с действующим законодательством, были предусмотрены средства республиканского бюджета Республики Узбекистан (и/или средства бюджета Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента).
Вместе с этим, суммы эффективности казначейских операций в различных валютах по НЗКС-ЮО в масштабе бюджетов районов и городов, составленным на основе заёмных (субзаёмных) соглашений (договоров) по средствам государственных внешних заимствований i-го финансового года в определённом периоде j, в целях погашения амортизации и выплат процентов, на основании действующих нормативно-правовых актов нашей страны, были предусмотрены средства бюджетов районов и городов, определяются по нижеследующей формуле:
STQSHRKFCi,J = ∑STQSHRK(BRAY) FCi,J + ∑STQSHRK(BGOR) FCi,J (2),
STQSHBOFCi,J = ∑STQSHBO(BRAY) FCi,J + ∑STQSHBO(BGOR) FCi,J (3),
STQSHBTFCi,J = ∑STQSHBT(BRAY) FCi,J + ∑STQSHBT(BGOR) FCi,J (4),
где STQSHBRAYFCi,J, STQSHBGORFCi,J — суммы эффективности казначейских операций в различных валютах по НЗКС-ЮО в масштабе бюджетов районов и городов i-го финансового года в определённом периоде j, для обслуживания заёмных (субзаёмных) соглашений (договоров) по средствам государственных внешних заимствований, в соответствии с действующим законодательством, были предусмотрены средства соответствующих бюджетов районов и городов.
Аналогичным образом, суммы эффективности казначейских операций в различных валютах по незарегистрированным платёжным документам (финансовым обязательствам) (далее — НЗКС-ФО) в масштабе республиканского и местных бюджетов, составленным на основе заёмных (субзаёмных) соглашений (договоров) по средствам государственных внешних заимствований, i-го финансового года в определённом периоде j, рассчитываются по нижеуказанной формуле:
STQTGBFCi,J = ∑STQTRBFCi,J + ∑STQTRKFCi,J +∑STQTBOFCi,J + BTFCi,J (5),
где
STQTRBFCi,J, STQTRKFCi,J, STQTBOFCi,J, STQTBTFCi,J — суммы эффективности казначейских операций в различных валютах по НЗКС-ФО в масштабе республиканского и местных бюджетов, составленным на основе заёмных (субзаёмных) соглашений (договоров) по средствам государственных внешних заимствований i-го финансового года в определённом периоде j, для обслуживания которых источниками, в соответствии с действующим законодательством, были предусмотрены средства республиканского бюджета Республики Узбекистан (и/или средства бюджета Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента).
Также можно проводить анализ эффективности казначейских операций в различных валютах по бюджетам районов и городов при обслуживании финансовых обязательств по средствам государственных внешних заимствований i-го финансового года в определённом периоде j, используя приводимую формулу:
STQTRKFCi,J = ∑STQTRK(BRAY)FCi,J + ∑STQTRK(BGOR) FCi,J (6),
STQTBOFCi,J = ∑STQTBO(BRAY)FCi,J + ∑STQTBO(BGOR) FCi,J (7),
STQTBTFCi,J = ∑STQTBT(BRAY)FCi,J + ∑STQTBT(BGOR) FCi,J (8),
где STQTBRAYFCi,J, STQTBGORFCi,J — суммы эффективности казначейских операций в различных валютах по НЗКС-ФО в масштабе бюджетов районов и городов i-го финансового года в определённом периоде j, для обслуживания заёмных (субзаёмных) соглашений (договоров) по средствам государственных внешних заимствований, в соответствии с действующим законодательством, были предусмотрены средства соответствующих бюджетов районов и городов.
Суммы эффективности казначейских операций в различных валютах по незарегистрированным заявкам (юридическим обязательствам) на оплату средств (далее — НЗКС-ЮО) в масштабе республиканского и местных бюджетов, составленным на основе заёмных (субзаёмных) соглашений (договоров) по средствам государственных внутренних заимствований i-го финансового года в определённом периоде j, вычисляются по нижеуказанной формуле:
SIQSHGBFCi,J = ∑SIQSHRBFCi,J + ∑SIQSHRKFCi,J +∑SIQSHBOFCi,J + BTFCi,J (9),
где SIQSHRBFCi,J, SIQSHRKFCi,J, SIQSHBOFCi,J, SIQSHBTFCi,J — суммы эффективности казначейских операций в различных валютах по НЗКС-ЮО в масштабе республиканского и местных бюджетов, составленным на основе заёмных (субзаёмных) соглашений (договоров) по средствам государственных внутренних заимствований i-го финансового года в определённом периоде j, для обслуживания которых источниками, в соответствии с действующим законодательством, были предусмотрены средства республиканского бюджета Республики Узбекистан (и/или средства бюджета Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента).
Вместе с этим, в автоматизированном виде можно вычислить суммы эффективности казначейских операций в различных валютах по НЗКС-ЮО в масштабе бюджетов районов и городов при обслуживании заёмных (субзаёмных) соглашений (договоров) по средствам государственных внутренних заимствований i-го финансового года в определённом периоде j, для погашения амортизации и выплат процентов, на основании действующих нормативно-правовых актов нашей страны, были предусмотрены средства бюджетов соответствующих районов и городов.
Суммы эффективности казначейских операций в различных валютах по незарегистрированным платёжным документам (финансовым обязательствам) (далее — НЗКС-ФО) в масштабе республиканского и местных бюджетов, составленным на основе заёмных (субзаёмных) соглашений (договоров) по средствам государственных внутренних заимствований, i-го финансового года в определённом периоде j, рассчитываются по нижеуказанной формуле:
SIQTGBFCi,J = ∑SIQTRBFCi,J + ∑SIQTRKFCi,J +∑SIQTBOFCi,J + BTFCi,J (10),
где SIQTRBFCi,J, SIQTRKFCi,J, SIQTBOFCi,J, SIQTBTFCi,J — суммы эффективности казначейских операций в различных валютах по НЗКС-ФО в масштабе республиканского и местных бюджетов, составленным на основе заёмных (субзаёмных) соглашений (договоров) по средствам государственных внутренних заимствований i-го финансового года в определённом периоде j, для обслуживания которых источниками, в соответствии с действующим законодательством, были предусмотрены средства республиканского бюджета Республики Узбекистан (и/или средства бюджета Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента).
Качественная и тщательная разработка настоящей научной методики и её практическая реализация обеспечивает нижеследующие преимущества и удобства:
во-первых, эта методика будет основываться на рекомендациях международных финансовых институтов, позитивных достижениях экономически развитых стран и нашего государства в области эффективного управления финансовых ресурсов, широком применении передовых и прогрессивных экономико-математических, статистических и других научно-практических методов;
во-вторых, настоящая методика будет всемерно и непрерывно совершенствоваться с учётом изменений и дополнений, вносимых в действующие законодательные акты нашей страны;
в-третьих, вычисление показателей эффективности казначейских операций в различных валютах по ГВВД будет производиться в автоматизированном режиме с помощью отдельного программного модуля в составе ПК “Казначейство”, настоящая методика с учётом преимуществ ЕКС и особенностей управления средствами КЛС республиканского и местных бюджетов предварительно апробирована в СПК на основе программных модулей “ГВВД” и “Бюджетные ссуды”;
в-четвёртых, при расчёте показателей эффективности казначейских операций в различных валютах по ГВВД будут обеспечены: минимизация влияния субъективных факторов со стороны уполномоченных сотрудников (казначейских и финансовых подразделений, организаций — заёмщиков и субзаёмщиков или уполномоченных банков) и прозрачность этих показателей благодаря полной автоматизации данного процесса;
в-пятых, с помощью отдельного программного модуля в составе ПК “Казначейство” создаётся возможность формирования в автоматическом режиме отчётов для соответствующих отчётных периодов (месячные, квартальные, годовые) и любого периода соответствующего финансового года;
в-шестых, будет внедрён механизм объективного и оперативного оценивания деятельности и проведённых контрольных мероприятий соответствующими подразделениями СПК, СПФО и другими организациями на республиканском уровне и в масштабе каждого региона, города и/или района;
в-седьмых, создаётся возможность проведения мониторинга в режиме реального времени (“On-line”) по формированию платёжных документов заёмщиками (субзаёмщиками), уполномоченными банками и другими организациями, осуществлению платежей в счёт погашения кредитов и другим процессам при обслуживании долга в установленном порядке.
Настоящая научная методика и разрабатываемый программный модуль для вычисления показателей эффективности казначейских операций в различных валютах по ГВВД будут совершенствоваться с учётом вносимых изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Республики Узбекистан, Законы Республики Узбекистан “О внешних заимствованиях”, “О рынке ценных бумаг” и другие нормативно-правовые документы, с помощью отдельного программного модуля в составе ПК “Казначейство” в автоматическом режиме будут вычислены показатели эффективности по ГВВД в разрезе республиканского бюджета Республики Узбекистан, бюджета Республики Каракалпакстан, бюджетов областей и города Ташкента и представлены соответствующие отчёты.
В условиях казначейского исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан успешное внедрение настоящей научной методологии создаёт возможность повышения эффективности республиканского и местных бюджетов, оперативного выполнения финансовых операций, формирования в автоматизированном виде отчётов о направлениях финансирования государственных финансовых ресурсов, обеспечения ещё более эффективного управления государственным внутренним и внешним долгом и финансовыми ресурсами нашей страны.
Литература:
1. Бюджетный кодекс Республики Узбекистан. // «Собрание законодательства Республики Узбекистан», 31 декабря 2013 года, № 52 (I).
2. Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП594 от 28 февраля 2007 года “О мерах по дальнейшему развитию казначейского исполнения государственного бюджета” // «Собрание законодательства Республики Узбекистан», 2007 г., № 9–10, ст. 82.
3. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 53 от 20 марта 2007 года “Об утверждении положения о Казначействе Министерства финансов Республики Узбекистан” // «Собрание законодательства Республики Узбекистан», 2007 г., № 12, ст. 109. «Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан», 2007 г., № 2–3, ст. 15.
4. Сафаров Ш. Ю. Об эффективном управлении государственными заимствованиями в условиях казначейского исполнения государственного бюджета. // «Справочник финансового работника» № 5 за 2013г.
Похожие статьи
Деятельность казначейства в Азербайджанской Республике...
Отмеченный показатель возрос в I полугодии 1997 года, составив 17.3 пункта, а в соответствующий период 2006 года 8.8 пунктов.
1. «Единый план счетов бухгалтерского учета казначейского исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан»...
Перспективы развития казначейской системы исполнения...
В целях повышения эффективности механизма казначейского контроля представляется целесообразным
развитие интегрированной автоматизированной системы казначейского исполнения бюджетов субъектов РФ
Определение эффективности автоматизации управленческих...
Повышение конкурентоспособности предприятия путем внедрения системы ключевых показателей эффективности.
Это может привести к повышению временных и финансовых издержек, дублированию ввода информации и отчетности, к...
Оценки эффективности автоматизации бизнес-процессов при...
Ключевые слова: модель оценки эффективности, автоматизация бизнес-процессов, внедрение информационных систем.
Эффективность от внедрения информационных систем определяют посредством динамических показателей [6–9]: совокупная стоимость владения...
Основные направления совершенствования бухгалтерского учета...
В соответствие с Законом Республики Узбекистан «О казначейском исполнении государственного бюджета» одной из основных задач Казначейства является осуществление контроля за поступлением и расходованием средств Государственного бюджета.
Об обслуживании привлеченных средств заёмщиков за счет...
Целью данной работы является изложение научной разработки, а также предоставления, освоения, погашения, учета и отчетности МБКС в условиях казначейского исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан.
Критерии эффективности безналичных расчетов в Республике...
Таким образом, безналичные расчеты — это показатель эффективности работы предприятий.
Основные термины (генерируются автоматически): безналичных расчетов, Республики Узбекистан, Безналичные расчеты, осуществления безналичных расчетов...
Оценка эффективности внедрения информационных технологий...
Ключевые слова: информационные технологии, информационные системы, автоматизированные системы бухгалтерского учета, методы оценки экономической эффективности ИТ-проектов, дисконтированные показатели эффективности.
Условия перехода к полной автоматизации бухгалтерского учета...
Целый ряд нормативных документов регулируют дальнейшую деятельность предприятия в области осуществления автоматизированного бухгалтерского учета — это Законы Республики Узбекистан: «О бухгалтерском учете» № 279-I от 30.08.1996 г...
Похожие статьи
Деятельность казначейства в Азербайджанской Республике...
Отмеченный показатель возрос в I полугодии 1997 года, составив 17.3 пункта, а в соответствующий период 2006 года 8.8 пунктов.
1. «Единый план счетов бухгалтерского учета казначейского исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан»...
Перспективы развития казначейской системы исполнения...
В целях повышения эффективности механизма казначейского контроля представляется целесообразным
развитие интегрированной автоматизированной системы казначейского исполнения бюджетов субъектов РФ
Определение эффективности автоматизации управленческих...
Повышение конкурентоспособности предприятия путем внедрения системы ключевых показателей эффективности.
Это может привести к повышению временных и финансовых издержек, дублированию ввода информации и отчетности, к...
Оценки эффективности автоматизации бизнес-процессов при...
Ключевые слова: модель оценки эффективности, автоматизация бизнес-процессов, внедрение информационных систем.
Эффективность от внедрения информационных систем определяют посредством динамических показателей [6–9]: совокупная стоимость владения...
Основные направления совершенствования бухгалтерского учета...
В соответствие с Законом Республики Узбекистан «О казначейском исполнении государственного бюджета» одной из основных задач Казначейства является осуществление контроля за поступлением и расходованием средств Государственного бюджета.
Об обслуживании привлеченных средств заёмщиков за счет...
Целью данной работы является изложение научной разработки, а также предоставления, освоения, погашения, учета и отчетности МБКС в условиях казначейского исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан.
Критерии эффективности безналичных расчетов в Республике...
Таким образом, безналичные расчеты — это показатель эффективности работы предприятий.
Основные термины (генерируются автоматически): безналичных расчетов, Республики Узбекистан, Безналичные расчеты, осуществления безналичных расчетов...
Оценка эффективности внедрения информационных технологий...
Ключевые слова: информационные технологии, информационные системы, автоматизированные системы бухгалтерского учета, методы оценки экономической эффективности ИТ-проектов, дисконтированные показатели эффективности.
Условия перехода к полной автоматизации бухгалтерского учета...
Целый ряд нормативных документов регулируют дальнейшую деятельность предприятия в области осуществления автоматизированного бухгалтерского учета — это Законы Республики Узбекистан: «О бухгалтерском учете» № 279-I от 30.08.1996 г...