Научные аспекты вычисления результатов казначейских операций по средствам заимствований | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит

Опубликовано в

V международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, август 2015)

Дата публикации: 10.08.2015

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Сафаров, Ш. Ю. Научные аспекты вычисления результатов казначейских операций по средствам заимствований / Ш. Ю. Сафаров. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 51-55. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/204/8649/ (дата обращения: 09.05.2024).

В настоящей научной статье изложена впервые разработанная научная методика организации автоматизированного вычисления, учёта и отчётности показателей эффективности казначейских операций в различных валютах по заимствованным средствам в условиях казначейского исполнения Государственного бюджета, которая способствует строгому целевому использованию бюджетных средств и предотвращению возникновения необоснованных сумм задолженности или переплат при обслуживании государственного долга и исполнении гарантий Республики Узбекистан.

 

Результаты наших научных исследований и анализ практической деятельности показывают, что в настоящее время возникла необходимость в разработке научно обоснованного механизма расчёта показателей эффективности казначейских операций, проводимых в различных валютах при обслуживании государственного внутреннего и внешнего долга (далее — ГВВД) и методики всемерного совершенствования данного механизма. Их целесообразно реализовать по нижеследующим направлениям:

-          эффективное управление средств заимствований с помощью Единого казначейского счёта (далее — ЕКС);

-          рациональным образом направлять средства казначейских лицевых счётов (далее — КЛС) местных бюджетов при обслуживании долга за счёт средств бюджетов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента;

-          организовать на системной основе и на всех уровнях бюджетной системы ведение учёта и отчётности показателей эффективности по ГВВД на базе результатов предварительного, текущего и последующего контрольных мероприятий, проводимых соответствующими подразделениями казначейства (далее — СПК), соответствующими подразделениями финансовых органов (далее — СПФО) и другими организациями и учреждениями;

-          на основе возможностей и преимуществ, предусмотренных в Законах Республики Узбекистан “Об электронном документообороте”, “Об электронных платежах”, “Об электронной коммерции” совершенствовать процесс обслуживания государственного долга, широко внедрить электронный обмен соответствующей информацией между заёмщиками (субзаёмщиками), СПК, СПФО и уполномоченными банками в установленном законодательством порядке;

-          для вычисления показателей эффективности по ГВВД разработать соответствующие алгоритмы и отдельный программный модуль, а также ввести порядок автоматизированного вычисления этих показателей;

-          широко внедрить во всех регионах нашей страны научно обоснованные методики по дальнейшему совершенствованию механизма расчёта показателей эффективности ГВВД и организовать непрерывное и бесперебойное функционирование данного механизма.

В настоящей методике применяются ряд основных понятий.

Суммы эффективности казначейских операций в различных валютах по незарегистрированным заявкам (юридическим обязательствам) на оплату средств (далее — НЗКС-ЮО) в масштабе республиканского и местных бюджетов, составленным на основе заёмных (субзаёмных) соглашений (договоров) по средствам государственных внешних заимствований i-го финансового года в определённом периоде j, вычисляются по нижеуказанной формуле:

STQSHGBFCi,J = ∑STQSHRBFCi,J + ∑STQSHRKFCi,J +∑STQSHBOFCi,J +

+ ∑ STQSHBTFCi,J                                                                                                                                            (1),

где

STQSHRBFCi,J, STQSHRKFCi,J, STQSHBOFCi,J, STQSHBTFCi,J — суммы эффективности казначейских операций в различных валютах по НЗКС-ЮО в масштабе республиканского и местных бюджетов, составленным на основе заёмных (субзаёмных) соглашений (договоров) по средствам государственных внешних заимствований i-го финансового года в определённом периоде j, для обслуживания которых источниками, в соответствии с действующим законодательством, были предусмотрены средства республиканского бюджета Республики Узбекистан (и/или средства бюджета Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента).

Вместе с этим, суммы эффективности казначейских операций в различных валютах по НЗКС-ЮО в масштабе бюджетов районов и городов, составленным на основе заёмных (субзаёмных) соглашений (договоров) по средствам государственных внешних заимствований i-го финансового года в определённом периоде j, в целях погашения амортизации и выплат процентов, на основании действующих нормативно-правовых актов нашей страны, были предусмотрены средства бюджетов районов и городов, определяются по нижеследующей формуле:

STQSHRKFCi,J = ∑STQSHRK(BRAY) FCi,J + ∑STQSHRK(BGOR) FCi,J                                             (2),

STQSHBOFCi,J = ∑STQSHBO(BRAY) FCi,J + ∑STQSHBO(BGOR) FCi,J                                             (3),

STQSHBTFCi,J = ∑STQSHBT(BRAY) FCi,J + ∑STQSHBT(BGOR) FCi,J                                              (4),

где STQSHBRAYFCi,J, STQSHBGORFCi,J — суммы эффективности казначейских операций в различных валютах по НЗКС-ЮО в масштабе бюджетов районов и городов i-го финансового года в определённом периоде j, для обслуживания заёмных (субзаёмных) соглашений (договоров) по средствам государственных внешних заимствований, в соответствии с действующим законодательством, были предусмотрены средства соответствующих бюджетов районов и городов.

Аналогичным образом, суммы эффективности казначейских операций в различных валютах по незарегистрированным платёжным документам (финансовым обязательствам) (далее — НЗКС-ФО) в масштабе республиканского и местных бюджетов, составленным на основе заёмных (субзаёмных) соглашений (договоров) по средствам государственных внешних заимствований, i-го финансового года в определённом периоде j, рассчитываются по нижеуказанной формуле:

STQTGBFCi,J = ∑STQTRBFCi,J + ∑STQTRKFCi,J +∑STQTBOFCi,J + BTFCi,J      (5),

где

STQTRBFCi,J, STQTRKFCi,J, STQTBOFCi,J, STQTBTFCi,J — суммы эффективности казначейских операций в различных валютах по НЗКС-ФО в масштабе республиканского и местных бюджетов, составленным на основе заёмных (субзаёмных) соглашений (договоров) по средствам государственных внешних заимствований i-го финансового года в определённом периоде j, для обслуживания которых источниками, в соответствии с действующим законодательством, были предусмотрены средства республиканского бюджета Республики Узбекистан (и/или средства бюджета Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента).

Также можно проводить анализ эффективности казначейских операций в различных валютах по бюджетам районов и городов при обслуживании финансовых обязательств по средствам государственных внешних заимствований i-го финансового года в определённом периоде j, используя приводимую формулу:

STQTRKFCi,J = ∑STQTRK(BRAY)FCi,J + ∑STQTRK(BGOR) FCi,J                                                       (6),

STQTBOFCi,J = ∑STQTBO(BRAY)FCi,J + ∑STQTBO(BGOR) FCi,J                                                       (7),

STQTBTFCi,J = ∑STQTBT(BRAY)FCi,J + ∑STQTBT(BGOR) FCi,J                                                        (8),

где STQTBRAYFCi,J, STQTBGORFCi,J — суммы эффективности казначейских операций в различных валютах по НЗКС-ФО в масштабе бюджетов районов и городов i-го финансового года в определённом периоде j, для обслуживания заёмных (субзаёмных) соглашений (договоров) по средствам государственных внешних заимствований, в соответствии с действующим законодательством, были предусмотрены средства соответствующих бюджетов районов и городов.

Суммы эффективности казначейских операций в различных валютах по незарегистрированным заявкам (юридическим обязательствам) на оплату средств (далее — НЗКС-ЮО) в масштабе республиканского и местных бюджетов, составленным на основе заёмных (субзаёмных) соглашений (договоров) по средствам государственных внутренних заимствований i-го финансового года в определённом периоде j, вычисляются по нижеуказанной формуле:

SIQSHGBFCi,J = ∑SIQSHRBFCi,J + ∑SIQSHRKFCi,J +∑SIQSHBOFCi,J + BTFCi,J     (9),

где SIQSHRBFCi,J, SIQSHRKFCi,J, SIQSHBOFCi,J, SIQSHBTFCi,J — суммы эффективности казначейских операций в различных валютах по НЗКС-ЮО в масштабе республиканского и местных бюджетов, составленным на основе заёмных (субзаёмных) соглашений (договоров) по средствам государственных внутренних заимствований i-го финансового года в определённом периоде j, для обслуживания которых источниками, в соответствии с действующим законодательством, были предусмотрены средства республиканского бюджета Республики Узбекистан (и/или средства бюджета Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента).

Вместе с этим, в автоматизированном виде можно вычислить суммы эффективности казначейских операций в различных валютах по НЗКС-ЮО в масштабе бюджетов районов и городов при обслуживании заёмных (субзаёмных) соглашений (договоров) по средствам государственных внутренних заимствований i-го финансового года в определённом периоде j, для погашения амортизации и выплат процентов, на основании действующих нормативно-правовых актов нашей страны, были предусмотрены средства бюджетов соответствующих районов и городов.

Суммы эффективности казначейских операций в различных валютах по незарегистрированным платёжным документам (финансовым обязательствам) (далее — НЗКС-ФО) в масштабе республиканского и местных бюджетов, составленным на основе заёмных (субзаёмных) соглашений (договоров) по средствам государственных внутренних заимствований, i-го финансового года в определённом периоде j, рассчитываются по нижеуказанной формуле:

SIQTGBFCi,J = ∑SIQTRBFCi,J + ∑SIQTRKFCi,J +∑SIQTBOFCi,J + BTFCi,J              (10),

где SIQTRBFCi,J, SIQTRKFCi,J, SIQTBOFCi,J, SIQTBTFCi,J — суммы эффективности казначейских операций в различных валютах по НЗКС-ФО в масштабе республиканского и местных бюджетов, составленным на основе заёмных (субзаёмных) соглашений (договоров) по средствам государственных внутренних заимствований i-го финансового года в определённом периоде j, для обслуживания которых источниками, в соответствии с действующим законодательством, были предусмотрены средства республиканского бюджета Республики Узбекистан (и/или средства бюджета Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента).

Качественная и тщательная разработка настоящей научной методики и её практическая реализация обеспечивает нижеследующие преимущества и удобства:

во-первых, эта методика будет основываться на рекомендациях международных финансовых институтов, позитивных достижениях экономически развитых стран и нашего государства в области эффективного управления финансовых ресурсов, широком применении передовых и прогрессивных экономико-математических, статистических и других научно-практических методов;

во-вторых, настоящая методика будет всемерно и непрерывно совершенствоваться с учётом изменений и дополнений, вносимых в действующие законодательные акты нашей страны;

в-третьих, вычисление показателей эффективности казначейских операций в различных валютах по ГВВД будет производиться в автоматизированном режиме с помощью отдельного программного модуля в составе ПК “Казначейство”, настоящая методика с учётом преимуществ ЕКС и особенностей управления средствами КЛС республиканского и местных бюджетов предварительно апробирована в СПК на основе программных модулей “ГВВД” и “Бюджетные ссуды”;

в-четвёртых, при расчёте показателей эффективности казначейских операций в различных валютах по ГВВД будут обеспечены: минимизация влияния субъективных факторов со стороны уполномоченных сотрудников (казначейских и финансовых подразделений, организаций — заёмщиков и субзаёмщиков или уполномоченных банков) и прозрачность этих показателей благодаря полной автоматизации данного процесса;

в-пятых, с помощью отдельного программного модуля в составе ПК “Казначейство” создаётся возможность формирования в автоматическом режиме отчётов для соответствующих отчётных периодов (месячные, квартальные, годовые) и любого периода соответствующего финансового года;

в-шестых, будет внедрён механизм объективного и оперативного оценивания деятельности и проведённых контрольных мероприятий соответствующими подразделениями СПК, СПФО и другими организациями на республиканском уровне и в масштабе каждого региона, города и/или района;

в-седьмых, создаётся возможность проведения мониторинга в режиме реального времени (“On-line”) по формированию платёжных документов заёмщиками (субзаёмщиками), уполномоченными банками и другими организациями, осуществлению платежей в счёт погашения кредитов и другим процессам при обслуживании долга в установленном порядке.

Настоящая научная методика и разрабатываемый программный модуль для вычисления показателей эффективности казначейских операций в различных валютах по ГВВД будут совершенствоваться с учётом вносимых изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Республики Узбекистан, Законы Республики Узбекистан “О внешних заимствованиях”, “О рынке ценных бумаг” и другие нормативно-правовые документы, с помощью отдельного программного модуля в составе ПК “Казначейство” в автоматическом режиме будут вычислены показатели эффективности по ГВВД в разрезе республиканского бюджета Республики Узбекистан, бюджета Республики Каракалпакстан, бюджетов областей и города Ташкента и представлены соответствующие отчёты.

В условиях казначейского исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан успешное внедрение настоящей научной методологии создаёт возможность повышения эффективности республиканского и местных бюджетов, оперативного выполнения финансовых операций, формирования в автоматизированном виде отчётов о направлениях финансирования государственных финансовых ресурсов, обеспечения ещё более эффективного управления государственным внутренним и внешним долгом и финансовыми ресурсами нашей страны.

 

Литература:

 

1.         Бюджетный кодекс Республики Узбекистан. // «Собрание законодательства Республики Узбекистан», 31 декабря 2013 года, № 52 (I).

2.         Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП594 от 28 февраля 2007 года “О мерах по дальнейшему развитию казначейского исполнения государственного бюджета” // «Собрание законодательства Республики Узбекистан», 2007 г., № 9–10, ст. 82.

3.         Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 53 от 20 марта 2007 года “Об утверждении положения о Казначействе Министерства финансов Республики Узбекистан” // «Собрание законодательства Республики Узбекистан», 2007 г., № 12, ст. 109. «Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан», 2007 г., № 2–3, ст. 15.

4.         Сафаров Ш. Ю. Об эффективном управлении государственными заимствованиями в условиях казначейского исполнения государственного бюджета. // «Справочник финансового работника» № 5 за 2013г.

Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, автоматизированное вычисление, казначейское исполнение, отчетность показателей эффективности.

Похожие статьи

Деятельность казначейства в Азербайджанской Республике...

Отмеченный показатель возрос в I полугодии 1997 года, составив 17.3 пункта, а в соответствующий период 2006 года 8.8 пунктов.

1. «Единый план счетов бухгалтерского учета казначейского исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан»...

Перспективы развития казначейской системы исполнения...

В целях повышения эффективности механизма казначейского контроля представляется целесообразным

 развитие интегрированной автоматизированной системы казначейского исполнения бюджетов субъектов РФ

Определение эффективности автоматизации управленческих...

Повышение конкурентоспособности предприятия путем внедрения системы ключевых показателей эффективности.

Это может привести к повышению временных и финансовых издержек, дублированию ввода информации и отчетности, к...

Оценки эффективности автоматизации бизнес-процессов при...

Ключевые слова: модель оценки эффективности, автоматизация бизнес-процессов, внедрение информационных систем.

Эффективность от внедрения информационных систем определяют посредством динамических показателей [6–9]: совокупная стоимость владения...

Основные направления совершенствования бухгалтерского учета...

В соответствие с Законом Республики Узбекистан «О казначейском исполнении государственного бюджета» одной из основных задач Казначейства является осуществление контроля за поступлением и расходованием средств Государственного бюджета.

Об обслуживании привлеченных средств заёмщиков за счет...

Целью данной работы является изложение научной разработки, а также предоставления, освоения, погашения, учета и отчетности МБКС в условиях казначейского исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан.

Критерии эффективности безналичных расчетов в Республике...

Таким образом, безналичные расчеты — это показатель эффективности работы предприятий.

Основные термины (генерируются автоматически): безналичных расчетов, Республики Узбекистан, Безналичные расчеты, осуществления безналичных расчетов...

Оценка эффективности внедрения информационных технологий...

Ключевые слова: информационные технологии, информационные системы, автоматизированные системы бухгалтерского учета, методы оценки экономической эффективности ИТ-проектов, дисконтированные показатели эффективности.

Условия перехода к полной автоматизации бухгалтерского учета...

Целый ряд нормативных документов регулируют дальнейшую деятельность предприятия в области осуществления автоматизированного бухгалтерского учета — это Законы Республики Узбекистан: «О бухгалтерском учете» № 279-I от 30.08.1996 г...

Похожие статьи

Деятельность казначейства в Азербайджанской Республике...

Отмеченный показатель возрос в I полугодии 1997 года, составив 17.3 пункта, а в соответствующий период 2006 года 8.8 пунктов.

1. «Единый план счетов бухгалтерского учета казначейского исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан»...

Перспективы развития казначейской системы исполнения...

В целях повышения эффективности механизма казначейского контроля представляется целесообразным

 развитие интегрированной автоматизированной системы казначейского исполнения бюджетов субъектов РФ

Определение эффективности автоматизации управленческих...

Повышение конкурентоспособности предприятия путем внедрения системы ключевых показателей эффективности.

Это может привести к повышению временных и финансовых издержек, дублированию ввода информации и отчетности, к...

Оценки эффективности автоматизации бизнес-процессов при...

Ключевые слова: модель оценки эффективности, автоматизация бизнес-процессов, внедрение информационных систем.

Эффективность от внедрения информационных систем определяют посредством динамических показателей [6–9]: совокупная стоимость владения...

Основные направления совершенствования бухгалтерского учета...

В соответствие с Законом Республики Узбекистан «О казначейском исполнении государственного бюджета» одной из основных задач Казначейства является осуществление контроля за поступлением и расходованием средств Государственного бюджета.

Об обслуживании привлеченных средств заёмщиков за счет...

Целью данной работы является изложение научной разработки, а также предоставления, освоения, погашения, учета и отчетности МБКС в условиях казначейского исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан.

Критерии эффективности безналичных расчетов в Республике...

Таким образом, безналичные расчеты — это показатель эффективности работы предприятий.

Основные термины (генерируются автоматически): безналичных расчетов, Республики Узбекистан, Безналичные расчеты, осуществления безналичных расчетов...

Оценка эффективности внедрения информационных технологий...

Ключевые слова: информационные технологии, информационные системы, автоматизированные системы бухгалтерского учета, методы оценки экономической эффективности ИТ-проектов, дисконтированные показатели эффективности.

Условия перехода к полной автоматизации бухгалтерского учета...

Целый ряд нормативных документов регулируют дальнейшую деятельность предприятия в области осуществления автоматизированного бухгалтерского учета — это Законы Республики Узбекистан: «О бухгалтерском учете» № 279-I от 30.08.1996 г...