Библиографическое описание:

Бондаренко А. А. Проблемы учетно-аналитического обеспечения контроллинга на современных предприятиях [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 54-56.



 

В статье автор исследует проблемы учетно-аналитического обеспечения контроллинга, его роль в решении задач, стоящих перед менеджментом предприятия. Рассмотрены основные задачи информационного обеспечения управления бизнесом.

Ключевые слова: контроллинг, управленческий учет, система управления, учетно-аналитическое обеспечение, менеджмент.

 

Все большее развитие рыночных отношений, а также расширение хозяйственных связей на российских предприятиях вызывает необходимость уделения внимания новейшим инструментам управления бизнесом, среди которых особое место занимает контроллинг и его учетно-аналитическое обеспечение.

Контроллинг в последнее время из модного тренда наиболее крупных российских корпораций постепенно начинает превращаться в актуальный инструмент менеджмента на стыке управленческого учета и собственно, управления. Эта тенденция обусловлена появлением и развитием собственной более осмысленной теоретической платформы, возросшей конкуренцией в секторах экономики максимально изолированной от административно-бюрократического вмешательства государства, усложнением технико-технологических процессов, организационно-экономической структуры корпораций, и еще целой группой производных факторов [1].

По мнению большинства теоретиков, контроллинг является одним из перспективных инструментов менеджмента и в тоже время рыночным методом хозяйствования, затрагивает все плоскости деятельности предприятия. Главная ось концепции контроллинга — информация о функционировании предприятия (внутренний контур) и состоянии внешних факторах среды (внешний контур), отсюда следует ее постоянный сбор, анализ, отсев и планирование. Таким образом, с жесткой специализацией контроллинга на информацию, как основной вид самоидентификации, увеличивается ее поток и плотность, которые в свою очередь логически требуют систематизации и унификации для подачи менеджменту. На этом этапе контроллинг, отчасти, приобретает черты субъектности, и непосредственным образом влияет на принятие решений менеджментом, непосредственно отвечая за результаты управленческих решений. Исходя из своего непосредственного функционала, контроллинг замыкает на себе основные потоки операционной, стратегической и финансовой информации, с целью координации, отчасти формирования, управленческих решений, при этом контроллинг просто не может не быть в пределах конкретного предприятия наиболее качественным центром приема, обработки, анализа, передачи и хранения знаний.

Для обеспечения менеджмента оптимальной, систематизированной, структурированной информацией, имеющей связь с реальностью, контроллеры должны озаботится прежде всего вопросом своевременности, обеспечив при этом менеджменту доступность основной идеи отчета, его нацеленности именно на тех цифрах тренда, которые необходимо иметь для принятия управленческого решения. В условиях организации невыполнение этих условий резко сужает обзор стратегического и тактического видения управленцев, приводит к тем или иным ошибкам. В решении этого вопроса, на первую роль выходит система учета предприятия, прежде всего управленческого учета, как наиболее ориентированного на будущее, на оперативную и стратегическую перспективу.

При возрастании информационного потока, необходимого для более детальной проработки управленческого решения менеджментом, при одновременном уменьшении времени на проработку информации, увеличивается количество событий операционной и финансовой деятельности организации, подпадающих под анализ службы контроллинга.

Математическое моделирование операций контроллинга, отраженных в управленческом учете, даст возможность отразить реальное положение дел в организации и с максимальной точностью говорить о тенденциях развития ситуации. Проработка же трендов состояния рынка с помощью эконометрических инструментов из арсенала контроллеров, позволить говорить о будущем всего внешнего контура, о динамике и соотношениях основных показателей, по большому счету — это самое ценное, что может дать контроллинг правлению предприятия, надежный компас на краткосрочную и среднесрочную перспективу.

Исходя из этого, менеджменту не следует экономить на разработке и внедрении теоретической платформы и производственной культуры контролинга. Мировой производственный опыт показывает — математическое моделирование тех или иных событий, многократная проработка различных сценариев, обходится на порядки дешевле, чем принятие менеджментом ошибочных стратегических решений.

В качестве нового концепта менеджмента, контроллинг стал позиционироваться примерно в 70-х годах 20 века. Российские теоретики контроллинга, по понятным причинам опираются на системные разработки и исследования иностранных авторов, главным образом — немецких. [1,2].

Корни контроллинга в государственном секторе можно найти в должностях «Contrjller of the Currency» (руководитель государственного банковского надзора в 1863 году) и «Comtroller general» во главе Высшего аудиторского агенства (с 1921 года) в США. Эти истоки в области бухгалтерского учета и контроля соответствуют двум обязанностям контроллеров, ключевое значение которых, как будет дальше детально показано, не изменилось и по сей день [1].

В частном секторе, контроллеры (Названные как «Comptrollers») впервые появились в транспортной компании Atchison, Topeka&Santa Fe Railway Sistem (1880). «Comptrollers» по существу выполняли финансовые обязанности: “Обязанности Comptrollers в основном финансовые и связанные с облигациями, акциями и ценными бумагами, принадлежащими компании” (из устава компании Santa Fe, цит. Jackson, 1949, с.8, пер. с англ.). Широкое распространение должность контроллера получила гораздо позже, с 1920 годов. Эмпирическое исследование, проведенное в 1948 году Jackson среди 143 американских предприятий, показало, что у должности «контроллер» «средний возраст» около 20 лет.

В связи с этим типичный набор задач контроллера, также изменился: к их обязанностям бухгалтера, аудитора и казначея, которые заключались в основном в отслеживании уже совершенных операций, добавились планирование на основе учета, а также координирование и анализ связанных с бюджетом данных. Это объясняет, почему значение контроллера увеличилось, и произошла институциональная модернизация его роли.

В Германии до первой половины 20 века отсутствует заметное развития концепции контроллинга, при этом задачи, которые контроллинг призван решать, стали возникать в конце 19 века на заводах «Крупп» и «Тиссен». Первые подразделения контроллинга в Германии были организованы в средине 20 века. [1].

В отечественной экономике на контроллинг начали обращать внимание в начале 1990 гг., в качестве модной тенденции либерально-рыночного хозяйствования. В период с 1991 по 1995 гг. — происходит отождествление контроллинга с учетом затрат; 1996–1997 гг. — понимание контроллинга, как учет затрат и результатов; 1999 — охват контроллингом бюджетирования, планирования, управления затратами; c 2000 г. — доминирует концепция контроллинга, как поставщика и систематизатора информации для управленцев, координатора операционной деятельности организации.

Попытка определить контроллинг как «центральный орган системы информации компании» достаточно проблематична. Контроллингу в данном случае приписывается множество задач, начиная от определения требований к информации в сотрудничестве с теми, кто в ней нуждается, до обеспечения информацией и комментариев к ней. Иногда контроллинг ограничивают областью «информационно-экономического измерения», в надежде суметь воспротивиться «проявлению всемогущества» контроллинга.

Тем не менее, есть все основания сомневаться, что это разумный способ решения вопроса о размеживании задач контроллинга. Такой подход не предлагает ничего кроме как выявления областей исследования (информационные системы и информационная экономика), которые были изучены в течение длительного времени. Это не очень убедительно, особенно если учесть, что обязанности контроллеров на практике выходят далеко за рамки информационных задач.

Другой взгляд на контроллинг, как на один из сегментов корпоративного управления, влияющий на конкретные результаты, на планомерное управление компанией.

Взгляд на контроллинг как на кибернетический контур регулирования, синонимичен «планомерному управлению предприятием», в то же время, он тесно связан с функционалом контроллера: должности контроллера появляются тогда, когда предприниматели в связи с ростом и динамикой среды хотели изменить управление, когда от персональных указаний функция по составлению планов перешла к должностным лицам (или, по крайней мере, сопровождающим). Управление, которое в основном фиксируется на персоналиях, как это обычно бывает в средних компаниях, или на бюрократии, основанной на правилах управления, которые есть в государственном секторе, исповедует другую «управленческую философию». Контроллинг при этом определяется как специфическая форма или философия управления. Большая часть литературы по менеджменту, однако, уже посвящена «плановому» управлению компаниями. Кроме того, планирование будет полностью поглощено контроллингом с этой точки зрения.             

Зачастую главную задачу контроллинга видят в координации различных подсистем управления. С принятием на себя координационной задачи, контроллинг стремится к тому, чтобы руководство достигло своей цели эффективно и производительно. Дефицит координации в системе управления снижает эффективность и производительность. Например, если внедряется новая система оплаты труда, без обеспечения необходимой качественной информацией, это может привести к демотивации, снижению производительности и противодействию менеджменту. Задача координации достигает своих пределов, когда становится слишком дорогой в реализации или не хватает знаний для ее реализации.

Дальнейшее качественное развитие института контроллинга находится в зависимости от целого ряда объективных факторов. У контроллеров нет права останавливаться на достигнутом, это грозит стагнацией. Развитие все более сложных систем управления (теория ограничения производства, теория бережливого производства, теория 6 сигм) требует новых решений, постоянных изменений, гибких доктрин развития. У контроллеров появляются новые гибридные в профессиональном смысле конкуренты — битроллеры, с базовым бухгалтерским образованием. На данный момент, контроллеры в основной своей массе, не обладают необходимой гибкостью для работы в условиях быстрых изменений, если эта проблема не будет решена в ближайшее время — контроллеры столкнутся с жесткой конкуренцией со стороны бухгалтеров с расширенным функционалом, прежде всего со специалистами по управленческому учету.

 

Литература:

 

  1.    Вебер, Ю. Введение в контроллинг / Ю. Вебер, У. Шеффер; пер. с нем. Под. ред. и с предисл. проф., д.э.н. С. Г. Фалько. — М.: Изд-во НП «Объединение контроллеров». 2014.
  2.    Голдсби, Т. Бережливое производство и 6 сигм в логистике: рук. По оптимизации логистических процессов / Томас Голдсби, Роберт Мартиченко; перевел с англ. Т. О. Ежов; науч. ред. Р. В. Морозов. — Минск: Гревцов Паблишер, 2009.
  3.    Анискин Ю. П. Планирование и контроллинг: учебник по специальности «Менеджмент организации» / Ю. П. Анискин, А. М. Павлова. — 2-е изд. — М.: Омега-Л, 2010.
  4.    Баринова Л. Е., Протасьев В. Б. Новые подходы к организации внедрения системы контроллинга в корпоративную структуру: Учебник для ВУЗов. М.: ИНФРА-М, 2009.
  5.    Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях/ Карминский А. М., Оленев Н. И., Примак А. Г., Фалько С. Г.- 2-е изд.- М.: Финансы и статистика, 2009.
  6.    Малышева Л. А. Контроллинг на предприятии //Открытие системы — 2010. — № 1–2.
  7.    Хан Д., Планирование и контроль: концепция контроллинга /Пер. с нем. — М.: Финансы и статистика, 1997.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle