Библиографическое описание:

Бурганова Л. Ш. Развитие учетной инфраструктуры на российском фондовом рынке [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 63-65.

Учетная инфраструктура на рынке ценных бумаг является единственным легитимным механизмом фиксации прав собственности на бездокументарные ценные бумаги. Эта особая функция, делегированная государством частным компаниям, не имеет аналогов в других сферах деятельности. Рост капитализации рынка акций российских компаний, увеличение рынка корпоративных облигаций, повышает требования к учетной системе по подтверждению прав инвесторов на ценные бумаги.

Постоянно совершенствуясь в жесткой конкурентной среде, реформируясь под воздействием все повышающихся требований регулятора, тем не менее, учетная инфраструктура рынка ценных бумаг нуждается в серьезных преобразованиях в связи со значительным числом проблем, накопленных за время ее существования [2, c. 141].

Учетная инфраструктура на рынке ценных бумаг в настоящее время переживает этап очередной трансформации. Вместе с тем, надежная, независимая и прозрачная учетная инфраструктура является необходимым условием существования развитого фондового рынка. Учетная инфраструктура должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивать высокую скорость расчетов, интеграцию с международными инфраструктурами, а также сокращение системного риска.

Для повышения эффективности функционирования учетной системы требуется соответствующая методическая основа. Существующие в настоящее время технологии учета прав собственности на ценные бумаги в большинстве своем связаны с учетом в рамках конкретного института и, реже, с взаимодействием элементов учетной системы при учете прав собственности на ценные бумаги. В этой связи разработка технологий взаимодействия элементов учетной системы друг с другом, с эмитентами ценных бумаг и инвесторами, а также технологий совершения операций элементами учетной системы является актуальным [7].

Можно сказать, что сегодня в нашей  стране складывается децентрализованная депозитарная система. В основе проблемы лежит слабо развитая инфраструктура фондового рынка, отсутствие сложившейся  депозитарной системы.

Всякий  раз при рассмотрении вопроса о совершенствовании инфраструктуры российского рынка ценных бумаг речь заходит о создании центрального депозитария, идея создания которого уже много лет рассматривается профессиональными участниками рынка ценных бумаг и его регуляторами. Вопрос создания центрального депозитария в Российской Федерации является одним из наиболее актуальных и приоритетных в реформировании инфраструктуры фондового рынка. Это одна из наиболее серьезных задач, которые нашей стране предстоит решить в целях обеспечения обращения российских ценных бумаг в торговых и расчетных системах мира.

В результате исторического развития сложилась ситуация, когда существует не единый финансовый рынок, а несколько разделенных между собой рынков. В результате складываются особые условия, специальные стандарты и форматы на каждом из рынков, зачастую не совпадающие с условиями, стандартами и форматами других рынков. Такая ситуация приводит к существенным расходам участников, вынужденных изучать и поддерживать форматы нескольких торговых систем и депозитариев. Таким образом, оптимизация инфраструктуры является самой болезненной в реформировании рынка ценных бумаг точкой, но в то же время она является и отправной точкой.

Сейчас  учет прав на ценные бумаги в России ведут регистраторы и депозитарии. Даже в упрощенном виде система выглядит запутанно — регистраторы ведут реестры акционеров, работая по договору с эмитентом акций, а клиентами депозитариев становятся владельцы ценных бумаг, передающие их на хранение или совершающие с ними сделки. Если акционер переводит акции из реестра в депозитарий, то в реестре вместо счета акционера открывается счет номинального держания, принадлежащий депозитарию. При этом депозитариев может быть много, и все они вправе открывать счета номинального держания как в реестрах, так и друг у друга. Тем самым можно выстроить длинную цепочку так называемых вложений, когда счет номинального держателя открывается в депозитарии, являющемся номинальным держателем в другом депозитарии. По этой цепочке легко увести акции в оффшор и получить информацию о конечном собственнике акций будет сложно даже их эмитентам.

Инфраструктура  российского фондового рынка  стала одним из основных факторов, сдерживающих его развитие. Децентрализованная система учета прав и расчетов по ценным бумагам затрудняет и удорожает совершение сделок, а также существенно увеличивает риски. Результатом решения проблемы создания центрального депозитария должно быть [4]:

  1. повышение  прозрачности фондового рынка и  контроля государства над его  участниками;

  2. улучшение  учета собственности;

  3. снижение затрат на проведение операций;

  4. повышение  эффективности и оперативности  исполнения операций;

  5. снижение рисков депозитарной деятельности.

Издержки  снизятся, поскольку сделки будут  рассчитываться внутри одного депозитария, и, таким образом, исчезнет необходимость сверять информацию по всем счетам в реестрах, а достаточно будет подтвердить количество акций на одном счете номинального держания. Кроме того, снижаются риски, т.к. проверять одно место хранения ценных бумаг гораздо легче.

По оценкам экспертов, создание центрального депозитария — необходимый шаг совершенствования инфраструктуры для успешной конкуренции в мировом сообществе. По их мнению, только центральный депозитарий сможет выступать номинальным держателем акций российских компаний, обслуживать расчеты иностранных коллег в России, а также быть единственным расчетным депозитарием для бирж [7].

Вопрос о значение Центрального депозитария был рассмотрен еще в 1989 г. группой экспертов, называемой «Группа тридцати». В своем докладе они определяют основную цель создания такого института: обездвижение и дематериализация ценных бумаг. Данным докладом был установлен срок создания Центрального депозитария для европейских стран - 1992 г. Таким образом, за достаточно короткий срок все развитые европейские страны создали национальные центральные депозитарии. А в настоящее время уже создаются международные институты, выполняющие функции центрального депозитария для нескольких стран.

В России уже долгое время обсуждается вопрос о создании Центрального депозитария. Необходимо отметить, что именно объединение ММВБ и РТС послужило толчком к его развитию. Также данное объединение позволит создать конкурентный международный финансовый центр. Так, в конце 2011 года был принят Федеральный закон от 07.12.2011 № 414-ФЗ "О центральном депозитарии", который вступит в силу с июля 2012 года [4].

Принципиальным вопросом в создании ЦД является перераспределение бизнеса среди участников рынка. НАУФОР предлагает закрепить за центральным депозитарием приоритет подтверждать собственность на ценные бумаги. Отсутствие в России признанного иностранными регуляторами центрального депозитария также является препятствием для работы с российскими активами для иностранных институциональных инвесторов. Так, согласно правилу 17f-7 американского регулятора Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC), фонды должны хранить активы в центральном депозитарии или в системе централизованного учета ценных бумаг [6].

В основе учетной системы РФ находятся два депозитария. Закрытое Акционерное Общество «Депозитарно-Клиринговая Компания» (ЗАО ДКК) один из двух крупнейших расчетных депозитариев России, созданный в 1993 году участниками фондового рынка как организация, оказывающая помощь в проведении операций перерегистрации корпоративных ценных бумаг в реестрах акционеров российских эмитентов [5].

Небанковская кредитная организация Закрытое акционерное общество «Национальный расчетный депозитарий» (НКО ЗАО НРД) – крупнейший расчетный депозитарий России, входящий в Группу ММВБ, обслуживает биржевые и внебиржевые сделки со всеми видами эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов, а также предоставляет расчетные банковские услуги, включая денежные расчеты по сделкам участников финансового рынка.

Также необходимо сказать о том, что существует не только внутренняя тенденция к созданию Центрального депозитария и совершенствованию инфраструктуры, но и объединение «по интересам» на международном уровне. Наличие общих проблем и задач свидетельствует о необходимости сотрудничества и координации усилий по укреплению инфраструктуры фондового рынка. Определенные сдвиги в этом направлении уже имеются как на уровне бизнес-структур (международные объединения профессиональных участников), так и на межгосударственном уровне (интеграционных группировок). Одним из таких объединений является Ассоциация центральных депозитариев Евразии (АЦДЕ), главной целью которого является развитие и совершенствование депозитарной деятельности, создание единого депозитарного пространства, вхождение центральных депозитариев стран СНГ в общемировую систему расчетов по сделкам с ценными бумагами [1, c. 32].

Создание таких институтов способствует развитию интеграционных процессов. Дальнейшее развитие депозитарной системы России должно проходить в тесном взаимодействии и расширении контактов с аналогичными организациями.

На наш взгляд, Россия имеет все возможности для создания инфраструктуры, которая сделает этот сегмент привлекательным для иностранных инвесторов и эмитентов. С учетом этого необходим пересмотр принципов построения системы, и в основе должно быть создание главного учетного института - Центрального депозитария.

Он может стать учреждением, обеспечивающим стабильность прав собственности на ценные бумаги, и решить основные проблемы российской учетной системы.

На сегодняшний день особенно актуальны рекомендации, нацеленные на [3, с. 11]:
  1. снижение рисков на российском рынке ценных бумаг;

  2. ускорение сроков расчетов по операциям с ценными бумагами;

  3. обеспечение эффективности системы взаимодействия участников клиринга и расчетов;

  4. облегчение раскрытия информации о составе владельцев ценных бумаг;

  5. облегчение проведения корпоративных действий;

  6. дальнейший процесс интеграции и укрепления инфраструктуры.

Эти действия приведут к обеспечению защиты прав собственности на ценные бумаги, повышению ликвидности российского рынка. Для совершенствования рынка ценных бумаг также следует создать необходимую нормативно-правовую базу, учитывая рекомендации международных организаций, и мировой опыт в этой области.

Таким образом, нельзя не отметить, что именно объединение двух крупнейших бирж России позволит решить большую часть вопросов по поводу построения центрального депозитария, потому что все будут объединены в стремлении к одной цели. Также следствием этого является формирование международного финансового центра в Москве. Все будут стремиться к современной инфраструктуре как с технической, так и с законодательной точки зрения.


Литература:

  1. АЦДЕ: создание единого депозитарного пространства // Депозитариум. – 2011 г. - №1(95). – С.32-33.

  2. Лансков П.М. Механизм регулирования финансового рынка и его инфраструктуры / Лансков П.М. – М.: Регистратор РОСТ, 2005 г. – С. 278.

  3. Трифоненкова Т.Ю., Центральный депозитарий как элемент международного финансового центра/ Т.Ю. Трифоненкова// Мировая экономика – 2010 г. - 16(40). – С.11-17.

  4. http://www.consultant.ru/

  5. http://www.dcc.ru/

  6. http://www.kommersant.ru/

  7. http://www.rcb.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): ценных бумаг, центрального депозитария, рынка ценных бумаг, ценные бумаги, Центрального депозитария, рынке ценных бумаг, учетной системы, создания центрального депозитария, фондового рынка, прав собственности, российском фондовом рынке, инфраструктуры фондового рынка, российских ценных бумаг, инфраструктура рынка ценных, ценных бумаг речь, ценных бумаг точкой, ценных бумаг российских, Учетная инфраструктура, эмитентами ценных бумаг, владельцы ценных бумаг.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle