Библиографическое описание:

Бурганова Л. Ш. Развитие учетной инфраструктуры на российском фондовом рынке [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 63-65.

Учетная инфраструктура на рынке ценных бумаг является единственным легитимным механизмом фиксации прав собственности на бездокументарные ценные бумаги. Эта особая функция, делегированная государством частным компаниям, не имеет аналогов в других сферах деятельности. Рост капитализации рынка акций российских компаний, увеличение рынка корпоративных облигаций, повышает требования к учетной системе по подтверждению прав инвесторов на ценные бумаги.

Постоянно совершенствуясь в жесткой конкурентной среде, реформируясь под воздействием все повышающихся требований регулятора, тем не менее, учетная инфраструктура рынка ценных бумаг нуждается в серьезных преобразованиях в связи со значительным числом проблем, накопленных за время ее существования [2, c. 141].

Учетная инфраструктура на рынке ценных бумаг в настоящее время переживает этап очередной трансформации. Вместе с тем, надежная, независимая и прозрачная учетная инфраструктура является необходимым условием существования развитого фондового рынка. Учетная инфраструктура должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивать высокую скорость расчетов, интеграцию с международными инфраструктурами, а также сокращение системного риска.

Для повышения эффективности функционирования учетной системы требуется соответствующая методическая основа. Существующие в настоящее время технологии учета прав собственности на ценные бумаги в большинстве своем связаны с учетом в рамках конкретного института и, реже, с взаимодействием элементов учетной системы при учете прав собственности на ценные бумаги. В этой связи разработка технологий взаимодействия элементов учетной системы друг с другом, с эмитентами ценных бумаг и инвесторами, а также технологий совершения операций элементами учетной системы является актуальным [7].

Можно сказать, что сегодня в нашей  стране складывается децентрализованная депозитарная система. В основе проблемы лежит слабо развитая инфраструктура фондового рынка, отсутствие сложившейся  депозитарной системы.

Всякий  раз при рассмотрении вопроса о совершенствовании инфраструктуры российского рынка ценных бумаг речь заходит о создании центрального депозитария, идея создания которого уже много лет рассматривается профессиональными участниками рынка ценных бумаг и его регуляторами. Вопрос создания центрального депозитария в Российской Федерации является одним из наиболее актуальных и приоритетных в реформировании инфраструктуры фондового рынка. Это одна из наиболее серьезных задач, которые нашей стране предстоит решить в целях обеспечения обращения российских ценных бумаг в торговых и расчетных системах мира.

В результате исторического развития сложилась ситуация, когда существует не единый финансовый рынок, а несколько разделенных между собой рынков. В результате складываются особые условия, специальные стандарты и форматы на каждом из рынков, зачастую не совпадающие с условиями, стандартами и форматами других рынков. Такая ситуация приводит к существенным расходам участников, вынужденных изучать и поддерживать форматы нескольких торговых систем и депозитариев. Таким образом, оптимизация инфраструктуры является самой болезненной в реформировании рынка ценных бумаг точкой, но в то же время она является и отправной точкой.

Сейчас  учет прав на ценные бумаги в России ведут регистраторы и депозитарии. Даже в упрощенном виде система выглядит запутанно — регистраторы ведут реестры акционеров, работая по договору с эмитентом акций, а клиентами депозитариев становятся владельцы ценных бумаг, передающие их на хранение или совершающие с ними сделки. Если акционер переводит акции из реестра в депозитарий, то в реестре вместо счета акционера открывается счет номинального держания, принадлежащий депозитарию. При этом депозитариев может быть много, и все они вправе открывать счета номинального держания как в реестрах, так и друг у друга. Тем самым можно выстроить длинную цепочку так называемых вложений, когда счет номинального держателя открывается в депозитарии, являющемся номинальным держателем в другом депозитарии. По этой цепочке легко увести акции в оффшор и получить информацию о конечном собственнике акций будет сложно даже их эмитентам.

Инфраструктура  российского фондового рынка  стала одним из основных факторов, сдерживающих его развитие. Децентрализованная система учета прав и расчетов по ценным бумагам затрудняет и удорожает совершение сделок, а также существенно увеличивает риски. Результатом решения проблемы создания центрального депозитария должно быть [4]:

  1. повышение  прозрачности фондового рынка и  контроля государства над его  участниками;

  2. улучшение  учета собственности;

  3. снижение затрат на проведение операций;

  4. повышение  эффективности и оперативности  исполнения операций;

  5. снижение рисков депозитарной деятельности.

Издержки  снизятся, поскольку сделки будут  рассчитываться внутри одного депозитария, и, таким образом, исчезнет необходимость сверять информацию по всем счетам в реестрах, а достаточно будет подтвердить количество акций на одном счете номинального держания. Кроме того, снижаются риски, т.к. проверять одно место хранения ценных бумаг гораздо легче.

По оценкам экспертов, создание центрального депозитария — необходимый шаг совершенствования инфраструктуры для успешной конкуренции в мировом сообществе. По их мнению, только центральный депозитарий сможет выступать номинальным держателем акций российских компаний, обслуживать расчеты иностранных коллег в России, а также быть единственным расчетным депозитарием для бирж [7].

Вопрос о значение Центрального депозитария был рассмотрен еще в 1989 г. группой экспертов, называемой «Группа тридцати». В своем докладе они определяют основную цель создания такого института: обездвижение и дематериализация ценных бумаг. Данным докладом был установлен срок создания Центрального депозитария для европейских стран - 1992 г. Таким образом, за достаточно короткий срок все развитые европейские страны создали национальные центральные депозитарии. А в настоящее время уже создаются международные институты, выполняющие функции центрального депозитария для нескольких стран.

В России уже долгое время обсуждается вопрос о создании Центрального депозитария. Необходимо отметить, что именно объединение ММВБ и РТС послужило толчком к его развитию. Также данное объединение позволит создать конкурентный международный финансовый центр. Так, в конце 2011 года был принят Федеральный закон от 07.12.2011 № 414-ФЗ "О центральном депозитарии", который вступит в силу с июля 2012 года [4].

Принципиальным вопросом в создании ЦД является перераспределение бизнеса среди участников рынка. НАУФОР предлагает закрепить за центральным депозитарием приоритет подтверждать собственность на ценные бумаги. Отсутствие в России признанного иностранными регуляторами центрального депозитария также является препятствием для работы с российскими активами для иностранных институциональных инвесторов. Так, согласно правилу 17f-7 американского регулятора Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC), фонды должны хранить активы в центральном депозитарии или в системе централизованного учета ценных бумаг [6].

В основе учетной системы РФ находятся два депозитария. Закрытое Акционерное Общество «Депозитарно-Клиринговая Компания» (ЗАО ДКК) один из двух крупнейших расчетных депозитариев России, созданный в 1993 году участниками фондового рынка как организация, оказывающая помощь в проведении операций перерегистрации корпоративных ценных бумаг в реестрах акционеров российских эмитентов [5].

Небанковская кредитная организация Закрытое акционерное общество «Национальный расчетный депозитарий» (НКО ЗАО НРД) – крупнейший расчетный депозитарий России, входящий в Группу ММВБ, обслуживает биржевые и внебиржевые сделки со всеми видами эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов, а также предоставляет расчетные банковские услуги, включая денежные расчеты по сделкам участников финансового рынка.

Также необходимо сказать о том, что существует не только внутренняя тенденция к созданию Центрального депозитария и совершенствованию инфраструктуры, но и объединение «по интересам» на международном уровне. Наличие общих проблем и задач свидетельствует о необходимости сотрудничества и координации усилий по укреплению инфраструктуры фондового рынка. Определенные сдвиги в этом направлении уже имеются как на уровне бизнес-структур (международные объединения профессиональных участников), так и на межгосударственном уровне (интеграционных группировок). Одним из таких объединений является Ассоциация центральных депозитариев Евразии (АЦДЕ), главной целью которого является развитие и совершенствование депозитарной деятельности, создание единого депозитарного пространства, вхождение центральных депозитариев стран СНГ в общемировую систему расчетов по сделкам с ценными бумагами [1, c. 32].

Создание таких институтов способствует развитию интеграционных процессов. Дальнейшее развитие депозитарной системы России должно проходить в тесном взаимодействии и расширении контактов с аналогичными организациями.

На наш взгляд, Россия имеет все возможности для создания инфраструктуры, которая сделает этот сегмент привлекательным для иностранных инвесторов и эмитентов. С учетом этого необходим пересмотр принципов построения системы, и в основе должно быть создание главного учетного института - Центрального депозитария.

Он может стать учреждением, обеспечивающим стабильность прав собственности на ценные бумаги, и решить основные проблемы российской учетной системы.

На сегодняшний день особенно актуальны рекомендации, нацеленные на [3, с. 11]:
  1. снижение рисков на российском рынке ценных бумаг;

  2. ускорение сроков расчетов по операциям с ценными бумагами;

  3. обеспечение эффективности системы взаимодействия участников клиринга и расчетов;

  4. облегчение раскрытия информации о составе владельцев ценных бумаг;

  5. облегчение проведения корпоративных действий;

  6. дальнейший процесс интеграции и укрепления инфраструктуры.

Эти действия приведут к обеспечению защиты прав собственности на ценные бумаги, повышению ликвидности российского рынка. Для совершенствования рынка ценных бумаг также следует создать необходимую нормативно-правовую базу, учитывая рекомендации международных организаций, и мировой опыт в этой области.

Таким образом, нельзя не отметить, что именно объединение двух крупнейших бирж России позволит решить большую часть вопросов по поводу построения центрального депозитария, потому что все будут объединены в стремлении к одной цели. Также следствием этого является формирование международного финансового центра в Москве. Все будут стремиться к современной инфраструктуре как с технической, так и с законодательной точки зрения.


Литература:

  1. АЦДЕ: создание единого депозитарного пространства // Депозитариум. – 2011 г. - №1(95). – С.32-33.

  2. Лансков П.М. Механизм регулирования финансового рынка и его инфраструктуры / Лансков П.М. – М.: Регистратор РОСТ, 2005 г. – С. 278.

  3. Трифоненкова Т.Ю., Центральный депозитарий как элемент международного финансового центра/ Т.Ю. Трифоненкова// Мировая экономика – 2010 г. - 16(40). – С.11-17.

  4. http://www.consultant.ru/

  5. http://www.dcc.ru/

  6. http://www.kommersant.ru/

  7. http://www.rcb.ru/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle