Библиографическое описание:

Матвийчук Л. Ю. Особенности формирования организационно-экономического механизма использования и охраны туристических ресурсов [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 189-192.

Чрезмерная эксплуатация отдельных видов туристических ресурсов требует пересмотра приоритетов их использования и разработки четкого организационно-экономического механизма, который бы регулировал процессы использования и охраны туристических ресурсов, стимулировал бы рациональность этих процессов, а также способствовал бы устойчивому развитию ресурсной базы туризма. Существующий в стране организационно-экономический механизм использования и охраны туристических ресурсов преимущественно оперирует группой таких регуляторов экологического поведения товаропроизводителей, которые заставляют их ограничивать свою разрушительную деятельность согласно требованиям нормативных актов, постановлений и законов. Явная направленность современного экономического механизма использования и охраны туристических ресурсов на приоритет метода "кнута" в отношении туроператоров, использующих туристический потенциал и работают в нынешних сложных экономических и социальных условиях, отнюдь не стимулирует их заинтересованность в соблюдении экологических норм и снижении техногенных нагрузок на туристические ресурсы.

Теоретические и прикладные исследования проблематики использования и охраны туристических ресурсов в последние годы привлекли внимание многих отечественных и зарубежных ученых. Вопросам разработки концептуальных основ рационального использования и охраны ресурсного потенциала в целом и туристического частности посвящены труды П. Гамана, З. Герасимчук, Б. Данилишина, Г. Дейли, Н. Зиновчук, И. Зорина, Н. Кабушкина, В. Квартального, Л. Кожушко, М. Мальской, Л. Мельника, Т. Ткаченко, С. Харичкова, И. Школы, В. Шмагиной и других.

Основной целью исследования является анализ структурно-логического построения организационно-экономического механизма использования и охраны туристических ресурсов.

Структурное регулирование организационно-экономического механизма использования и охраны туристических ресурсов, как приоритетного направления развития хозяйства является важной составляющей устойчивого развития туризма. Анализ основных тенденций и противоречий существующей структуры исследуемого механизма свидетельствует о существенном обострении проблем его сегментирования. Современные темпы использования туристических ресурсов требуют сосредоточения внимания на основных направлениях структурных изменений механизма на основе принципов устойчивого развития, которые способствовали бы рационализации использования и охраны туристических ресурсов. В условиях современного кризиса состояния туристических ресурсов акцент необходимо делать на поиске баланса между использованием и охраной туристических ресурсов. При этом, важно отметить, что некоторые исследователи, в частности Ю. М. Осипов [5], отмечает необходимость осуществления экономизации, а затем экологизации экономического механизма. Таким образом, гармонизация отношений в системе "экономика-экология" в рамках концепции рационализации использования и охраны туристических ресурсов требует осуществления результативной целенаправленной ориентации экономического механизма для достижения оптимального уровня устойчивого развития туристических ресурсов.

Следует отметить, что сейчас в научной литературе структура организационно-экономического механизма использования и охраны туристических ресурсов не имеет однозначной трактовки. Исследования, касающиеся вопросов его структуризации, свидетельствуют о том, что научные разработки не дают полного однозначного представления о целостности и системности такого механизма.

Исключительно важным этапом исследования является определение структуры организационно-экономического механизма использования и охраны туристических ресурсов. С целью построения эффективного механизма целесообразно провести всесторонний анализ существующих наработок по структуризации таких механизмов. В результате такого анализа нужно выявить составляющие, которые могли бы способствовать рационализации использования и охраны туристических ресурсов.

Среди последних исследований по структуре экономического механизма можно выделить работу В. В. Шмагиной [8, с. 6]. Исследуя природно-ресурсный потенциал рекреационно-туристического комплекса, автор в структуру экономического механизма включает нормативно-правовые инструменты, механизмы организационного и ресурсного обеспечения, экономическое и техническое регулирование, а также менеджмент. Для регулирования использования природных рекреационных ресурсов автор предлагает применять такие экономические инструменты: цены, тарифы, налоги, систему страхования экологических и экономических рисков. В. В. Шмагина [8, с. 5].

В общем, в экономический механизм почти все авторы предлагают включить систему платежей за использование и загрязнение туристических ресурсов, систему льгот и кредитов, предоставляемых субъектам туристического природопользования, инструменты экономического наказания (штрафные санкции за нерациональное использование туристических ресурсов). Развитие рыночных процессов в украинской экономике привел к расширению структуры экономических механизмов и внедрение новых эколого-экономических инструментов. К ним относятся организационные структуры, формы хозяйствования, методы управления и правовые нормы, с помощью которых общество использует экономические и экологические законы для удовлетворения своих потребностей в данном случае туристических. [1, с. 71].

По-другому подходит к структуризации А. Мордвинов. Ученый в рамках понятия "экономический механизм" выделяет подсистемы как механизмы, но низшего иерархического уровня: "механизм экономического стимулирования рационального использования природных ресурсов и охраны природы", "механизм компенсационных выплат за изъятие земель из сельскохозяйственного использования". Н. Коржунова, Е. В. Садченко, С. К. Харичков, В. Мищенко элементы экономического механизма (платежи, налоги, штрафные санкции и т.д.) определяют как отдельные экономические механизмы. В. Мищенко исследуя природный потенциал, выделяет механизм природоресурсных платежей, механизм сборов за загрязнение окружающей среды, механизм внедрения общегосударственных нормативов возмещения потерь ресурсов, механизм определения объема убытков от ущерба, причиненного природным ресурсам. Анализируя структуру экономического механизма, ученые используют различную терминологию для обозначения тех же составляющих. В. Шевчук, М. Пилипчук, Н. Карпенко изучая вопросы государственной системы управления природоохранной деятельностью к важнейшим функциональным элементов относят следующие составляющие экономического механизма природопользования [2, с. 11]:

- механизмы сборов за загрязнение окружающей среды;

- механизм возмещения ущерба, нанесенного вследствие нарушения законодательства об охране природной среды;

- система государственного бюджетного финансирования природоохранных мероприятий.

Важно обратить внимание на то, что отдельные составляющие экономического механизма указанные исследователи идентифицируют как его методы, рычаги, инструменты, регуляторы и как уже было сказано механизмы. При этом идентификация осуществляется с помощью различных семантических комбинаций. Исследователи уподобляют понятие "методы", "рычаги", "инструменты", "механизмы". И это логично, учитывая отсутствие методологических разработок, с помощью которых можно было бы идентифицировать составляющие экономического механизма.

Интересным и комплексным является подход к формированию экономического механизма развития предприятий в сфере туризма разработан Т. И. Ткаченко. Ученый, важными элементами организационного механизма системы управления качеством считает цель, задачи, принципы управления качеством и др. При этом, в основу управления качеством возложены процессный системный подход, который требует четкого описания технологических процессов и операций. [7, с. 324].

Некоторые исследователи выделяют как составляющие экономического механизма: регуляторы экономического поведения, экономические инструменты, регуляторы природопользования (А. А. Веклич), инструменты экономического механизма охраны окружающей среды, эколого-экономические инструменты (И. Карагодов, Л. Г. Мельник), эколого-политические инструменты (Е. В. Садченко, С. К. Харичков), инструменты рыночного регулирования природоохранной деятельности (Б. А. Семененко), экономические инструменты регулирования (Л. Б. Шостак). По смыслу, который вкладывается в эти сроки, их можно определить как синонимы [3].

Следует отметить, что в своих исследованиях ученые, которые изучали теоретические основы сущности различных типов экономических механизмов, в основном рассматривали вопросы структуризации таких механизмов через призму экономических регуляторов. Конечной целью их исследований было наращивание производственно-хозяйственного потенциала и экономическая выгода. Однако особенностям других составных элементов механизмов и весомости их влияния на результат, особого внимания не уделялось, за исключением эпизодических моментов.

По нашему мнению, результат использования и охраны туристических ресурсов в значительной мере обуславливается степенью удовлетворения потребностей потребителя и производителя туристического продукта. В связи с этим кадровый менеджмент, который, безусловно, важен для любой отрасли, играет ключевую роль в сфере туризма.

Следует также подчеркнуть, что результат использования и охраны туристических ресурсов во многом зависит не только от уровня образованности кадров туристической отрасли но и от поведения самих туристов, которая в свою очередь формируется на личных качествах человека. Соглашаясь с Т. И. Ткаченко, которая отмечает "... деятельность различных общественных организаций и движений, которые существенно формируют общественное мнение: профсоюзы, СМИ (дезинформация, деформация), общество защиты прав потребителей, движения зеленых, антиглобалистов" [7, с. 291]. Поэтому, в нашем понимании, одна из ведущих ролей функционирования указанного механизма принадлежит поведению туристов, их мышлению, уровню интеллекта и т.д. Сказанное дает основания выделить отдельно социальный блок исследуемого механизма.

Использование и охрана туристических ресурсов зависит от многочисленных внешних, иногда непредсказуемых факторов, обуславливающих высокий уровень риска повреждения или утраты туристических ресурсов, связанных с возникновением форс-мажорных обстоятельств (природные стихийные бедствия, социальные беспорядки). Рациональное использование, сохранение и воспроизведение всех типов туристических ресурсов как главного фактора устойчивого развития туризма, а потому экологический блок является обязательным структурным звеном механизма.

Используя туристические ресурсы экономическая подсистема пытается максимизировать эффект от их использования, хотя экономические меры воздействия на процессы использования и охраны туристических ресурсов должны использоваться по принципу "фискальной нейтральности", т.е. не должны быть направленными только на увеличение доходов бюджетов всех уровней туризма. Для того чтобы экономический блок механизма заработал, он должен влиять на поведение населения туристического региона, туриста как потребителя продукции, услуг как сознательной личности. Экономические инструменты как экономические регуляторы социально-экономических и эколого-экономических процессов использования и охраны туристических ресурсов дают возможность выбора и воздействуют непосредственно на затраты и выгоды этих процессов, поэтому выделение экономического блока целесообразно в структуре указанного организационно-экономического механизма.

По нашему мнению, структура организационно-экономического механизма использования и охраны туристических ресурсов – это его элементный состав, выраженный в пространственном, временном и функциональном взаиморасположении элементов. Этот состав будет определять качество исследуемого механизма.

Учитывая структурное построение организационно-экономического механизма, следует подчеркнуть, что важнейшей его характеристикой является целостность всех его структурных элементов. Организационно-экономический механизм использования и охраны туристических ресурсов как целостная система имеет такую интеграционную функцию - согласование социо-эколого-экономических интересов туристических субъектов и обеспечения движения возникающих противоречий в сторону их решения. Регулирования эколого-экономических противоречий, возникающих на основе использования различных форм, методов и инструментов составляет сущность организационно-экономического механизма.

Таким образом, организационно-экономический механизм использования и охраны туристических ресурсов рассматривается нами как сознательная, целенаправленная, согласно стратегии устойчивого развития система, которая представляет собой взаимосвязанную совокупность целей, принципов, методов, инструментов и форм использования и охраны туристических ресурсов, которые позволяют организовывать, регулировать и координировать процесс рационализации для достижения и поддержания оптимально необходимого уровня как использование так и охраны туристических ресурсов для сохранения их нынешним и грядущим поколениям. Соответственно структура организационно-экономического механизма должна включать элементы двух направлений. Первое направление – это разработка мер по обеспечению рационализации использования туристических ресурсов и соответственно адаптация их к современным экономико-социо-экологических условий развития. Второе направление связано с рационализацией охраны туристических ресурсов с учетом их территориальной организации, экономических, социальных и экологических факторов и т.п. При таком условии, указанный механизм, позволит оптимизировать использование туристических ресурсов, эффективно их воспроизводить и охранять.


Литература:

1. Гаман П. И. Инструменты экологической политики и их влияние на рекреационное природопользование / П. И. Гаман // Экономика и государство. - 2009. - № 1. - С. 70-72.

2. Данилишин Б. М. Экологическая составляющая политики устойчивого развития: Монография / Б. М. Данилишин. - Донецк: Юго-Восток ЛТД, 2008. - 256 с.

3. Зиновчук Н. В. Экологическая политика в АПК: экономический аспект: Монография / Н.В. Зиновчук. - Львов: АТБ, 2007. - 394 с.

4. Кожушко Л. Ф. Экологический менеджмент / Л. Ф. Кожушко, П. М. Скрипчук .- К.: Академия, 2007.- 432 с.

5. Осипов Ю. М. Основы теории хозяйственного механизма / Ю. М. Осипов - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 368 с.

6. Устойчивое развитие и экологическая безопасность общества в экономических трансформациях / [Андреева Н.Н., Баранник В.А., Белашов Е.В. и проч.]; Под научной редакцией д.э.н., проф. Хлобыстова Е.В. / РВПС Украины, ИПРЕЕД НАН Украины, СумГУ, ЛНТУ, НИИ СРП. - Симферополь: Феникс, 2010. - 582 с.

7. Ткаченко Т. И. Устойчивое развитие туризма: теория, методология, реалии бизнеса: Монография / Т.И. Ткаченко. - 2-е изд., Перераб. и дополню. - К.: Киев. нац. торг.-экон. ун-т, 2009. - 463 с.

8. Шмагина В. В., Харичков С. К. Рекреацию и туризм в системе современных приоритетов социально-экономического развития. - Одесса: ИПРЭЭЫ НАН Украины, 2000. - 70 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle