Механизм устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса России | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, июнь 2018)

Дата публикации: 31.05.2018

Статья просмотрена: 323 раза

Библиографическое описание:

Чевгун, С. С. Механизм устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса России / С. С. Чевгун. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 5-9. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/266/14311/ (дата обращения: 18.04.2024).



В статье рассмотрены взаимосвязи в системе «биосфера — общество — государство — экономика — оборонно-промышленный комплекс», предложены авторские определения терминов «устойчивое развитие оборонно-промышленного комплекса (ОПК)» в широком и в узком смысле, «механизм устойчивого развития ОПК». Разработан механизм устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса, включающий в себя алгоритм устойчивого развития и уровни обеспечения устойчивости. Выявлено отсутствие применимых к оборонно-промышленному комплексу методик, способов, критериев, меры и нормативов устойчивости развития, предложена система характеристик. Предложено для устойчивого развития ОПК применять предсказывающе-исправляющий метод управления, как обеспечивающий наиболее высокое качество. Обозначена необходимость перехода к новой общественной парадигме понимания роли экономики в рассмотренной системе взаимосвязей.

Ключевые слова: устойчивое развитие, механизм устойчивого развития, алгоритм устойчивого развития ОПК, уровни устойчивости.

Обеспечение устойчивого развития экономических систем в условиях динамично меняющейся внешнеполитической обстановки остаётся одной из наиболее приоритетных задач нашего государства. Формы конкурентного противостояния суверенных экономик в настоящее время приобретают всё более многоаспектный характер. Санкции, направленные на отдельные предприятия и отрасли российской экономики, представляют собой активно применяемый инструмент борьбы за мировые рынки, отказ от которого в ближайшей перспективе маловероятен.

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) России находится в центре такого воздействия.

Для осуществления эффективных управляющих воздействий с целью обеспечения устойчивости развития ОПК как динамической системы необходима регулярная разработка краткосрочного и долгосрочного прогнозов в отношении развития оборонной отрасли не только России, но и ОПК других государств. В основе таких прогнозов должны лежать данные, получаемые в ходе регулярного системного анализа. Рассмотрим мировые тенденции рынка вооружения и военной техники.

На рисунке 1 представлен график, на котором отображено изменение объёма мировых военных расходов за период 1988 по 2017 гг. в миллиардах долларов США (в ценах 2016 года).

Рис. 1. Тенденция расходов на вооружение в мире 1988-2017 гг. [8] (Данные за 1991 год отсутствуют.)

Анализ данных, представленных на рисунке 1, показывает, что за прошедшие 20 лет мировые расходы на вооружение выросли примерно в полтора раза. За период 2013–2017 гг. экспорт увеличился на 10 процентов по отношению к 2008–2012 гг. В 2017 году общий мировой объём военных расходов составил 1,739 триллиона долларов США.

По данным SIPRI [9], в 2017 году доля отечественного ОПК в международном экспорте в сравнении с 2008–2012 годами сократилась на 7,1 % и составила 22 %. По отношению к 2016 году объём экспорта снизился на 66,3 миллиарда долларов США.

Ключевыми контрагентами России (из сорока семи стран) являются Индия, КНР и Вьетнам, с долями в экспорте соответственно 35, 12 и 10 процентов.

В региональном разрезе за период 2008–2012 гг. в страны азиатско-тихоокеанского региона было направлено 66 процентов от общего российского экспорта продукции оборонно-промышленного комплекса.

Мировой рейтинг экспорта вооружения и военной техники возглавляют США, их доля в мировом объёме составляет 35 %. Второе место в этом списке занимает Российская Федерация с долей 22 %. Третье место принадлежит Франции — 6,7 % в мировом объёме экспорта. Четвёртая в рейтинге — Германия с долей 5,8 %, всего на 0,1 % от неё отстаёт Китай — 5,7 %.

Важно отметить, что отношение доли военных расходов к показателю ВВП у Российской Федерации одно из самых высоких и составляет свыше 4 %.

За прошедшие девять лет экспорт продукции оборонно-промышленного комплекса России вырос на 36 процентов.

Особо отметим, что общие военные расходы 29 государств — членов Организации Североатлантического договора[1] в 2017 году составили 201 [10] миллиард долларов США, что составляет долю 52 % от общих мировых расходов на вооружение.

Китай в 2017 году показал наибольший рост военных расходов, абсолютная величина которого составили 12 миллиардов долларов США.

Исходя из анализа взаимосвязей элементов системы «биосфера — социум — государство — экономика — оборонно-промышленный комплекс» (рис. 2) нами установлено, что ни один из них не может рассматриваться как «замкнутая система» ввиду фактически существующего взаимодействия, описываемого динамикой качественных и количественных биосферно-экологических, социально-демографических и финансово-экономических характеристик.

Рис. 2. Взаимосвязи в системе «биосфера — социум — государство — экономика — оборонно-промышленный комплекс»

В этой связи, вопрос обеспечения устойчивости оборонно-промышленного комплекса в широком смысле нами предлагается понимать в контексте рассмотрения всей совокупности указанных характеристик. Обеспечение устойчивости исключительно финансово-экономическими средствами — характеризует устойчивость в узком смысле.

Таким образом, термин «устойчивое развитие» применительно к функционированию оборонно-промышленного комплекса (ОПК) понимается нами как способность системы — ОПК — неопределённо длительно достигать своих целей, развивать целостность и совершенствоваться, при этом обладая способностью противостоять препятствующему этому внешнему воздействию.

Механизм устойчивого развития понимается нами как совокупность способов и средств оказания на оборонно-промышленный комплекс управляющего воздействия, в узком смысле — финансово-экономическими методами.

Механизм устойчивого развития в широком смысле включает шесть уровней обеспечения устойчивости: 1) системно-методологический — характеризуется степенью обеспечения устойчивости остальных отраслей экономики; 2) алгоритмический — включает утверждение эталонов и формирование стандартов, в том числе и на социальные явления (последнее чаще называют «деловой этикой»), установление требований к качеству, как производимой продукции, так и планируемой; 3) технологический — обеспечение превосходства технологий; научно-технический поиск и разведка (в том числе и контрразведка) и управление всей совокупностью научно-технической информации; 4) финансово-экономический — включает показатели процессов производства, распределения, потребления и экспортно-импортного обмена отрасли; 5) кадровый уровень — включает воспроизводство и подготовку кадров необходимой квалификации. (В эту категорию входит вся совокупность демографических факторов, включая социокультурные: ценности, традиции и установки; управленческие, производственные и научные навыки; мотивы и отношения к труду, качеству жизни, государственным и иным институтам и пр.; трудовая мобильность; образование); 6) организационно-технический уровень — организация производства и обслуживания вооружения и военной техники.

Степень обеспечения устойчивости ОПК возрастает при движении от организационно-технического уровня к системно-методологическому, при этом возрастает и время, затрачиваемое на реализацию алгоритма.

Устойчивость в широком смысле, по нашему мнению, характеризуется набором 1) биосферных (физико-географических и климатических факторов; биоценозов); 2) демографических: качественных — медико-биологических и социокультурных; и количественных — численность и характер расселения; 3) финансово-экономических характеристик. Последняя группа должна включать показатели процессов 1) производства, 2) распределения, 3) потребления и 4) экспортно-импортного обмена.

Финансовая устойчивость, по нашему мнению, является не состоянием, характеризующим предприятие в определённый момент времени, а процессом, оценку которого целесообразно проводить на интервалах времени, охватывающих несколько последовательно реализованных полных циклов производства. Устойчивость в финансовом аспекте определяется как положительная платежеспособность рассматриваемого предприятия в каждом полном цикле производства в рассмотренной ретроспективе и в прогнозируемом, на её основе, будущем.

Алгоритм устойчивого развития промышленного комплекса, по нашему мнению, должен включать следующую преемственную совокупность этапов.

  1. Выявление фактора среды, вызывающего потребность в управлении. На этом шаге осуществляется анализ и выявление процессов, явлений в управляемой системе и внешней среде.
  2. Формирование стереотипа распознавания выявленного в п. 1 фактора включает комплектование набора контрольных индикаторов и показателей мониторинга выявленных процессов и явлений.
  3. Целеполагание в отношении выявленного фактора. Постановка непротиворечивых целей в отношении выявленных процессов и явлений и упорядочивание этого перечня по степени важности (значимости) в список, называемый вектором целей. Формирование прогноза динамики изменения поведения объекта управления в процессе реализации вектора целей под давлением внешней среды.
  4. Формирование генеральной концепции управления и частных концепций управления в отношении каждой из целей — в составе вектора целей. Формирование целевой функции (выбор методов, способов и средств достижения поставленных в п.3 целей).
  5. Внедрение генеральной концепции управления в жизнь: организация управляющей структуры, несущей целевую функцию управления (создание новой структуры управления или коррекция уже имеющейся).
  6. Контроль (наблюдение) за деятельностью структур в процессе управления, ресурсное, информационное, кадровое и т.д. обеспечение процесса, формирование перечня корректирующих действий в режиме реального времени или с упреждением.
  7. Ликвидация существующих структур и высвобождение используемых ресурсов в случае ненадобности, либо поддержание их в работоспособном состоянии до следующего использования.

В силу внутренней не самодостаточности в аспекте производства конечного продукта, при невозможности обеспечить поддержание всей производственной целостности, выстроенной в рамках производственной кооперации, предприятия оборонно-промышленного комплекса целесообразно рассматривать в виде совокупности реализуемых ими технологических процессов.

Литература:

  1. Величко М. В., Ефимов В. А., Зазнобин В. М. Экономика инновационного развития. Управленческие основы экономической теории: Монография. — СПб: СПб ГАУ, 2015. — 358 с.
  2. Достаточно общая теория управления: Постановочные материалы учебного курса факультета прикладной математики — процессов управления. С.-Петерб. гос. ун-та (1997–2003 гг.). — Новосибирск: ПИК ВИНИТИ, 2003. — 394 с.
  3. Императивы эффективности производства / Костюхин Ю. Ю., Жданкин Н. А., Ларионова И. А. и др. — М.: Изд. Дом МИСиС, 2016. — 91 с.
  4. Канавцев М. В., Попова А. Л. Трансформация экономических функций государства в условиях структурных изменений экономики // Инновационная наука. 2015. № 7–1(7). с. 114–115.
  5. Михин В. Ф., Чевгун С. С. Динамическая балансовая модель организационно-экономического механизма вертикально-интегрированной структуры в ОПК // Экономика в промышленности. 2017. № 4. с.50–55.
  6. Нуттунен П. А. О некоторых подходах к формированию системы сбалансированных показателей индикативного планирования // Известия Международной академии аграрного образования. 2008. № 7. Т. 2. с. 41–47.
  7. Чевгун С. С. Государственные корпорации в оборонно-промышленном комплексе (ОПК): организационно-экономический механизм как фактор, обеспечивающий эффективность отрасли // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. 2015. № 6. с.70–75.
  8. Интернет-ресурс. – Режим доступа: https://www.sipri.org/research/armament-and-disarmament/arms-transfers-and-military-spending/military-expenditure#expanded, свободный. — Загл. с экрана. — (дата обращения: 19 мая 2018 г.).
  9. Stockholm International Peace Research Institute, свободный. — Загл. с экрана. — Режим доступа: https://www.sipri.org/
  10. По данным SIPRI Интернет-ресурс. – Режим доступа: https://www.sipri.org/media/press-release/2018/global-military-spending-remains-high-17-trillion, свободный. — Загл. с экрана. — (дата обращения: 08 мая 2018 г.).

[1] Англ. North Atlantic Treaty Organization (NATO)

Основные термины (генерируются автоматически): оборонно-промышленный комплекс, устойчивое развитие, доллар США, обеспечение устойчивости, узкий смысл, внешняя среда, военная техника, генеральная концепция управления, Российская Федерация, широкий смысл.

Ключевые слова

устойчивое развитие, механизм устойчивого развития, алгоритм устойчивого развития ОПК, уровни устойчивости

Похожие статьи

Устойчивое развитие: определение, концепция и факторы...

Концепция устойчивого развития была сформулирована как способ преодоления главной для современной цивилизации экологической угрозы

Яруллина Г.Р. Управление устойчивым экономическим развитием предприятий промышленного комплекса: теория и методология.

Понятие управления устойчивым развитием...

Совершенствование управления устойчивостью социально-экономической системы требует

Устойчивое развитие: определение, концепция и факторы...

Роль муниципальных образований в управлении социально-экономическим развитием Российской Федерации.

Научные проблемы обеспечения устойчивого развития...

Анализируются Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской...

устойчивое развитие, Белгородская область, сельское хозяйство, окружающая среда, сельская местность, сельское население, индикатор, Российская Федерация, региональный уровень...

Перспективы обеспечения устойчивости развития российской...

устойчивое развитие, окружающая среда, хозяйственная деятельность, Российская Федерация, Россия, проблема

Правительство России в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации предусматривает пути...

Стратегия устойчивого развития предприятия | Статья в журнале...

Перспективы обеспечения устойчивости развития российской... глобальный инновационный рейтинг, Российская Федерация, Россия, тяжелая экологическая ситуация, устойчивое экономическое развитие.

Классификация факторов, оказывающих влияние на финансовую...

Согласно ведомственной принадлежности организаций оборонно-промышленного комплекса большая часть

Основные термины (генерируются автоматически): финансовая устойчивость, Российская Федерация, направление воздействия, средство, надежность поставщиков...

Международный опыт разработки моделей регионального...

...что такая концепция регионального развития была одной из самых популярных и широко

В-пятых, мировой опыт показывает, что в устойчивых государственных системах функции регионов намного шире

Российский и зарубежный опыт управления развитием регионов...

Факторы устойчивости региональной экономической системы...

В основе устойчивого развития региона лежит модель динамического управления всеми социально-экономическими процессами, на которые влияют многочисленные изменчивые факторы внешней среды.

Похожие статьи

Устойчивое развитие: определение, концепция и факторы...

Концепция устойчивого развития была сформулирована как способ преодоления главной для современной цивилизации экологической угрозы

Яруллина Г.Р. Управление устойчивым экономическим развитием предприятий промышленного комплекса: теория и методология.

Понятие управления устойчивым развитием...

Совершенствование управления устойчивостью социально-экономической системы требует

Устойчивое развитие: определение, концепция и факторы...

Роль муниципальных образований в управлении социально-экономическим развитием Российской Федерации.

Научные проблемы обеспечения устойчивого развития...

Анализируются Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской...

устойчивое развитие, Белгородская область, сельское хозяйство, окружающая среда, сельская местность, сельское население, индикатор, Российская Федерация, региональный уровень...

Перспективы обеспечения устойчивости развития российской...

устойчивое развитие, окружающая среда, хозяйственная деятельность, Российская Федерация, Россия, проблема

Правительство России в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации предусматривает пути...

Стратегия устойчивого развития предприятия | Статья в журнале...

Перспективы обеспечения устойчивости развития российской... глобальный инновационный рейтинг, Российская Федерация, Россия, тяжелая экологическая ситуация, устойчивое экономическое развитие.

Классификация факторов, оказывающих влияние на финансовую...

Согласно ведомственной принадлежности организаций оборонно-промышленного комплекса большая часть

Основные термины (генерируются автоматически): финансовая устойчивость, Российская Федерация, направление воздействия, средство, надежность поставщиков...

Международный опыт разработки моделей регионального...

...что такая концепция регионального развития была одной из самых популярных и широко

В-пятых, мировой опыт показывает, что в устойчивых государственных системах функции регионов намного шире

Российский и зарубежный опыт управления развитием регионов...

Факторы устойчивости региональной экономической системы...

В основе устойчивого развития региона лежит модель динамического управления всеми социально-экономическими процессами, на которые влияют многочисленные изменчивые факторы внешней среды.