Библиографическое описание:

Блохинцева О. Н., Кадышева О. Е. Об основах эффективного развития региональных социально-экономических систем [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 159-161.

В условиях развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ особое значение приобретает именно региональная экономика (социально-экономическая система региона) – область научных знаний о размещении производительных сил, о сущностных основах экономики региона. Содержание региональной экономики способствует выработке рациональной, научно обоснованной региональной политики и стратегии.

Целью функционирования региональной экономики является обеспечение высокого уровня и качества жизни населения соответствующей территории, развитие предприятий и организаций, а также приток инвестиций. Успешное функционирование региональной экономики во многом зависит от возможностей и умения руководства регионов принимать оптимальные решения, учитывающие интересы центра и территории, включая интересы населения.

Регионам дано право самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать межрегиональные связи и связи с зарубежными странами. При этом важно подчеркнуть, что регион имеет ряд особенностей, такие как природные условия, социально-экономическое развитие, политическая история, национально-исторические и т.д. В универсальном экономическом словаре под термином «регион» подразумевается территориальные единицы, в том числе и субъекты Федерации (области, края, республики), отличающиеся друг от друга «совокупностью естественных или исторически сложившихся экономико-географических особенностей, в большинстве случаев с особенностями национального состава населения» &#;1&#;. Обозначенные особенности позволяют по разному отражать организацию экономических отношений на стадиях производства, обмена и потребления.

Необходимо отметить, что в каждом регионе есть свой, именно ему присущий, набор потенциально наиболее эффективных отраслей и видов производства. Так, Чувашская Республика, характеризуется в общероссийском территориальном разделение труда индустриальной направленностью и отличается преобладанием обрабатывающих отраслей.

Среди отличительных особенностей Чувашской Республики можно выделить демографические показатели, зависимость от минеральных ресурсов, зависимость от федерального бюджета, наличие мощного промышленного комплекса, потенциал инвестиционной сферы, наличие иностранных инвестиций.

Выгодное географическое положение не ставит перед Чувашией вызовов, связанных с безопасностью и целостностью Российской Федерации, а отсутствие полезных ископаемых не делает ее заложницей мировой конъюнктуры, поэтому вызовы, которые стоят перед Чувашией в долгосрочной перспективе, имеют, прежде всего, чисто экономический характер и связаны с созданием на территории Чувашии условий для достойной жизни и деятельности населения.

Стоит отметить, что макроэкономическая ситуация в экономике Чувашии в последние годы остается достаточно благоприятной, это характеризуют показатели роста производства промышленной продукции, возрастание объемов работ по виду деятельности «строительство», вве­денного жилья, розничного товарооборота, платных услуг населению, увеличение ре­альной заработной платой.

Как и многие другие субъекты Российской Федерации, Чувашия находится в постоянной конкурентной борьбе по созданию более привлекательного инвестиционного климата, с целью увеличения объемов инвестиций, используя при этом как традиционные направления повышения инвестиционного рейтинга, так и новые формы создания комфортных условий для привлечения инвестиций. К последним следует отнести формирование инвестиционных площадок, промышленных зон и индустриальных парков, которые призваны минимизировать временные и финансовые затраты инвестора при реализации проектов за счет создания всей необходимой инженерной, деловой и социальной инфраструктуры.

Правительство Чувашской Республики создает необходимые условия для привлечения крупных международных и отечественных компаний к развитию своего бизнеса на территории региона, в республике постоянно ведется работа по улучшению инвестиционного климата посредством установления благоприятного налогового режима, создания условий для справедливой конкуренции, обеспечения бизнеса качественной инфраструктурой и минимизации административных барьеров.

В 2010 году рейтинговое агентство Эксперт РА оценило инвестиционную привлекательность Чувашской Республики как 3В1 (средний класс). За 2009-2010 годы по сравнению с предыдущими годами республика поднялась на более высокую ступень по туристическому потенциалу (41 место при 49-м за 2008-2009 годы), трудовому потенциалу (38 и 41), не изменился законодательный риск (58 и 58).

По заключению рейтингового агентства рейтинг Чувашской Республики отражает благоприятный график погашения долга, консервативную бюджетную политику и поддержку со стороны федерального правительства. Также аналитики Moody’s отмечают низкую стоимость обслуживания долга.

Чувашская Республика исторически относится к надежным и прогрессивным заемщикам. Высокая кредитоспособность региона подтверждается рейтингом международного агентства Moody’s Investor Service на уровне Ba2 прогноз стабильный. Следует отметить, что данный уровень рейтинга был первоначально присвоен в 2007 году и с тех пор не изменялся, что также свидетельствует о стабильно высоком кредитном качестве региона. Среди 83 регионов России Чувашская Республика входит в число регионов с умеренным риском.

Динамичное развитие экономики Чувашии невозможно без создания благоприятных условий для привлечения инвестиций. Ключевыми направлениями инвестиционной политики в Чувашской Республике являются создание благоприятного инвестиционного климата, развитие инвестиционной деятельности организаций реального сектора экономики, дальнейшая капитализация производства, создание условий для справедливой конкуренции, обеспечения бизнеса качественной инфраструктурой и минимизации административных барьеров.

В целях повышения эффективности инвестиционной политики и стимулирования процесса привлечения инвестиций в экономику Чувашской Республики Кабинетом Министров Чувашской Республики утверждена Республиканская целевая программа привлечения инвестиций в экономику Чувашской Республики на 2011–2015 годы и на период до 2020 года. Стратегическими задачами Программы являются:

  • формирование мер административной, инфраструктурной, финансовой, тарифной поддержки инвестиций;

  • снижение административных барьеров;

  • финансовая поддержка и налоговое стимулирование инвестиций и инноваций;

  • кадровое обеспечение инвестиционного процесса;

  • формирование благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса.

В целях развития инвестиционной деятельности в Чувашской Республике и содействия привлечению инвестиций в экономику в Чувашии приняты и постоянно совершенствуются законы Чувашской Республики «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике», «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации» и ряд подзаконных актов.

24 мая 2010 г. принят Указ Президента Чувашской Республики № 64 «О мерах по развитию государственно-частного партнерства и совершенствованию системы тарифного регулирования в Чувашской Республике», направленный на расширение и повышение эффективности применения основных механизмов государственно-частного партнерства для модернизации и развития общественной инфраструктуры за счет привлечения инвестиционных, управленческих, технологических, кадровых ресурсов из частного сектора в инфраструктурные проекты.

Во исполнение вышеназванного Указа Президента Чувашской Республики постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.12.2010 № 560 утверждена Республиканская программа реализации инвестиционных проектов по строительству и модернизации объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры в Чувашской Республике на основе государственно-частного партнерства на 2010-2015 годы и на период до 2020 года.

В настоящее время федеральными органами исполнительной власти применяется практика выделения средств из федерального бюджета только при наличии проектов государственно-частного партнерства (ГЧП). Аналогичные требования выдвигаются и инвестиционными, и кредитными компаниями.

Представляется, что перечень проектов, подготовленный в данной Программе, будет открыт, ежегодно актуализироваться и расширяться по мере необходимости и позволит обеспечить привлечение дополнительных средств на реализацию инвестиционных проектов в заявленной сфере.

Необходимость принятия Программы в 2010 году заключалась в том, чтобы уже в текущем году имелась возможность привлечь внебюджетные средства либо подать заявки на получение средств из федерального бюджета на реализацию проектов ГЧП, софинансирование которых осуществлялось еще в 2010 году из республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов.

Кроме того, существующие в настоящее время законы Чувашской Республики «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике» и «О развитии малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике» направлены на поддержку частного бизнеса (предоставление инвесторам налоговых льгот, субсидирование части процентной ставки по привлекаемым кредитам и т.п.), а не публичного сектора экономики.

Закон с достаточной детальностью регламентирует развитие рынка проектов государственно-частного партнерства в регионе.

Закон направлен на создание на территории Чувашской Республики условий для стабильного развития государственно-частного партнерства, привлечение и эффективное использование материальных, финансовых, интеллектуальных, научно-технических ресурсов его участников при реализации приоритетных направлений развития экономики и социальной сферы Чувашской Республики, повышение уровня жизни населения.

В целях обеспечения проведения единой государственной инвестиционной политики в Чувашской Республике, а так же создания благоприятных условий для эффективного использования инвестиционных ресурсов в соответствии с основными приоритетами экономической политики создан Совет по инвестиционной политике, который является постоянно действующим совещательным органом Кабинета Министров Чувашской Республики.

Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Чувашской Республики, Законом Чувашской Республики от 25 мая 2004 г. N 8 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике», иными нормативными правовыми актами Чувашской Республики, Положением о совете по инвестиционной политике ЧР.

Важно отметить, что в связи с  усилением  регионализации рынка большое значение имеет формирование эффективного инфраструктурного комплекса региона в инвестиционной сфере. Для выполнения современным предпринимательством  своей роли стратегического фактора и основного внутреннего источника саморазвития экономики необходимо трансформировать общие условия воспроизводства, то есть, инфраструктуру таким образом, чтобы обеспечить возможность обслуживать предпринимательскую  деятельность. Это требует проникновения предпринимательских начал в инфраструктурный  сектор экономики на федеральном и региональном уровнях &#;2&#;.

В целом инвестиционная политика Чувашской Республики, направленная на формирование условий по улучшению инвестиционного климата, создание привлекательного имиджа региона, привлечение бизнеса из других стран и субъектов Российской Федерации, позволит в ближайшее время повысить инвестиционный имидж Чувашии и сформировать основы эффективного развития экономики региона.


Литература:

  1. Кетова Н., Овчинников В. Региональная экономика: Универсальный учебный словарь. Ростов-на-Дону, 1996. С.356
Шураева К.В. Особенности формировании механизма инфраструктурного обеспечения развития инвестиционной деятельности в регионе // Электронный журнал Управление экономическими системами (24), 4/2010. - http://www.uecs.ru/logistika/item/262-2011-03-24-13-19-17

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle