Библиографическое описание:

Артыкбаева С. Ж., Маметова Г. А. Оценка динамики социально-экономической дифференциации южных регионов Кыргызской Республики [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 120-125.

Кыргызстан находится в средней части Центральной Азии, в основном на территории Тенир-Тоо. Горы занимают 70 % территории, почти 90 % территории республики лежит выше 1500 м, а поверхность долин не опускается ниже 500 м над уровнем моря. Характеристика страны: площадь: 198,5 тыс.км2., население: на 1 января 2010 г. — свыше 5 млн чел. Крупнейшие города: Бишкек (629000 человек), Ош (218000 человек).

Административно территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Жалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская, и Иссык-Кульская.

Ландшафты Кыргызстана, как горной страны, чрезвычайно разнообразны. Большие изменения термических условий, режима осадков с высотой приводит к формированию природных высотных поясов — подгорных равнин, которые служат переходной ступенью от типичных пустынных ландшафтов к горным: предгорьям, среднегорьям и высокогорьям. Физико-географический облик этих высотных поясов в зависимости от географического положения, устройства поверхности, почвенно-растительного покрова и животного мира имеет свои особенности. Предгорные равнины располагаются по окраинам Кыргызстана на высотах до 1200 м. Они занимают сравнительно небольшую площадь, но освоены и густо заселены. Равнины, как правило, пересекаются многочисленными неглубокими и неширокими долинами рек. Лето здесь жаркое. Средние июльские температуры на севере республики колеблются в пределах 22–25˚С, на юго-западе — 25–28˚С. Зимы неустойчивые, особенно на юго-западе, средние январские температуры нигде не бывают выше 1˚С и ниже 6˚ С. Осадков на подгорных равнинах выпадает мало — 250–425 мм, а испарение значительное. Поэтому ощущается недостаток влаги. С гор на равнины стекает много рек, наиболее крупные из них уносят воды в соседние республики. Обильны подземные воды, которые все шире начинают использоваться в хозяйстве. Предгорья — второй природный этаж Кыргызстана, располагается на высотах годовых 1200–2500 м. Цепи предгорий, разделенные внутри горными впадинами, иногда тянутся параллельно друг другу. Вершины их, как правило, плоские, склоны крутые, изрезанные эрозионными бороздами, оврагами и пересекаются обычно узкими долинами рек. Летом температуры сравнительно высокие, но несколько меньше, чем в примыкающих подгорных равнинах. Зимы более устойчивые. Атмосферные осадки, в зависимости от высоты и географического положения, а также степени замкнутости внутренних впадин, колеблются в годовых пределах 250–600 мм. Из почв здесь наиболее широко распространены сероземы, каштановые и серо-коричневые. Предгорья распаханы под посевы пшеницы. Но большая часть их используется, как осенние и весенние пастбища. В последнее время здесь начали заниматься садоводством, и разведением фисташки. Среднегорья располагаются по склонам основных хребтов, на высотах 1800–3500м. Почвы здесь разнообразны: горно-каштановые, горные коричневые, горные черноземы, горно-луговые, горнолуговостепные, горные лесные, что обусловлено различной степенью увлажнения. Высокогорье — верхний природный этаж Кыргызстана — располагается на высотах более 3500 м. Лето холодное, средние июльские температуры колеблются в пределах 0–10˚С. Зимы продолжительные, осадки и летом нередко выпадают в виде снежной, крупы. Почвы обычно маломощные, каменистые, преобладают горно-луговые с содержанием гумуса от 8 до 15 %, встречаются и дерново-полуторфянистые (гумуса в них 10 -20 %), но их плодородие используется слабо, земледелие из-за суровых природных условий практически не развивается [6,7,8].

Территория Ошской, Жалалабадской, Баткенской областей расположена в Южном регионе республики, отличается наиболее высоким температурным режимом, близким к субтропическому, также высокой плотностью населения 88,9 человека на 1 кв. км2. Административно-территориально деление Южный регион Кыргызской Республики делится на 3 области, где 18 районов, 12 городов, 14 поселков городского типа, 176 сельский совет, общая численность населения 2425,6 тысячи человек, средняя плотность населения 88,9 человек на 1км2, и 1071 сельских населённых пунктов, площадью 79,9 тыс. км2 (по данным мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций). Территория Кыргызстана характеризуется различными почвенно-географическими и климатическим зонами, хозяйственной различной деятельностью человека, неодинаковой структурой и характером животноводства и другими условиями, имеющими значение в социально и экономическое развитие районов области [6]. Переход к рыночным отношениям внес значительные изменения в регулирование доходов, которые в первую очередь и определяют благосостояние людей. Прежде всего уменьшилась роль государства в этой области, расширилась самостоятельность регионов и предприятий, а также повысилась значимость рыночных регуляторов. Именно поэтому становится таким важным выработка собственной политики предприятия в области доходов, которая учитывала бы интересы различных слоев работников и собственников, предусматривала бы эффективную систему занятости и меры по социальной защите работников, а следовательно обеспечивала бы человеку достойную жизнь [1,3]. Уровень жизни это многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и состоянием политических дел в стране. На уровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров, но все наиболее значимые факторы, экономические, социальные, политические и др. [1,2] Социально-экономическое развитие районов области характеризуется существенными различиями, проявляющимися в хозяйственной значимости, уровне развития и производственной специализации. Неравномерность развития районов области предопределяется их специфическими особенностями, среди которых главнейшей является сложившаяся хозяйственная структура, формирующая «экономическое лицо» района. Исходя из этого, районы Ошской области можно условно разделить на три группы и г. Ош, т. е. районы сравнительно высокого уровня социально-экономического развития (Араванский и Кара-Суйский); районы среднего уровня развития (Ноокатский и Узгенский); высокогорные (Алайский, Кара-Кульджинский и Чон-Алайский) районы с низким уровнем развития промышленности, строительства и социально-производственной инфраструктуры. Одной из главных особенностей первой группы районов является относительно высокая плотность населения, в частности, в Кара-Суйском районе она достигает 105 человек на 1 кв. км (или здесь в 2,5 раза плотность проживания населения выше, чем в целом по Ошской области, и в 4,2 раза, чем в целом по республике), в Араванском районе 155 чел. (соответственно в 3,7 и 6,2 раза больше). В структуре производства сельскохозяйственной продукции удельный вес земледелия составляет около 60 %. Отличительной особенностью функционирующего на территории второй группы районов хозяйственного комплекса является главенствующая роль производства табачного листа и его переработки и относительно низкий удельный вес промышленного производства. В третью группу отнесены районы, в которых преобладает доля животноводческого направления в отраслевой структуре реального сектора экономики. В связи с этим производство животноводческой продукции на душу населения здесь значительно выше, чем в других группах районов и области в целом, в частности, по производству мяса почти в 2 раза выше, чем в среднем по области. Промышленное производство в этих районах развито слабо. Проведенный анализ позволил выявить, что в области отмечается прямая коррелятивная связь между социально-экономическое развитие районов области и уровень жизни населения, плотностью населения, поголовьем скота, площадей, используемых под пастбища. На современном этапе Кыргызская Республика переживает одну из самых сложных период своего развития. Процессы, проистекающие в стране сегодня, являются следствием социально-экономической обстановки, складывавшейся во второй половине 1991-х гг. Именно в ней исследователи пытаются обнаружить причины многих сегодняшних проблем, понять ошибочные положения, осмыслить достоинства и попытаться по возможности реанимировать их.

Проблемы социально-экономического характера, прежде всего обращенные ко всему комплексу потребностей человека, всегда интересовали исследователей. Однако в научной литературе многие аспекты оставались нерешенными, не касаясь вопросов комплексного развития. Актуальность темы обусловлена новизной приоритетов, целей и задач социально-экономического развития в условиях реформ, проводимых в стране с 1991-х гг.

Период активных трансформаций, начиная с середины 1991-х гг., характеризуется тем, что вместе с кризисом в экономической и политической жизни Республики происходит ухудшение положения и в социальной сфере. Состояние материального производства, развитость ее инфраструктуры, социальная политика государства, как известно, в значительной степени определяют общее состояние населения и самочувствие его граждан.

В связи с этим, во-первых, следует перейти от приоритетной характеристики развития народно-хозяйственного комплекса к комплексному анализу процессов, в том числе происходящих в социально культурной сфере Республики. Исследования социально-экономического развития постсоветского государства во второй половине 1991-х гг. характеризуются некоторыми особенностями. С одной стороны, развитие СССР до начала 1990-х гг. оценивалось с позиций воздействия концепции развитого социализма.

Во-вторых, необходим глубокий комплексный анализ социально-экономического развития Кыргызской Республики второй половины 1991-х гг., охватывающий как сельскохозяйственное, так и промышленное производство. Он обязательно должен сопровождаться обобщением данных по обеспеченности производства рабочей силой, осмыслением демографических изменений и др.

На 1 января 2015г. на территории Кыргызской Республики насчитывалось 603,6 тыс. действующих хозяйствующих субъектов, как юридических, так и физических лиц. По сравнению с аналогичной датой предыдущего года их число возросло на 4 процента.

Социально-экономическое положение Кыргызской Республики содержит анализ положения экономики страны в январе 2015г. на основе оперативных данных, включая реальный, государственный, финансовый, внешний и социальный секторы. В приложениях приведены подробные статистические таблицы.

Таблица 1

Действующие хозяйствующие субъекты по территории на 1 января 2015 г.

Области и город

Всего, тыс. единиц

В процентах

К соответствующей дате предыдущего года

К итогу

1

г. Ош

24,9

100,1

4,1

2

г. Бишкек

27,8

105,8

4,6

3

Ошская область

132,3

106,7

21,9

4

Джалал-Абадская область

116,4

102,9

19,3

5

Баткенская область

54,8

104,2

9,1

6

Чуйская область

110,1

103,1

18,2

7

Иссык- Кульская область

56,7

104,4

9,4

8

Нарынская область

49,8

103,4

8,3

9

Таласская область

30,7

102,7

5,1

Всего по Республике

603,6

104,0

100,0

 

В общем числе действующих хозяйствующих субъектов преобладают субъекты с частной формой собственности (около 98 процентов). Наибольшая доля (63,8 процента) приходится на хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства.

Таблица 2

Действующие хозяйствующие субъекты по формам собственности и видам экономической деятельности на 1 января 2015 г.

Наименование

Всего

В том числе по формам собственности

госуд.

муниц.

частная

иная

Всего

603643

6994

5191

591397

61

Сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство

385260

226

10

385024

Добыча полезных ископаемых

485

8

1

476

-

Обрабатывающие производства (обрабатывающая промышленность)

14070

29

9

14032

Обеспечение (снабжение) электроэнергией, газом, паром и кондиционированным воздухом

175

31

9

135

Водоснабжение, очистка, обработка отходов и получение вторичного сырья

415

20

113

282

Строительство

4902

80

13

4809

-

Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов

100941

20

3

100918

Транспортная деятельность и хранение грузов

35353

531

15

34807

Деятельность гостиниц и ресторанов

11223

38

6

11179

-

Информация и связь

3074

144

66

2864

-

Финансовое посредничество и страхование

2673

26

3

2642

2

Операции с недвижимым имуществом

4755

25

17

4713

Профессиональная, научная и техническая деятельность

8715

421

19

8273

2

Административная и вспомогательная деятельность

1894

52

9

1833

Государственное управление и оборона; обязательное социальное обеспечение

2835

1751

1083

0

1

Образование

5826

1794

1845

2185

2

Здравоохранение и социальное обслуживание населения

3820

1355

329

2136

Искусство, развлечения и отдых

3739

432

1201

2106

-

Прочая обслуживающая деятельность

13374

11

440

12922

1

Деятельность частных домашних хозяйств с наемными работниками; производство частными домашними хозяйствами разнообразных товаров и услуг для собственного потребления

59

59

Деятельность экстерриториальных организаций

55

2

53

 

В структуре хозяйствующих субъектов преобладают крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Таблица 3

Действующие хозяйствующие субъекты по типам и территории на 1 января 2015г. (тыс. единиц)

Области и городов

Всего

В том числе

крупные

средние

малые

крестьянские (фермерские) хозяйства

индивидуальные предприниматели

прочие обособленные подразделения

1

г. Ош

24,9

0,6

0,2

1,1

2,2

21,1

0,2

2

г. Бишкек

27,8

0,1

0,8

9,3

0,0

16,2

0,8

3

Ошская

132,3

0,2

0,6

0,9

69,7

59,1

1,0

4

Баткенская

54,8

0,1

0,3

1,0

29,1

24,0

0,4

5

Джалал-Абадская

116,4

0,2

0,6

2,0

72,3

40,3

1,0

6

Иссык-Кульская

56,7

0,1

0,4

1,4

20,0

33,9

0,9

7

Нарынская

49,8

0,1

0,2

0,9

28,1

20,0

0,6

8

Таласская

30,7

0,1

0,2

0,9

18,1

11,1

0,4

9

Чуйская

110,1

0,2

0,6

2,4

47,9

57,9

1,1

Итого по республике

603,6

1,8

3,8

20,8

287,3

283,6

6,4

 

Доля юридических лиц в общем числе действующих хозяйствующих субъектов составила 4,5 процента, или 27,3 тыс. единиц. Основным результатом итогов I полугодия 2014 года стали положительные тенденции экономического роста, однако с начала года стала заметно замедляться. По предварительным данным, по итогам за июнь 2014 года номинальный объем ВВП, по предварительной оценке НСК КР, сложился в размере 151,7 млрд. сомов и реально возрос на 4,1 %, против 8,1 % в январе — июне 2013 года. Без учета предприятий по разработке месторождения «Кумтор», рост реального ВВП составил 103,7 %. За соответствующий период 2013 года аналогичный показатель составлял 105,8 %. Дефлятор ВВП сложился на уровне 104,6 %. [5]

Основой экономики района является сельское хозяйство. Выручка от реализации продукции и услуг в этой отрасли в 2014 года составила 156 миллиона сомов против 121 миллиона в аналогичном периоде 2013 года. По результатам производственно-финансовой деятельности получена прибыль (за реализацию молока, мяса, зерна) в размере 12 миллионов сомов. Среднемесячная заработная плата работников сельскохозяйственных предприятий в среднем по району составила 7223 сомов, что на 13 % выше аналогичного периода прошлого года, а шесть месяцев текущего года в агропромышленный комплекс направлено 8,2 млн. сомов бюджетных средств. Ежегодно выделяются финансовые ресурсы на реализованную животноводческую продукцию, покупку племенного скота, субсидирование процентной ставки по кредитам, несвязанную поддержку. Предоставляются субсидии гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство на возмещение процентной ставки рефинансирования по полученным кредитам. Важная роль в возрождении экономической и социальной сферы Кыргызской Республики отведена малому предпринимательству, которое в сложных условиях сыграло роль «занятость», не позволившего окончательно развалиться хозяйству республики. В настоящее время малый и средний бизнес для большинства населения республики выступает источником получения средств для существования.

Малые, в том числе семейные, формы ведения хозяйства исторически присущи населению Кыргызстане с его менталитетом, а ориентация малого предпринимательства преимущественно на потребительский локальный рынок, определяет его особую роль в восстановлении и развитии хозяйства республики. Вот почему одним из основных направлений развития малого бизнеса в республике должно стать максимальное вовлечение в этот бизнес населения, для чего необходима диверсификация структуры малого предпринимательства. В настоящее время почти половина малых предприятий функционирует в сфере торговли и общественного питания и очень мало задействовано в сфере производства, переработки, инноваций.

Наиболее благоприятны для формирования и роста деловой активности в Кыргызской Республики демографические условия. Рождаемость превышает смертность, значителен удельный вес населения трудоспособного возраста. К этому следует добавить, что природные факторы создают предпосылки для развития различных видов предпринимательства. Разнообразие ландшафта, в котором сочетаются степи, полупустыни, горы определяют возможности предпринимательства. Социально культурные факторы также благоприятствуют развитию предпринимательства. На протяжении многих веков основными видами хозяйственной деятельности народа было земледелие и скотоводство, которые являлись сырьевой базой производства ремесленных изделий из шерсти. Таким образом, основные факторы внешней среды способствуют формированию и функционированию различных форм предпринимательства в Республике.

Важнейшим источником занятости населения, помимо активного участия в сельскохозяйственном производстве может стать развитие художественных промыслов (ковры и другие шерстяные изделия, художественная обработка древесины и др.). С целью активизации такого рода деятельности, в которую по предварительным данным может быть вовлечено до 150 тысяч человек, необходимо решить ряд организационно-финансовых проблем.

Развитие малого предпринимательства в республике нацелено на создание в Кыргызстане максимального количества новых рабочих мест при минимальных бюджетных затратах. Для стимулирования инвестиционной активности предпринимателей республиканские власти должны взять на себя частичную компенсацию процентной банковской ставки, что поможет производителям получать дешевые кредиты и наращивать потенциал предприятий. Правительству республики следует обеспечить инвесторам гарантию страхования рисков. Для этих целей необходимо создать республиканский резервный фонд. Для успешного развития молодежного предпринимательства необходимо создание соответствующей инфраструктуры преимущественно на базе ВУЗов. Одновременно потребуется коррекция образовательных стандартов с учетом современных реалий и требований. Предстоит также разработать систему критериев отнесения предпринимательских структур, бизнес проектов к сфере молодежного предпринимательства. Для целей господдержки предстоит внедрить систему формирования и реализации пакета заказов предпринимательских структур и городских организаций, ориентированных на разработку и осуществление молодежных бизнес проектов, формирование резерва предпринимательских и управленческих кадров.

Заключение: Таким образом, социально-экономические и политические преобразования, начатые в 91-х гг. XX века инициировали развитие и ряд изменений и на региональном уровне, в том числе в Кыргызской Республике, преобразования в регионах отражали и существующие особенности национального уклада, традиций, уровень развития экономики.Особенностью социально-экономического развития в Кыргызстане в исследуемый период была неподготовленность общественного сознания республики к реформам. В результате экономические преобразования привели к затяжному кризису во всех сферах общественной жизни. Главным итогом экономических преобразований явились упадок экономики и глубокий экономический кризис, падение уровня производства в различных отраслях экономики, инфляция, значительный рост цен на продукцию, и по различным социальным выплатам.

 

Литература:

 

1.      Погребинская В. Уровень жизни населения и структура доходов// Экономист.- 1998. -№ 10.- С.18–26.

2.      Лучкина Л. О бедности и определении прожиточного минимума. //Международная экономика и международные отношения. 1993. -№ 2-С. 134–143.

3.      Артыкбаева С. Ж. Социальное положение и уровень жизни населения Кыргызской Республики / Экономика, управление, финансы: материалы IV междунар. науч. конф. Пермь, апрель 2015. — Пермь: Зебра, 2015. — С. 194–197.

4.      Артыкбаева С. Ж. Проблемы антикризисного регулирования и управления социально-экономическими процессами Кыргызской Республики/Экономика и предпринимательство.-Москва.-№ 11,(ч.4).-С-147–149

5.      Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, отдел сводных работ и распространения статистической информации.

6.      Мониторинг, прогноз и подготовка к реагированию на возможные активации опасных процессов и явлений на территории Кыргызской Республики и приграничных районах с государствами Центральной Азии. — Б.: Техник, 2006.–618с.

7.      Сагынтай кызы Эьвира Горный туризм: Учебное пособие для студентов. — Каракол: 2006. -264 с.

8.      Абдималиков К. Экономика Кыргызстана (на переходном этапе): Учебник. — Б.: «Бийиктик»., 2010. -740 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle