Библиографическое описание:

Байсумова Э. И. Функционирование свободных экономических зон в России [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 73-76.

Свободные экономические зоны — важный институт мирового хозяйства, один из инструментов развития национальной экономики. Для многих стран они являются нетрадиционной формой активизации участия в международном разделении труда. Свободные экономические зоны создаются для привлечения местного и иностранного капитала, создания новых рабочих мест, расширения экспорта, создания импортозамещающих производств, роста валютных доходов, улучшения состояния платежного баланса и в итоге для развития национальной экономики и ее более тесной интеграции в мировое хозяйство.

В последние десятилетия в практике международных экономических отношений свободные экономические зоны получают все более широкое распространение. Пройдя долгий путь развития, они наполнились новым содержанием и деловым опытом, приобрели глобальный характер, охватив более сотни стран мира.

В то же время в России свободные экономические зоны по-прежнему остаются понятием достаточно новым, вокруг которого ведутся острые, но не всегда плодотворные дискуссии. До сих пор нет единого мнения по многим вопросам, связанным с образованием и функционированием этих хозяйственно-территориальных образований, а именно с размерами и типами свободных экономических зон, механизмом их деятельности и системой управления на микро- и макроуровнях. В зависимости от вида экономической деятельности и с учетом эволюции различают пять групп СЭЗ. [3, 43–44]

Рис. 1. Группы СЭЗ

 

Под торговыми зонами понимаются географически ограниченные территории, расположенные вблизи или в аэропорту, морском или речном порту, на перекрестке основных коммуникационных и транспортных путей. Промышленно-производственные зоны (ППЗ) — крупные по размеру территории, нацеленные на развитие производства в регионе, сбыт продукции на внутреннем и (или) внешнем рынках и предоставляющие льготы производственным компаниям. Разновидности: экспортные ППЗ, импортозамещающие ППЗ, экспортно-импортозамещающие ППЗ. Технико-внедренческие зоны представляют собой зоны по разработке и совершенствованию технологий научно-исследовательскими институтами, лабораториями, инновационными компаниями, имеющими льготы. Сервисные зоны — зоны, в которых льготами пользуются компании, оказывающие финансовые, банковские, туристические и прочие услуги. К их числу относят туристско-рекреационные зоны, зоны страховых услуг, зоны финансовых услуг, зоны банковских услуг, офшорные зоны. Комплексные зоны представляют собой крупные по размеру территории, специально выделенные для содействия экономическому росту региона и реализации прочих целей на основе предоставления разного рода стимулов зарегистрированным компаниям независимо от вида деятельности.

Вне зависимости от вида СЭЗ, можно выделить их следующие основные отличительные черты. [2, 53]

Рис. 2. Отличительные черты СЭЗ

 

История становления и распространения первых свободных экономических зон (СЭЗ) в мире насчитывает несколько столетий. Первые СЭЗ создавались на территориях, расположенных на международных торговых путях. В целом СЭЗ распространились из развитых стран в развивающиеся, а впоследствии — в социалистические страны.

Сложно считать СЭЗ основным инструментом решения экономических проблем, однако несомненным остается тот факт, что во многих странах СЭЗ стали мощным импульсом формирования экспортоориентированных отраслей экономики, а нередко и полюсами экономического роста.

Разные типы СЭЗ имеют много общих черт в практике стран с разным уровнем экономического развития, однако есть и отличительные черты (табл. 1). [3, 33]

Таблица 1

Сравнительный анализ характерных черт СЭЗ в развитых и развивающихся странах

Характерные черты

СЭЗ в развитых странах

СЭЗ в развивающихся странах

Основные типы СЭЗ

Торговые, сервисные, технико-внедренческие

Промышленно-производственные, торговые

Цели

В большей степени микроэкономические цели и прямое влияние на экономику

Больше — прямые микроэкономические цели, меньше — косвенные макроэкономические цели

Инвестиционный климат

Меньше объем льгот, меньше ограничений

Больше преференций, больше объем ограничений

Сектор экономики

Третичный и вторичный секторы промышленности, торговля, услуги, высокотехнологичные отрасли

Первичный и вторичный секторы промышленности, экспортоориентированное производство

 

Функционирование СЭЗ в России началось гораздо позже, чем во многих других странах. В качестве примеров СЭЗ были представлены низконалоговые регионы (Углич в Ярославской области, Алтай, Смоленск, Бурятия и др.), закрытые административно-территориальные образования (Снежинск, Саров, Байконур и др.), также функционировала офшорная зона в Ингушетии.

По состоянию на 1 января 2013 г. на территории Российской Федерации создано 27 особых экономических зон (ОЭЗ) четырех типов: 6 ОЭЗ промышленно-производственного типа (ОЭЗ ППТ), 5 ОЭЗ технико-внедренческого типа (ОЭЗ ТВТ), 13 ОЭЗ туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ), 3 ОЭЗ портового типа (ОЭЗ ПТ). [4]

Портовые ОЭЗ ориентированы на производство, техническое обслуживание и переоборудование судов, перевалку грузов, переработку морепродуктов, развитие биржевой торговли, а также развитие логистических центров (образованы на территории Ульяновской области, Хабаровского края, Мурманской области). По состоянию на 1 января 2013 г. на территориях портовых ОЭЗ зарегистрировано 5 резидентов, создано 12 рабочих мест, объем осуществленных инвестиций резидентами за весь период функционирования 0,24 млн. рублей. [4]

На данный момент создано 13 туристско-рекреационных ОЭЗ (в том числе в Краснодарском крае, Иркутской области, Алтайском крае, Ставропольском крае, в Республике Адыгея и др.). По состоянию на 1 января 2013 г. на территориях ОЭЗ ТРЗ зарегистрировано 39 резидентов, создано 104 рабочих мест, объем осуществленных инвестиций резидентами ОЭЗ ТРТ за весь период функционирования более 660 млн. рублей. [4]

ОЭЗ технико-внедренческого типа ориентированы на развитие нано- и био-технологий, медицинских и информационных технологий, электроники и средств связи, точного и аналитического приборостроения, ядерной физики. Для ОЭЗ ТВТ определяющими показателями эффективности создания являются разработанные в ОЭЗ технологии и продукты, предполагаемые к применению и производству в других регионах. На данный момент создано 5 ОЭЗ технико-внедренческого типа (в г. Москве,

г. Санкт-Петербурге, г. Томске, в г. Дубне Московской области, Республике Татарстан). По состоянию на 1 января 2013 г. на территориях ОЭЗ ТВТ зарегистрировано 214 резидентов, создано 3 350 рабочих мест, объем осуществленных инвестиций резидентами ОЭЗ ТВТ за весь период функционирования более 10 200 млн. рублей. [4]

ОЭЗ промышленно-производственного типа ориентированы на создание предприятий по выпуску автомобилей и автокомпонентов, строительных материалов, химической и нефтехимической продукции, бытовой техники и торгового оборудования. По состоянию на 1 января 2013 г. на территории Российской Федерации создано 6 ОЭЗ промышленно-производственного типа (в Республике Татарстан «Алабуга», Липецкой области «Липецк», Самарской области, Свердловской области, Псковской области и Калужской области). На территориях ОЭЗ ППТ зарегистрировано 65 резидентов, создано 4 603 рабочих места, объем осуществленных инвестиций резидентами за весь период функционирования ОЭЗ ППТ порядка 58 364 млн. рублей. Объем выручки от продаж продукции за 2012 год составил более 25 910 млн. рублей, нарастающим итогом с начала функционирования ОЭЗ — свыше 45 613 млн. рублей. Объем средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, направленных на финансирование создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры ОЭЗ с начала функционирования ОЭЗ составил 27 028 млн. рублей. Доля экспортируемой продукции в общем объеме произведенной продукции резидентами ОЭЗ за 2012 год составляет: ОЭЗ ППТ «Липецк» — 6,3 %, ОЭЗ ППТ «Алабуга» — 1,05 %. [4;5]

Более наглядно показатели деятельности ОЭЗ представлены в таблице 2. [4]

Таблица 2

Сравнительный анализ деятельности российских ОЭЗ разных типов

Показатели

Портовые ОЭЗ

Туристско-рекреационные ОЭЗ

Технико-внедренческие ОЭЗ

Промышленно-производственные ОЭЗ

Число созданных ОЭЭ

3

13

5

6

Количество резидентов

5

39

214

65

Количество рабочих мест

12

104

3350

4605

Объем инвестиций за весь период функционирования, млн. руб.

0,24

660

10200

58364

 

По данным, приведенным в таблице 2, можно сделать вывод, что российские ОЭЗ находятся в начале своего развития, поэтому оценивать их влияние на развитие регионов преждевременно. Наибольшее влияние на социально-экономическое положение в регионах оказывают промышленно-производственные зоны (так, показатель объема привлеченных инвестиций в ОЭЗ ППТ в 5,7 раза превышает этот показатель в ОЭЗ ТВТ и в 88 раз в ОЭЗ ТРТ; количество рабочих мест в ОЭЗ ППТ превышает аналогичный показатель в ОЭЗ ТВТ в 1, 37 раза и в 44, 3 раза в ОЭЗ ТРТ).

Таким образом, по состоянию на 1 января 2013 г. на территориях ОЭЗ зарегистрировано 323 резидента, создано 8 069 рабочих мест. Резидентами осуществлено инвестиций на общую сумму 69 301 млн. рублей. Объем выручки от продажи товаров, работ за весь период функционирования — 56 814 млн. рублей. [4] Для того чтобы объективно охарактеризовать результаты деятельности российских ОЭЗ, выявить проблемы и определить перспективы, необходимо сравнить практику функционирования зон в России и за рубежом. [3, 24–25; 4]

Таблица 3

Сравнительный анализ практики функционирования СЭЗ в России, США, Китае и Польше

Показатели

США

Китай

Польша

Россия

Число СЭЗ

700

900

14

27

Количество резидентов

2500

45700

650

323

Количество рабочих мест

340 000

40 000 000

50 000

8 069

Объем инвестиций

153,8 млрд. долл.

17,03 млрд. долл.

1,8 млрд. долл.

69 301 млн. руб.

 

По данным таблицы 3 можно сделать вывод, что деятельность ОЭЗ в России, к сожалению, свидетельствует о том, что они пока не выполняют своей основной роли — служить очагами динамического экономического роста. По сравнению с иностранными СЭЗ российские зоны отстают по всем показателям. Например, по количеству рабочих мест Россия отстает от США на 331 931рабочее место, от Китая — на 33 991 931, от Польши — на 41 931.

В целом, можно выделить следующие проблемы функционирования современных ОЭЗ на территории России:

1)                 фактическую деятельность ведет гораздо меньшее количество резидентов по сравнению с количеством зарегистрированных компаний;

2)                 административные формальности;

3)                 неадекватный объем финансирования инфраструктурных объектов по сравнению с передовой зарубежной практикой;

4)                 низкий приток иностранных инвестиций.

Свободные экономические зоны имеют широкие перспективы как в мире, так и в нашей стране. Успех их создания в России напрямую зависит от того, в какой степени удастся в ОЭЗ создать экономическую систему, максимально приближенную к идеальной — с четкими правилами игры, минимальными бюрократическими издержками и максимальной конкурентной средой, что сделало бы инвестиционный климат в зона наиболее благоприятным.

 

Литература:

 

1.                  Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»

2.                  Апель. А., Гунько В., Соколов И. Обналичивание и оффшорный бизнес в схемах. — М.: Спб., 2003. — 119 с.

3.                  В. И. Баронов, Г. М. Костюнина. Свободные экономические и офшорные зоны. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 560 с.

4.                  Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://www.economy.gov.ru

5.                  Свободная экономическая зона «Алабуга». URL: http://alabuga.ru/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle