Библиографическое описание:

Кирилина Е. А. Роль самообслуживания в розничной торговле [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 251-253.

Розничная торговля является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики не только в России, но и в зарубежных странах. Торговля становится наиболее устойчивой сферой в развитии рыночных отношений. Задача торговли — не только доводить товары до конечного потребителя, но и активно воздействовать на формирование потребительского спроса, что невозможно без качественного торгового обслуживания.

Торговля занимает важное место в экономике страны и является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей. Розничная торговля выявляет необходимые по цене и потребностям товары производственно-технического назначения и широкого потребления, т. е. является индикатором спроса. Именно розничная торговля позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни общества за счет своевременного удовлетворения запросов каждого его члена.

Проблема качества обслуживания в торговле постоянно волнует и покупателей и продавцов. Растет материальное благосостояние людей, растет их культурный уровень. В этих условиях вполне естественно желание покупателей приобрести необходимый ему товар в удобное для него время, в удобном месте, в нужном ассортименте.

Поэтому в условиях рыночной конкуренции большое значение уделяется торговому обслуживанию, так как от качества и уровня торгового обслуживания зависит эффективная торговая деятельность любого предприятия, основным показателем которой является размер прибыли.

Правильная организация работы розничного предприятия относительно применяемых методов продаж и предлагаемого к продаже ассортимента продукции самым прямым образом влияет на величину его товарооборота и, как следствие, на результат всей финансовой деятельности фирмы.

Важным моментом в организации работы любого предприятия является система применяемых методов продаж. Особенно актуально это для больших современных супермаркетов и универмагов, где всегда очень большой поток покупателей.

В настоящее время эффективным методом продажи становится самообслуживание, так как это выгодно и продавцу, поскольку увеличивает торговый оборот, и покупателю, который избавлен от необходимости стоять в очередях в разные отделы. Но такой вид продаж имеет определенные риски, так как покупатель получает доступ к товару и фактически вступает во владение им до момента оплаты товара на кассе. Эта форма розничной торговли, используемая несколько десятилетий, изначально основывалась на полном доверии к покупателю. Но вскоре выяснилось, что не все посетители магазинов добросовестно оплачивают выбранный товар на кассе. Следовательно, для организации магазинов самообслуживания предполагается наличие специально устроенных и оборудованных помещений с видео-фиксацией.

Самообслуживание в большинстве развитых стран имеет самый большой удельный вес. Так, например, в США удельный вес самообслуживания в продовольственной торговле достигает 95 %, в Швеции -100 %, Норвегии — 84,8 %, Дании — 79 %, Великобритании — 93,2 %.

Высокая эффективность самообслуживания за рубежом обеспечивается за счет предоставления широкого ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров. В супермаркетах США, например, ассортимент товаров насчитывает 10 000–15 000 наименований, суперсторах — 18 000–20 000 наименований. В супермаркетах развитых стран большой удельный вес занимают непродовольственные товары (30–35 % общего количества реализуемых товаров).

Одной из характерных тенденций развития магазинов самообслуживания является широкомасштабное внедрение автоматизированных узлов расчета. При этом повышается социально-экономическая эффективность торговли, что выражается в ускорении обслуживания покупателей в среднем на 14–17 %, сокращается число ошибок и злоупотреблений товарными запасами, упрощает учет и контроль. А к функциям работников торгового зала сводятся в основном консультирование покупателей, выкладке товаров и контроль за их сохранностью.

Самообслуживание может быть как полным так и частичным. При полном самообслуживании все товары продают по этому методу, при частичном — некоторые товары продают непосредственно продавцы через прилавок. Такие товары, как правило, поступают в магазин в не расфасованном виде и предварительная их фасовка не является целесообразной. Доля продаваемых путем самообслуживания товаров должна составлять не менее 70 % общего объема розничного товарооборота магазина. При продаже методом самообслуживания важную роль играет размещение и выкладка товаров, которые должны создавать удобные условия для осмотра и выбора товаров покупателями.

Процесс продажи методом самообслуживания представляет собой «цепочку» последовательно осуществляемых операций:

Таблица 1

Технологический процесс продажи методом самообслуживания

 

Встреча покупателя и его информирование

Получение инвентарной корзины или тележки

Самостоятельный выбор товаров и доставка их в узел расчета

Расчет за товары и получение чека

Упаковка приобретенных товаров

Возврат инвентарной корзины или тележки

 

Опыт продажи товаров с помощью самообслуживания при правильном решении ряда организационно — технологических вопросов показывает его значительные преимущества по сравнению с традиционным методом (таблица 2).

Таблица 2

Сравнительная характеристика традиционного (через прилавок) метода продажи и самообслуживания

Методы

Преимущества

Недостатки

Традиционный

обеспечивает сохранность товара;

более квалифицированные консультации

включает много операций (более затратный); замедляется обслуживание (низкая пропускная способность); есть вероятность образования очереди; существенны затраты на персонал

Специфика

Особую роль играет профессиональный уровень продавца

Самообслуживание

свободный доступ к товарам;

увеличение пропускной способности; экономия времени покупателей;

благоприятные условия для совершения импульсивных покупок; эффективное использование трудовых ресурсов, торговых площадей и оборудования; рост объемов продаж, снижение издержек и повышение производительности труда

более высокие единовременные затраты на организацию технологического процесса продажи; специфика планировки, торгово-технологического оборудования, система защиты от краж; более высокие затраты на забывчивость покупателя

Специфика

Отсутствие психологического барьера при выборе покупки

 

Рассматривая конкурентные преимущества внедрения самообслуживания нельзя не отметить его психологический эффект как для покупателя, так и для продавца. С точки зрения покупателя, для него привлекателен и сам факт доверия в выборе товара. С точки зрения продавца, снижается степень нагрузки от общения с покупателями.

Таким образом, реализация товаров по методу самообслуживания не только отвечает интересам и предпочтениям покупателей, но и позволяет обеспечить положительный экономический эффект деятельности предприятия розничной торговли, усилить его конкурентные позиции на рынке товаров и услуг.

 

Литература:

 

1.                    Алейников В. «Заштрихованный» товар не пропадет» // Современная торговля. — 2008. — № 3. — С.7–14.

2.                    Платонов В. Н. Организация торговли: Учебное пособие. — Мн.: БГЭУ, 2002. — 287 с.

3.                    Тарасова Е. Е., Матвеева О. П. Перевод на самообслуживание магазинов потребительской кооперации: социальная и экономическая эффективность, методика оценки // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. — 2005. — № 3(12). — С. 14–21.

4.                    Тиницкая О. В. Реализация товаров в магазинах потребительской кооперации и направления ее совершенствования: Монография. — Белгород: Кооперативное образование, 2006. — 251 с.

5.                    Чкалова О. В. Торговое предприятие. — М.: Эксмо, 2008. — 320 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle