Библиографическое описание:

Кирилина Е. А. Роль самообслуживания в розничной торговле [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 251-253.

Розничная торговля является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики не только в России, но и в зарубежных странах. Торговля становится наиболее устойчивой сферой в развитии рыночных отношений. Задача торговли — не только доводить товары до конечного потребителя, но и активно воздействовать на формирование потребительского спроса, что невозможно без качественного торгового обслуживания.

Торговля занимает важное место в экономике страны и является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей. Розничная торговля выявляет необходимые по цене и потребностям товары производственно-технического назначения и широкого потребления, т. е. является индикатором спроса. Именно розничная торговля позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни общества за счет своевременного удовлетворения запросов каждого его члена.

Проблема качества обслуживания в торговле постоянно волнует и покупателей и продавцов. Растет материальное благосостояние людей, растет их культурный уровень. В этих условиях вполне естественно желание покупателей приобрести необходимый ему товар в удобное для него время, в удобном месте, в нужном ассортименте.

Поэтому в условиях рыночной конкуренции большое значение уделяется торговому обслуживанию, так как от качества и уровня торгового обслуживания зависит эффективная торговая деятельность любого предприятия, основным показателем которой является размер прибыли.

Правильная организация работы розничного предприятия относительно применяемых методов продаж и предлагаемого к продаже ассортимента продукции самым прямым образом влияет на величину его товарооборота и, как следствие, на результат всей финансовой деятельности фирмы.

Важным моментом в организации работы любого предприятия является система применяемых методов продаж. Особенно актуально это для больших современных супермаркетов и универмагов, где всегда очень большой поток покупателей.

В настоящее время эффективным методом продажи становится самообслуживание, так как это выгодно и продавцу, поскольку увеличивает торговый оборот, и покупателю, который избавлен от необходимости стоять в очередях в разные отделы. Но такой вид продаж имеет определенные риски, так как покупатель получает доступ к товару и фактически вступает во владение им до момента оплаты товара на кассе. Эта форма розничной торговли, используемая несколько десятилетий, изначально основывалась на полном доверии к покупателю. Но вскоре выяснилось, что не все посетители магазинов добросовестно оплачивают выбранный товар на кассе. Следовательно, для организации магазинов самообслуживания предполагается наличие специально устроенных и оборудованных помещений с видео-фиксацией.

Самообслуживание в большинстве развитых стран имеет самый большой удельный вес. Так, например, в США удельный вес самообслуживания в продовольственной торговле достигает 95 %, в Швеции -100 %, Норвегии — 84,8 %, Дании — 79 %, Великобритании — 93,2 %.

Высокая эффективность самообслуживания за рубежом обеспечивается за счет предоставления широкого ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров. В супермаркетах США, например, ассортимент товаров насчитывает 10 000–15 000 наименований, суперсторах — 18 000–20 000 наименований. В супермаркетах развитых стран большой удельный вес занимают непродовольственные товары (30–35 % общего количества реализуемых товаров).

Одной из характерных тенденций развития магазинов самообслуживания является широкомасштабное внедрение автоматизированных узлов расчета. При этом повышается социально-экономическая эффективность торговли, что выражается в ускорении обслуживания покупателей в среднем на 14–17 %, сокращается число ошибок и злоупотреблений товарными запасами, упрощает учет и контроль. А к функциям работников торгового зала сводятся в основном консультирование покупателей, выкладке товаров и контроль за их сохранностью.

Самообслуживание может быть как полным так и частичным. При полном самообслуживании все товары продают по этому методу, при частичном — некоторые товары продают непосредственно продавцы через прилавок. Такие товары, как правило, поступают в магазин в не расфасованном виде и предварительная их фасовка не является целесообразной. Доля продаваемых путем самообслуживания товаров должна составлять не менее 70 % общего объема розничного товарооборота магазина. При продаже методом самообслуживания важную роль играет размещение и выкладка товаров, которые должны создавать удобные условия для осмотра и выбора товаров покупателями.

Процесс продажи методом самообслуживания представляет собой «цепочку» последовательно осуществляемых операций:

Таблица 1

Технологический процесс продажи методом самообслуживания

 

Встреча покупателя и его информирование

Получение инвентарной корзины или тележки

Самостоятельный выбор товаров и доставка их в узел расчета

Расчет за товары и получение чека

Упаковка приобретенных товаров

Возврат инвентарной корзины или тележки

 

Опыт продажи товаров с помощью самообслуживания при правильном решении ряда организационно — технологических вопросов показывает его значительные преимущества по сравнению с традиционным методом (таблица 2).

Таблица 2

Сравнительная характеристика традиционного (через прилавок) метода продажи и самообслуживания

Методы

Преимущества

Недостатки

Традиционный

обеспечивает сохранность товара;

более квалифицированные консультации

включает много операций (более затратный); замедляется обслуживание (низкая пропускная способность); есть вероятность образования очереди; существенны затраты на персонал

Специфика

Особую роль играет профессиональный уровень продавца

Самообслуживание

свободный доступ к товарам;

увеличение пропускной способности; экономия времени покупателей;

благоприятные условия для совершения импульсивных покупок; эффективное использование трудовых ресурсов, торговых площадей и оборудования; рост объемов продаж, снижение издержек и повышение производительности труда

более высокие единовременные затраты на организацию технологического процесса продажи; специфика планировки, торгово-технологического оборудования, система защиты от краж; более высокие затраты на забывчивость покупателя

Специфика

Отсутствие психологического барьера при выборе покупки

 

Рассматривая конкурентные преимущества внедрения самообслуживания нельзя не отметить его психологический эффект как для покупателя, так и для продавца. С точки зрения покупателя, для него привлекателен и сам факт доверия в выборе товара. С точки зрения продавца, снижается степень нагрузки от общения с покупателями.

Таким образом, реализация товаров по методу самообслуживания не только отвечает интересам и предпочтениям покупателей, но и позволяет обеспечить положительный экономический эффект деятельности предприятия розничной торговли, усилить его конкурентные позиции на рынке товаров и услуг.

 

Литература:

 

1.                    Алейников В. «Заштрихованный» товар не пропадет» // Современная торговля. — 2008. — № 3. — С.7–14.

2.                    Платонов В. Н. Организация торговли: Учебное пособие. — Мн.: БГЭУ, 2002. — 287 с.

3.                    Тарасова Е. Е., Матвеева О. П. Перевод на самообслуживание магазинов потребительской кооперации: социальная и экономическая эффективность, методика оценки // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. — 2005. — № 3(12). — С. 14–21.

4.                    Тиницкая О. В. Реализация товаров в магазинах потребительской кооперации и направления ее совершенствования: Монография. — Белгород: Кооперативное образование, 2006. — 251 с.

5.                    Чкалова О. В. Торговое предприятие. — М.: Эксмо, 2008. — 320 с.

Основные термины (генерируются автоматически): магазинов самообслуживания, методом самообслуживания, удельный вес, большой удельный вес, удельный вес самообслуживания, самообслуживания товаров должна, методом самообслуживания важную, организации магазинов самообслуживания, Роль самообслуживания, Высокая эффективность самообслуживания, развития магазинов самообслуживания, продажи методом самообслуживания, методу самообслуживания, преимущества внедрения самообслуживания, торгового обслуживания, товаров в магазинах потребительской, Розничная торговля, выкладке товаров и контроль, и потребностям товары производственно-технического, самообслуживание магазинов потребительской.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle