Библиографическое описание:

Васюхин О. В., Ван К. О развитии малых и средних предприятий Китая [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 226-228.

Средние и малые предприятия –неотъемлемая часть экономики большинства индустриально развитых стран. Они выполняют ряд важнейших социально-экономических функций, таких как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение социального неравенства, вовлечение в процесс производства ресурсов, не используемых крупным бизнесом, удовлетворение дифференцированного производственного и непроизводственного спроса, освоение новых (в том числе зарубежных) рынков и т. д.

Начиная с 2003 года, в стране произошло стремительное развитие среднего и малого бизнеса, увеличение рентабельности предприятий, рост налоговых поступлений в бюджет государства. Такое развитие было обеспечено в основном за счет увеличения числа субъектов среднего и малого бизнеса. Малое предпринимательство составляет подавляющее большинство в общем количестве предприятий страны. Статистические данные показывают, что в настоящее время на долю малых и средних предприятий Китая приходится 50,5 процента валового внутреннего продукта страны. На них занято более 75 процентов трудоспособных людей в городах и поселках всей страны.

В целях обеспечения всестороннего и своевременного информационного обслуживания населения страны и всех государственных органов по всем вопросам деятельности МСП по решению Правительства в 2001 г. была создана государственная некоммерческая информационная служба (СSМЕО). Деятельность СSМЕО поддерживается «Департаментом развития МСП‘» в NDRC. Сайт СSМЕО представляет 58 основных рубрик и 180 тематических разделов, содержащих до 1000 различных сообщений, что ежедневно привлекает более 200 тыс. посещений. Информационная сеть обслуживает все регионы страны, охватывая города и большинство сельских поселений. Это позволяет своевременно сообщать об изменении действующих и введении новых правовых актов, о тенденциях социально-экономического развития страны, а также информирует о состоянии и путях развития малых и средних предприятий в стране и за рубежом. СSМЕО предоставляет данные о поставках и потребностях местных и зарубежных рынков, характеризует наиболее качественную продукцию, производимую на малых и средних предприятиях.

В Китае создан первый научно-технический парк промышленного проектирования и диза.

Первый в Китае научно- технический парк, специализирующийся на промышленном проектировании и дизайне, открыт в городе Уси восточнокитайской провинции Цзянсу. В первую очередь строительства парка были построены офисные помещения площадью в 16 тыс. квадратных метров для десятков НИИ и предприятий, которые специализируются проектированием интегральных схем, дизайном упаковок и реклам и т. д. Проектируемая площадь второй очереди строительства парка общим объемом капиталовложений в 200 млн юаней составляет 60 тыс. кв. м. Крупный научно-технический парк поставил себе цель за ближайшие 3–5 лет «вырастить» порядка 50 крупных компаний по проектированию электронных приборов, телекоммуникационной и машиностроительной продукции, упаковочных материалов. Согласно итогам обследования, проведенного недавно Государственным информационным центром, Центром по изучению проблем развития при Госсовете КНР и другими ведомствами страны, экономическое развитие в некоторых районах страны тесно связано с уровнем развития местных малых и средних предприятий.

Китай будет поэтапно улучшать политико-правовую систему средних и малых предприятий и механизм социализации услуг этому сектору, а также либерализирует условия их роста, заявил заместитель председателя государственного комитета по делам развития и реформы Чжан Сяоцян на первой Всекитайской ярмарке средних и малых предприятий. Он отметил необходимость улучшения работы, связанной с рассмотрением и утверждением Способов государственного управления развитием фондов средних и малых предприятий и Способов управления кредитными гарантиями средних и малых предприятий, обратил внимание на важность повышения темпов работы, рассмотрения и утверждения политических правил стимулирования развития средних и малых предприятий. В их числе такие аспекты политического характера, как улучшение правительственных закупок, подготовка талантливых специалистов, освоения рынка, выстраивание системы кредитования средних и малых предприятий. Средние и малые предприятия стали основной силой поддержки роста китайской экономики. Торгово-промышленные административные органы страны зарегистрировали свыше 3,6 млн средних и малых предприятий и 27,9 млн единоличных торгово-промышленных хозяйств. Конечная продукция и услуги, создаваемые на средних и малых предприятиях, составляют 55,6 процента валового внутреннего продукта Китая, они дают 74,7 процента добавленной стоимости в промышленности и 62,3 процента экспорта. [В настоящее время 65 процентов патентов приходится на средние и малые предприятия, более 75 процентов технологических новинок выполнены в этом секторе, там же освоено более 80 процентов новой продукции.

Государственная поддержка малого бизнеса

Правительство Китая большую роль отводит развитию малого предпринимательства в экономике страны. Именно благодаря малым предприятиям создается большое количество новых рабочих мест. Однако малому предпринимательству в стране все же необходима дополнительная поддержка государства, привлечение инвестиций и расширение кредитных программ для развития бизнеса. Понимая это, власти страны стараются различными способами содействовать экономическому росту малого предпринимательства, совершенствуя, к примеру, законодательные акты, направленные на регулирование экономики и налогообложения субъектов малого предпринимательства. На сегодняшний день малое предпринимательство в стране действует в соответствии с Законом ‘’О стимулировании развития малого и среднего предпринимательства‘’, принятого в 2002 году, предусматривающего одинаковые возможности для малых предприятий по поводу кредитования, инвестирования, совершенствования производства, внедрения новых наукоемких технологий в экономику страны. Поддержкой малого бизнеса в стране занимается Китайский центр по координации и кооперации бизнеса, основная задача которого заключается в создании специальных условий для сотрудничества китайских и зарубежных организаций по поддержке малого бизнеса.

В Китае начинается кредитование зарубежных инвестиций.

Государственный комитет по делам развития и реформам и Импортно-экспортный банк Китая распространили совместное уведомление о том, что Китай будет выделять специальные кредиты для инвестирования в крупные проекты за рубежом, реализация которых поощряется правительством. Как сообщается, Государственный комитет по делам развития и реформ и Импортно-экспортный банк Китая совместно установят режим кредитования зарубежных инвестиций. И Импортно-экспортный банк Китая будет ежегодно выделять специальные льготные кредиты на реализацию проектов за рубежом. Такие кредиты будут направляться, главным образом, на реализацию проектов, восполняющих нехватку отечественных ресурсов и стимулирующих экспорт отечественной техники, продукции, оборудования и рабочей силы, проекты, способствующие повышению конкурентоспособности предприятий за рубежом при освоении международного рынка и др. В настоящее время, когда быстрыми темпами идёт процесс экономической глобализации, для Китая очень важно увеличивать международную конкурентоспособность. По объему производства продукции китайские предприятия занимают четвертое место в мире, КНР становится мировым лидером, и сейчас важно поддерживать и развивать эти достижения. В этой связи назрела необходимость реформирования малых и средних предприятий. При этом необходимо учитывать, что:

1. Важная роль при создании и развитии объединенных групп МСП отводится специализации и разделению труда, в отличие от промышленных районов, для которых важна территория, строительство предприятий, привлечение инвестиций.

2. Развитие объединенных групп МСП должно усиливать местную экономику и опираться на международные ресурсы.

3. Для развития МСП необходима стабильная макроэкономическая среда, а также юридическая и судебная защищённость. Все это может обеспечить только правительство, которому, в свою очередь, важно сотрудничество с МСП.

4. Для развитых МСП государство должно поощрять чёткое разделение труда, создать центр новаторства, стимулировать сотрудничество с научно-исследовательскими отделами, развернуть обучение для менеджеров и рабочих, приветствовать взаимодействие местных МСП с иностранными.

В период до 2020 года по национальной программе экономического развития основное внимание будет уделено 11 отраслям промышленности, среди которых ключевыми являются телекоммуникация и IT-технологии. Современная индустриализация китайской промышленности должна перейти от ресурсоёмкого хозяйства к наукоёмкому и высокотехнологичному производству, основанному на экологически чистых технологиях. В решении этой задачи одна из ведущих ролей отводится малым и средним предприятиям, как стимуляторам оживления экономического рынка.

Таким образом, можно сделать вывод, что правительство Китая постоянно предпринимает различные меры по создании более благоприятных условий для дальнейшего развития малых и средних предприятий, совершенствования правовой системы регулирования его деятельности.

 

Литература:

 

1.      Доклад о развитии малых и средних предприятий Китая в 2004 г. [Электронный ресурс].– Электрон. дан. — http://pg.jrj.com.cn/acc/pdf/2005/gp/nb/0322/600415_2004_n.pdf

2.      Политика в области развития малого и среднего предпринимательства в КНР. [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — http://www.chinairn.com/doc/70270/252682.html

3.      Жэньминь Жибао

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle