Авторы: Сайбель Наталья Юрьевна, Совмиз Алина Шихамовна

Рубрика: Предпринимательство

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №1 (8) февраль 2017 г.

Дата публикации: 20.01.2017

Статья просмотрена: 367 раз

Библиографическое описание:

Сайбель Н. Ю., Совмиз А. Ш. Кредитование и содействие развитию малого и среднего бизнеса: зарубежная и российская практика // Вопросы экономики и управления. — 2017. — №1. — С. 98-102. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/51/1824/ (дата обращения: 20.02.2018).



В статье рассмотрены основные механизмы кредитования малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом; выявлены основные проблемы кредитования малого и среднего предпринимательства в России; разработаны рекомендации по совершенствованию государственной политики в сфере стимулирования и поддержки кредитования малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, кредитование, кредитная ставка, прямая и косвенная поддержка предпринимательства

Проблема кредитования малого и среднего бизнеса в нашей стране остаётся нерешённой на протяжении длительного периода времени. На этот счет есть две причины. Прежде всего, для получения кредита деятельность предприятия должна быть более или менее «прозрачной». В среде малого и среднего бизнеса на этот шаг готовы решиться не многие предприятия. Зачастую «выход из тени» грозит потерей конкурентных преимуществ, по причине того, что конкуренты обеспечат себе более стабильное финансовое положение, продолжая работать по «серым» схемам. Таким образом, низкая легитимность бизнеса, фигурирующая в бухгалтерских отчётах, становится основанием для отказа в получении кредита. Однако более высокая прибыль сопряжена с увеличением налогового бремени. Это чревато для предприятия значительным снижением прибыли и потерей конкурентоспособности. Получается замкнутый круг. Тем бизнесменам, кто всё-таки хочет из него вырваться, банкиры приводят следующую закономерность. Чаще всего, повышение легитимности бизнеса на 25–30 % даёт предприятиям возможность воспользоваться кредитными инструментами, выгода от которых уже через небольшой период времени покроет увеличившуюся налоговую нагрузку. По мнению банкиров, вторым фактором, который не позволяет бизнесменам в полной мере воспользоваться кредитом, это их низкая финансовая грамотность. То есть далеко не все предприниматели имеют представление о том, как правильно использовать полученные денежные средства. Сами бизнесмены приводят несколько другие данные. Многие представители малого и среднего бизнеса не берут кредит по причине высоких процентных ставок. На самом деле привести среднее значение ставки по кредитованию малого и среднего бизнеса достаточно сложно. Всё потому, что в зависимости от вида кредитного инструмента, суммы кредита, периода времени, на который он предоставляется, залогового обеспечения, а также валюты, в которой выдается кредит, процентная ставка может изменяться от 10 до 19 % годовых. Другой причиной не слишком высокой популярности кредитов в среде малого и среднего бизнеса, являются требования банка по предоставлению поручителей. И, наконец, бизнесмены не прибегают к использованию кредитных инструментов из-за необходимости предоставления залога. Основная причина этого заключается в низкой стоимости активов предприятий малого бизнеса. Существуют и беззалоговые кредитные инструменты, однако сумма кредита в данном случае, как правило, не превышает 500–700 тысяч рублей. Это мало даже для малого предприятия, не говоря уже о среднем. Необходимо также отметить, что существует зависимость между получением кредита и видом залога. Чем больше скорость реализации залога, тем больше вероятность получения бизнесменом кредита. В случае если залогом являются, например, продовольственные, фармацевтические товары или бытовая химия, срок хранения которых составляет менее полугода, банки выдают кредит неохотно. Это связано с тем, что в случае непогашения кредита, банку сложно будет реализовать залог до истечения срока его годности [1].

Результаты проведенного исследования позволяют выделить основные проблемы кредитования малого бизнеса в России, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Проблемы банковского кредитования малого предпринимательства РФ

Проблемы кредитования малого предпринимательства с точки зрения кредиторов

Проблемы кредитования малого предпринимательства с точки зрения заемщиков

− непрозрачность заемщиков;

− отсутствие или плохое качество залога;

− недостаточная развитость системы государственного субсидирования кредитов;

− отсутствие у банков достаточной ресурсной базы для выдачи долгосрочных кредитов;

− высокие риски (во многом обусловлены «непрозрачностью» малого бизнеса);

− нежелание банков работать с субъектами малого предпринимательства, особенно начинающими свое дело, в силу отсутствия у последних кредитной истории, несовершенства бизнес-планов малых предприятий, высокой стоимости операционных расходов для рассмотрения заявок от субъектов малого бизнеса, отсутствия эффективной системы страхования коммерческих рисков и т. д.

− невыгодность для малых предприятий условий, предлагаемых банками (требование 200 % залогового обеспечения кредита, преобладание краткосрочного кредитования (один год); проценты по кредитам в 2–3 раза выше, чем за рубежом; длительность рассмотрения заявки на кредитование неприемлемо велика для малого бизнеса; предприятия с «теневой» составляющей не могут предоставить достоверную документацию и т. д.);

− отсутствие налоговых стимулов у субъектов малого предпринимательства для увеличения объема денежных средств, направляемых на переоборудование производства и развитие инноваций;

− большой объем документов, запрашиваемых банками и др.

Аналитики МСП Банка по результатам исследования «Основные условия финансирования малого и среднего предпринимательства (МСП) лидирующими банками (I кв. 2016 г.)» зафиксировали снижение среднего значения кредитной ставки по продуктам для МСП на 2,6 п. п. до 18,1 % в I квартале 2016 года, по сравнению с аналогичным периодом 2015 года (рис. 1). При этом по отношению к IV кварталу 2015 года ставка выросла на незначительные 0,1 %. Значения ставок варьировались от 12 % до 27 % годовых. Данные были получены в результате изучения кредитных продуктов 30 банков, входящих в ТОП-100 банков России по размеру активов. В ходе мониторинга кредитных продуктов банков было выявлено, что банковские комиссии приводят к удорожанию кредитов МСП дополнительно на 0,3–2,5 % годовых, а средний размер комиссий составил порядка 1,3 % [2].

https://www.mspbank.ru/userfiles/160516.PNG

Рис. 1. Динамика показателя среднего значения кредитной ставки для МСП

В опросе малого и среднего бизнеса, проведенном Аналитическим Центром АО «МСП Банк» совместно с Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в апреле 2016 года, приняли участие руководящие сотрудники 450 компаний, в том числе 150 средних компаний и 300 малых (включая микро) предприятий. В ходе исследования его участникам предлагалось ответить на вопросы, связанные с их потребностями в привлечении банковских кредитов. Согласно полученным результатам, лишь 10,4 % предпринимателей отметили рост доступности кредитов по итогам первого квартала 2016 года. За указанный период доля таких оценок снизилась на 0,9 п. п. (по итогам 4 квартала 2015 года значение показателя составило 11,3 %). На снижение доступности кредитов указали 40 % опрошенных (против 38,5 % по итогам 4 квартала 2015 года). Около половины (49,6 %) респондентов затруднились дать определенную оценку [3].

Стоит отметить, что рынок кредитования малого и среднего бизнеса (МСБ) так сокращается второй год подряд. Объем выдачи кредитов в 2015 году снизился на 28 % по сравнению с 2014-м, составив 5,5 трлн рублей, а размер портфеля — на 6 %, до 4,8 трлн рублей. В значительной мере негативная динамика была обусловлена снижением активности крупных банков, в том числе из-за роста рисков в сегменте МСБ [4]. На начало 2016 года доля просрочки в портфеле МСБ достигла рекордного уровня — около 14 %. Помочь рынку перейти к восстановлению должны меры господдержки, а также крупные банки, которые для выполнения условия об увеличении объема выдачи кредитов выберут именно кредитование МСБ [5].

Поддержка государства является очень важным аспектом для развития малого и среднего бизнеса. В России разработана стратегия развития МСП до 2030 года.

Все действия государства делятся на два вида:

1) действия, направленные на формирование условий развития бизнеса;

2) действия, улучшающие деятельность малых предприятий.

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется в двух формах:

1) прямая — бюджетные субсидии, гранты, субвенции;

2) косвенная-венчурное финансирование, резервирование государственного заказа и развитие самой инфраструктуры.

Хочу отметить, что государство должно обратить внимание, прежде всего, на систему налогообложения. Ведь именно из-за нее многие предприниматели, пытаясь уменьшить налоги, приходят к «серым» схемам, уходя в «теневую экономику».

Можно выделить такие проблемы налоговой системы по отношению к малому бизнесу:

− неразвитые механизмы налогообложения и перераспределения налогов;

− постоянно изменяющееся налоговое законодательство;

− сложность и нечеткость принимаемых законов в области налогообложения;

− большие размеры взимаемых налогов;

− неразвитый сервис организации работы налоговых ведомств.

Политика государство в связи с этим должна быть направлена на создание налоговых льгот, улучшение качества принимаемых законов, удобство сервиса обслуживания налоговых ведомств, подготовку квалифицированных кадров. В совокупности с информационной поддержкой МСП данные изменения позволять значительной части предприятий выйти из сектора теневой экономики, наладить взаимоотношения и координировать действия с исполнительной и законодательной властью России.

Развитие малого и среднего бизнеса в зарубежных странах идет более быстрыми темпами, чем в России, так как данному субъекту экономических отношений придается большее значение: в настоящее время МСБ представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики зарубежных стран. На сегодняшний день в наиболее развитых зарубежных странах предприятия МСБ составляют примерно 70–90 % от общего числа предприятий, например, в США в секторе МСБ работает около 53 % всего работоспособного населения, в Японии — 71,7 %, а в странах Европейского союза на малых предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Более того в странах-членах Европейского союза средние предприятия составляют всего 1 % от общего количества предприятий, но при этом обеспечивают 20 % от общего оборота предприятий и 17 % от общей занятости населения.

Можно отметить, что эффективность всей экономики европейского союза (ЕС) напрямую зависит от успешной деятельности МСБ. Поэтому, главная цель осуществляемой в рамках Евросоюза политики поддержки МСП — это установление баланса интересов государства и бизнеса, обеспечении оптимальных условий для предпринимательской деятельности, а также увеличении конкурентоспособности субъектов МСБ.

На сегодняшний день основными направлениями политики ЕС в отношении развития МСП являются:

− финансовая поддержка МСП;

− упрощение нормативной базы, административных процедур в области поддержки МСБ;

− участие ассоциаций, представляющих интересы МСП, в принятии решений в рамках деятельности ЕС;

− содействие МСП в сфере исследований, инноваций и подготовки кадров;

− устранение нарушений в функционировании «единого рынка» и конкуренции на нем, снижающих эффективность деятельности МСП;

− повышение конкурентоспособности МСП, в том числе, в целях их выхода на внешние рынки;

− культивирование среди населения ЕС духа предпринимательства и поддержка различных форм сотрудничества между МСП [6].

Наиболее близким к российскому является определение сегмента МСБ, принятое в ЕС. В частности в таких странах как Чехия, Словакия, Швейцария и Франция.

Основные показатели МСП в экономике EC:

  1. По состоянию на начало 2015 года в 28 странах ЕС было зарегистрировано боле 21,6 млн. МСП, на которых было занято 89,6 млн. человек. Совокупная валовая добавленная стоимость МСП в Европе — 3,9 трлн. евро.
  2. МСП в Европе обеспечивают рабочими местами около 67 % занятого населения и производят 58 % валовой добавленной стоимости.
  3. В 2014–2015 гг. наблюдается увеличение темпов прироста числа МСП, а в 2015 году предприятия также демонстрируют положительный прирост валовой добавленной стоимости.
  4. За последние 5 лет МСП было обеспечено 85 % вновь созданных рабочих мест в ЕС.
  5. 52 % европейских МСП осуществляли международную бизнес-активность в 2014 году.
  6. В 2014 году 33 % европейских МСП осуществляли экспорт продукции и услуг в другие страны. Наибольшую долю в экспорте МСП занимают технологии и оборудование, а также продукция промышленного производства.
  7. 39 % МСП в ЕС импортировали продукцию или услуги из других стран. Наибольшую долю в импорте МСП также занимают технологии, оборудование и продукция промышленного производства.
  8. Малый и средний бизнес в Европе отличается способностью быстро адаптироваться к внешним изменениям и служит источником инновационного роста для экономики [7].

А на сегодняшний день в США зарегистрировано более 20 млн. предприятий МСБ, которые обеспечивают рабочими местами более половины трудоспособного населения страны. По подсчетам американских ученых каждая третья американская семья занята в бизнесе, а некоторые американские учебники по предпринимательству утверждают, что до 20 % малых фирм США начинают с 1000–5000 долл., и более половины из них менее чем за 2–3 года увеличивают свой ежегодный доход до 1 млн долл. В отличие от Западной Европы и России, МСП в США выглядят достаточно крупно: согласно американскому законодательству к категории МСБ относятся хозяйствующие субъекты экономики с численностью персонала не более 500 человек, при этом МСП, в зависимости от того, в какой отрасли оно работает, может называться компания с числом сотрудников от 1 до 1500 человек и годовым оборотом, не превышающим 15 млн долл. Характеристика направления поддержки МСБ в США является: создание мощной федеративной организаций, действующих по поручению и контролю парламента — администрация МСБ; специальные льготы для предпринимателей из уязвимых этнических и социальных групп; специальные квоты для МСБ при рассмотрении государственных заказов; широкое развитие венчурного финансирования; финансовое содействие в виде целевых налоговых льгот и кредитов [8].

Доля МСП в ВВП Китая составляет 55 % — это намного меньше, чем в странах Евросоюза, тем не менее, правительство Китая, достигнув таких показателей за 30 лет, считает МСП важнейшим фактором экономического роста и оживления рынка и отводит большую роль развитию МСП в экономике страны. Всего в Китае зарегистрировано более 7 млн предприятий, из которых 6,98 млн. — с численностью занятых менее 300 человек.

Рассмотрим основы системы государственной поддержки МСП. Основные задачи государственной политики в отношении малого предпринимательства сформулированы в Законе КНР «О стимулировании развития малых и средних предприятий» (2003 г.). Статья 3 указанного Закона определяет, что «государственная поддержка малых предприятий осуществляется в соответствии с государственными приоритетами, государство создает благоприятные условия для деятельности малых предприятий, если такая деятельность отвечает трем основным условиям: удовлетворяет общественный спрос, увеличивает занятость населения и соответствует государственной отраслевой политике». Современная система государственной поддержки МСП в Китае включает в себя такие элементы как: создание специального государственного фонда поддержки МСП; установление преференциального налогового режима для МСП; осуществление финансово-кредитной поддержки; обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к распределению государственных заказов; проведение иных стимулирующих мероприятий. Стремясь снизить риски кредитования малого предпринимательства, страховые общества и коммерческие банки стали создавать между собой залоговые системы. Первая такая система была создана в мае 2002 г. в Специальной экономической зоне Шэньчжэнь. В ее состав вошли 77 страховых обществ и 4 коммерческих банка. В ноябре 2002 г. была создана аналогичная залоговая система в Шанхае при участии 56 страховых обществ и 14 коммерческих банков.

В период финансово-экономического кризиса в целях поддержки и развития структур, занимающихся кредитным поручительством малых и средних предприятий принимаются специальные стимулирующие меры, состоявшие в отмене налога на хозяйственную деятельность данных структур [9].

Таким образом, чтобы не отставать в развитии в сфере МСП от других стран нашей стране, в первую очередь, нужно преодолеть такие существенные недостатки как:

− неадекватность ресурсов, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства из федерального и региональных бюджетов, потенциальной роли этого сектора экономики в решении задач диверсификации и модернизации экономики, повышении конкурентоспособности экономики России и регионов, импортозамещения;

− незначительное количество субъектов малого предпринимательства, охваченных федеральными и региональными программами поддержки;

− значительные масштабы нецелевого использования выделяемых на поддержку малого и среднего предпринимательства бюджетных средств;

− отраслевые министерства не реализуют политику развития малого и среднего предпринимательства в подведомственных секторах экономики.

Без их преодоления нельзя рассчитывать на достижение каких-либо позитивных результатов в развитии российского предпринимательства.

Литература:

  1. Кредит и бизнес. — URL: http://www.biznesvkredit.ru.
  2. Сайбель Н. Ю., Сайбель Я. В. Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса в России // Актуальные проблемы экономической теории и практики: сборник научных трудов / под ред. В. А. Сидорова. Выпуск 18. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2015. С. 75–83.
  3. Консалтинг для государства и бизнеса. — URL: http://nisse.ru.
  4. Кредитование малого и среднего бизнеса в России по итогам 2015 года. — URL: http://raexpert.ru/researches/banks/frb_2015_itog.
  5. Сайбель Н. Ю., Сайбель Я. В. Финансово-кредитная поддержка малых предприятий в России // Актуальные проблемы экономической теории и практики: сборник научных трудов / под ред. В. А. Сидорова. Выпуск 14. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2013. С. 64–74.
  6. Растущий малый и средний бизнес в России и за рубежом: роль и место в экономике. — URL: http://www.ruaee.ru/datas/menu/final-report-mid-sized_businesses-russia-abroad-281010.pdf.
  7. Развитие малого и среднего предпринимательства: зарубежный опыт. − URL: https://www.mspbank.ru/analiticheskiy_tsentr/issledovaniya_i_analitika.
  8. Сайбель Н. Ю., Сайбель Я. В. Кредитование малого и среднего бизнеса в России: современное состояние и перспективы развития // Актуальные проблемы экономической теории и практики: сборник научных трудов / под ред. В. А. Сидорова. Выпуск 12. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2012. С. 133–144.
  9. Аналитический обзор о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства в Китае. — URL: http://www.ved.gov.ru/reg/tools/tariff_regul.
Основные термины (генерируются автоматически): среднего бизнеса, среднего предпринимательства, кредитования малого, малого предпринимательства, поддержки МСП, малого бизнеса, малых предприятий, субъектов малого предпринимательства, проблемы кредитования малого, развития МСП, государственной поддержки МСП, европейских МСП, среде малого, поддержка малого, среднего значения кредитной, развития малого, Развитие малого, кредитования малого бизнеса, кредитования малого предпринимательства, предприятий малого бизнеса.

Ключевые слова

кредитование, малое и среднее предпринимательство, кредитная ставка, прямая и косвенная поддержка предпринимательства

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос