Библиографическое описание:

Федотова Ю. Э. Организация финансового контроля и анализ расходов по содержанию бюджетных учреждений [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 95-97.

Продолжительное время основной функцией государственного контроля являлась проверка законности и целевого использования бюджетных средств. В настоящее время изменились условия функционирования бюджетных учреждений, функции контролирующих органов стали значительно шире и должны включать анализ эффективности отдельных направлений государственной бюджетной политики и на ее основе выработку конкретных предложений.

Проведение контрольных мероприятий направлено на оценку рациональности и эффективности бюджетных расходов, результативности вложений средств. Выводы и предложения по результатам контроля должны использоваться на стадии составления бюджета в следующем бюджетном цикле. Включение процедур контроля эффективности в бюджетный процесс требует проведения аудита эффективности бюджетных расходов на каждой его стадии, а также более широкого использования процедур среднесрочного планирования. Такой подход отвечает одному из основополагающих принципов бюджетной системы, определенных ст. 34 Бюджетного Кодекса РФ (БК), принципу эффективности и экономности использования бюджетных средств [1].

Проблема эффективного использования бюджетных средств наиболее актуальна в современных условиях хозяйствования бюджетных организаций. В Бюджетном послании Президента РФ от 25.05.2009 «О бюджетной политике в 2010-2012 гг.» отражены основные направления и ориентиры бюджетной политики на ближайшую перспективу, одним из которых является установление ответственности за неэффективное расходование средств.

В настоящее время в России отсутствует закон о финансовом контроле, что часто вводит в заблуждение специалистов бюджетных учреждений о правомочности тех или иных проверок.

Лишь в Бюджетном кодексе в ст. 157 определены органы финансового контроля. Это:

  • органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами власти Российской федерации, субъектов федерации, органами местного самоуправления. Они осуществляют контроль исполнения соответствующих бюджетов;

  • органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные исполнительными органами власти. Они осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль исполнения бюджетов соответствующих уровней.

Однако Счетной палатой Российской Федерации для методологического обеспечения проводимых проверок, разработан Стандарт финансового контроля № 104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств». Стандарт устанавливает нормы, основные правила и требования, которые должны выполняться Счетной палатой при организации и проведении аудита эффективности использования государственных средств, с учетом общих правил проведения контрольного мероприятия.

Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Отсюда делаем вывод, что неэффективным использованием бюджетных средств является:

- недостижение заданного результата (по объему и (или) качеству) при использовании запланированного объема средств;

- достижение результата с большими, чем это было возможно, затратами;

- завуалированный расход средств, который изначально предполагает их неэффективное использование.

Правительство РФ утвердило Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора от 15 июня 2004 г. Эта служба является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по контролю и надзору в бюджетной сфере и функции органа валютного контроля.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов РФ и руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными законами, нормативными актами Президента РФ, международными договорами. Эта служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, общественными организациями и иными организациями.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора наделена полномочиями в установленной сфере деятельности:

  • осуществляет контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

  • осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных функций;

  • осуществляет в установленном порядке сбор, накопление и обработку отчетности и иной документированной информации по установленной сфере деятельности;

  • обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну;

  • осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности.

Поправки в Бюджетный кодекс РФ (ст. 157) внесли изменения в организацию контроля за исполнением бюджетов. Они связаны с разграничением полномочий Министерства финансов РФ, Федерального казначейства и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Теперь Федеральное казначейство не вправе осуществлять последующий контроль. Эти функции переданы Росфиннадзору. Если ранее казначейство реализовало материалы своих ревизий и проверок, привлекая нарушителей к административной ответственности в виде штрафов в рамках Кодекса административных нарушений, то сейчас в Положении о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора четко закреплены функции последующего контроля и административного взыскания за Росфиннадзором. Отныне административные взыскания и меры принуждения за нарушения бюджетного законодательства находятся в ведении одного органа – Росфиннадзора.

Росфиннадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ при использовании средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, в соответствии с Административным регламентом в описании каждого нарушения, выявленного в ходе контрольного мероприятия, должны быть указаны:

- положения законодательных и нормативных правовых актов, которые были нарушены;

- период, к которому относится выявленное нарушение;

- в чем выразилось нарушение;

- документально подтвержденная сумма нарушения;

- должностное, материально ответственное или иное лицо проверенной организации, допустившее нарушение.

В акте не допускаются (п. 104 Административного регламента):

- выводы, предположения, факты, не подтвержденные соответствующими документами;

- указания на материалы правоохранительных органов и показания, данные следственным органам должностными, материально ответственными и иными лицами проверенной организации;

- морально-этическая оценка действий должностных, материально ответственных и иных лиц проверенной организации.

В соответствии со ст. 170 БК РФ Бюджетное послание определяет бюджетную политику Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. Бюджетное послание направляется в Федеральное Собрание.

В преамбуле Бюджетного послания также указывается, что оно содержит основные направления и ориентиры бюджетной политики. При рассмотрении и утверждении проекта бюджета Федеральное Собрание должно руководствоваться Бюджетным посланием.

Другими словами, Бюджетное послание - это аналитический документ стратегического характера, в котором раскрываются основные направления финансовой политики государства и даются оценки ожидаемых доходов, расходов и бюджетного баланса на предстоящий год.

Заметим, что понятие результативности приведено в ст. 34 БК РФ. В соответствии с нормами данной статьи исполнение бюджетов участниками бюджетного процесса должно быть осуществлено с использованием наименьшего объема средств (при достижении заданных результатов) или с наилучшим результатом (с использованием определенного бюджетом объема средств).

Анализ нарушений, выявляемых в ходе ревизий финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений, показывает, что, несмотря на принимаемые Правительством РФ и Минфином меры, нецелевое использование денежных средств продолжает оставаться одним из основных нарушений. В соответствии со ст. 289 БК РФ за нецелевое использование бюджетных средств предусмотрена административная и уголовная ответственность.

В соответствии со ст. 38 БК РФ бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Следовательно, направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, являются нецелевым использованием бюджетных средств.

Согласно ст. 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные УК РФ.

В силу ст. 15.14 КоАП РФ использование бюджетных средств их получателем на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для их получения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа:

- на руководителя бюджетного учреждения в размере от 4 до 5 тыс. руб.;

- на бюджетное учреждение - от 40 до 50 тыс. руб. [2].

Таким образом, государственный финансовый контроль позволяет осуществлять мониторинг движения бюджетных средств на объектах контроля. Благодаря такому контролю удается оценивать результаты финансово-хозяйственных операций, выявлять отклонения от действующего законодательства, принимать меры по устранению негативных последствий.


Литература:
  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ с изм.

  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2001, № 195-ФЗ с изм.

Основные термины: бюджетных средств, бюджетных расходов, бюджетных учреждений, эффективности бюджетных расходов, использования бюджетных средств, использование бюджетных средств, БК РФ, использованием бюджетных средств, Эффективность бюджетных расходов, повышения эффективности бюджетных, получателей бюджетных средств, деятельности бюджетных учреждений, нецелевое использование бюджетных, объема средств, Российской Федерации, бюджетных ассигнованиях, средств федерального бюджета, аудита эффективности бюджетных, содержанию бюджетных учреждений, эффективности использования бюджетных

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle