Библиографическое описание:

Федотова Ю. Э. Организация финансового контроля и анализ расходов по содержанию бюджетных учреждений [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 95-97.

Продолжительное время основной функцией государственного контроля являлась проверка законности и целевого использования бюджетных средств. В настоящее время изменились условия функционирования бюджетных учреждений, функции контролирующих органов стали значительно шире и должны включать анализ эффективности отдельных направлений государственной бюджетной политики и на ее основе выработку конкретных предложений.

Проведение контрольных мероприятий направлено на оценку рациональности и эффективности бюджетных расходов, результативности вложений средств. Выводы и предложения по результатам контроля должны использоваться на стадии составления бюджета в следующем бюджетном цикле. Включение процедур контроля эффективности в бюджетный процесс требует проведения аудита эффективности бюджетных расходов на каждой его стадии, а также более широкого использования процедур среднесрочного планирования. Такой подход отвечает одному из основополагающих принципов бюджетной системы, определенных ст. 34 Бюджетного Кодекса РФ (БК), принципу эффективности и экономности использования бюджетных средств [1].

Проблема эффективного использования бюджетных средств наиболее актуальна в современных условиях хозяйствования бюджетных организаций. В Бюджетном послании Президента РФ от 25.05.2009 «О бюджетной политике в 2010-2012 гг.» отражены основные направления и ориентиры бюджетной политики на ближайшую перспективу, одним из которых является установление ответственности за неэффективное расходование средств.

В настоящее время в России отсутствует закон о финансовом контроле, что часто вводит в заблуждение специалистов бюджетных учреждений о правомочности тех или иных проверок.

Лишь в Бюджетном кодексе в ст. 157 определены органы финансового контроля. Это:

  • органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами власти Российской федерации, субъектов федерации, органами местного самоуправления. Они осуществляют контроль исполнения соответствующих бюджетов;

  • органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные исполнительными органами власти. Они осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль исполнения бюджетов соответствующих уровней.

Однако Счетной палатой Российской Федерации для методологического обеспечения проводимых проверок, разработан Стандарт финансового контроля № 104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств». Стандарт устанавливает нормы, основные правила и требования, которые должны выполняться Счетной палатой при организации и проведении аудита эффективности использования государственных средств, с учетом общих правил проведения контрольного мероприятия.

Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Отсюда делаем вывод, что неэффективным использованием бюджетных средств является:

- недостижение заданного результата (по объему и (или) качеству) при использовании запланированного объема средств;

- достижение результата с большими, чем это было возможно, затратами;

- завуалированный расход средств, который изначально предполагает их неэффективное использование.

Правительство РФ утвердило Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора от 15 июня 2004 г. Эта служба является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по контролю и надзору в бюджетной сфере и функции органа валютного контроля.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов РФ и руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными законами, нормативными актами Президента РФ, международными договорами. Эта служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, общественными организациями и иными организациями.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора наделена полномочиями в установленной сфере деятельности:

  • осуществляет контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

  • осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных функций;

  • осуществляет в установленном порядке сбор, накопление и обработку отчетности и иной документированной информации по установленной сфере деятельности;

  • обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну;

  • осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности.

Поправки в Бюджетный кодекс РФ (ст. 157) внесли изменения в организацию контроля за исполнением бюджетов. Они связаны с разграничением полномочий Министерства финансов РФ, Федерального казначейства и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Теперь Федеральное казначейство не вправе осуществлять последующий контроль. Эти функции переданы Росфиннадзору. Если ранее казначейство реализовало материалы своих ревизий и проверок, привлекая нарушителей к административной ответственности в виде штрафов в рамках Кодекса административных нарушений, то сейчас в Положении о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора четко закреплены функции последующего контроля и административного взыскания за Росфиннадзором. Отныне административные взыскания и меры принуждения за нарушения бюджетного законодательства находятся в ведении одного органа – Росфиннадзора.

Росфиннадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ при использовании средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, в соответствии с Административным регламентом в описании каждого нарушения, выявленного в ходе контрольного мероприятия, должны быть указаны:

- положения законодательных и нормативных правовых актов, которые были нарушены;

- период, к которому относится выявленное нарушение;

- в чем выразилось нарушение;

- документально подтвержденная сумма нарушения;

- должностное, материально ответственное или иное лицо проверенной организации, допустившее нарушение.

В акте не допускаются (п. 104 Административного регламента):

- выводы, предположения, факты, не подтвержденные соответствующими документами;

- указания на материалы правоохранительных органов и показания, данные следственным органам должностными, материально ответственными и иными лицами проверенной организации;

- морально-этическая оценка действий должностных, материально ответственных и иных лиц проверенной организации.

В соответствии со ст. 170 БК РФ Бюджетное послание определяет бюджетную политику Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. Бюджетное послание направляется в Федеральное Собрание.

В преамбуле Бюджетного послания также указывается, что оно содержит основные направления и ориентиры бюджетной политики. При рассмотрении и утверждении проекта бюджета Федеральное Собрание должно руководствоваться Бюджетным посланием.

Другими словами, Бюджетное послание - это аналитический документ стратегического характера, в котором раскрываются основные направления финансовой политики государства и даются оценки ожидаемых доходов, расходов и бюджетного баланса на предстоящий год.

Заметим, что понятие результативности приведено в ст. 34 БК РФ. В соответствии с нормами данной статьи исполнение бюджетов участниками бюджетного процесса должно быть осуществлено с использованием наименьшего объема средств (при достижении заданных результатов) или с наилучшим результатом (с использованием определенного бюджетом объема средств).

Анализ нарушений, выявляемых в ходе ревизий финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений, показывает, что, несмотря на принимаемые Правительством РФ и Минфином меры, нецелевое использование денежных средств продолжает оставаться одним из основных нарушений. В соответствии со ст. 289 БК РФ за нецелевое использование бюджетных средств предусмотрена административная и уголовная ответственность.

В соответствии со ст. 38 БК РФ бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Следовательно, направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, являются нецелевым использованием бюджетных средств.

Согласно ст. 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные УК РФ.

В силу ст. 15.14 КоАП РФ использование бюджетных средств их получателем на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для их получения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа:

- на руководителя бюджетного учреждения в размере от 4 до 5 тыс. руб.;

- на бюджетное учреждение - от 40 до 50 тыс. руб. [2].

Таким образом, государственный финансовый контроль позволяет осуществлять мониторинг движения бюджетных средств на объектах контроля. Благодаря такому контролю удается оценивать результаты финансово-хозяйственных операций, выявлять отклонения от действующего законодательства, принимать меры по устранению негативных последствий.


Литература:
  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ с изм.

  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2001, № 195-ФЗ с изм.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle