Библиографическое описание:

Куличенко Н. И. Развитие логистических услуг и задачи контроллинга [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 129-131.

В настоящее время на фоне стабилизации мак­роэкономической ситуации происходит активное развитие и реструктуризация российской эконо­мики. Перемены, происходящие в экономике, наложили определенный отпечаток на внутренние бизнес-процессы предприятий. В сложившейся экономической ситуации особенно актуальны вопросы планирования, управления и контроля за бесперебойным и своевременным обеспечением материальными, информационными и финансовыми ресурсами. Раздел современной экономической науки, представляющей собой систему, которая связывает, организует, контролирует, координирует и оптимизирует все элементы бизнес-структуры, с целью получения максимальной эффективности предприятия в целом – логистика. Необходимо также отметить, что сфера действия логистики – оптимизация затрат предприятия, поиск и активизация новых возможностей. Джон Шрайбфедер, президент Effective Inventory Management Inc., в своей книге «Эффективное управление запасами» доказывает, что сокращение логистических затрат только на 1% эквивалентно минимум 10-15% увеличению объёма продаж, а эффективное управление логистическими потоками позволяет организации удовлетворять ожидания покупателей, что, в свою очередь, позволяет добиться высокой рентабельности вложений. [1,с.64]

Стратегия предприятий меняется: «стратегии выживания» заменяются на «стратегию роста и развития». В связи с тем, что объектом исследования логистики является движение материальных потоков, потоковых процессов, процессов выполнения заявок клиентов, процессов продвижения продукции по логистическим цепям или любая комбинация из них, логистика исследует деятельность по управлению, планированию, организации, контролю, регулированию, учету процесса продвижения продукции и услуг на основании «8 правил логистики»: 1.продукт - востребованный продукт; 2.качество - необходимого качества; 3.стоимость - с требуемым уровнем затрат; 4.потребитель - с ориентацией на клиента; 5.количество - в необходимом количестве; 6.время - должен быть доставлен в нужное время; 7.место - в нужное место; 8.персонифицированность - система обслуживания разрабатывается для каждого индивидуально.[2,c.6]

Таким образом, цель логистики считается достигнутой, если выполнены перечисленные выше правила, то есть востребованный продукт необходимого качества доставлен с требуемым уровнем затрат с ориентацией на клиента в необходимом количестве в нужное время в нужное место. Из возможного множества используемых ситуаций логистика выбирает самый оптимальный, самый эффективный вариант для выполнения поставленной задачи, для достижения намеченной цели. В логистике используется термин lean («лин») — стройный, худой, скудный. Употребляя его, говорят о «стройной» логистике, «стройном» производстве и «стройной» закупочной деятельности. Подчеркивается «тонкость или легкость», рациональность, гибкость материального потока, пронизывающего процесс обслуживания в комплексе. Цель «стройной» логистики достигается путем исключения операций организационного и функционального характера, то есть все то, что не приносит пользу потребителю, и соответственно дохода предприятию, является излишним.

Координация взаимодействий в логистических системах происходит посредством логистических технологий на основе использования прогрессивных методологий из других сфер бизнес управления. Balanced Scorecard (BSC), или Сбалансированная система показателей (ССП) – система управления, позволяющая Руководителям переводить стратегические цели компании в четкий план оперативной деятельности подразделений и оценивать результаты их деятельности с точки зрения реализации стратегии с помощью ключевых показателей эффективности.

В настоящее время в передовых компаниях адми­нистрирование логистической деятельности вы­полняют подразделения контроллинга служб ло­гистики. Функциональная составляющая контроллинга логистики обычно состоит из следующих элементов:

  • разработка сбалансированной системы показателей (ССП) логистики;

  • определение стандартов ключевых показателей эффективности (КРI);

  • определение форматов сбора данных для расчета логистических КРI и составления учет­ных / отчетных форм;

  • организация системы мониторинга и ин­формационной поддержки ССП логистики;

  • анализ отклонений («разрывов») фактичес­ких КРI от плановых (стандартов);

  • принятие решений по регулированию опе­рационной логистической деятельности с уче­том отклонений КРI.[3,c.1]

Процесс внутреннего контроля должен ох­ватывать все области деятельности компании. Он направлен на обеспечение разумной уверенности в том, что будут достигнуты три основные цели организации:

  • эффективность и результативность опе­раций;

  • достоверность финансовой отчетности;

  • соблюдение соответствующих законо­дательных норм.[4,с.3]

Основной целью любой системы внутрен­него контроля является достижение такого эф­фекта, чтобы система не была подвержена краткосрочным изменениям, перестановке приоритетов и фокусированию на иных рис­ках. Именно поэтому в настоящее время внутренний контроль затрат на предприятии приобретает первостепенное значение. При этом необходимо помнить, что внутренний контроль - это процесс, который направлен на достижение целей одной или нескольких не­зависимых, но дополняющих друг друга (или взаимозаменяемых) видов деятельности.

Иными словами, логистический подход должен иметь экономическое обоснование по всей технологической цепочке бизнес-процессов, рассматривая нормируемые затраты на каждый процесс и на все процессы вместе. Основой для оптимизации затрат должна быть грамотная система нормативов по каждой операции, по каждому процессу с конкретными нормами времени по ним. Соответствие фактических показателей нормативным также является задачей контроллинга.

При этом необходимо отметить, что новые логистические технологии практически не возможно внедрить без использования современных ИТ-систем, так как «вручную» управлять бизнес-процессами в режиме реального времени весьма затруднительно. Эффективность ПО (КИС, ERP, SCM, WMS и др.) зависит от настройки алгоритма и адаптации его бизнес-процессам конкретного предприятия. Создаётся «модель компании» - формализованный алгоритм, необходимый для успешного внедрения любого программного обеспечения. Моделирование сложных систем оказания услуг на основе изолированного применения какого-либо одного метода невозможно. Необходима разработ­ка комплексной системы поддержки принятия ре­шений при планировании и оперативном управле­нии производственными и логистическими сетями на единой междисциплинарной методологической основе.[5,с.1] Чрезвычайная актуальность и важность логистических задач контроллинга определяет необходимость активизации информационного обмена между звеньями в логистических цепочках. Необходимы большая информационная открытость и прозрачность. Только таким образом можно достичь существенного повышается уровня управления затратами, что в целом может в разы повысит рентабельность компании.

Планирование и оперативное управление в совре­менных логистических системах осложнено много­образием и активностью поведения элементов логистической це­пи, неопределенностью взаимодействий этих элементов друг с другом и с внешней средой, а также высокой структурной ди­намикой.

Общая логистическая модель несет на себе отпечаток особенностей специфики определенного сектора экономики, необходимо изучить вопросы формирования, функционирования и обеспечения устойчивости логистических систем также в сфере оказания таких услуг, чья доля в общей структуре невысока.

Таким образом, необходимо, наряду со всесторонним, общим изучением модели логистических систем, сформировать и проанализировать частные случаи, носящие специализированный характер и определить условия, которые способствовали бы поддержанию уровня финансовой устойчивости производственно-логистических систем и их эффективному функционированию на рынке логистических услуг.

Рынок логистических услуг в России не является достаточно развитым. По разным оценкам объем российского рынка, который едва ли освоен на треть, превышает 100 миллиардов долларов США. При этом доля транспортировок составляет 55%, сектор услуг по управлению поставками – 32%, а на складские услуги приходится всего 13%.[6,с.1]

В течение последних нескольких лет наметилась тенденция ежегодного роста сегмента складских услуг на 15-17% в связи с выходом на российский рынок международных компаний, владеющих розничными торговыми сетями, пик активности которых пришелся на период с 2006 по первую половину 2009 года, поэтому сегмент складских услуг сохранил темпы роста даже под влиянием множества негативных кризисных факторов. 

В настоящее время многие российские предприя­тия ощущают на себе влияние экономического кри­зиса. Наи­более приемлемым выходом из создавшегося по­ложения является привлечение внешних финансо­вых ресурсов (инвестиции, заемные средства) в развитие логистических систем. Поскольку нынешний кризис зародился в фи­нансовой сфере экономики, основной удар при­няли на себя финансовые институты.[7,с.1] Данная ситуация нашла отражение в изменении инвестиционного климата послекризисного периода.

Как показывает практика, инвестирование в ре­альный сектор экономики сопряжено с много­численными рисками. Согласно международной статистике, в докризисный период только 16% всех проектов завершались вовремя, а отклоне­ния по стоимости и срокам в процессе их реали­зации составляли не менее 20%.[8,с.1]

Согласно материалам аналитического отчета о состоянии европейского рынка 3PL за сентябрь 2009г., европейскими логистическими операторами предпринимаются следующие антикризисные меры (в скобках указана доля компаний):

  • сокращение внутренних расходов (74%);

  • отказ от текущих неприбыльных клиентов (54%);

  • выборочное отношение к новым клиентам (51%);

  • фокус на ключевые рынки (43%);

  • диверсификация предложения продуктов и услуг (38%);

  • обсуждение снижения цен с поставщиками (33%);

  • поиск возможностей стратегических слияний и поглощений (32%);

  • сокращение планов расширения (20%);

  • аутсорсинг компании-собственника складских площадей (14%);

  • сокращение персонала (13%);

  • снижение цен клиентам.[9,с.18]

Мера, связанная со снижением цен для клиентов, заняла последнее место в данной рейтинговой таблице. Это подтверждает тезис о том, что строить свой бизнес на основе снижения клиентских ставок является тупиковым и губительным вариантом развития и для логистических компаний, и для их партнеров.

Если говорить о российском опыте и особен­ностях подходов к анализу проектных рисков послекризисного периода, то в специальной литературе этот вопрос проработан слабо.

Однако, привлечение инвестиций в такой важный сектор экономики нашей страны, как оказание логистических услуг, призвано уже в ближайшее время преодолеть последствия финансово-экономического кризиса.


Литература:

  1. «Экономические и управленческие технологии XXI века: теория и практика», (2010; Санкт-Петербург). Международная методическая и научно-практическая конференция «Экономические и управленческие технологии XXI века: теория и практика», 24 ноябр. 2010 г. [Текст], ГОУ ВПО СПбГТУРП. - СПб., 2010. Часть II. - 126с.

  2. Верников Г.А. «Все о менеджменте и IT» [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф. Web:http://vernikov.ru/krisis/item/191-logistics.html

  3. Сергеев В.И. «Разработка сбалансированной системы показателей в процессе контроллинга логистики компании», [Текст], «Логистика сегодня», 06(36)2009, - 10с.

  4. Туркина А.А. «Система внутреннего контроля как инструмент управления рисками» [Текст], «Управление финансовыми рисками», 04(08)2006, - 11с.

  5. Иванов Д.А. «Разработка фундаментального междисциплинарного подхода к моделированию логистических и производственных сетей на основе DIMA», [Текст], «Логистика сегодня», 06(30)2008, - 10с.

  6. «Инвестиции в логистику России», [Интернет-ресурс]. - Электрон. текстовые, граф. ©"BooKKery.ru" 2011 Web:http://www.bookkery.ru/news/154/32817/, 25 ноябр. 2010

  7. Мищенно А.В., Карабулина Е.Е. «Модели управления инвестициями в логистических системах», [Текст], «Логистика сегодня», 06(42)2010, - 10с.

  8. Крапчатова И.С. «Управление рисками инвестиционного проекта на этапе проектирования» [Текст], «Управление финансовыми рисками», 03(19)2009, - 15с.

  9. «Рынок транспортно-логистических услуг в 2010-2011 годах и прогноз до 2014 г.», [Текст], Аналитический обзор РосБизнесКонсалтинг, Москва, 2011г., - 26с.

Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle