Библиографическое описание:

Белогурова Я. Г., Медведь Р. В. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс профессиональных образовательных организаций // Молодой ученый. — 2015. — №19.1. — С. 9-10.

Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена, оно закладывается с самого детства и формируется на протяжении всей жизни. Здоровьесберегающие технологии, согласно Н.К. Смирнову, трактуются как системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся [5].

Стоит отметить, что базовые знания о здоровье имеет каждый студент колледжа. Однако необходимо актуализировать эти знания в жизненный опыт безопасного существования личности, на основе этого формируя у студентов здоровьесберегающие компетенции, которые в недостаточной мере сформированы у студентов [1]. Термин «компетенция» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом [6].

В нашем исследовании мы предполагаем, что, если в образовательный процесс внедрить здоровьесберегающие технологии для того, чтобы организовать студентам правильное питание, воспитать у них бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, приобщить их к спорту, то условия для обучения  существенно улучшатся.

В образовательном процессе колледжа созданы следующие педагогические условия:

– построение учебных занятий на основе закономерностей образовательного процесса с учетом вопросов здоровьесбережения студентов;

– обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности студентов с учетом их состояния здоровья, интересов, склонностей;

– формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.

Цель исследовательской работы раскрыть и изучить особенности внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс профессиональных образовательных организаций.

Задачи:

– описать здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе колледжа;

– охарактеризовать профессиональные образовательные организации как здоровьесберегающую среду;

– представить структуру здоровьесберегающей среды Хабаровского педагогического колледжа;

– проанализировать результаты диагностики студентов на определение отношения к своему здоровью.

Вопросом изучения здоровьесберегающих технологий занимаются такие ученые как М.М. Безруких, А.В. Левченко, Н.К. Смирнов и др. В результате исследования мы выявили, что здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса: обучающихся, педагогов.

Мы характеризуем профессиональные образовательные организации как здоровьесберегающую среду. На основе работ А.П. Исаковой, Н.К. Смирнова мы определили, что здоровьесберегающее образовательное пространство профессиональной образовательной организации – это совокупность материальных и социальных условий и факторов, содержания, форм и методов ее функционирования, направленных на развитие обучающегося как субъекта образовательного процесса [2].

Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства образовательной организации основывается на следующих принципах:

– диагностика и учет психофизических состояний субъектов образовательного процесса;

– единство личной психологической потребности в здоровом образе жизни и профессиональной подготовки субъектов образовательного процесса;

– социальная ответственность за здоровье свое и окружающих;

– новизна и разнообразие используемых средств;

– моральное и материальное стимулирование здорового образа жизни.

Психолого-педагогическая диагностика, планирование и контроль каждого учебного занятия с учетом особенностей развития обучающихся способствуют эффективности реализации здоровьесберегающих технологий в колледже [4].

Структура здоровьесберегающей среды Хабаровского педагогического колледжа состоит из 6 блоков: медицинский; учебный; методический; блок питания; психологический; спортивно-оздоровительный.

В ноябре 2013 года мы провели диагностику на определение отношения к своему здоровью у студентов-первокурсников. В диагностики приняли участие 83 человека. Результаты исследования представлены ниже.

Таблица 1

Соотношение влияния образа жизни на здоровье человека (в %)

Результаты

1 курс

Образ жизни способствует укреплению здоровья

5

Образ жизни направлен на поддержание здоровья

10

Образ жизни направлен на разрушение здоровья

85

 

Результаты диагностики показали, что у 85% опрошенных студентов   образ жизни направлен на разрушение здоровья, что может привести к его полной утрате. Им нужно серьезно задуматься о своем будущем. У 10% опрошенных студентов образ жизни направлен на поддержание имеющегося уровня здоровья, но не способствует его укреплению. Только у 5% опрошенных обучающихся образ жизни способствует укреплению здоровья.

В целом мы констатировали низкий уровень сформированности отношения к здоровью у студентов-первокурсников.  У обучающихся не сформирован жизненный опыт безопасного существования, не выработаны навыки здоровьесбережения, которые повлияли бы на формирование компетенций, необходимых будущим педагогам в области здоровьесбережения.  

В мае 2014 года мы провели повторную диагностику на определение отношения к своему здоровью у студентов-первокурсников колледжа, профессиональное образование которых осуществлялось с позиций здоровьесберегающей среды. В диагностике приняли участие 80 человек. Результаты исследования представлены ниже.

Таблица 2

Соотношение влияния образа жизни на здоровье человека (в %, повторно)

Результаты

1 курс

Образ жизни способствует укреплению здоровья

15

Образ жизни направлен на поддержание здоровья

30

Образ жизни направлен на разрушение здоровья

55

 

Результаты диагностики показали, что у 55% опрошенных студентов образ жизни направлен на разрушение здоровья, что может привести к его полной утрате. У 30% опрошенных студентов образ жизни направлен на поддержание имеющегося уровня здоровья, но не способствует его укреплению. У 15% опрошенных образ жизни способствует укреплению здоровья. Анализ полученных результатов повторного тестирования показал, что наблюдается динамика изменения уровня сформированности отношения к здоровью у студентов-первокурсников. Полученные результаты показывают влияние здоровьесберегающих технологий на отношение студентов к своему здоровью.

Таким образом, в современных условиях профессионального образования необходимо и возможно влиять на отношение обучающихся к своему здоровью, используя специально создаваемую здоровьесберегающую среду профессиональной образовательной организации.

 

Литература:

1.    Здоровье и образование: специализированный портал www.valeo.edu.ru

2.    Исакова, А.П. Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде колледжа / А.П.Исакова // Среднее профессиональное образование. – 2013. – №11. – С. 6-8.

3.    Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе /Н.К.Смирнов – М.: АПК и ПРО, 2002. – 121 с.

4.    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014)

5.    Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А.В.Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – 12 декабря. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle