Библиографическое описание:

Матвеева С. А. Разработка урока по теме «Циклоалканы» // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 598-602.

Тема урока по химии: Циклоалканы, гомологический ряд, общая формула и строение циклоалканов, изомерия и номенклатура циклоалканов, нахождение циклоалканов в природе, физические свойства циклоалканов, получение.

Цель урока: Знать понятия и номенклатуру циклоалканов, их физические свойства, нахождение в природе, уметь составлять формулы и называть их

Задачи обучения:

1.      Изучить понятие циклоалканов и их физических свойств, их нахождение в природе, способы получения

2.      Развивать навыки составления изомеров.

Виды деятельности учащихся: Индивидуальная работа с учебником, работа в паре, групповая работа

Оборудование: интерактивная доска, проектор, флипчарт, листы с заданиями, учебник, дескрипторы для оценивания

Идеи модулей новой программы: новые подходы в обучении; Обучение критическому мышлению;

Ход урока.

1.      Организационный момент.

2.      Деление учащихся на группы (по 4–5) по цветам.

3.      Мозговой штурм «Разгадаем ребус» — у каждой группы свой (слова Получаются слова «Нафтены», «Циклопарафины», «Циклоалканы», «Марковников», «Нефть»

? Предположите, что общего между ними?

Циклоалканы=циклопарафины= открыты В. В. Марковниковым, обнаружены в нефти и названы нафтенами

Тема урока «Циклоалканы»

Сегодня на уроке:

Цель (формулируют учащиеся)

знать (формулируют учащиеся)

уметь (формулируют учащиеся)

Групповая работа

Задания для группы 1

Строение, состав и физические свойства циклоалканов.

Цель: Изучить строение, состав, физические свойства и тип гибридизации электронных облаков атома углерода в циклопропане.

Задание 1. Прочитайте в учебнике стр 83–85 §3.6 о строении циклоалканов и попытайтесь ответить на следующие вопросы.

1.         Дайте определение циклоалканам.

2.         Какова общая формула циклоалканов?

3.         Напишите структурную формулу циклопропана и укажите связи в молекуле, определите тип гибридизации атома углерода, валентный угол (используйте рис. 15 стр. 85).

4.         Используя молекулярный конструктор соберите шаростержневую модель молекулы циклопропана.

5.         Каковы физические свойства циклоалканов? Как вы думаете, почему температуры кипения и плавления циклоалканов выше, чем у соответствующих алканов?

Взаимооценивание (критериальное -оценивание по дискрипторам)

Задания для группы 2

Строение, состав и физические свойства циклоалканов.

Цель: Изучить строение, состав, физические свойства и тип гибридизации электронных облаков атома углерода в циклобутана.

Задание 1. Прочитайте в учебнике стр. 83–85 §3.6 о строении циклоалканов и попытайтесь ответить на следующие вопросы.

1.         Дайте определение циклоалканам.

2.         Какова общая формула циклоалканов? Приведите примеры.

3.         Используя молекулярный конструктор соберите шаростержневую модель молекулы циклобутана.

4.         Напишите структурную формулу циклобутана и укажите связи в молекуле, определите тип гибридизации атома углерода, валентный угол

5.         Каковы физические свойства циклоалканов? Как вы думаете, почему температуры кипения и плавления циклоалканов выше, чем у соответствующих алканов?

Задания для группы 3

Строение, состав и физические свойства циклоалканов.

Цель: Изучить строение, состав, физические свойства и тип гибридизации электронных облаков атома углерода в циклопентане.

Задание 1. Прочитайте в учебнике стр. 83–85 §3.6 о строении циклоалканов и попытайтесь ответить на следующие вопросы.

1.         Дайте определение циклоалканам.

2.         Какова общая формула циклоалканов? Приведите примеры.

3.         Используя молекулярный конструктор соберите шаростержневую модель молекулы циклопентана.

4.         Напишите структурную формулу циклопентана и укажите связи в молекуле, определите тип гибридизации атома углерода, валентный угол

5.         Каковы физические свойства циклоалканов? Как вы думаете, почему температуры кипения и плавления циклоалканов выше, чем у соответствующих алканов?

Задания для группы 4

Строение, состав и физические свойства циклоалканов.

Цель: Изучить строение, состав, физические свойства и тип гибридизации электронных облаков атома углерода в циклогексане.

Задание 1. Прочитайте в учебнике стр. 83–85 §3.6 о строении циклоалканов и попытайтесь ответить на следующие вопросы.

1.         Дайте определение циклоалканам.

2.         Какова общая формула циклоалканов? Приведите примеры.

3.         Используя молекулярный конструктор соберите шаростержневую модель молекулы циклогексана.

4.         Напишите структурную формулу циклогексана и укажите связи в молекуле, определите тип гибридизации атома углерода, валентный угол

5.         Каковы физические свойства циклоалканов? Как вы думаете, почему температуры кипения и плавления циклоалканов выше, чем у соответствующих алканов?

Взаимооценивание

Работа в паре (взаимообучение)

1                    Вариант Номенклатура, и изомерия циклоалканов. (6 минут)

Цель: Изучить номенклатуру, гомологический ряд циклоалканов и особенности их изомерии, провести взаимообучение в паре

Внимательно прочитайте материал учебника стр 84.

Названия циклоалканов строится путём добавления приставки цикло- к названию алкана с соответствующим числом атомов углерода. Нумерацию в цикле производят таким образом, чтобы заместители получили наименьшие номера.

Структурные формулы циклоалканов обычно записывают в сокращённом виде, используя геометрическую форму цикла и опуская символы атомов углерода и водорода.

Задание. (для проверки знаний). Составьте гомологический ряд циклоалканов, состоящий из четырёх представителей циклоалканов, начиная с простейшего. Напишите их структурные формулы и дайте им названия.

Для циклоалканов, как и для всех классов органических соединений, характерна изомерия углеродного скелета (структурная изомерия). Структурная изомерия для циклоалканов, во-первых, обусловлена размером цикла.

Так, существует два циклоалкана формулы С4Н8: циклобутан и метилциклопропан. Во-вторых, такая изомерия обусловливается положением заместителей в цикле (например, 1,1 и 1,2-диметилбутан).

2 Вариант Нахождение циклоалканов в природе и их получение (6 минут)

Цель: Изучить нахождение циклоалканов в природе и их получение, провести взаимообучение в паре.

Записать в тетрадь способы получения (по памяти)

1.                  В лаборатории циклоалканы получают нагреванием дигалогенопроизводных с металлами (Na. Zn):

2.                  Гидрирование бензола С6Н6 + Н2 С6Н12

На взаимообучение друг друга отводится 6 минут

Взаимооценивание друг друга (критериальное оценивание)

Ответьте на вопросы (в паре) по теме «Циклоалканы»:

1.                  Что называется циклоалканами?

2.                  Как по-другому можно назвать циклоалканы?

3.                  Продемонстрируйте, как можно из молекулы циклогексана получить его изомер данного класса.

4.                  Проанализируйте, в чем заключается сходство алканов и циклоалканов в строении молекул? Есть ли по вашему мнению отличие между данными классами? В чем оно заключается?

5.                  Сравните алканы и циклоалканы по строению, номенклатуре.

6.                  Проанализируйте, в чем трудность составления изомеров, если она есть? Что для этого необходимо предпринять?

7.                  Предскажите хим. свойства циклоалканов.

Взаимооценивание

Первичное закрепление знаний

Тест.

1.      Укажите, какие из веществ, формулы которых приведены ниже, являются изомерами н-гексана:

img14

2.      Общая формула гомологического ряда циклоалканов:

img15

3.      Сколько различных циклопарафинов соответствует молекулярной формуле img16

а) 4 б) 2

в) 5 г) 3

4.      Тип гибридизации циклоалканов:

а) sp³ — б) sp² -

в) sp –

5.      5.Тип ковалентной связи у циклоалканов:

а) σ — связи б) π — связи

в) σ и π связи

6.      Типы изомерии у циклоалканов:

а) структурная б) межклассовая

в) геометрическая г) структурная, межклассовая и геометрическая

Самооценивание

Рефлексия.

1.                  Сегодня я узнал….

2.                  Я на уроке понял…

3.                  Мне удалось…

4.                  Данная тема мне ….

5.                  Я для себя сегодня взял..

6.                  Работа на уроке для меня…

Д/з: § 3.6 стр. 87

у.6 (на «3»)

у 9 (на «4»)

у.12 (на «5»)

Дескрипторы по работе в группе «Строение, состав и физические свойства циклоалканов»

Баллы

3

2

1

0

1.определение циклоалканов

 определение полностью сформулировано, указано, что циклоалканы циклические углеводороды, общая формула указана

Определение сформулировано

Грамотно, указано, что циклоалканы углеводороды, общая формула указана, но не указано, что это циклические углводороды.

Определение дано с подсказками, наводящими вопросами, не указана общая формула

Определение не сформулировано

2. Общая формула

Приведена формула сnh2n.приведены 2 примера.

Приведена формула сnh2n.

Приведен 1 пример.

Приведена формула сnh2n, но не приведены примеры

Формула не приведена.

3.используя молекулярный конструктор соберите шаростержневую модель молекулы.

Принимал активное участие в собирании молекулы, знает валентность атома углерода, приводит в доказательство положения тхс а.бутлерова.

Принимал активное участие в собирании молекулы, знает валентность атома углерода, но не аргументирует

Принимал косвенное участие в собирании молекулы, комментировал действия, но допускал ошибки.

Не принимал участие в сборке молекулы

4.напишите структурную формулу циклопентана и укажите связи (химич. связь),длину связи в молекуле, определите тип гибридизации атома углерода, валентный угол

Написана структурная формула циклопентана правильно, указаны связи в молекуле, длина связи, определен тип гибридизации атома углерода, указан валентный угол

Написана структурная формула циклопентана правильно, указаны связи в молекуле, длина связи, определен тип гибридизации атома углерода, не указан валентный угол

Написана структурную формулу циклопентана правильно, указаны связи в молекуле, не указаны длина связи, не определен тип гибридизации атома углерода, не указан валентный угол

Написана структурную формулу циклопентана правильно с недочетами

5.каковы физические свойства циклоалканов? Как вы думаете, почему температуры кипения и плавления циклоалканов выше, чем у соответствующих алканов?

 перечислены физические свойства циклоалканов и агрументировано объяснено почему температуры кипения и плавления циклоалканов выше, чем у соответствующих алканов.

Перечислены физические свойства циклоалканов и попытался объяснить почему температуры кипения и плавления циклоалканов выше, чем у соответствующих алканов

Перечислены физические свойства циклоалканов, но нет объяснения почему температуры кипения и плавления циклоалканов выше, чем у соответствующих алканов

Физические свойства перечислены с ошибками.

 

 

Баллы

3

2

1

0

1.Номенклатура циклоалканов

Умеет привести самостоятельно формулы 3 веществ, дать названия веществам

Умеет привести самостоятельно формул 1–2 веществ, дать названия веществам

Умеет привести самостоятельно формулу, но затрудняется с названием

Не может составить формулу

2.Изомерия

Для циклоалкана может составить и назвать все изомеры по международной номенклатуре. Знает виды изомерии циклоалканов- структурную и межклассовую

Для циклоалкана может составить и назвать изомеры по международной номенклатуре, знает структурную изомерию

Для циклоалкана может составить и назвать изомеры по международной номенклатур,но не знает виды изомерии

Затрудняется в составлении изомеров

3.Нахождение в природе

 Знает в каком виде и где нахождение в природе циклоалканов, приводит примеры

Нахождение в природе знает, но не знает в каком виде

Путается с нахождением веществ в природе

Не знает нахождение в природе

4.Получение

 Знает 2 способа получения и записывает правильно уравнения реакций

Знает 2 способа получения и записывает уравнения реакций, но с небольшой неточностью

Знает 1 способ получения и записывает правильно уравнения

Знает способы получения, но затруднения с написанием уравнений реакций

 

Дескрипторы по работе в паре

Ответы на вопросы (в паре) по теме «Циклоалканы»:

Даны ответы на вопросы

За каждый ответ на 1–4 вопрос по 1 баллу

5–7 вопрос по 2 балла

Тест «Циклоалканы»

Количество правильных ответов

Баллы

7

3

6–5

2

4–3

1

2–1

0

1.в

2.б

3.а

4.а

5.в

6.а.б

Оцените себя за тест «Циклоалканы»

Подсчитайте общее количество баллов и переведите в оценку

33–36 баллов — «5»

26–32 балла — «4»

25- 18 — «3»

менее 18 баллов — «2»

 

Фамилия имя

 

Форма работы

Самооценка

Взаимооценка

Групповая работа

 

 

Работа в паре

 

 

Диалог-ответы на вопросы

 

 

Тест по теме

 

 

 

Оценка учителя ______________________________________

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle