Библиографическое описание:

Воробьева Т. П. Ценностно-смысловые ориентиры содержания обучения и стратегия развития отечественной системы образования // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 441-444.

Важнейшим условием профессиональной подготовки учителя к решению принципиально новых задач в системе школьного образования является определение и осмысление ценностно-смысловых ориентиров содержания обучения, которое направлено на развитие личности учащегося. При этом актуализация аксиологического подхода в отечественной гуманистической педагогике обусловленная глобальными изменениями современного мира, связана с переосмыслением ценностей техногенной цивилизации человечества в целом и каждого человека в отдельности. Такие изменения, в свою очередь, предусматривают изменения в целях воспитания и образования как ответ на становление новых ценностей и норм в социальной сфере.

В дидактических трудах содержание образования рассматривается как система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения для достижения соответствующего уровня образованности. Это нашло отражение в частности в работах Б. С. Гершунского, Ю. Н. Кулюткина, О. Е. Лебедева, Н. Н. Моисеева, Н. Д. Никандрова и других педагогов и психологов. Исходя из этого, содержание образования является средством воплощения в жизнь целей образования и отражает как настоящие, так и перспективные потребности общества и отдельных людей. Оно рассматривается как производная, зависимая система, на которой лежит отпечаток приоритетов систем, причастных к его формированию.

При этом на глобальном уровне содержание образования отражает уровень развития общества и переход от одного состояния к другому, в настоящее время — это переход от индустриального к постиндустриальному или информационному обществу XXI века. Таким образом, актуализация аксиологического подхода в отечественной гуманистической педагогике обусловленная глобальными изменениями современного мира, связана с переосмыслением ценностей техногенной цивилизации человечества в целом и каждого человека в отдельности. Такие изменения, в свою очередь, предусматривают изменения в целях воспитания и образования как ответ на становление новых ценностей и норм в социальной сфере.

Анализ стратегии развития образования в контексте изменений происходящих в обществе, а, следовательно, и проблемы влияния социального заказа на систему педагогического целеполагания, лучше всего на наш взгляд представлен в работах В. В. Краевского и И. Я. Лернера. Так согласно их взглядам состав содержания образования является педагогической интерпретацией поставленных обществом целей. Рассматривая это содержание как педагогическую модель социального заказа, мы тем самым предполагаем необходимость перевода философской категории цели как формы предъявления социального заказа в педагогическую категорию состава содержания образования, где частные педагогические цели выступают на каждом уровне как элементы состава содержания.

При этом можно выделить следующие системы, в наибольшей степени оказывающие влияние на содержание образования:

-                   философские концепции, отражающие состояние и тенденции развития современного мира;

-                   ценности современного мира;

-                   принятые цели образования;

-                   социальные и научные достижения (определяется сокращением периода времени от момента появления нового научного открытия или новой социальной идеи до момента их систематического изучения в школе);

-                   социальные и личные потребности (неразрывно связана с системой целей и предполагает согласование общественных и личностных интересов);

-                   педагогические возможности (обусловленных уровнями развития и возможностями качественного обучения учащихся) и др.

В свою очередь переход от технократической парадигмы обучения к личностно-гуманитарной был обусловлен последовательным восхождением педагогической мысли от односторонне-когнитивнового к целостному представлению об образовании, в котором познавательные процессы включены в сложное пространство социальной, профессиональной, личностной самореализации человека. В педагогике начинают разрабатываться механизмы реализации гуманистических установок в образовании, которые предполагают ориентацию на развитие ученика как личности, как индивидуальности и как активного субъекта деятельности.

Тенденции гуманистического мышления нашли отражение в обновлении концепции содержания образования, в основе которой лежит идея рассмотрения содержания образования как педагогически адаптированного социального опыта во всей его структурной полноте. В данной концепции выделено четыре элемента социального опыта старшего поколения. Соответственно им определяется и четыре основных элемента содержания образования: объективная информация (знания) о мире и способах деятельности, опыт осуществления норм и правил деятельности; опыт творческой деятельности; опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности. Важно отметить, что в рамках данной концепции знания выступают в трех функциях: онтологической (представление об окружающем мире), ориентировочной (направление и способ целесообразной деятельности), оценочной (указывая нормы ценностного отношения общества, систему идеалов, которой придерживается общество или тот или иной его слой). Опыт ценностного отношения опирается на все остальные элементы содержания. По мнению ведущих педагогов, опыт ценностного отношения состоит не в знаниях, не в умениях, хотя и предполагает их. Нормы отношения к миру, к самому себе и подобным себе предполагает не только знание мировоззренческих идей, но и убежденность в их истинности, положительное отношение к ним. Это отношение проявляется в поведении человека, в деятельности практического и интеллектуального характера, это сплав знаний, убеждений и практических действий []. Именно опыт ценностного отношения создает импульс к деятельности, сказывается на ее темпе, качестве и уровне.

Следует отметить, что в школьном образовании главной целью является не механическое запоминание знаний, а их личностное смысловое освоение с последующим переходом в интегральные характеристики личности. Знания иногда полностью забываются, но, «исчезая», «свертываются» в более обобщенные смысловые единицы, определяющие мировосприятие личности, ее ценностные ориентации, понимание мира вокруг себя и себя в мире, формируя такие личностные характеристики, как культура суждений, убеждений, эмоций, поведения.

Так, Б. С. Гершунский, рассматривая в своих работах вопросы иерархии целей и ценностей образования, приходит к выводу, что именно образовательная сфера имеет самое непосредственное отношение к укреплению веры человека в истинный смысл своей жизни. Она непосредственным образом нацелена на развитию его способностей, возможностей, жизненных предпочтений; на формирование знаний, умений и навыков для полноценной самореализации в трудовой и общественной деятельности. Формирование мировоззренческих и нравственных качеств личности, определяющих критериальную основу его поступков и поведения, также реализуется в рамках образовательной системы. Представленные личностно ориентированные воздействия образовательной сферы положены в основу концепции самореализации личности, которая рассматривается автором в аспекте смысла человеческой жизни. По своей сути данная концепция отвечает характеристикам личностно-гуманитарной парадигмы обучения и может быть положена в основу стратегии развития отечественной системы образования.

При этом цели и результаты школьного образования неразрывно связаны с изменениями в современном мире, и качествах личности, которые отвечают социальным ожиданиям современного общества по отношению к уровню образованности и компетентности выпускников школ, позволяющих им успешно самореализоваться, обеспечивая социальный прогресс общества. Таким образом, развитие современного школьного образования можно рассматривать как процесс изменения потребностей общества по отношения к содержанию, функциям и организации педагогического процесса.

 

Литература:

 

1.                  Бахтин, Ю. К. Изучение образа жизни студентов педагогического ВУЗа методом анкетирования / Ю. К. Бахтин, Л.А Сорокина, Д. В. Сухоруков // В сборнике: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Ярославль. научный ред.: А. Г. Гущин. Ярославль, 2010. С. 142–146.

2.                  Бахтин, Ю. К. Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета / Ю. К. Бахтин, Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 267–270.

3.                  Бойков, А. Е. Методика профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 КЛАСС) / А. Е. Бойков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 4 (110). С. 10–16.

4.                  Бойков, А. Е. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков (воспитание в процессе обучения) / А. Е. Бойков // Профилактическая медицина. 2011. № 3. С. 17.

5.                  Буйнов, Л. Г. Влияние кортексина на статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, И.М, Воейков, П.Д, Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2014. Т. 12. № 4. С. 67–71.

6.                  Глазников, Л. А. Перспективные подходы в разработке средств и способов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л. А. Глазников, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, Ф. А. Сыроежкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 2 (46). С. 104–110.

7.                  Глазников, Л. А. Применение кортексина для повышения статокинетической устойчивости человека // Л. А. Глазников, Л. Г. Буйнов, Г. А. Рыжак, В. Х. Хавинсон // Медицинский академический журнал. 2002. Т. 2. № 3. С. 91–98.

8.                  Соловьев, А. В. Особенности реагирования гипоталамо-гипофизарно надпочечниковой системы у людей с различной устойчивостью к знакопеременным ускорениям / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 6. С. 82–85.

9.                  Соловьев, А. В. Роль психофизиологической адаптации человека в профессиональном отборе лиц, подвергающихся ускорениям Кориолиса / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 5 (72). С. 67–73.

10.              Сорокина, Л. А. Влияние сочетанного применения электротранквилизации центральной нервной системы и фармакологического комплекса «БАОК» на психофизиологические показатели человека после выполнения пробы НКУК / Л. А. Сорокина, Л. Г. Буйнов, Г. В. Бузник, П. Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2015. Т. 13. № S1. С. 156–159.

11.              Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой оценки системного мышления учащихся 5-х классов / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 2. С. 55–63.

12.              Сорокина, Л. А. Экоцентрическая образовательная среда средней школы: обоснование актуальности / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Эксперимент и инновации в школе. 2014. Т. 3. С. 28–30.

13.              Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ // Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle