Библиографическое описание:

Суняева Е. А. Основные формы прокурорского надзора за соблюдением законности в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 371-374.

Актуальное значение на современном этапе развития государства имеют проблемы, связанные с обеспечением законности и правопорядка в сфере организации и осуществления таможенными органами своих функций. Органы прокуратуры выступают в качестве субъектов, которые обеспечивают режим законности в данной сфере отношений. Согласно Федеральному закону от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации [1].

При анализе деятельности органов прокуратуры можно выделить основные способы выявления нарушений законов, допускаемых органами административной юрисдикции:

1.                  Проверка исполнения законов, регулирующих административно-правовые отношения.

2.                  Проверка законности и обоснованности правовых актов, издаваемых органами административной юрисдикции.

3.                  Требование от руководителей вышестоящих и контролирующих органов проведения проверок деятельности подконтрольных или подведомственных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

4.                  Получение от должностных лиц органов административной юрисдикции объяснений по поводу нарушений законов.

5.                  Участие прокурора в работе законодательных и исполнительных органов, коллегиальных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

6.                  Использование материалов следственной, прокурорской и судебной практики, результатов анализа сведений статистической отчетности органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

7.                  Прием граждан прокурором, разрешение жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях [2].

На современном этапе развития законодательства Российской Федерации выделяется четыре вида прокурорского надзора:

1.                  За исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов [1, ст.24].

2.                  За соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

3.                  За исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, направлен на специфическую область деятельности правоохранительных органов, призванных обнаруживать, раскрывать, пресекать преступления и профилактировать причины и условия преступности [1, ст. 29].

4.                  За исполнением законов администрациями органов и учреждений исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу [1, гл.4].

Прокурорский надзор за деятельностью таможенных органов осуществляют специализированные прокуратуры — транспортные. Возглавляет систему транспортных прокуратур Управление Генеральной прокуратуры по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах.

Анализируя статистические данные необходимо отметить следующее. В 2012 году таможенными органами Российской Федерации принято 962 решения по жалобам лиц (539) и протестам прокуроров (423) на постановления по делам об административных правонарушениях, что на 2 % больше по сравнению с показателями 2011 года (946 решений). При этом число решений, вынесенных по жалобам, уменьшилось на 8 %, а по протестам — увеличилось на 17 %.

Вместе с тем по сравнению с 2011 годом в большинстве регионов отмечается снижение количества рассмотренных жалоб: в Центральном — на 41 %, Уральском — на 22 %, Северо-Западном и Дальневосточном — в среднем на 12 %, Приволжском — на 8 %, а также в Управлении таможенных расследований и дознания — на 40 %. Однако число рассмотренных жалоб возросло в Северо-Кавказском регионе (с 1 до 27 решений), а также в Сибирском и Южном регионах — в среднем в 2 раза.

В большинстве регионов наблюдается уменьшение случаев опротестования постановлений в 2012 году по сравнению с 2011 годом: в Центральном — на 23 %, Дальневосточном и Уральском — в среднем на 10 %, Южном и Сибирском — в среднем на 4 %. Увеличение числа рассмотренных протестов отмечается в Приволжье — в 3 раза, на Северо-Западе и в Управлении таможенных расследований и дознания — в среднем на 40 %, на Северном Кавказе — на 5 %.

В 2013 году таможенными органами Российской Федерации принято 832 решения по жалобам лиц (563) и протестам прокуроров (269) на постановления по делам об административных правонарушениях, что на 14 % меньше по сравнению с показателями прошлого года (962 решения). При этом число решений, вынесенных по жалобам, возросло на 4 %, а по протестам — уменьшилось на 36 %.

На основе практики по Центральному таможенному управлению за 2014 г. можно сделать вывод о том, что протесты прокурора обычно выносятся на постановления по делам о нарушении таможенных правил. Более 79 % протестов подлежат удовлетворению, а дела направляются на рассмотрение по вновь открывшимся обстоятельствам [5].

Транспортная прокуратура осуществляет проверки за исполнением законов таможенными органами и их должностными лицами, основываясь на поступивших жалобах, заявлениях и иных сообщениях, свидетельствующих о факте нарушения закона. Если в ходе проверки были выявлены нарушения в деятельности таможенных органов и их должностных лиц, прокурор обязан немедленно реагировать соответствующим образом. Федеральным законом от 17.01.1992 № N 2202–1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено три формы реагирования: принесение протеста, внесение представления и вынесение соответствующего постановления [3].

Более распространенным актом реагирования на нарушение законности таможенными органами является принесение протеста на противоречащий закону правовой акт. Эта процедура осуществляется следующим образом. Прокурор приносит протест в таможенный орган или должностному лицу, издавшему данный правовой акт, либо сразу свой протест направляет в суд. В данном протесте изложено требование прокурора об отмене правового акта или его части, либо требование привести этот правовой акт в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации. Но данный протест немедленно не приостанавливает действие опротестованного акта, а лишь подлежит обязательному рассмотрению таможенным органом или его должностным лицом в течении десяти суток. О результатах рассмотрения протеста прокурору сообщается лично, в письменной форме. Если протест был не удовлетворен по каким-либо причинам, то данные причины должны быть написаны в ответе, если данный ответ не устроил прокурора, то он в зависимости от предмета спора вправе обратится в арбитражный суд или в суд общий юрисдикции для удовлетворения этих требований и устранения нарушений законности.

Второй формой реагирования прокурора на нарушения законности со стороны таможенных органов и их должностных лиц и причины их способствования является внесение представления. Оно вносится также в тот таможенный орган, который может принимать меры по устранению данных нарушений. Основания для вынесения представления такие же, как и в первой форме реагирования, за исключением обобщенной судебной практики, которая может свидетельствовать о неоднократных нарушениях в данном таможенном органе.

Здесь уже увеличивается срок и представление прокурора рассматривается в срок не позднее одного месяца тем таможенным органом, в который оно было направлено, и подтверждение этого направляется прокурору в письменной форме.

Третьей формой реагирования, которая исходит из характера нарушения закона должностным лицом того или иного таможенного органа, является вынесение прокурором постановления о возбуждении в отношении этого лица либо уголовного дела (в зависимости от тяжести последствий), либо о возбуждении производства об административном правонарушении. Уголовное дело впоследствии остается в производстве в прокуратуре, а постановление о возбуждении производства об административном правонарушении направляется в уполномоченный на его ведение орган (или должностному лицу), который обязан рассмотреть его в установленные законом сроки, затем сообщить об этом прокурору в письменной форме.

В связи с внесением изменений в законодательные акты Российской Федерации, а также созданием Таможенного союза были внесены корректировки в организацию прокурорского надзора в сфере исполнения законов в таможенной сфере. Был издан Приказ Генпрокуратуры России от 15.07.2011 № 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере». Согласно данному приказу на управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере возлагаются следующие виды надзора:

1.                  За исполнением законов о сохранности федеральной собственности, закрепленной за федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в сфере транспорта, таможенного дела и обустройства Государственной границы Российской Федерации, а также соблюдением ими бюджетного законодательства.

2.                  За исполнением Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении плановых проверок и согласовании проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в пределах компетенции.

3.                  За исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами внутренних дел законодательства об административных правонарушениях в области таможенного дела.

4.                  За исполнением требований законов при обращении в собственность государства арестованного, конфискованного и иного имущества в связи с правонарушениями, совершенными на транспорте и в таможенной сфере.

5.                  За законностью наложения ареста на имущество, применяемого таможенными органами в качестве способа обеспечения исполнения решений о взыскании таможенных пошлин, налогов за счет имущества плательщика в соответствии со ст. 156 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

6.                  Координацию деятельности и контроль за работой транспортных прокуратур, оказание им практической и методической помощи в организации надзора, выработке форм и методов его осуществления, совершенствовании квалификации работников, распространении положительного опыта, обмене информацией по наиболее актуальным и комплексным проблемам прокурорского надзора [2].

За последний год наблюдается следующая статистика. Прокурорами в отношении таможенных органов было направлено более 100 актов прокурорского реагирования Генеральной прокуратуры Российской Федерации, региональных транспортных прокуроров, соблюдением законности в таможенных органах Российской Федерации.

Систематичность типичных нарушений законности, которые допускаются таможенными органами и должностными лицами говорит о том, что необходимо усовершенствовать законодательство.

Таким образом, изученная нами проблема прокурорского надзора за соблюдением законности в таможенных органах играет большое практическое значение для усиления гарантий прав гражданина и борьбы с преступностью в нашей стране.

Целесообразно внести предложения по изменению и оптимизации законодательства Российской Федерации:

1.                  Выделить в Конституции Российской Федерации самостоятельную главу и посвятить ее органам прокуратуры.

2.                  Дополнить статью 1 Федерального Закона от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» положением о том, что прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации также надзор и за исполнением международных договоров, ратифицированных в установленном порядке и вступивших в законную силу.

3.                  Необходимо издание указаний и распоряжений Генерального прокурора Российской Федерации, в которых должны быть конкретно прописаны:

-          цели, направления и специфика деятельности транспортных прокуратур, обусловленные специальными задачами последних, связанные с эффективным функционированием транспортной системы страны и обеспечением транспортной безопасности как составной части национальной безопасности России;

-          порядок организации и деятельности транспортных прокуратур;

-          планирование работы органов транспортной прокуратуры;

-          направление заданий и поручений прокурорским работникам;- проведение служебных проверок в органах транспортной прокуратуры.

4.                  Ужесточить меры ответственности таможенных органов и их должностных лиц за должностные преступления в таможенной сфере.

 

Литература:

 

1.         Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 22.12.2014) «О прокуратуре Российской Федерации».

2.         Приказ Генпрокуратуры России от 15.07.2011 № 211 (ред. от 09.02.2012) «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере».

3.         Административное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. В. Я. Кикотя, П. И. Кононова, И. Ш. Кислясханова. — 5 изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. — с. 538.

4.         Жирова Ж. Роль прокуратуры в надзоре за исполнением законодательства об административных правонарушениях // Законность, 2004. — N 11. — с. 12.

5.         Официальный сайт ЦТУ РФ http://ctu.customs.ru/html, дата обращения 28.02.2015.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle