Библиографическое описание:

Стаселович В. А. Экономическое содержание понятия «реализация» как процесса бухгалтерского учета выручки // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 463-468.

Результатами производственного процесса организации являются готовая продукция, выполненные работы, оказанные услуги. В статье рассмотрены и проанализированы экономические содержания таких понятий, как «реализация» и «выручка», так как реализация готовой продукции является завершающей стадией процесса кругооборота средств. В результате осуществления процесса реализации появляется возможность выполнять обязательства перед бюджетными организациями по налогам и сборам, банками по ссудам, по начислению заработной платы рабочим и служащим, поставщиками за полученные сырье и услуги и возмещать произведенные затраты.

 

В процессе реализации изготовленная предприятием продукция, выполненные работы, оказанные услуги принимают денежную форму, что дает начало новому циклу производственного процесса. Денежные средства снова превращаются в производственные запасы и передаются в производство, где получается готовая продукция, которая снова реализуется. Если не обеспечен своевременный и выгодный сбыт, то очень сложно расширять производство продукции. Исходя из этого, в современных условиях значительно усилено значение бухгалтерского учета реализации продукции и финансовых результатов деятельности предприятий.

Для раскрытия экономической сущности понятия «реализация продукции», прежде всего, необходимо определить, что же представляет собой данный процесс. Итак, можно привести следующие определения реализации, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Подходы к определению сущности понятий «Реализация»

Название литературного источника / автор, год

Определение

Нормативные документы Республики Беларусь, Российской Федерации

Ст. 31 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь

Реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав признаются отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу), передача имущественных прав одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав или формы соответствующих сделок.

Готовая продукция (товары, работы и услуги) считаются реализованными при переходе права собственности на них от продавца к покупателю [1]

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе [2]

Словари и энциклопедии

Большой экономический словарь / А. Н. Азрилиян, 2004

Реализованная продукция — денежное выражение объема продукции, проданной предприятием за определенный период, и оплаченной покупателем [3, с. 521]

Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, 2010

Реализация — продажа произведенных или перепродаваемых товаров и услуг, сопровождаемых получением денежной выручки; реализованная продукция — объем продукции в денежном выражении, проданной предприятием за определенный период и оплаченной покупателем [4, с. 316]

Специальная литература по бухгалтерскому учету

Бухгалтерский учет / О. А. Левкович, 2011

Операции реализации проходят два этапа: процесс передачи продукции (товара) покупателю и права собственности на нее и процесс оплаты покупателем продукции. Процесс реализации считается завершенным, когда прошли оба этапа [5, с. 63]

Бухгалтерский учет: учебное пособие / В. Ф. Бабына, 2002

Совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей готовой продукции, называется процессом реализации. Его планируют на основе заключенных с покупателями договоров поставок, в которых указаны ассортимент, срок отгрузки, количество и качество продукции, цена, форма расчетов [6, с. 249]

Бухгалтерский учет, анализ и аудит: учебное пособие / П. Г. Пономаренко, 2010

Реализация — процесс продажи готовой продукции, товара или выполненных работ и услуг; передача на возмездной основе материальных ценностей, выполнение работ и оказание услуг с целью извлечения дохода [7, с. 499]

Бухгалтерский учет в сельскохозяйственных организациях: курс лекций / Е. Н. Клипперт, 2009

Реализация готовой продукции — завершающая стадия кругооборота средств организации. Она может осуществляться в соответствии с заключенными договорами контрактации или путем свободной реализации через организации торговли, работникам своей организации за наличный расчет, а также в счет оплаты труда по бартеру [8, с. 318]

Бухгалтерский учет: конспект лекций / Т. В. Федосова, 2007

Процесс реализации представляет собой совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции [9, с. 124]

Бухгалтерский учет: учебн. для студ. средн. спец. учеб. завед. / В. М. Швецкая, 2008

Процессом реализации (продажи) называют совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом, продажей

продукции. Реализация продукции осуществляется в

соответствии с заключенными договорами или путем свободной продажи через розничную торговлю [10, с. 275]

Курс теории бухгалтерского учета: учебное пособие / П. Я. Папковская, 2004

Реализация — завершающая стадия кругооборота средств субъектов хозяйствования; совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции [11, с. 126]

Бухгалтерский финансовый учет на предприятиях Украины / Н. М. Ткаченко, 2004

Реализованной продукцией предприятия считается продукция (товары, работа, услуги), за которую покупателю (заказчику) предъявлены расчетные документы [12, с. 178]

Прочая экономическая литература

Теория экономического анализа / Н. П. Любушин, 2002

Реализованная продукция — это отгруженная заказчику, принятая им и оплаченная продукция предприятия, денежные средства за которую поступили на расчетный счет поставщика [13, с. 64]

Экономика предприятия / В. Я. Горфинкель, 2007

Реализация — основной объемный показатель деятельности предприятия. Процессом реализации является совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции [14, с. 195]

Предпринимательское право / И. Ершова, 2008

Под реализацией понимается передача товаров с переходом права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления; передача результатов выполненных работ; оказание услуг другому лицу [15, с. 64]

Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебник / В. И. Стражев, 2008

Реализация готовой продукции является завершающей стадией кругооборота средств предприятия [16, с. 220]

Источник: Собственная разработка на основе мнения экономистов, нормативно-правовых актов

 

Для сопоставления и анализа приведенных в таблице 1 подходов к сущности исследуемого понятия составим таблицу 2.

Таблица 2

Подходы к сущности понятий «Реализация»

Подходы

Сущность подхода

Авторы, источники

Юридический

Реализация — передача товаров с переходом права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления; передача результатов выполненных работ; оказание услуг другому лицу.

О. А. Левкович [5, с. 63], И. Ершова [15, с. 64], Налоговый кодекс РБ [1], Налоговый кодекс РФ [2]

Экономический

Реализация — совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции.

В. Ф. Бабына [6, с. 249], Т. В. Федосова [9, с. 124], В. М. Швецкая [10, с. 275], П. Я. Папковская [11, с. 126], В.Я.

Горфинкель [14, с. 195]

Бухгалтерский

Реализация — продажа произведенных или перепродаваемых товаров и услуг,

сопровождаемых получением денежной выручки.

А. Н. Азрилиян [3, с. 521], Б. А. Райзберг [4], О. А. Левкович

[5, с. 63], П. Г. Пономаренко [7, с. 499], Н. М. Ткаченко [12, с. 178], Н. П. Любушин [13, с. 64]

Источник: Собственная разработка на основе мнения экономистов, нормативно-правовых актов

 

Проанализировав таблицу 2 можно сделать вывод, что экономическая сущность реализации состоит в продаже (передаче) продукции (работ, услуг) с целью получения денежного дохода (выручки).

Процесс реализации готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг сопровождается получением денежных средств, так называемой выручки. Для раскрытия экономической сущности понятия «выручка от реализации продукции, работ, услуг» рассмотрим его определения и представим их в таблице 3.

Таблица 3

Подходы к определению сущности понятий «Выручка»

Название литературного источника / автор, год

Определение

Словари и энциклопедии

Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, 2007

Выручка — денежные средства, полученные (вырученные) предприятием, фирмой, предпринимателем от продажи товаров и услуг; различают выручку от реализации продукции, выручку от реализации основных средств, торговую выручку [4, с. 116]

Капитал. Энциклопедический словарь / В. Г. Гавриленко, 2009

Выручка от реализации продукции — сумма денежных средств, фактически поступившая на счета предприятия в банке, в кассу предприятия, и другие поступления в оплату реализованной продукции (работ, услуг) за данный период — месяц, квартал, год [17, с. 184]

Специальная литература по бухгалтерскому учету

Теория бухгалтерского учета: учеб. пособие / В. И. Стражев, 2010

Выручка — основной источник возмещения затраченных на производство продукции (работ, услуг) средств, формирования фондов денежных средств, ее своевременное поступление обеспечивает непрерывность кругооборота средств, бесперебойность процесса деятельности предприятия [18, с. 16]

Прочая экономическая литература

Финансы предприятий: учеб. пособие / Н. Е. Заяц, 2005

Выручка — количество денежных средств или иных благ, получаемое компанией за определенный период ее деятельности, в основном за счет продажи продуктов или услуг своим клиентам [19, с. 528]

Экономика предприятия: учеб. пособие / Л. Н. Нехорошева, 2008

Выручка — доход от основной деятельности [20, с. 69]

Финансовое состояние предприятия. Методы оценки / М. Н. Крейнина, 1997

Выручка — совокупность денежных поступлений а определенный период от результатов деятельности предприятия, и является основным источником формирования его собственных финансовых ресурсов [21, с. 84]

Финансы предприятий: учеб.-метод. комплекс / С. В. Измайлович, 2005

Выручка — это поступления экономических выгод в ходе обычной деятельности компании за определенный период [22, с. 35]

Микроэкономика: учеб.-методич. комплекс / М. В. Новикова, 2006

Выручка от реализации продукции — это денежные средства, которые поступили на счет фирмы от реализации продукции [23, с. 155]

Международные стандарты учета и финансовой отчетности / М. А. Вахрушина, 2005

Выручка — это валовое поступление экономических выгод в ходе обычной деятельности компании, которое приводит к увеличению капитала иному, чем за счет взносов акционеров [24, с. 178]

Международные стандарты финансовой отчетности: учеб. пособие / Н. В. Генералова, 2010

Выручка — это валовое поступление экономических выгод в ходе обычной деятельности компании, приводящее к увеличению капитала, иному, чем за счет вкладов инвесторов [25, с. 161]

МСФО IAS 18 «Выручка»

Выручка — валовое поступление экономических выгод за определенный период в ходе обычной деятельности предприятия, приводящее к увеличению капитала, не связанного с взносами участников капитала [26]

Источник: Собственная разработка на основе мнения экономистов, нормативно-правовых актов

 

Из таблицы 3 следует, что большинством представленных авторов выделяются следующие существенные признаки категории «выручка»:

-во-первых, выручка — это, прежде всего, денежные средства;

-во-вторых, выручка может быть получена от реализации готовой продукции, покупных изделий, полуфабрикатов собственного производства, выполнения работ и оказания услуг;

-в-третьих, выручка является основным источником платежа по обязательствам.

Таким образом, экономическая сущность понятия «выручка от реализации продукции (работ, услуг)» состоит в получении организацией денежных средств от реализации готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг, т. е. от основной деятельности, необходимых для покрытия затрат и обязательств предприятия, а также для расширения производства продукции.

Процесс реализации продукции (работ, услуг) и получение предприятием выручки неразрывно взаимосвязаны. Поэтому, завершая оборот средств предприятия, процесс реализации должен обеспечивать получение денежных средств (выручки), достаточных для возмещения текущих затрат и выполнения обязательств перед бюджетом по налоговым платежам, учреждениями банков по полученным кредитам, поставщиками и кредиторами, членами коллектива по оплате труда и других.

 

Литература:

 

1.         Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть): принят Палатой представителей 15 ноября 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 декабря 2002 г.: текст Кодекса по состоянию на сентябрь 2013 г. — Минск: Амалфея, 2013. — 291 с.

2.         Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): принят Государственной Думой 16 июля 1998 г.: одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на февраль 2014 г. — М.: Юрист, 2014. — 102 с.

3.         Азрилиян, А. Н. Большой экономический словарь / А. Н. Азрилиян. — 6-е изд., доп. — М.: Институт новой экономики, 2004. — 1376 с.

4.         Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева; под общ. ред. Б. А. Райзберга. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2010. — 511 с.

5.         Левкович, О. А. Бухгалтерский учет / О. А. Левкович, И. Н. Тарасевич. — 7-е изд., перераб. и доп. — Минск: Амалфея, 2011. — 534 с.

6.         Бухгалтерский учет: учебное пособие / В. Ф. Бабына [и др.]; под общ. ред. В. Ф. Бабыны. — Мн.: Выш. шк., 2002. — 304 с.

7.         Бухгалтерский учет, анализ и аудит: учебное пособие / П. Г. Пономаренко [и др.]; под общ. ред. П. Г. Пономаренко. — 3-е изд., испр. — Минск: Выш. шк., 2010. — 558 с.

8.         Клипперт, Е. Н. Бухгалтерский учет в сельскохозяйственных организациях: курс лекций / Е. Н. Клипперт, А. С. Чечеткин. — Минск: Амалфея, 2009. — 566 с.

9.         Административно-управленческий портал [Электронный ресурс] / Т. В. Федосова. Бухгалтерский учет: конспект лекций. — Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007. — Режим доступа: http://www.aup.ru. — Дата доступа: 12.04.2014.

10.     Швецкая, В. М. Бухгалтерский учет: учебник для студентов средних специальных учебных заведений / В. М. Швецкая, Н. А. Головко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К, 2008. — 416 с.

11.     Папковская, П. Я. Курс теории бухгалтерского учета: учебное пособие / П. Я. Папковская. — Мн.: Информпресс, 2004. — 220 с.

12.     Ткаченко, Н. М. Бухгалтерский финансовый учет на предприятиях Украины: учебник для студ. высш. учеб. завед. экон. спец. / Н. М. Ткаченко. — 7-е изд., доп. и перераб. — Киев: А. С. К., 2004. — 864 с.

13.     Любушин, Н. П. Теория экономического анализа / Н. П. Любушин, В. Б. Лещева, Е. А. Сучков; под. ред. Н. П. Любушина. — М.: Юрист, 2002. — 480 с.

14.     Горфинкель, В. Я. Экономика предприятия / В. Я. Горфинкель, В. А. Швандар. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-дана, 2007. — 670 с.

15.     Ершова, И. В. Предпринимательское право / И. В. Ершова. — 4-е изд. перераб. и доп. — М.: Юриспруденция, 2008. — 560 с.

16.     Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебник / В. И. Стражев [и др.]; под общ. ред. В. И. Стражева, Л. А. Богдановской. — 7-е изд., испр. — Минск: Выш. шк., 2008. — 527 с.

17.     Гавриленко, В. Г. Капитал. Энциклопедический словарь / В. Г. Гавриленко. — Минск: Право и экономика, 2009. — 858 с.

18.     Стражев, В. И. Теория бухгалтерского учета: учеб. пособие / В. И. Стражев, О. В. Латыпова. — Мн.: Высшая школа, 2010. — 205 с.

19.     Финансы предприятий: учебное пособие / Н. Е. Заяц [и др.]; под общ. ред. Н. Е. Заяц, Т. И. Василевской. — 2-е изд. — Минск: Выш. шк., 2005. — 528 с.

20.     Экономика предприятия: учебное пособие / Л. Н. Нехорошева [и др.]; под общ. ред. Л. Н. Нехорошевой. — Минск: БГЭУ, 2008. — 719 с.

21.     Крейнина, М. Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки / М. Н. Крейнина. — М.: Дело и сервис, 1997. — 224 с.

22.     Измайлович, С. В. Финансы предприятий: учеб.-метод. комплекс для студ. спец. 1–25 01 04 «Финансы и кредит». В 2-х ч. Ч.1 / С. В. Измайлович, И. В. Санько; под общ. ред. С. В. Измайлович. — Новополоцк: УО «ПГУ», 2005. — 168 с.

23.     Новикова, М. В. Микроэкономика: учеб.-метод. комплекс для студ. спец. 1–25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 1–25 01 07 «Экономика управления на предприятии», 1–25 01 014 «Финансы и кредит», 1–26 02 02 «Менеджмент» / М. В. Новикова. — Новополоцк: ПГУ, 2006. — 284 с.

24.     Вахрушина, М. А. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: уч. пособие / М. А. Вахрушина, Л. А. Мельникова, И. С. Пласкова. — Москва: Вузовский учебник, 2005. — 320 с.

25.     Генералова, Н. В. Международные стандарты финансовой отчетности: учеб. пособие / Н. В. Генералова. — М.: ТК Велби, 2010. — 416 с.

26.     Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 18 «Выручка». — Дата вступления в силу: 1 января 1995 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle