Библиографическое описание:

Пухова А. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного и воспитательного процесса как необходимое условие эффективности развития волевых качеств спортсмена // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 596-599.

Развитие волевых качеств спортсменов является важным компонентом учебно-тренировочного процесса и спортивной подготовки в целом, направлено на повышение эффективности спортивной деятельности. Волевая подготовка юных спортсменов, несомненно, важна и для дальнейшего воспитания личности подрастающего поколения.

Нельзя забывать, что воспитание волевых качеств — одна из основных задач психологической подготовки спортсменов. В условиях соревнований, как юных спортсменов, так и уже более опытных, возрастает психическое напряжение состояния спортсмена, которое положительно или отрицательно может воздействовать на успешность деятельности и требует постоянного самоконтроля.

В последнее время наблюдается повышенный интерес к проблеме волевой подготовки спортсменов с появлением технологии индивидуализации спортивной подготовки и личностно-ориентированного воспитания юных спортсменов с целью изучения их волевых качеств как одного из компонентов методики формирования готовности обучающихся в детских спортивных объединениях к воспитанию волевых качеств спортсменов.

Очень важно в процессе учебно-тренировочной работы не только подготовить высококвалифицированного и успешного спортсмена с точки зрения его физических качеств и технико-тактических навыков, но и оказать положительное влияние на развитие его характера, совершенствование мировоззрения, духовной сферы, разносторонних интересов и т. п. Важнейшим фактором развития личности служит самовоспитание, организация которого должна направляться тренером.

Понятие воли в психологии имеет не одно значение. В нашем случае, воля — это способность человека достигать сознательно поставленную цель, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, следовательно, волевое поведение — это овладение собственным поведением, то есть самоконтроль поведения, целенаправленность, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех или иных действий.

Организация и методика исследования.

В 2014–2015 учебном году впервые проводилось исследование в детских спортивных объединениях физкультурно-спортивного отдела муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей детского оздоровительно-образовательного центра «ОРИОН» (далее — МБОУ ДОД ДООЦ «ОРИОН»).

Цель: изучить особенности проявления и развития волевой сферы личности спортсмена.

Задачи:

1.                  Преодоление трудностей личностного роста.

2.                  Содействие в обретении обучающимися не только психологических знаний, но и способности к умению ставить в жизни собственные осознанные цели и достигать их.

3.                  Содействие педагогическим работникам и родителям в воспитании детей, а также формировании у них ответственности и уверенности в себе.

4.                  Создание диагностического банка дополнительного образования, ориентированного на исследование различных параметров развития.

Основной методикой исследования был тест самооценки волевых качеств, подготовленный педагогом-психологом МБОУ ДОД ДООЦ «ОРИОН» Баскаковой Н. Н., основанный на упорядочении волевых качеств по данным самооценки юных спортсменов.

Основные направления работы за истекший период:

-          Психодиагностическая работа. Проведение тестирования спортсменов для определения самооценки силы воли.

-          Психопрофилактическая работа. Работа по созданию благоприятного психологического климата в учреждении.

-          Психопросвещение. Психологическое просвещение по реализации образовательной программы и родителей по вопросам, касающихся возрастной психологии, семейного воспитания.

-          Консультативная работа. Повышение психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, проведением родительских собраний.

Результаты.

Обучающиеся физкультурно-спортивного отдела МБОУ ДОД ДООЦ «ОРИОН» прошли тестирование для определения самооценки обучающихся и самооценки силы воли.

В процессе исследования были посещены 17 детских спортивных объединения, 265 юных спортсменов.

Особое значение для юных спортсменов имеет самооценка, так как у них эмоциональная сторона преобладает над рациональной, борьба идет за всё. И здесь только тренеру-преподавателю под силу помочь юному спортсмену выработать чувство собственной значимости, повысить его уверенность в себе. Это и условие успеха во время учебно-тренировочного процесса, и залог достижения желаемых результатов на соревнованиях.

По результатам тестирования педагогом-психологом составлена таблица исследований уровня развития исследуемых качеств — психологической модели спортсменов.

Таблица 1

Спортивное объединение

Кол-во тестируемых

Самооценка (%)

Сила воли (%)

Высокая

Средняя

Низкая

Высокая

Средняя

Низкая

Кудо

128

22

64

14

50

48

2

Косики-каратэ

27

12

81

7

30

70

0

Киокусинкай

15

27

67

6

33

60

7

Велоспорт, спортивный туризм

23

30

52

18

43

52

5

Баскетбол, футбол

18

11

83

6

28

66

6

Бокс

11

0

73

27

82

18

0

Художественная гимнастика

13

30

62

8

38

62

0

 

Результаты диагностики волевых качеств показывают, что большинство обучающихся спортивных объединений обладают высоким и средним уровнем самообладания, настойчивости, уверенности в себе, смелости. Это говорит о хорошей волевой подготовленности спортсменов.

Именно развитие волевых качеств обеспечивает спортсменам оптимальное психологическое состояние во время соревнований, о чем свидетельствуют победы в соревнованиях на различных уровнях.

Таблица 2

Информация по количеству соревнований за учебный год

Уровень соревнований

муниципальный

городской

областной

региональный

всероссийский

межрегиональный

международный

чемпионат России

чемпионат ПФО

первенство Мира

34

14

9

5

4

3

1

1

1

1

 

Таблица 3

Мониторинг призовых мест за учебный год

Призовое место

1 место

2 место

3 место

Муниципальный

28

27

26

Городской

52

43

35

Областной

41

27

19

Региональный

4

3

-

Всероссийский

-

-

-

Межрегиональный

6

9

5

Международный

2

-

-

Чемпионат России

1

1

2

Чемпионат ПФО

1

-

-

Первенство мира

1

-

-

 

Заключение.

Подводя итоги всему вышеизложенному, можно сделать вывод, что в процессе воспитания волевых качеств спортсменов основную роль играет преодоление трудностей в тренировочных занятиях и на соревнованиях. Это, безусловно, заставляет проявлять упорство, волю к победе, целеустремленность, настойчивость, создает уверенность в своих силах.

Таким образом, следующий этап психологической работы заключается в повышении и оптимизации уровня эмоциональной устойчивости

По данным проведенной диагностики и анализа полученных результатов определены следующие направления и задачи психологической работы с детскими спортивными объединениями:

-        Повышение уровня эмоциональной устойчивости путем изучения основных свойств нервной системы и темперамента как составляющих эмоциональной устойчивости спортсменов.

-        Повышение уровня мотивации достижения, формирование мотивационной установки на достижение успехов в спортивной деятельности.

-        Развитие самообладания и волевого самоконтроля обучающихся.

-        Повышение уровня смелости, настойчивости.

-        Развитие уверенности в себе.

Основными методами в воспитании моральных качеств является разъяснение, поощрение и наказание, одобрение, убеждение и, несомненно, наглядный пример. Тренер-преподаватель должен быть сам воспитан, организован, дисциплинированным. Только благодаря этому у него получится организовать в своем коллективе традиции, дисциплину, доверие к себе и дружбу со своими обучающимися, взаимопонимание и взаимопомощь.

Психологическая подготовленность — это умение владеть собой, способность полностью сосредоточиться на выполняемом упражнении, несмотря на посторонние раздражители, в любых условиях осуществлять максимальные усилия без нарушения координации движений, не поддаваться отрицательным воздействиям, быть готовым к борьбе с более сильными соперниками.

Нельзя забывать, что каждый человек обладает большими потенциальными возможностями, которые не проявляются в обычных условиях. Их раскрытию требуется мощный эмоциональный подъем, любые спортивные достижения это, в первую очередь, результат усилия воли.

 

Литература:

 

1.         И. А. Алешков. Опыт психологического анализа спортивной деятельности. — В сб.: Психология спортивной деятельности. М., изд. ВНИИФК, 1978

2.         Алексеев Н. Г. Воля // Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. энцикл., 1983.- с. 90–91.

3.         Божович Л. И. Что такое воля? // Семья и школа.- 1981.- № 1.- с. 32–35.

4.         Ильин Е. П. Психология воли. — СПб., 2000.- с.114–254.

5.         Психология физического воспитания и спорта / Под ред. Т. Т. Джамгарова и А. Ц. Пунин. — М.: ФиС, 1979. — 143 с.

6.         Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. — М., 1977.- с. 23

7.         Рудик П. А. Психология воли спортсмена. — М., 1973. -с. 26

8.         Селиванов В. И. Воля и ее воспитание. — Рязань, 1992. -с.13

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle