Библиографическое описание:

Ларионова И. Г. К вопросу о сущности межфирменного сетевого взаимодействия // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 286-288.

В условиях возрастающей неопределенности внешней среды возникает необходимость разработки экономических моделей и механизмов, позволяющих адаптировать хозяйственную деятельность субъектов к изменяющимся тенденциям современного рынка. Развитие интеграции и кооперации способствует созданию предпосылок для формирования особых организационных форм сотрудничества, к которым можно отнести межфирменные сети. В связи с этим актуализируется роль исследований, направленных на изучение процессов межфирменного сетевого взаимодействия.

Межфирменное сетевое взаимодействие следует рассматривать в качестве интегрированной формы сотрудничества формально независимых экономических субъектов [1, c. 16]. При изучении этого экономического явления возникает вопрос о причинах создания межфирменных сетей и факторах, оказывающих влияние на данный процесс. Зачастую формирование межфирменных сетей является результатом предыдущего сотрудничества отдельных предприятий. Однако в ряде случаях осуществляется преднамеренный поиск деловых партнеров для совместной реализации цепочки создания стоимости [6, с. 94]. С нашей точки зрения, среди причин, побуждающих отдельные фирмы участвовать в межфирменном сетевом взаимодействии, можно выделить ограниченную рациональность, неопределенность внешней и внутренней среды, экономические риски, необходимость информационного обмена.

В связи с тем, что деятельность экономических субъектов имеет ограничения, возникает необходимость формирования определенной линии поведения на рынке. Фирмы вынуждены искать такие формы взаимодействия, которые позволили бы сократить степень ограниченности возможностей в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Участие в межфирменном сетевом взаимодействии позволяет снизить влияние фактора ограниченности возможностей за счет использования совокупных ресурсов деловых партнеров. Так как принцип рационального поведения предполагает поиск лучшего решения из ряда возможных вариантов, то при формировании межфирменной сети её участники, как правило, подразделяются на тех, кто принимает решения, основываясь на полной рациональности и тех, кто использует ограниченную рациональность. Полную рациональность можно рассматривать как допущение о том, что участники межфирменной сети, используя преимущества обладания различными ресурсами, формируют стратегию достижения поставленных целей оптимальным способом. В свою очередь ограниченной рациональностью является такая форма рациональности, которая предполагает, что определенная часть партнеров в межфирменных сетях не прогнозируют условия полной рациональности, а на практике преимущественно используют методы имитации и копирования форм поведения для достижения имеющихся целей либо для разрешения сложившихся проблемных ситуаций. Каждый участник межфирменного сетевого взаимодействия, стремясь к достижению поставленной цели, соизмеряет результат с издержками, сопутствующими достижению этого результата. Соизмеряя расходную и доходную части при осуществлении предпринимательской деятельности, участники межфирменных сетей определяют тактику поведения в процессе делового партнерства, не выходя при этом за ограничения, обозначенные договором.

В основе любой организационной формы заложено взаимодействие экономических агентов с условиями внутренней и внешней среды. В связи с тем, что внутренняя и внешняя среда являются важными факторами, влияющими на успешное развитие межфирменной сети, любые изменения в этой сфере сказываются на результатах взаимодействия отдельных фирм. Возможные изменения целевых установок является причиной возникновения рисков во внутренней среде межфирменной сети. В свою очередь изменения социально-политической ситуации, налогового законодательства, таможенных условий и цен на товары и услуги приводят к возникновению рисков во внешней среде межфирменной сети.

Другим немаловажным фактором межфирменного сетевого взаимодействия принято считать информационный обмен, который необходим для поддержания организационный гибкости экономических агентов. Процесс мобильного распространения информации в межфирменных сетях способствует быстрому обучению и эффективному использованию знаний. В связи с тем, что в рыночной экономике информация между агентами рынка распределена асимметрично, определенная часть участников, обладающая таким уникальным ресурсом как информация, имеет явное преимущество над другой частью участников, которые не обладают информационным ресурсом. Подобное распределение информации, является одной из причин возникновения неопределенности в процессе взаимодействия фирм и способствует поиску фирмами деловых партнеров и созданию межфирменных сетей. Неопределённость в этом случае, можно охарактеризовать, как недостаток или неточность информации о вероятных будущих событиях, значительно повышающих степень рисков в предпринимательской деятельности.

Основой формирования механизма межфирменного сетевого взаимодействия, с нашей точки зрения, является доверие. Доверие выступает гарантом успешного сотрудничества и является, с одной стороны, предпосылкой рационализации, а с другой стороны, выступает ее продуктом. Сообразно с этим, доверие можно считать той основой межфирменного сетевого взаимодействия, которая носит личностный характер и закрепляется развитием определенных институтов, норм и правил взаимного сотрудничества. Между тем уровень доверия может увеличиваться в результате успешного взаимодействия деловых партнеров. Доверие подобного уровня формируется исходя из опыта предыдущего сотрудничества, а также деловой репутации. В то же время при поиске подходящего делового партнера важным фактором выступает его надежность. Этот показатель является критерием в выборе поведения фирмы при выполнении взятых на себя обязательств по реализации того или иного проекта. В этом случае деловая репутация выступает в качестве нематериального актива каждого участника межфирменного взаимодействия и позволяет получить дополнительные дивиденды в виде деловых предложений либо новых контрактов. Положительная деловая репутация позволяет ещё на этапе оформления договорных обязательств значительно повысить уровень доверия между фирмами, что приводит к увеличению информационной прозрачности и, соответственно, снижает информационную асимметрию. На практике зачастую обнаруживается неудовлетворенность участников межфирменного сетевого взаимодействия доверием, которое существует среди фирм, поэтому взаимодействие фирм осуществляется на основе договоров, в которых оговариваются последствия возможного оппортунистического поведения партнеров. Для устойчивого долгосрочного взаимодействия и обеспечения результативности делового партнерства необходим определенный уровень доверия, поскольку при наличии этого компонента межфирменного взаимодействия становится возможным исполнение сложных проектов, предусматривающих высокую специфичность используемых ресурсов. В этом случае достигается значительное снижение издержек, связанных с системой контроля и безопасности. Таким образом, доверие является объективно существующим нематериальным активом фирмы, не зависящим от форм собственности и оказывающим существенное влияние на формирование поведения фирмы.

Среди факторов, оказывающих влияние на эффективность межфирменного сетевого взаимодействия, ключевыми являются такие как совместимость целей, удовлетворенность сотрудничеством, уровень прибыльности [3, с. 39].

Использование межфирменных сетевых организационных форм способствует снижению трансакционных издержек и повышению организационной гибкости, увеличению эффективности оперативной деятельности и расширению возможности освоения новых рынков. В то же время развитие и распространение опыта и навыков между фирмами-партнерами делает их деятельность более эффективной и конкурентоспособной, а обмен идеями и знаниями позволяет в более короткие сроки разрабатывать и внедрять новые продукты и технологии. Разделение рисков между участниками межфирменного взаимодействия создает возможность получения отдельной фирмой конкурентного преимущества, которое повышает финансовую устойчивость организационных структур в рыночных условиях.

В зависимости от признака, положенного в основу формирования того или иного межфирменного взаимодействия, интерпретируется классификации форм сетевого взаимодействия. Существующая классификация сетевых форм базируется на таких критериях как сфера деятельности, используемые ресурсы, механизмы координации, степень устойчивости связей, тип квазиинтеграции.

Следует отметить, что преимущества использования межфирменных сетей заключаются как в возможности сочетания ресурсов, так и в более высоком адаптационном потенциале сетевой формы сотрудничества. Учитывая, что в процессе формирования межфирменных сетей повышается зависимость отдельных субъектов от других участников, происходит возрастание риска, связанного с распадом сети и утечкой информации, имеющей стратегическое значение. Устойчивость межфирменных сетей зависит от различных факторов, поэтому предварительный прогноз успешности взаимодействия затруднителен, так как высока вероятность случайности и непредсказуемости в данном процессе.

Среди путей дальнейшего развития межфирменной сети следует выделить продолжение сотрудничества или прерывание отношений после окончания конкретного проекта, также возможно слияние либо поглощение фирм, участников межфирменного сотрудничества.

Отмечая позитивную роль развития межфирменных сетей в экономике, следует выделить ключевые моменты межфирменного сетевого взаимодействия, такие как, увеличение уровня доверия между фирмами, значительное снижение трансакционных издержек отдельных фирм, снижение неопределенности среды, увеличение при этом её предсказуемости, долгосрочное сотрудничество между фирмами способствует росту инновационной восприимчивости участников взаимодействия.

В то же время активное развитие межфирменных сетей приводит к ряду негативных последствий, которые проявляются в монополизации рынка, росте зависимости отдельных фирм в результате договорных ограничений, росте риска утечки стратегически важной информации (при оппортунистическом поведении участников межфирменных сетей).

Процессы межфирменного сетевого взаимодействия получили широкое распространение в энергетической отрасли, автомобилестроении, фармацевтическом производстве. В последнее время процессы сетевого взаимодействия охватывают и другие отрасли. Так, например, реорганизационные процессы, происходящие в полиграфической отрасли, способствуют формированию межфирменных сетей между производителями печатной продукции [5, с. 57]. В полиграфической отрасли, на наш взгляд, возможно формирование моноотраслевых и мультиотраслевых межфирменных сетей [2, с. 580]. С точки зрения автора, развитие межфирменного сетевого взаимодействия в полиграфии позволит повысить финансовую устойчивость, конкурентоспособность и инновационный потенциал предприятий отрасли [4, с. 20].

Подводя итог, отметим, что формирование межфирменных сетей является закономерным процессом развития информационного общества, когда в условиях ограниченности ресурсов, оптимальным вариантом выступает их совместное использование в процессе сотрудничества, а обмен опытом и знаниями способствует распространению новых продуктов и технологий.

 

Литература:

 

1.         Дробышевская, Л.Н., Ларионова, И. Г. Межфирменное сетевое взаимодействие: сущность и формы / Л. Н. Дробышевская, И. Г. Ларионова // Российское предпринимательство. 2013. № 11 (233). С. 14–18.

2.         Ларионова, И. Г. Моделирование организационно-структурированных межфирмен-ных сетей на рынке полиграфических работ / И. Г. Ларионова // Экономика и предпринимательство. 2014. № 7 (48). С. 578–584.

3.         Ларионова, И. Г. Междисциплинарные подходы к развитию сетевых процессов в рыночной экономике / И. Г. Ларионова // Актуальные проблемы современной науки. 2013. № 5 (73). С. 38–40.

4.         Ларионова, И. Г. Квазиинтеграционные процессы в полиграфическом комплексе Краснодарского края / И. Г. Ларионова // Современная экономическая мысль. 2013. № 3. С. 19–26.

5.         Ларионова, И. Г. Полиграфический комплекс России: проблемы и перспективы / И. Г. Ларионова // Экономика, управление, право. 2012. № 11 (35). С. 57–58.

6.         Пожидаев, Р. Г. Стратегии интеграции: от вертикально интегрированных компаний к межфирменным сетям / Р. Г. Пожидаев // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2010. № 1. С. 93–102.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle