Принятие решений при реализации стратегии взаимодействия предприятий в условиях неопределенности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (121) сентябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 27.08.2016

Статья просмотрена: 671 раз

Библиографическое описание:

Кулачинская, А. Ю. Принятие решений при реализации стратегии взаимодействия предприятий в условиях неопределенности / А. Ю. Кулачинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 424-426. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33427/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной работе рассматриваются такие формы взаимодействия предприятий, как межфирменные сети, консорциум и альянс, а также показан пример использования математической модели «игры с природой» при выборе стратегии взаимодействия предприятий в условиях неопределенности. Автором проиллюстрированы 3 критерия принятия оптимального решения (критерий Вальда, критерий Лапласа и критерий Гурвица).

Ключевые слова:принятие решения,игры с природой,взаимодействие предприятий

Цель данной работы — рассмотрение математической модели «игры с природой» на основе обобщенного анализа нескольких форм взаимодействия предприятий на основе сотрудничества.

Мировой опыт показывает, что существует достаточное количество форм взаимодействия предприятий, включая как жесткие типы управления — концерны, так и мягкие (картели, ассоциации и проч.).

В данной работе будут рассмотрены такие формы как: межфирменные сети, консорциум и альянс, потому как все три формы имеют межотраслевой вид взаимодействия и коммерческий характер хозяйственных отношений.

При выборе стратегии взаимодействия предприятий целесообразно обратиться к математической модели «игры с природой». Игра с природой — это матрица, содержащая элементы, обозначающие выигрыш игрока, но никак не проигрыш природы (обстоятельств).

Важно отметить, что с одной стороны выбор оптимальной стратегии для игрока облегчен, но с другой — выбор осложнен отсутствием конкретных данных о состоянии природы.

Задачи в играх с природой имеют 2 вида: задачи о принятии решений в условиях неопределенности (отсутствие конкретных данных о возможных состояниях природы) и задачи о принятии решений в условиях риска (наличие сведений о вероятности наступления тех или иных обстоятельств).

При исследовании всевозможных вариантов принятия решений используют определенные критерии, которые выступают помощниками при формировании логического подхода к выбору той или иной стратегии поведения.

Основные критерии принятия оптимального решения при выборе стратегии поведения:

− критерий Вальда;

− критерий Лапласа;

− критерий Гурвица.

В качестве стратегии автором рассматриваются следующие формы взаимодействия:

  1. Альянс (А1), планируемая прибыль от реализации проекта — 310 млн. руб.
  2. Консорциум (А2), планируемая прибыль от реализации проекта — 200 млн. руб.
  3. Межфирменные сети (А3), планируемая прибыль от реализации проекта — 403 млн. руб.

По прогнозам предприятия спрос потребителей на услуги может быть выражен в четырёх видах (П): 25, 30, 35 или 40 млн. руб., таким образом, каждый вид спроса имеет максимальную сумму затрат на развитие предприятия.

Необходимо выбрать оптимальную стратегию, используя критерии Вальда, Гурвица и Лапласа.

  1. Критерий Вальда:

Данный критерий (пессимистичный) предназначен для ситуаций, в которых игрок (А) предполагает наихудший вариант исхода событий и выбирает максимальный вариант из всех наихудших.

Поэтому вначале необходимо найти вариант максимальных затрат из всех представленных, а далее — вычленить минимальные затраты (таб. 1):

Таблица 1

Расчет затрат по критерию Вальда

П1

П2

П3

П4

Минимум

Максимум из минимума

Альянс, А1

285

280

275

270

270

Консорциум, А2.

175

170

265

160

160

Межфирменные сети, А3.

378

373

368

363

363

363

По критерию Вальда, максимум прибыли принесет стратегия (А3).

  1. Критерий Гурвица:

Данный критерий (пессимистично-оптимистичный) помогает увидеть как наихудший, так и наилучший вариант и выбрать эффективный вариант стратегии предприятия. Критерий Гурвица помогает сфокусировать внимание на оценке двух возможных исходов событий (оптимистичного и пессимистичного) на основании расчета коэффициента оптимизма:

max (A*max П + (1-A)*min П),

где А — степень оптимизма (от 0 до 1).

В данном примере определим А равной 0,5.

Определим максимальные и минимальные затраты (таб. 2):

Таблица 2

Расчет затрат по критерию Гурвица

П1

П2

П3

П4

Максимум

Минимум

Альянс, А1

285

280

275

270

285

270

Консорциум, А2.

175

170

265

160

265

160

Межфирменные сети, А3.

378

373

368

363

378

363

Используем формулу и определим минимальные затраты (таб. 3):

Таблица 3

Определение минимальных затрат по критерию Гурвица

Min

Max

А * Min + (1— А) * Max

Минимум

Альянс, А1

270

285

270 * 0,5 + 285 * (1–0,5) = 277,5

277,5

Консорциум, А2

160

265

160 * 0,5 + 265 * (1–0,5) = 212,5

212,5

Межфирменные сети, А3

363

378

363 * 0,5 + 378 * (1–0,5) =370,5

370,5

Опираясь на данные из таблицы 3, можно сделать вывод, что оптимальная стратегия — А3.

  1. Критерий Лапласа:

Критерий Лапласа (принцип недостаточного основания) оптимистично устанавливает вероятности состояний природы (П) в едином размере, так как доподлинно будущие состояния неизвестны, и нет основания принимать их в разных размерах.

При расчете затрат по критерию Лапласа вначале необходимо суммировать все данные по каждой строке (таб. 4):

Таблица 4

Расчет затрат по критерию Лапласа

П1

П2

П3

П4

Сумма

Минимум из максимума

Альянс, А1

285

280

275

270

1 110

Консорциум, А2.

175

170

265

160

770

770

Межфирменные сети, А3.

378

373

368

363

1 482

Далее предполагаем, что вероятность каждого варианта спроса потребителей одинакова, определим ее как 1 / 2 и умножим сумму каждой строки на эту вероятность (таб. 5):

Таблица 5

Расчеты по критерию Лапласа

Сумма

Вероятность

Итого

Альянс, А1

1 110

1 / 2

555

Консорциум, А2.

770

1 / 2

385

Межфирменные сети, А3.

1 482

1 / 2

741

По критерию Лапласа, максимальную прибыль предприятие получит от реализации стратегии по созданию межфирменной сети (А3).

Исходя из данных, полученных в результате расчетов, можно прийти к выводу, что оптимальным решением можно считать создание межфирменной сети, даже если принять все вероятности поведения «природы» (П) равными.

Литература:

  1. Дробышевская Л. Н. Межфирменное сетевое взаимодействие: сущность и формы [Текст] / Л. Н. Дробышевская, И. Г. Ларионова // Российское предпринимательство. — 2013. — № 11 (233). — С. 15–24.
  2. Лабскер Л. Г. Экономические игры с природой (практикум с решениями задач): учебное пособие / Лабскер Л. Г., Ященко Н. А. — М.: КНОРУС, 2015. — 512 с.
  3. Никитаева А. Ю. Модели межфирменного взаимодействия: использование потенциала партнерства для модернизации основных сегментов хозяйственного комплекса Юга России [Текст] / А. Ю. Никитаева, А. В. Алешин // Terra Economicus. — 2013. — № 3. Часть 2. Том 11. — С. 101–106.
  4. Слива И. И. Применение метода теории игр для решения экономических задач // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. — 2013. — № 1.
Основные термины (генерируются автоматически): критерий, расчет затрат, альянс, консорциум, оптимальная стратегия, оптимальное решение, планируемая прибыль, реализация проекта, сеть, межфирменная сеть.


Ключевые слова

принятие решения, игры с природой, взаимодействие предприятий

Похожие статьи

Современное состояние процессов планирования на предприятии

Он носит доказательный характер относительно перспектив реализации проекта и развития

Расчетно-аналитический методиспользуется для расчета показателей плана, анализа их

При выборе наиболее оптимального варианта могут применяться следующие критерии...

Формирование стратегии компании с использованием матриц...

Ключевые слова: стратегическое планирование, стратегия, пять сил Портера, матрица БКГ

В таком положении следует получать максимальную прибыль, воздержаться от инвестиций, либо выходить из

Системный анализ и принятие решений: Учебник / А. В. Андрейчиков, О. Н...

Проектное управление как инструмент реализации стратегии...

Расчет затрат на продвижение услуг сиспользованием информационных технологий.

Продвижение в сети интернет. 15.500. Заказ полиграфической продукции.

Похожие статьи. Бизнес-планирование как инструмент реализации стратегии предприятия.

Интегрированное планирование в цепях поставок: проблемы...

Состав показателей KPI при реализации проекта интегрированного планирования.

Рис. 2. Состав затрат розничной сети в процентах от выручки на обслуживание цепи поставок.

Недополученная прибыль, если покупатель принимает решение о покупки товара конкурента.

К вопросу о сущности межфирменного сетевого взаимодействия

Полную рациональность можно рассматривать как допущение о том, что участники межфирменной сети, используя преимущества обладания различными ресурсами, формируют стратегию достижения поставленных целей оптимальным способом.

Стратегия и тактика выхода компании на внешние рынки

К числу факторов, обуславливающих принятие решения о необходимости расширения

На наш взгляд, эффективное решение ключевых вопросов реализации маркетинговой стратегии

В. Королев Использование межфирменного сотрудничества в развитии инновационных...

Бизнес-планирование как инструмент реализации стратегии...

...прибыли, оптимизацию структуры расчетов с контрагентами, уменьшение затрат, политику в сфере

Сафронов Д. М. Формирование механизма реализации инновационных проектов

Проектное управление как инструмент реализации стратегии развития компании.

Бизнес-план как ключевой документ при создании и развитии...

3. Инвестиционный план является одной из самых важных частей бизнес проекта, который предназначен для создания модели реализации проекта во времени и оптимального распределения инвестиционных...

Этапы планирования и разработки инвестиционной стратегии...

− сформировать основную базу критериев для выбора инвестиционных решений, отвечающих поставленным задачам.

инвестиции, оценка эффективности, инновационный проект, инвестиционная стратегия, инвестиционная программа.

Похожие статьи

Современное состояние процессов планирования на предприятии

Он носит доказательный характер относительно перспектив реализации проекта и развития

Расчетно-аналитический методиспользуется для расчета показателей плана, анализа их

При выборе наиболее оптимального варианта могут применяться следующие критерии...

Формирование стратегии компании с использованием матриц...

Ключевые слова: стратегическое планирование, стратегия, пять сил Портера, матрица БКГ

В таком положении следует получать максимальную прибыль, воздержаться от инвестиций, либо выходить из

Системный анализ и принятие решений: Учебник / А. В. Андрейчиков, О. Н...

Проектное управление как инструмент реализации стратегии...

Расчет затрат на продвижение услуг сиспользованием информационных технологий.

Продвижение в сети интернет. 15.500. Заказ полиграфической продукции.

Похожие статьи. Бизнес-планирование как инструмент реализации стратегии предприятия.

Интегрированное планирование в цепях поставок: проблемы...

Состав показателей KPI при реализации проекта интегрированного планирования.

Рис. 2. Состав затрат розничной сети в процентах от выручки на обслуживание цепи поставок.

Недополученная прибыль, если покупатель принимает решение о покупки товара конкурента.

К вопросу о сущности межфирменного сетевого взаимодействия

Полную рациональность можно рассматривать как допущение о том, что участники межфирменной сети, используя преимущества обладания различными ресурсами, формируют стратегию достижения поставленных целей оптимальным способом.

Стратегия и тактика выхода компании на внешние рынки

К числу факторов, обуславливающих принятие решения о необходимости расширения

На наш взгляд, эффективное решение ключевых вопросов реализации маркетинговой стратегии

В. Королев Использование межфирменного сотрудничества в развитии инновационных...

Бизнес-планирование как инструмент реализации стратегии...

...прибыли, оптимизацию структуры расчетов с контрагентами, уменьшение затрат, политику в сфере

Сафронов Д. М. Формирование механизма реализации инновационных проектов

Проектное управление как инструмент реализации стратегии развития компании.

Бизнес-план как ключевой документ при создании и развитии...

3. Инвестиционный план является одной из самых важных частей бизнес проекта, который предназначен для создания модели реализации проекта во времени и оптимального распределения инвестиционных...

Этапы планирования и разработки инвестиционной стратегии...

− сформировать основную базу критериев для выбора инвестиционных решений, отвечающих поставленным задачам.

инвестиции, оценка эффективности, инновационный проект, инвестиционная стратегия, инвестиционная программа.

Задать вопрос