Экономические интересы субъектов хозяйствования в условиях межфирменной кооперации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Экономическая теория

Опубликовано в

V международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Самара, август 2016)

Дата публикации: 18.07.2016

Статья просмотрена: 845 раз

Библиографическое описание:

Канакина, В. А. Экономические интересы субъектов хозяйствования в условиях межфирменной кооперации / В. А. Канакина. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 5-9. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/217/10902/ (дата обращения: 18.04.2024).



В процессе хозяйственной деятельности предприятия (фирмы) становятся субъектами непрерывной конкурентной борьбы за право владения ограниченными ресурсами или благом для удовлетворения потребностей. В целях повышения эффективности предпринимательской деятельности и для согласования экономических интересов агентов хозяйствования возникла необходимость в установлении партнерских отношений, которые проявляются в объединении усилий двух и более фирм.

Анализ кооперации на основе институциональной теории позволяет нам рассматривать ее как комплекс установленных правил, норм поведения партнеров, как коалицию, как сеть контрактов, договоров между хозяйствующими субъектами, в которых отражены обязательства и заинтересованность сторон.

Следует отметить, что не сформировалось единого определения института, в том числе экономического. Нами разделяется точка зрения Н. С. Чернецовой, согласно которой под экономическим институтом понимается «структурированная общественная форма экономических интересов, обеспечивающая условия их реализации, а, следовательно, функционирования и развития отношений хозяйствующих субъектов» [6, с. 24].

Выделяют формальные и неформальные институты. Под неформальными институтами понимаются неписанные правила, традиции, обычаи, кодексы поведения; формальные институты — писанные правила, такие как конституции, законодательства, право собственности и др. Создание формальных институтов обусловлено тем, что в процессе хозяйственной деятельности могут ущемляться интересы одних экономических агентов за счет более полной реализации интересов других субъектов экономики, поэтому необходимы специальные (писанные) правила, нормы, законодательные акты, которые учитывают интересы всех участников партнерства. Таким образом, институциональные отношения, к которым мы можем отнести отношения сотрудничества (партнерства), соперничества, конкуренции, формируют рамки функционирования экономических отношений [4, с. 55], которые призваны учитывать интересы каждого участника кооперации.

Современный этап развития как отечественной, так и зарубежной экономики характеризуется ростом межфирменной кооперации. Каждая фирма, вступая в кооперационные связи, знает, что она хотела бы получить от сотрудничества и, взаимодействуя с другими фирмами, стремится реализовать свои экономические интересы.

Институциональные отношения в межфирменном сотрудничестве создают «правила» игры, направляя действия партнеров по определенному руслу; они устанавливают нормы и порядок поведения, ограничивают экономические отношения, придавая им организованность [3, с. 55]. Данная форма сотрудничества носит долгосрочный характер, базируется на экономических интересах каждого субъекта кооперации и обладает механизмом согласования их интересов.

Каждой системе экономических отношений соответствуют свои правила и нормы взаимодействия между хозяйствующими субъектами, соответственно, их экономические интересы меняются в зависимости от экономической системы. Так, в условиях командно-административной системы взаимодействие хозяйствующих субъектов было опосредовано государственным вмешательством. Вся экономика страны была представлена как единое государственное хозяйство, в котором отдельные хозяйствующие субъекты «должны были взаимодействовать по прямому предписанию, т. е. по плановым заданиям органов государственной власти» [2, с. 60]. Поэтому экономические отношения между агентами кооперации координировались при помощи государства, они были лишены возможности самим выбирать себе партнеров и налаживать с ними производственные связи, что находилось в противоречии с интересами большинства экономических субъектов, т. е. интересы партнеров (производителей), потребителей могли не совпадать.

С переходом к рынку появилась новая система экономических отношений, в которой сложились новые правила поведения, политические, социальные, экономические, правовые и другие нормы способствующие созданию партнерских отношений между хозяйствующими субъектами. В новых условиях экономические отношения (экономическое партнерство) формируются в результате самостоятельных и целенаправленных действий агентов рынка, которые заинтересованы в получение дохода от использования принадлежащих им факторов производства. Сопряженность экономических интересов хозяйствующих субъектов (фирм, предприятий) ведет к созданию устойчивых и долгосрочных кооперационных связей, которые помогают им повысить эффективность производства, расширить рынок сбыта готовой продукции, снизить издержки и выстоять в конкурентной борьбе.

В условиях рыночной экономики под кооперацией как институциональной формой согласования экономических интересов межфирменного сотрудничества следует понимать взаимовыгодную, долгосрочную совместную деятельность экономически обособленных бизнес-предприятий, которые признают только добровольное сотрудничество в выполнении тех или иных функций. Деятельность любого коммерческого предприятия нацелена на получение прибыли, следовательно, совместное производство нескольких фирм, создается, прежде всего, для получения большей прибыли от совместной хозяйственной деятельности и для снижения транзакционных издержек, и только потом для удовлетворения в порядке труда нужд членов общества, в том числе индивидуальных потребителей [1, с. 125]. Межфирменное сотрудничество позволяет максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы фирм и иметь дополнительную выгоду от совместной деятельности в процессе воспроизводства за счет согласования экономических интересов субъектов кооперации. Подобное сотрудничество действует на основе контрактных отношений, взаимопомощи, самоуправления, других принципов и ценностей кооперации.

При анализе кооперации как институциональной формы согласования экономических интересов межфирменного сотрудничества можно выделить две и более фирмы (бизнес-предприятий) в качестве субъектов кооперации с присущими им однонаправленными экономическими интересами. Данные экономические интересы схожи с личными интересами предпринимателя (руководителя предприятия). Это связано с тем, что в условиях анализируемой кооперации интересы фирмы напрямую ассоциируются с интересами предпринимателя. Каждый руководитель заинтересован в сохранении своего статуса, в эффективной работе своей фирмы, т. к. от этого зависит полнота реализация личных интересов его самого и членов коллектива. К вышеперечисленным интересам предпринимателя (руководителя предприятия) при данной форме кооперации следует добавить интересы в получении организационной и финансовой поддержки со стороны государства; в конкурентоспособности; в рынке сбыта и его расширении (см. таблицу 1).

Таким образом, кооперативные структуры представляют собой альянсы бизнес-предприятий со схожими экономическими интересами и целями. В результате каждая фирма — член кооперативной структуры — вследствие подобного партнерства получает дополнительную прибыль и снижает издержки, что и обуславливает ее экономический интерес как участника межфирменного сотрудничества [7, с. 18].

Таблица 1

Экономические интересы фирм вусловиях кооперации как институциональном механизме согласования экономических интересов межфирменного сотрудничества

Однонаправленные интересы двух иболее фирм

Сопряженные интересы двух иболее фирм

− в эффективной организации работы коллектива;

− в развитии предприятия как производственной единицы;

− в загрузке производственных мощностей;

− в снижении затрат (издержек) производства;

− в занятии предприятием своей ниши на рынке товаров и услуг;

− в получении прибыли;

− в квалифицированной рабочей силе;

− в росте конкурентоспособности;

− в рынке сбыта и его расширении

− интерес в получении прибыли и интерес в снижении затрат;

− интерес в эффективной организации работы коллектива и интерес в квалифицированной рабочей силе;

− интерес в занятии предприятием своей ниши на рынке товаров и услуг и интерес в развитии предприятия как производственной единицы;

− интерес в загрузке производственных мощностей и интерес в получении организационной и финансовой поддержки со стороны государства;

− интерес в конкурентоспособности и интерес в рынке сбыта и его расширении

На основе анализа экономических интересов хозяйствующих субъектов межфирменного сотрудничества, можно сделать вывод, что каждое бизнес-предприятие, принимая решение о сотрудничестве действует в интересах своего предприятия — получение дохода и прибыли, сокращение издержек за счет партнерских отношений, возможность выстоять в конкурентной борьбе. Однако надо иметь в виду, что фирма, являясь самостоятельной хозяйствующей единицей, имеет свой штат сотрудников. Интересы трудового коллектива напрямую связаны с интересами фирмы (бизнес-предприятия). Если фирма успешно ведет хозяйственную деятельность, стремится к расширению производства, то и каждый член трудового коллектива, и коллектив фирмы в целом имеют возможность для реализации своих экономических интересов. Исходя из того, что работники, предприниматели (руководители) и бизнес как представитель реального сектора экономики страны являются членами общества, а общественный интерес трактуется как общее в интересах различных коллективов и поэтому всех членов общества [7, с. 100], то в рассматриваемой форме кооперации реализуется и общественный экономический интерес.

Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что реализация личных, коллективных и общественных интересов в условиях кооперации как институциональной формы согласования экономических интересов межфирменного сотрудничества связана с установлением формальных и неформальных правил и норм поведения, которые проявляются в направленности действий двух и более хозяйствующих субъектов. Взаимосвязь личных, коллективных, общественных интересов при кооперации как институциональной формы межфирменного сотрудничества представлена в схеме 1.

Рис. 1. Взаимосвязь личных, коллективных, общественных интересов при кооперации как институциональной формы межфирменного сотрудничества

Литература:

  1. Бруцкус Б. К теории кооперации // Вопросы экономики. № 10, 1995.
  2. Евстафьев Н. В. Место и роль государства в системе взаимодействия субъектов хозяйствования // Ученые записки казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2005. № 3.
  3. Калентьева Н. А. Экономические и институциональные интересы монополии в современной экономике // Экономические науки. — 2010. № 3 (64).
  4. Михайлов А. М. Проблемы реализации экономических и институциональных интересов собственников факторов производства: Монография / Под ред. А. В. Мещерова. — М.: Экономические науки, 2006.
  5. Соловьев А. В. Кооперация малых предприятий // Российское предпринимательство. № 8, Вып. 1(95), 2007.
  6. Чернецова Н. С. Диалектика взаимосвязи социально-экономических институтов, институциональных механизмов и экономических интересов // Государство и рынок: механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса. — СПб: Астерион. — 2010. — Т. 2.
  7. Чернецова Н. С. Теория и методология исследования экономических интересов / Н. С. Чернецова. — М.: МИЭТ: УЧЛИТВУЗ, 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): интерес, межфирменное сотрудничество, отношение, рынок сбыта, субъект, фирма, институциональная форма согласования, получение прибыли, институциональная форма, квалифицированная рабочая сила.

Похожие статьи

Формы совместного предпринимательства: теоретический аспект

В настоящее время совместное предпринимательство — одна из важнейших форм регулирования межфирменных рыночных

Причины появления таких фирм, прежде всего, связаны с заинтересованностью в обширных рынках сбыта продукции и в привлечении...

К вопросу о сущности межфирменного сетевого взаимодействия

Межфирменное сотрудничество позволяет максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы фирм и иметь дополнительную выгоду от совместной деятельности в процессе воспроизводства за счет согласования экономических интересов субъектов...

Значение организационно-правовой формы субъектов малого...

Библиографическое описание: Газарян Э. Э. Значение организационно-правовой формы субъектов малого бизнеса

Однако предприниматель может привлечь дополнительную рабочую силу и зарегистрировать индивидуальное (семейное) частное предприятие.

Российские бизнес-корпоративные структуры: воздействие на...

Утвердился «олигархический» тип согласования интересов.

институциональное оформление корпоративного сектора и т. д. Взаимодействие малого бизнеса и органов

Корпоративная форма ведения российского бизнеса — явление сравнительно новое, поэтому...

Экономическое содержание рынка труда | Статья в журнале...

организация единой, замкнутой по территории и эффективно функционирующей институциональной инфраструктуры рынка труда

рынок труда, рабочая сила, заработная плата, работник, работодатель, отношение, субъект рынка труда, сегментация рынка труда...

Необходимость становления института социального партнерства...

Социальное партнерство - система институтов и механизмов согласования интересов участников

Институциональные возможности развития социально-трудовых...

Регулирование социально-трудовых отношений во... рабочая сила, заработная плата...

Стратегия и тактика выхода компании на внешние рынки

‒ возможность получения более высокого дохода

В. Королев Использование межфирменного сотрудничества в развитии инновационных

Ключевые слова: теоретико-игровая модель, конкуренция, рынок сбыта продукции, матрица игры, платежная функция.

Развитие нетрадиционных форм занятости в дистрибьюторских...

В организацию дистрибьюторов объединяет: формы устойчивого взаимодействия внутри дистрибьюторской сети и договорные отношения с

Современные тенденции рынка сбыта товаров DIY. Переход на СТМ розничных сетей, интерес к дешевым товарам.

Похожие статьи

Формы совместного предпринимательства: теоретический аспект

В настоящее время совместное предпринимательство — одна из важнейших форм регулирования межфирменных рыночных

Причины появления таких фирм, прежде всего, связаны с заинтересованностью в обширных рынках сбыта продукции и в привлечении...

К вопросу о сущности межфирменного сетевого взаимодействия

Межфирменное сотрудничество позволяет максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы фирм и иметь дополнительную выгоду от совместной деятельности в процессе воспроизводства за счет согласования экономических интересов субъектов...

Значение организационно-правовой формы субъектов малого...

Библиографическое описание: Газарян Э. Э. Значение организационно-правовой формы субъектов малого бизнеса

Однако предприниматель может привлечь дополнительную рабочую силу и зарегистрировать индивидуальное (семейное) частное предприятие.

Российские бизнес-корпоративные структуры: воздействие на...

Утвердился «олигархический» тип согласования интересов.

институциональное оформление корпоративного сектора и т. д. Взаимодействие малого бизнеса и органов

Корпоративная форма ведения российского бизнеса — явление сравнительно новое, поэтому...

Экономическое содержание рынка труда | Статья в журнале...

организация единой, замкнутой по территории и эффективно функционирующей институциональной инфраструктуры рынка труда

рынок труда, рабочая сила, заработная плата, работник, работодатель, отношение, субъект рынка труда, сегментация рынка труда...

Необходимость становления института социального партнерства...

Социальное партнерство - система институтов и механизмов согласования интересов участников

Институциональные возможности развития социально-трудовых...

Регулирование социально-трудовых отношений во... рабочая сила, заработная плата...

Стратегия и тактика выхода компании на внешние рынки

‒ возможность получения более высокого дохода

В. Королев Использование межфирменного сотрудничества в развитии инновационных

Ключевые слова: теоретико-игровая модель, конкуренция, рынок сбыта продукции, матрица игры, платежная функция.

Развитие нетрадиционных форм занятости в дистрибьюторских...

В организацию дистрибьюторов объединяет: формы устойчивого взаимодействия внутри дистрибьюторской сети и договорные отношения с

Современные тенденции рынка сбыта товаров DIY. Переход на СТМ розничных сетей, интерес к дешевым товарам.