Мотивация персонала спортивной организации: теоретические основы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №15 (95) август-1 2015 г.

Дата публикации: 31.07.2015

Статья просмотрена: 3895 раз

Библиографическое описание:

Патрахин, А. И. Мотивация персонала спортивной организации: теоретические основы / А. И. Патрахин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 640-643. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21395/ (дата обращения: 26.04.2024).

В статье предпринята попытка обзора теоретических основ мотивации персонала спортивной организации. Автором рассмотрены классификации мотивов отечественных и зарубежных исследователей с учетом уровня спортивной карьеры, а также этапы построения эффективной системы мотивации.

Ключевые слова:мотив, система мотивации, потребности, персонал спортивной организации, уровень спортивной карьеры, этапы системы мотивации.

 

Проблема мотивации является одной из базовых в управлении персоналом спортивной организации[1], она достаточно сложна как в теоретико-методическом, так и в прикладном плане. Стоит отметить, что в современном менеджменте существует более 300 определений мотивации и около 40 теорий, объясняющих механизм трудовой мотивации. Однако нельзя с полной уверенностью утверждать, что механизмы мотивации персонала изучены в полном объеме. Многообразие литературы по проблемам мотивации персонала сопровождается и достаточно большим количеством точек зрения на сущность и причины появления данного феномена. При этом стоит отметить, что общим недостатком существующих позиций является отсутствие системного подхода к рассмотрению процесса мотивации. Именно это служит поводом продолжающегося поиска принципов организации систем мотивации, которые смогли бы отразить особенности условий деятельности в организациях различного профиля.

Исследование общих проблем мотивации и стимулирования персонала нашли отражение в трудах многих отечественных ученых: И. В. Андреева, О. С. Анисимова, О. С. Виханского, Г. У. Зайцева, Е. П. Ильина, Н. А. Калигина, Н. С. Пряжникова, Б. А. Райзберга, А. М. Сергеева, Т. О. Соломанидиной и др.

При этом научные работы, посвященные мотивации персонала спортивных организаций, относительно немногочисленны, среди них можно отметить труды Е. П. Ильина, Е. Г. Знаменской, Р. А. Пилояна, М. В. Китаевой, С. В. Ильинского, Н. Б. Стамбуловой и др. Таким образом, можно констатировать, что в современном спортивном менеджменте не представляется возможным дать исчерпывающее теоретическое раскрытие проблемы мотивации персонала спортивной организации, так как она находится в стадии интенсивной разработки. Данный факт обусловил выбор темы представленной статьи, а также ее структуру и содержание.

Долгосрочные цели и планы, управленческие решения, организация и координация процессов не принесут должного эффекта без обеспечения мотивации персонала. Как гласит один из постулатов управления, «единственный способ заставить человека сделать что-либо — это сделать так, чтобы он сам этого захотел [2]».

Мотивация играет серьезную роль в системе управления организацией и является одной из ведущих функцией спортивного менеджмента. Отметим, что мотивация может восполнять несовершенства других функций спортивного менеджмента. Однако при этом слабую мотивацию персонала практически невозможно чем-либо компенсировать и уравновесить за счет других функций. Именно по данной причине менеджер (тренер) должен уметь мотивировать исполнителей (спортсменов) на достижение целей спортивной организации.

Российский исследователь Р. А. Пилоян определяет мотивацию спортивной деятельности как особое состояние личности спортсмена, служащее основой для постановки и воплощения целей, направленных на достижение максимально возможного спортивного результата [5, с. 75]. Мотивация воздействует на характер всех процессов спортивной деятельности: реакцию на нагрузку, восстановление, усвоение новых знаний, волю к победе и др. Наиболее важной особенностью спортивной мотивации является ее прямое влияние на соревновательный результат.

Многими авторами в России и за рубежом предпринимались попытки упорядочить мотивы занятий спортом, систематизировать их на основе различных критериев.

Например, российский ученый В. И. Тропников, исследуя мотивы занятия спортом, выделил следующие:

-        общение;

-        материальные блага;

-        развитие характера и психических качеств;

-        физическое совершенство;

-        улучшение самочувствия и здоровья;

-        эстетическое удовольствие и острые ощущения;

-        приобретение полезных для жизни умений и знаний;

-        потребность в одобрении;

-        повышение престижа;

-        желание славы;

-        познание [7, с. 83].

Представитель зарубежной школы, американский психолог Б.Дж. Кретти сузил перечень ведущих мотивов, побуждающих заниматься спортом:

-        стремление к стрессу и его преодоление;

-        стремление к совершенству;

-        повышение социального статуса;

-        потребность быть членом спортивной команды, частью коллектива;

-        получение материальных поощрений [3, с. 67].

При всем различии в определении перечня мотивов, практически все исследователи сходятся во мнении, что на разных этапах спортивной карьеры доминируют определенные мотивы. В настоящее время принято выделять 4 этапа спортивной карьеры:

1)      начальный этап;

2)      этап специализации;

3)      этап спортивного профессионализма;

4)      этап завершения активных выступлений.

Как правило, на начальном этапе преобладают следующие мотивы: удовлетворение от занятий спортом; желание быть здоровым и физически развитым; стремление к общению, а также к самосовершенствованию и развитию волевых качеств. Этап специализации характеризуется стабильным познавательным интересом к виду спорта, желанием получить высокие результаты. На этапе спортивного профессионализма основными мотивационными факторами у спортсменов становятся, прежде всего, желание развивать и поддерживать свои достижения, а также формировать персональный имидж и репутацию в спортивной сфере. Немаловажно для спортсмена на данном этапе создать условия, способствующие прославлению своей страны, развитию данного вида спорта, а также обеспечению своего материального благополучия. По мнению современных исследователей, этап завершения активных выступлений связан с понижением спортивных результатов, насыщением спортивной деятельностью, «эмоциональным выгоранием» спортсменов [7].

Знание мотивов спортсменов играет важную роль в построении системы их мотивации, особенно сегодня, когда проблема недостаточной психологической мотивации зачастую является главной причиной низких результатов выступлений на соревнованиях различного уровня.

Также немаловажны результаты научного исследования С. В. Ильинского, подтвердившие гипотезу, что для разных видов спорта характерны свои доминирующие мотивы [1, с. 80]. Мотивы спортивных достижений формируются при условии, что в организации имеется необходимый перечень благ, соответствующих потребностям спортивного персонала, а трудовая деятельность позволяет получить данные блага с меньшими моральными и материальными издержками, чем другие виды деятельности.

Отметим, что для эффективного действия системы мотивации важную роль играет и соблюдение ряда последовательных этапов ее построении, при этом в рамках каждого этапа должны использоваться соответствующие инструменты и методы.

Традиционно выделяют следующие этапы создания эффективной системы мотивации персонала спортивной организации:

I этап. Оценка мотивов и ведущих потребностей персонала организации.

Оценка актуальных мотивов и потребностей персонала спортивной организации в настоящее время осуществляется далеко не всегда, это связано, прежде всего, с затратностью временных и материальных ресурсов, а также с тем, что потребности — явление динамичное, подвергающееся изменениям под влиянием внешних и внутренних факторов. К методам определения ведущих потребностей и мотивов можно отнести: беседу, наблюдение, анкетирование, опрос, метод экспертных оценок.

II этап. Разработка индивидуальной системы мотивации по результатам оценки мотивов и потребностей персонала. На данном этапе важно сформировать систему мотивации, которая в полной мере будет соответствовать актуальным потребностям конкретного индивида, а не носить массовый безадресный характер.

III этап. Внедрение системы мотивации персонала в условиях конкретной спортивной организации. Грамотно организованный процесс внедрения системы мотивации играет большую роль. Система мотивации должна соответствовать ряду требований: в основе опираться на достижения современной науки, быть доступной и понятной для спортивного персонала, а также носить индивидуальный характер.

IV этап. Оценка эффективности внедренной системы мотивации персонала. В рамках данного этапа стоит учитывать динамику следующих показателей: удовлетворенность спортивного персонала, показатели их профессиональных достижений, изменение положения спортивной организации. Результаты оценки эффективности действующей системы мотивации служат основой для дальнейших корректирующих действий.

Таким образом, можно сделать вывод, что вопросы мотивации персонала спортивной организации являются актуальными для современного менеджмента. В настоящее время идет процесс формирования методологии данного явления, предприняты попытки систематизации и классификации подходов к определению мотивов персонала спортивной организации (спортсменов). В ходе эмпирических исследований российскими учеными выявлена специфика формирования мотивов у спортсменов, занимающихся разными видами спорта. Несомненно, что эффективная мотивация персонала спортивной организации в большинстве своем зависит от верно определенного мотива индивида, а также от соблюдения рекомендуемых этапов при построении системы мотивации с учетом этапов профессиональной карьеры.

 

Литература:

 

1.      Ильинский С. В. Особенности мотивации спортсменов в различных видах спорта // Вестник Самарской государственной академии. Серия «Психология». 2013, № 1(13). — С. 75–84.

2.      Книги для всех. Функция мотивирования [электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://lib4all.ru/base/B3582/B3582Part27–143.php (дата обращения: 29.06.2015).

3.      Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте. — М., 1986.

4.      Кузовкин В. В. Психотехнический подход к активизации личностного роста в подготовке офицеров запаса: дисс… канд. психол. наук. — М., 2002.

5.      Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности. — М., 1984.

6.      Психология спорта // Проблема мотивов и мотивации спортивной деятельности [электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.deltaplanerizm.ru/read/psiholec/lec5.php (дата обращения 12.07.2015).

7.      Тропников В. И. Структура и динамика мотивов спортивной деятельности: Авторефер. дис. канд. психол. наук. — Л., 1989.



[1] Персонал спортивной организации – это совокупность всех человеческих ресурсов организации, в рамках данной статьи речь идет о спортсменах, как составляющей персонала спортивной организации.

Основные термины (генерируются автоматически): спортивная организация, этап, вид спорта, спортивная карьера, система мотивации, спортивная деятельность, спортивный персонал, начальный этап, современный менеджмент, спортивный менеджмент.


Ключевые слова

мотив, потребности, система мотивации, персонал спортивной организации, уровень спортивной карьеры, этапы системы мотивации

Похожие статьи

Изучение мотивов занятий спортом воспитанников спортивных...

В статье рассматриваются подходы к изучению и классификации мотивов занятий спортом воспитанников спортивных школ. Ключевые слова: спортивная деятельность, мотив. Мотивация к какой-либо деятельности имеет очень высокое значение и особенно она важна...

Критерии эффективности управленческой деятельности...

Современное общество предъявляет высокие требования как к качеству образования, так и к качеству профессиональной деятельности педагогических работников. Особое внимание уделяется спорту и эффективности работы спортивных тренеров.

Мотивация как средство для совершенствования управления...

Применительно к детско-юношеской спортивной школе мотивация работника или сотрудника учреждения и занимающегося является главным побудительным признаком для деятельности и удовлетворения своих потребностей. С помощью мотивации руководитель спортивной...

Тренер как основное звено в деятельности спортивной школы

Тренер является основным звеном в деятельности спортивной школы. Работа квалифицированного тренера необходима для развития любого вида спорта — это очевидный факт.

Организационно-методические особенности подготовки...

Этап спортивного совершенствования (СС). Группы формируются из спортсменов, успешно прошедших этап подготовки в учебно-тренировочных группах и выполнивших спортивный разряд кандидата в мастера спорта.

Модель спортивного менеджера | Статья в журнале...

Ключевые слова: спортивный менеджер, профессии, управленческая деятельность, управление.

Задачей спортивного менеджмента является познание закономерностей функционирования и социального развития физической культуры и спорта в обществе, а также...

Анализ спортивной деятельности с позиции понятия...

Мотивы спортивной деятельности изменяются на протяжении занятий спортом, в том числе может изменяться соотношение внутренних и внешних мотивов. Начальный этап прихода в спорт характеризуются содержательно общими мотивами, независимо от вида спорта...

Роль некоммерческих организаций в спортивном менеджменте

Ключевые слова: спортивный менеджмент, некоммерческие организации,управление деятельностью физкультурно-спортивных организаций. В последнее время в России стало уделяться много внимания развитию и популяризации физической культуры и спорта.

Программа формирования спортивного коллектива в группе...

Отличие спортивного коллектива от других групп занимающихся в том, что коллективы обладают общими признаками (совместная деятельность, общие цели и задачи, определенная организация, межличностные отношения).

Похожие статьи

Изучение мотивов занятий спортом воспитанников спортивных...

В статье рассматриваются подходы к изучению и классификации мотивов занятий спортом воспитанников спортивных школ. Ключевые слова: спортивная деятельность, мотив. Мотивация к какой-либо деятельности имеет очень высокое значение и особенно она важна...

Критерии эффективности управленческой деятельности...

Современное общество предъявляет высокие требования как к качеству образования, так и к качеству профессиональной деятельности педагогических работников. Особое внимание уделяется спорту и эффективности работы спортивных тренеров.

Мотивация как средство для совершенствования управления...

Применительно к детско-юношеской спортивной школе мотивация работника или сотрудника учреждения и занимающегося является главным побудительным признаком для деятельности и удовлетворения своих потребностей. С помощью мотивации руководитель спортивной...

Тренер как основное звено в деятельности спортивной школы

Тренер является основным звеном в деятельности спортивной школы. Работа квалифицированного тренера необходима для развития любого вида спорта — это очевидный факт.

Организационно-методические особенности подготовки...

Этап спортивного совершенствования (СС). Группы формируются из спортсменов, успешно прошедших этап подготовки в учебно-тренировочных группах и выполнивших спортивный разряд кандидата в мастера спорта.

Модель спортивного менеджера | Статья в журнале...

Ключевые слова: спортивный менеджер, профессии, управленческая деятельность, управление.

Задачей спортивного менеджмента является познание закономерностей функционирования и социального развития физической культуры и спорта в обществе, а также...

Анализ спортивной деятельности с позиции понятия...

Мотивы спортивной деятельности изменяются на протяжении занятий спортом, в том числе может изменяться соотношение внутренних и внешних мотивов. Начальный этап прихода в спорт характеризуются содержательно общими мотивами, независимо от вида спорта...

Роль некоммерческих организаций в спортивном менеджменте

Ключевые слова: спортивный менеджмент, некоммерческие организации,управление деятельностью физкультурно-спортивных организаций. В последнее время в России стало уделяться много внимания развитию и популяризации физической культуры и спорта.

Программа формирования спортивного коллектива в группе...

Отличие спортивного коллектива от других групп занимающихся в том, что коллективы обладают общими признаками (совместная деятельность, общие цели и задачи, определенная организация, межличностные отношения).

Задать вопрос