Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №1 (135) январь 2017 г.

Дата публикации: 11.01.2017

Статья просмотрена: 512 раз

Библиографическое описание:

Абдулкиримов Н. А. Критерии эффективности управленческой деятельности спортивного тренера // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 502-504. — URL https://moluch.ru/archive/135/37183/ (дата обращения: 22.04.2018).



Современное общество предъявляет высокие требования как к качеству образования, так и к качеству профессиональной деятельности педагогических работников. Особое внимание уделяется спорту и эффективности работы спортивных тренеров. Для того чтобы всесторонне оценить профессиональную деятельность тренеров, нужна развёрнутая система критериев, затрагивающая все стороны деятельности указанных специалистов.

Согласно рекомендациям Министерства спорта РФ [2] основными показателями, отражающими эффективность работы тренеров, являются:

– число подготовленных спортсменов (выполнивших нормативы спортивных разрядов и званий в отчётный период);

– итоги выступления спортсменов на соревнованиях;

– научно-методическая деятельность, саморазвитие, образование тренера.

Однако, на наш взгляд, при оценке работы тренеров также необходимо рассматривать профессиональные качества (педагогическое мастерство) и индивидуальные свойства личности работника. Более подробное отражение показателей и критериев эффективности профессиональной деятельности тренера послужит хорошим подспорьем не только руководителям спортивных организаций, но и при составлении основных образовательных программ подготовки спортивных тренеров.

Исследования, проведённые нами с использованием метода фотографии рабочего времени, сочетающей в себе метод невключённого наблюдения и измерение временных затрат на выполнение различных видов работ в течение полного рабочего дня, позволил выявить виды профессиональной деятельности спортивных педагогов. Среди них [7]:

– Организация занимающихся на тренировке.

– Демонстрация упражнений и обучение технике двигательных действий и тактике двигательной деятельности.

– Контроль за выполнением двигательных заданий.

– Подготовка спортивного инвентаря, хранение и уход за ним.

– Спортивная самоподготовка.

– Планирование учебно-тренировочного процесса, оформление документов.

– Организация учебно-тренировочных сборов и соревнований.

– Ввод и компьютерная обработка данных учебно-тренировочного процесса, оформление документации.

– Судейство соревнований.

– Индивидуальная работа с занимающимися.

Также нами были вычленены виды деятельности тренеров, которые можно отнести к реализации конкретных управленческих функций — планированию, организации, мотивации, учёту, контролю и коррекция (табл. 1) и установлено, что их реализация занимает более пятидесяти (56,3 %) процентов всего рабочего времени.

Анализ специальной литературы, методических рекомендаций Министерства спорта РФ по организации спортивной подготовки [1] и проведению аттестации тренеров, осуществляющих спортивную подготовку [2], педагогические наблюдения и обобщение опыта оценки эффективности деятельности тренеров-преподавателей [3, 4, 5, 6] позволили нам установить показатели и критерии оценки эффективности управленческой деятельности тренера.

Охарактеризуем основные из них.

Одним из главных показателей эффективности, на наш взгляд, является обеспечение высокого уровня организации икачества учебно-тренировочного процесса, которое может быть оценено через следующую группу критериев (индикаторов):

– укомплектованность групп и сохранность контингента занимающихся в течении учебного года;

– состояние физического здоровья занимающихся и отсутствие случаев спортивного травматизма;

Таблица 1

Основные компоненты управленческой деятельности тренера

У правленческая функция

Трудовая операция

Планирование

– планирование учебно-тренировочных занятий, сборов и соревнований;

– разработка макро-, мезо- и микроциклов тренировки, планов-графиков прохождения учебного материала, программ предсоревновательной подготовки и др.

Организация

– учебно-тренировочных занятий, сборов и соревнований;

– отбора и отсева занимающихся;

– врачебно-педагогического контроля;

– системы мониторинга подготовленности и индивидуальных спортивных достижений спортсменов;

– работы с родителями (законными представителями) юных спортсменов;

– воспитательной работы с занимающимися и др.

Мотивация

– занимающихся к тренировочно-соревновательной деятельности;

– решение воспитательных задач

Контроль

– за выполнением планов и программ подготовки;

– за качеством выполнения двигательных заданий, адекватностью нагрузок;

– за уровнем физической, технической, тактической, психологической, функциональной, интеллектуальной подготовленности спортсмена И др.

Учёт

– ввод, компьютерная обработка, документирование результатов тренировочно-соревновательной и иной деятельности;

– работа с документацией

– успешное освоение занимающимися программ спортивной подготовки: выполнение занимающимися контрольно-переводных нормативов в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки (количество спортсменов, перешедших в последующие по уровню подготовленности учебные группы);

– доля атлетов, переведённых в течении учебного года в организации, осуществляющие спортивную подготовку на более высоком уровне;

– доля воспитанников, принявших участие в спортивных соревнованиях (внутри организации, местных, региональных, субъектов РФ, всероссийских, международных) в течении учебного года;

– организация (участие в проведении) системной диагностики (мониторинга) индивидуальных спортивных достижений занимающихся;

– положительная динамика спортивных достижений занимающихся в течении учебного года;

– достижение спортсменами поставленных целей на запланированный период;

– организация работы и взаимодействие с родителями занимающихся;

– удовлетворённость занимающихся и их родителей (законных представителей) условиями занятий, организацией и качеством учебно-тренировочного процесса.

Наиболее наглядными показателями эффективности тренера выступают спортивные достижения его воспитанников, продемонстрированные как в тренировочных занятиях, так и в условиях соревнований:

– расширение арсенала освоенных двигательных дей- ствий/технико-тактических приёмов и улучшение качества их выполнения;

– позитивные сдвиги в показателях физической и функциональной подготовленности воспитанников;

– улучшение (стабильность) результатов участия воспитанников в спортивных соревнованиях (муниципального, регионального, федерального, международного уровня);

– прирост (сохранение) числа занимающихся, получивших или подтвердивших спортивные разряды и звания;

– увеличение (поддержание достигнутой) численности атлетов, включённых в списки сборных команд (кандидатов в сборные команды) России, субъекта РФ;

– удовлетворённость занимающихся и их родителей (законных представителей) достигнутыми результатами занятий спортом.

Качество документационного обеспечения также является показателем эффективности управленческой деятельности спортивного педагога. Его можно оценить при помощи таких критериев, как:

– наличие (полнота спектра) необходимой документации;

– состояние (содержание, соблюдение правил составления и оформления) документов хозяйственно-финансовой деятельности, планирования, отчётности и др.;

– своевременное предоставление вышестоящему руководству запрашиваемой информации и документации;

– отсутствие нареканий (замечаний, жалоб, выговоров) к документационному обеспечению работы тренера.

Литература:

  1. Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации: Письмо Минспорта России от 12.05.2014 № ВМ-04–10/2554 (ред. от 27.10.2014) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.minsport.gov.ru/press-centre/announcements/6763/ (дата обращения: 10.03.2016).
  2. Методические рекомендации по проведению аттестации тренеров, осуществляющих спортивную подготовку: Письмо Минспорта России от 14.10.2015 № ВМ-04–10/6609 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.minsport.gov.ru/press-centre/news/27632/ (дата обращения: 05.03.2016).
  3. Повышение эффективности работы тренера со спортивным резервом сборной команды Москвы на этапе непосредственной подготовки к ответственным соревнованиям // Методические рекомендации [Электронный ресурс]. — М. — 2012. — URL: http://csp-athletics. ru/images/doc/metod/pedo/metod-pedo-7.5.pdf (дата обращения: 10.03.2016).
  4. Положение о критериях оценки эффективности деятельности тренеров-преподавателей МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» городского округа город Кумертау Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. — URL: https://www.google.ru/dussh- kumertau.narod.ru (дата обращения: 10.03.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): эффективности управленческой деятельности, деятельности тренера, управленческой деятельности тренера, эффективности деятельности тренеров-преподавателей, оценки эффективности деятельности, профессиональной деятельности, спортивных тренеров, учебно-тренировочного процесса, деятельности спортивного тренера, эффективности работы, эффективности профессиональной деятельности, эффективности работы спортивных, эффективности работы тренера, профессиональной деятельности спортивных, виды деятельности тренеров, качеству профессиональной деятельности, оценки эффективности управленческой, подготовки спортивных тренеров, компоненты управленческой деятельности, тактике двигательной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос