Критерии эффективности управленческой деятельности спортивного тренера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №1 (135) январь 2017 г.

Дата публикации: 11.01.2017

Статья просмотрена: 723 раза

Библиографическое описание:

Абдулкиримов Н. А. Критерии эффективности управленческой деятельности спортивного тренера // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 502-504. — URL https://moluch.ru/archive/135/37183/ (дата обращения: 18.09.2018).



Современное общество предъявляет высокие требования как к качеству образования, так и к качеству профессиональной деятельности педагогических работников. Особое внимание уделяется спорту и эффективности работы спортивных тренеров. Для того чтобы всесторонне оценить профессиональную деятельность тренеров, нужна развёрнутая система критериев, затрагивающая все стороны деятельности указанных специалистов.

Согласно рекомендациям Министерства спорта РФ [2] основными показателями, отражающими эффективность работы тренеров, являются:

– число подготовленных спортсменов (выполнивших нормативы спортивных разрядов и званий в отчётный период);

– итоги выступления спортсменов на соревнованиях;

– научно-методическая деятельность, саморазвитие, образование тренера.

Однако, на наш взгляд, при оценке работы тренеров также необходимо рассматривать профессиональные качества (педагогическое мастерство) и индивидуальные свойства личности работника. Более подробное отражение показателей и критериев эффективности профессиональной деятельности тренера послужит хорошим подспорьем не только руководителям спортивных организаций, но и при составлении основных образовательных программ подготовки спортивных тренеров.

Исследования, проведённые нами с использованием метода фотографии рабочего времени, сочетающей в себе метод невключённого наблюдения и измерение временных затрат на выполнение различных видов работ в течение полного рабочего дня, позволил выявить виды профессиональной деятельности спортивных педагогов. Среди них [7]:

– Организация занимающихся на тренировке.

– Демонстрация упражнений и обучение технике двигательных действий и тактике двигательной деятельности.

– Контроль за выполнением двигательных заданий.

– Подготовка спортивного инвентаря, хранение и уход за ним.

– Спортивная самоподготовка.

– Планирование учебно-тренировочного процесса, оформление документов.

– Организация учебно-тренировочных сборов и соревнований.

– Ввод и компьютерная обработка данных учебно-тренировочного процесса, оформление документации.

– Судейство соревнований.

– Индивидуальная работа с занимающимися.

Также нами были вычленены виды деятельности тренеров, которые можно отнести к реализации конкретных управленческих функций — планированию, организации, мотивации, учёту, контролю и коррекция (табл. 1) и установлено, что их реализация занимает более пятидесяти (56,3 %) процентов всего рабочего времени.

Анализ специальной литературы, методических рекомендаций Министерства спорта РФ по организации спортивной подготовки [1] и проведению аттестации тренеров, осуществляющих спортивную подготовку [2], педагогические наблюдения и обобщение опыта оценки эффективности деятельности тренеров-преподавателей [3, 4, 5, 6] позволили нам установить показатели и критерии оценки эффективности управленческой деятельности тренера.

Охарактеризуем основные из них.

Одним из главных показателей эффективности, на наш взгляд, является обеспечение высокого уровня организации икачества учебно-тренировочного процесса, которое может быть оценено через следующую группу критериев (индикаторов):

– укомплектованность групп и сохранность контингента занимающихся в течении учебного года;

– состояние физического здоровья занимающихся и отсутствие случаев спортивного травматизма;

Таблица 1

Основные компоненты управленческой деятельности тренера

У правленческая функция

Трудовая операция

Планирование

– планирование учебно-тренировочных занятий, сборов и соревнований;

– разработка макро-, мезо- и микроциклов тренировки, планов-графиков прохождения учебного материала, программ предсоревновательной подготовки и др.

Организация

– учебно-тренировочных занятий, сборов и соревнований;

– отбора и отсева занимающихся;

– врачебно-педагогического контроля;

– системы мониторинга подготовленности и индивидуальных спортивных достижений спортсменов;

– работы с родителями (законными представителями) юных спортсменов;

– воспитательной работы с занимающимися и др.

Мотивация

– занимающихся к тренировочно-соревновательной деятельности;

– решение воспитательных задач

Контроль

– за выполнением планов и программ подготовки;

– за качеством выполнения двигательных заданий, адекватностью нагрузок;

– за уровнем физической, технической, тактической, психологической, функциональной, интеллектуальной подготовленности спортсмена И др.

Учёт

– ввод, компьютерная обработка, документирование результатов тренировочно-соревновательной и иной деятельности;

– работа с документацией

– успешное освоение занимающимися программ спортивной подготовки: выполнение занимающимися контрольно-переводных нормативов в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки (количество спортсменов, перешедших в последующие по уровню подготовленности учебные группы);

– доля атлетов, переведённых в течении учебного года в организации, осуществляющие спортивную подготовку на более высоком уровне;

– доля воспитанников, принявших участие в спортивных соревнованиях (внутри организации, местных, региональных, субъектов РФ, всероссийских, международных) в течении учебного года;

– организация (участие в проведении) системной диагностики (мониторинга) индивидуальных спортивных достижений занимающихся;

– положительная динамика спортивных достижений занимающихся в течении учебного года;

– достижение спортсменами поставленных целей на запланированный период;

– организация работы и взаимодействие с родителями занимающихся;

– удовлетворённость занимающихся и их родителей (законных представителей) условиями занятий, организацией и качеством учебно-тренировочного процесса.

Наиболее наглядными показателями эффективности тренера выступают спортивные достижения его воспитанников, продемонстрированные как в тренировочных занятиях, так и в условиях соревнований:

– расширение арсенала освоенных двигательных дей- ствий/технико-тактических приёмов и улучшение качества их выполнения;

– позитивные сдвиги в показателях физической и функциональной подготовленности воспитанников;

– улучшение (стабильность) результатов участия воспитанников в спортивных соревнованиях (муниципального, регионального, федерального, международного уровня);

– прирост (сохранение) числа занимающихся, получивших или подтвердивших спортивные разряды и звания;

– увеличение (поддержание достигнутой) численности атлетов, включённых в списки сборных команд (кандидатов в сборные команды) России, субъекта РФ;

– удовлетворённость занимающихся и их родителей (законных представителей) достигнутыми результатами занятий спортом.

Качество документационного обеспечения также является показателем эффективности управленческой деятельности спортивного педагога. Его можно оценить при помощи таких критериев, как:

– наличие (полнота спектра) необходимой документации;

– состояние (содержание, соблюдение правил составления и оформления) документов хозяйственно-финансовой деятельности, планирования, отчётности и др.;

– своевременное предоставление вышестоящему руководству запрашиваемой информации и документации;

– отсутствие нареканий (замечаний, жалоб, выговоров) к документационному обеспечению работы тренера.

Литература:

  1. Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации: Письмо Минспорта России от 12.05.2014 № ВМ-04–10/2554 (ред. от 27.10.2014) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.minsport.gov.ru/press-centre/announcements/6763/ (дата обращения: 10.03.2016).
  2. Методические рекомендации по проведению аттестации тренеров, осуществляющих спортивную подготовку: Письмо Минспорта России от 14.10.2015 № ВМ-04–10/6609 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.minsport.gov.ru/press-centre/news/27632/ (дата обращения: 05.03.2016).
  3. Повышение эффективности работы тренера со спортивным резервом сборной команды Москвы на этапе непосредственной подготовки к ответственным соревнованиям // Методические рекомендации [Электронный ресурс]. — М. — 2012. — URL: http://csp-athletics. ru/images/doc/metod/pedo/metod-pedo-7.5.pdf (дата обращения: 10.03.2016).
  4. Положение о критериях оценки эффективности деятельности тренеров-преподавателей МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» городского округа город Кумертау Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. — URL: https://www.google.ru/dussh- kumertau.narod.ru (дата обращения: 10.03.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): спортивная подготовка, учебно-тренировочный процесс, планирование, профессиональная деятельность, рабочее время, соревнование, субъект РФ, течение, управленческая деятельность тренера.


Похожие статьи

Тренер как основное звено в деятельности спортивной школы

Тренер является основным звеном в деятельности спортивной школы.

Работая тренером, специалист всегда должен пытаться понять, почему во время тренировочного процесса он делает что-то так, а не иначе.

Роль тренера в обеспечении психической готовности игроков...

Критерием профессионализма тренера является педагогическое мастерство ведения учебно-тренировочного процесса, владение и использование современных, научно

Критерии эффективности управленческой деятельности спортивного тренера.

Концепты развития студенческого спорта в России | Молодой ученый

Обобщенная категория совместной деятельности студентов, преподавателей и тренеров в

Таким образом мы сталкиваемся с ситуацией, когда профессиональная составляющая

Кафедра физического воспитания занимается учебным процессом в рамках обязательного...

Анализ подготовки тренеров по футболу к управлению детской...

Учебно-воспитательные и тренировочно-соревновательный процесс в футболе происходит в глубоком взаимодействии игрока и тренера. Он реализуется во время, до или после матчей, при подготовке к матчам или при их разборе, на тренировках...

Организационно-методические особенности подготовки...

Комплектование и организация тренировочного процесса. В спортивных школах выделяют следующие учебные группы: группы начальной подготовки (3 года обучения)

‒ просмотр учебных видеофильмов и кинофильмов, кинограмм и спортивных соревнований

Модель спортивного менеджера | Статья в журнале...

Ключевые слова: спортивный менеджер, профессии, управленческая деятельность

В процессе коммерциализации спортивной экономики, становлением спортивной отрасли

Как вид профессиональной деятельности, менеджмент возникает в результате разделения и...

Методика комплексной оценки спортивной подготовленности...

Ключевые слова: комплексная оценка, спортивная подготовленность, тест, комплексная оценка игрока (КОИ), функциональное состояние, соревновательная деятельность. В настоящее время тренировочный процесс...

Предпрофессиональная подготовка и ее возможности в развитии...

В ходе учебно- тренировочных спортивных занятий подросток расширяет, обогащает и углубляет представления о собственной личности.

Предпрофессиональная подготовка боксера — специально организованный процесс взаимодействия преподавателя-тренера и...

Управление соревновательной деятельностью студентов...

- рациональное построение учебно-тренировочного процесса

В тоже время в структуре интегральной подготовленности отсутствуют данные соревновательной деятельности, являющиеся основой игровой подготовленности.

Тренер как основное звено в деятельности спортивной школы

Тренер является основным звеном в деятельности спортивной школы.

Работая тренером, специалист всегда должен пытаться понять, почему во время тренировочного процесса он делает что-то так, а не иначе.

Роль тренера в обеспечении психической готовности игроков...

Критерием профессионализма тренера является педагогическое мастерство ведения учебно-тренировочного процесса, владение и использование современных, научно

Критерии эффективности управленческой деятельности спортивного тренера.

Концепты развития студенческого спорта в России | Молодой ученый

Обобщенная категория совместной деятельности студентов, преподавателей и тренеров в

Таким образом мы сталкиваемся с ситуацией, когда профессиональная составляющая

Кафедра физического воспитания занимается учебным процессом в рамках обязательного...

Анализ подготовки тренеров по футболу к управлению детской...

Учебно-воспитательные и тренировочно-соревновательный процесс в футболе происходит в глубоком взаимодействии игрока и тренера. Он реализуется во время, до или после матчей, при подготовке к матчам или при их разборе, на тренировках...

Организационно-методические особенности подготовки...

Комплектование и организация тренировочного процесса. В спортивных школах выделяют следующие учебные группы: группы начальной подготовки (3 года обучения)

‒ просмотр учебных видеофильмов и кинофильмов, кинограмм и спортивных соревнований

Модель спортивного менеджера | Статья в журнале...

Ключевые слова: спортивный менеджер, профессии, управленческая деятельность

В процессе коммерциализации спортивной экономики, становлением спортивной отрасли

Как вид профессиональной деятельности, менеджмент возникает в результате разделения и...

Методика комплексной оценки спортивной подготовленности...

Ключевые слова: комплексная оценка, спортивная подготовленность, тест, комплексная оценка игрока (КОИ), функциональное состояние, соревновательная деятельность. В настоящее время тренировочный процесс...

Предпрофессиональная подготовка и ее возможности в развитии...

В ходе учебно- тренировочных спортивных занятий подросток расширяет, обогащает и углубляет представления о собственной личности.

Предпрофессиональная подготовка боксера — специально организованный процесс взаимодействия преподавателя-тренера и...

Управление соревновательной деятельностью студентов...

- рациональное построение учебно-тренировочного процесса

В тоже время в структуре интегральной подготовленности отсутствуют данные соревновательной деятельности, являющиеся основой игровой подготовленности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Тренер как основное звено в деятельности спортивной школы

Тренер является основным звеном в деятельности спортивной школы.

Работая тренером, специалист всегда должен пытаться понять, почему во время тренировочного процесса он делает что-то так, а не иначе.

Роль тренера в обеспечении психической готовности игроков...

Критерием профессионализма тренера является педагогическое мастерство ведения учебно-тренировочного процесса, владение и использование современных, научно

Критерии эффективности управленческой деятельности спортивного тренера.

Концепты развития студенческого спорта в России | Молодой ученый

Обобщенная категория совместной деятельности студентов, преподавателей и тренеров в

Таким образом мы сталкиваемся с ситуацией, когда профессиональная составляющая

Кафедра физического воспитания занимается учебным процессом в рамках обязательного...

Анализ подготовки тренеров по футболу к управлению детской...

Учебно-воспитательные и тренировочно-соревновательный процесс в футболе происходит в глубоком взаимодействии игрока и тренера. Он реализуется во время, до или после матчей, при подготовке к матчам или при их разборе, на тренировках...

Организационно-методические особенности подготовки...

Комплектование и организация тренировочного процесса. В спортивных школах выделяют следующие учебные группы: группы начальной подготовки (3 года обучения)

‒ просмотр учебных видеофильмов и кинофильмов, кинограмм и спортивных соревнований

Модель спортивного менеджера | Статья в журнале...

Ключевые слова: спортивный менеджер, профессии, управленческая деятельность

В процессе коммерциализации спортивной экономики, становлением спортивной отрасли

Как вид профессиональной деятельности, менеджмент возникает в результате разделения и...

Методика комплексной оценки спортивной подготовленности...

Ключевые слова: комплексная оценка, спортивная подготовленность, тест, комплексная оценка игрока (КОИ), функциональное состояние, соревновательная деятельность. В настоящее время тренировочный процесс...

Предпрофессиональная подготовка и ее возможности в развитии...

В ходе учебно- тренировочных спортивных занятий подросток расширяет, обогащает и углубляет представления о собственной личности.

Предпрофессиональная подготовка боксера — специально организованный процесс взаимодействия преподавателя-тренера и...

Управление соревновательной деятельностью студентов...

- рациональное построение учебно-тренировочного процесса

В тоже время в структуре интегральной подготовленности отсутствуют данные соревновательной деятельности, являющиеся основой игровой подготовленности.

Тренер как основное звено в деятельности спортивной школы

Тренер является основным звеном в деятельности спортивной школы.

Работая тренером, специалист всегда должен пытаться понять, почему во время тренировочного процесса он делает что-то так, а не иначе.

Роль тренера в обеспечении психической готовности игроков...

Критерием профессионализма тренера является педагогическое мастерство ведения учебно-тренировочного процесса, владение и использование современных, научно

Критерии эффективности управленческой деятельности спортивного тренера.

Концепты развития студенческого спорта в России | Молодой ученый

Обобщенная категория совместной деятельности студентов, преподавателей и тренеров в

Таким образом мы сталкиваемся с ситуацией, когда профессиональная составляющая

Кафедра физического воспитания занимается учебным процессом в рамках обязательного...

Анализ подготовки тренеров по футболу к управлению детской...

Учебно-воспитательные и тренировочно-соревновательный процесс в футболе происходит в глубоком взаимодействии игрока и тренера. Он реализуется во время, до или после матчей, при подготовке к матчам или при их разборе, на тренировках...

Организационно-методические особенности подготовки...

Комплектование и организация тренировочного процесса. В спортивных школах выделяют следующие учебные группы: группы начальной подготовки (3 года обучения)

‒ просмотр учебных видеофильмов и кинофильмов, кинограмм и спортивных соревнований

Модель спортивного менеджера | Статья в журнале...

Ключевые слова: спортивный менеджер, профессии, управленческая деятельность

В процессе коммерциализации спортивной экономики, становлением спортивной отрасли

Как вид профессиональной деятельности, менеджмент возникает в результате разделения и...

Методика комплексной оценки спортивной подготовленности...

Ключевые слова: комплексная оценка, спортивная подготовленность, тест, комплексная оценка игрока (КОИ), функциональное состояние, соревновательная деятельность. В настоящее время тренировочный процесс...

Предпрофессиональная подготовка и ее возможности в развитии...

В ходе учебно- тренировочных спортивных занятий подросток расширяет, обогащает и углубляет представления о собственной личности.

Предпрофессиональная подготовка боксера — специально организованный процесс взаимодействия преподавателя-тренера и...

Управление соревновательной деятельностью студентов...

- рациональное построение учебно-тренировочного процесса

В тоже время в структуре интегральной подготовленности отсутствуют данные соревновательной деятельности, являющиеся основой игровой подготовленности.

Задать вопрос