Программа формирования спортивного коллектива в группе волейболистов начальной подготовки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №5 (52) май 2013 г.

Статья просмотрена: 3870 раз

Библиографическое описание:

Амплеева, В. В. Программа формирования спортивного коллектива в группе волейболистов начальной подготовки / В. В. Амплеева, Н. О. Курникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 838-841. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6930/ (дата обращения: 20.04.2024).

Данная статья посвящена проблеме формирования спортивного коллектива на основе психолого-педагогических рекомендаций и упражнений.

Ключевые слова:спортивный коллектив, юные волейболисты, программа.

Проблема групп и коллективов, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, — важнейший вопрос, как психологии, так и педагогики. Группа — это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т. п. общности [1]. В целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Коллективность заключается в том, что, объединяя людей общими интересами, она ставит высшей своей целью создание условий для раскрытия индивидуальности каждого члена коллектива и отвечает за реализацию полноценного развития личности. Как известно, спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии и при участии других людей. Спортивная команда также представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями и определёнными взаимоотношениями [1].

Отличие спортивного коллектива от других групп занимающихся в том, что коллективы обладают общими признаками (совместная деятельность, общие цели и задачи, определенная организация, межличностные отношения). Также наиболее важными признаками коллектива являются ценностно-ориентационное единство, общественно полезные результаты деятельности, цели и задачи, опосредованность межличностных отношений целями и задачами спортивной деятельности, высокая способность к самоуправлению и самоорганизации, оптимальные показатели сплоченности и психологического климата [4].

Психолого-педагогическое обеспечение подготовки высококвалифицированных спортсменов выражается, прежде всего, в слаженной организации совместной деятельности спортсменов в команде и их тренеров в учебно-тренировочном процессе и во время соревнований. Отмеченная социально-педагогическая и психологическая специфика современного спорта делает чрезвычайно актуальной разработку путей и методов эффективного управления взаимоотношениями в спортивных коллективах и командах, формирования благоприятной «психологической атмосферы» спортивных команд [4].

Следуя из всего вышесказанного можно сделать вывод,цель любого тренера, работающего с командой — создать спортивный коллектив, который отличается слаженностью и согласованностью действий, когда спортсмены понимают друг друга с полуслова, могут найти совместными усилиями оптимальное решение в самых сложных ситуациях, что является проблемой данного исследования.

Для решения данной проблемы мы разработали программу, использовавшаяся в экспериментальной группе, программа включала в себя:

1.                  Комплекс игр, используемых в учебно-тренировочном процессе.

2.                  Методические рекомендации для тренера.

3.                  Методические рекомендации для спортсменов.

Комплекс игр был разделён на 3 блока:

I. Подготовительный этап (подготовительная игра).

Цель этапа — подготовить учеников к их совместной деятельности в игре, наблюдая за общением детей в коллективе, выявить лидеров и пассивных участников, определить эмоциональный фон в целом.

На данном этапе проводятся игры, которые способствуют внутригрупповой сплоченности, позволяет тренеру не только поучаствовать в ней, но и, прежде всего, узнать о личных интересах каждого ребенка, выявить лидеров формирующегося коллектива, а также детей, способных быть гибкими, умеющими уступать и подчиняться.

I.                   Основной этап (комплекс игр и упражнений, направленный на сплочение и коллективизм группы).

Цель этапа — организовать коллективную спортивную деятельность внутри группы. К концу данного этапа, ребята сами уже выбирают игры и упражнения, идет уже практически самостоятельная деятельность.

На данном этапе, который по временному промежутку самый значительный, можно проводить по две, а то и по три игры или упражнения, если это позволительно по времени.

II.                 Заключительный этап (итоговые упражнения и игры). Этот этап является самым сложным и одновременно важным этапом.

Цель этапа — с помощью наблюдений, выявить, как изменился климат в коллективе группе, как ведут себя лидеры, какие взаимоотношения сложились у ребят.

Здесь на каждом занятии учебно-тренировочного процесса следует проводить по одному упражнению или игре.

Помимо использования комплекса игр и упражнений, описанных выше, тренеру необходимо использовать следующие методические рекомендации:

-          создавать для игроков ситуации руководства и лидерства (руководить разминкой и упражнениями, действуя, как тренер);

-          давать игрокам возможность в тренировках и на играх принимать собственные решения о выбираемой стратегии и тактике (какую подать подачу, какую сыграть комбинацию, какие использовать расстановки);

-          позволять игрокам принимать решения в критические, решающие моменты, когда результат затрагивает интересы тренеров, каждого игрока и команды.

Следующие рекомендации были направлены тренеру для удовлетворения потребности игроков в самоуправлении:

-          сделать взаимодействие игроков частью каждой тренировки (упражнения в парах, разминка и конец тренировки с растягиванием с партнером, ситуации, когда каждый игрок становится тренером другого);

-          давать команде возможность после каждой тренировки поговорить, обсудить в неофициальной и свободной обстановке все вопросы ее жизни;

-          обеспечить возможности для социального общения после игры;

-          проводить дружеские вечеринки команды;

-          поощрять взаимопомощь игроков, общие решения житейских проблем;

-          напоминать игрокам, что каждый из них — ценный член команды;

-          игроки, мотивированные на успех, славу и признание;

-          внедрять упражнения, близкие к игре с интересными стимулами;

-          спрашивать участников об их ощущениях в ходе тренировок.

Спорт дает людям редкую возможность принимать решения относительно того, что они собираются делать в ситуациях с не угрожающими им последствиями. В результате этого существует много способов, которыми тренер может помочь в мотивации самоуправления игроков: дать возможность самим планировать тренировку, виды движений и технических приемов, оценивать свой индивидуальный прогресс, устанавливать и согласовывать цели. Всё это даёт возможность игрокам принимать их собственные решения и создаёт повышенную ответственность и увеличивает мотивацию.

Поэтому нами также были предложены методические рекомендации для спортсменов:

-          Выполнять условия и задачи.

-          Находить выходы из ситуаций.

-          Принимать собственные решения, как в критических ситуациях, так и в условиях соревнований, когда результат затрагивает как игроков, так и самого тренера и команды в целом.

Гипотеза нашего исследованиясостояла в том, что внедрение разработанной программы в группу волейболистов начальной подготовки позволит более эффективно и быстрее сформировать спортивный коллектив, что поможет в дальнейшем управлять группой и повысит продуктивность в тренировочном процессе.

Опытно-экспериментальной базой исследованияявлялась СОШ № 23 г.о. Тольятти.

В эксперименте приняли участие 30 волейболистов, без разрядов. Все спортсмены были разделены на две группы, контрольную (15 человек) и экспериментальную (15 человек). Опытно-экспериментальное исследование эффективности разработанной программы проходило с 2001 — по 2013 год, в ходе чего были получены следующие результаты исследования.

Тест «Атмосфера в группе» [3] позволил нам определить микроклимат в группе, который определяет самочувствие каждой личности, её удовлетворённости группой и комфортности нахождения в ней: 1) показатели дружелюбности увеличились на 0,6 балла; 2) согласованности на 2,2 балла; 3) взаимопонимание на 2,7 балла; 4) сотрудничество на 2,7 балла; 5) взаимоуважение на 3,2 балла; 6) заинтересованность на 2,4 балла; 7) продуктивность на 1,2 балла; 8) самоотдача на 0,4 балла; 9) профессионализм на 0,1 балла; 10) целеустремленность на 3,7 балла.

При этом показатели в КГ были достоверно ниже и находились в пределах 3–5 баллов (рис.1).

Прирост результатов произошел и по измерению социально-трудовой активности (тест Ю. П. Платонова) [2], который использовался с целью выявления оценок группы, которые способствуют формированию благоприятных условий в спортивном коллективе, как для всего коллектива, так и для личности в целом:

— по шкале коллективности прирост в экспериментальной группе равен 30,5 %, в КГ — 3,8 %. Данная шкала позволяет нам определить способность группы к совместному достижению результата деятельности, к созданию отношений взаимопомощи и поддержки;

-          по шкале интегративности прирост в ЭГ — 24,6 %, в КГ уменьшился на 0,6 %, шкала интегративности раскрывает способы, применяемые в группе для создания общности, единства целей и интересов, внутригрупповых норм и традиций;

-          по шкале организованности прирост показателей в ЭГ равен 33,1 %, а в КГ — 3,6 %, что свидетельствует об уровне самоорганизации группы, степени исполнительности, дисциплины, и требовательности как к себе, так и к другим.

Рис.1. Динамика показателей по тесту «Атмосфера в группе»

При этом необходимо отметить, что повышение социометрического статуса спортсменов имеет наибольшую ценность, так как, увеличение показателя социометрического статуса спортсмена характеризует более высокую эффективность учебно-тренировочного процесса и в определенной степени может рассматриваться как параметр его высокой и эффективной работоспособности.

По результатам референтометрии нами была составлена социограмма, которая показала, что неформальная структура взаимоотношений в ЭГ имеет тенденцию к улучшению по мере проведения эксперимента. В то время как неблагоприятные внутригрупповые отношения можно наблюдать в коллективе волейболистов КГ (рис.2).

Исходя из чего можно заключить, что в динамике социально-психологических позиций волейболистов в экспериментальной команде ЭГ произошло достоверное (Р<0,05) повышения показателей социометрического статуса и социальной экспансивности спортсменов и на уровне среднестатистических значений.

Рис. 2. Динамика уровня сплоченности исследуемых групп

Следовательно, гипотеза о том, что внедрение разработанной программы в группу волейболистов начальной подготовки позволит более эффективно и быстрее сформировать спортивный коллектив, что поможет в дальнейшем управлять группой и повысит продуктивность в тренировочном процессе, подтвердилась.

Таким образом, на основе проведённых исследований было установлено, что в экспериментальной группе наблюдались улучшения в развитии сплоченности и коллективизма по средствам специально направленных игр и упражнений, как в учебном процессе, так и во всех видах их деятельности.

Литература:

1.                      Амплеева, В. В. Психология общения в спорте: учебно-методическое пособие / В. В. Амплеева, Д. И. Сурнин. — 2-е изд., испр. и доп. — Тольятти: ПВГУС, 2012. — 132 с.

2.                      Платонов, Ю. П. Основы этнической психологии: Учебное пособие/ Ю. П. Платонов. — СПб.: Речь, 2003. — 452 с.

3.                      Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. — М.: Издательство Института Психотерапии, 2005. — 490 с.

4.                      Ханин, Ю. Л. Психология общения в спорте/ Ю. Л. Ханин. — М.: ФиС, 1980. — 208 с.

Основные термины (генерируются автоматически): спортивный коллектив, группа, упражнение, учебно-тренировочный процесс, игра, игрок, комплекс игр, разработанная программа, совместная деятельность, экспериментальная группа.


Ключевые слова

программа, спортивный коллектив, юные волейболисты, программа.

Похожие статьи

Содержание экспериментальной программы по формированию...

Наставнику спортивного коллектива необходимо предупреждать и снимать агрессивные реакции, возникающие во время учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, и помочь взаимодействующим игрокам установить коммуникационные связи.

Социальное воспитание школьников в спортивно-игровой...

Специфика командных игр определяет ряд требований к игрокам, их установке, личностным качествам, мотивации, характеру взаимодействия.

Такая организация спортивно-игровой деятельности способствует социальному воспитанию личности в спортивном коллективе...

Коллективная познавательная деятельность и воспитание...

Работая в группах, ученики не только обсуждают (на уроках теории) или совместно выполняют задания, но и какую — то часть работы делают самостоятельно.

Особенно эффективно вопрос коллективной познавательной деятельности решается через подвижные игры,которые...

Роль тренера в обеспечении психической готовности игроков...

Современная организация спортивной деятельности, на основе новых форм учебно-воспитательного процесса, сформирует

Основные термины (генерируются автоматически): психическая устойчивость игроков, учебно-тренировочный процесс, тренер...

Разработка и обоснование стандартных тренировочных заданий...

Во второй группе — игровые тренировочные задания были заимствованы из работ В. Г. Алабина [1]. Однако мы проверили экспериментально отобранные 6 игр (по ЧСС и количеству движений с помощью шагомера).

Межличностные и статусно-ролевые взаимоотношения младших...

Для решения данной проблемы мы разработали программу и решили внести в нее игры-тренинги, которые позволили нам эффективно использовать время для формирования спортивного коллектива в тренировочной деятельности.

Психологическая саморегуляция в спорте (на примере баскетбола)

Разработанная совместно с игроком и тренером специальная настройка применялась в

Наиболее эффективными в спортивной деятельности являются средства психической

Нестеровский Д. И. рассматривает одну из тренировочных программ для баскетболистов...

Организационно-методические особенности подготовки...

Комплектование и организация тренировочного процесса. В спортивных школах выделяют следующие учебные группы: группы начальной подготовки (3 года обучения), учебно-тренировочные группы (4 года обучения), группы спортивного совершенствования...

Игры на сплочение детского коллектива | Статья в журнале...

Формирование детского коллектива начинается с объяснения детям правил и требований поведения в группе, обучения спокойным совместным играм, создания атмосферы доброжелательности и внимания к каждому ребенку.

Похожие статьи

Содержание экспериментальной программы по формированию...

Наставнику спортивного коллектива необходимо предупреждать и снимать агрессивные реакции, возникающие во время учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, и помочь взаимодействующим игрокам установить коммуникационные связи.

Социальное воспитание школьников в спортивно-игровой...

Специфика командных игр определяет ряд требований к игрокам, их установке, личностным качествам, мотивации, характеру взаимодействия.

Такая организация спортивно-игровой деятельности способствует социальному воспитанию личности в спортивном коллективе...

Коллективная познавательная деятельность и воспитание...

Работая в группах, ученики не только обсуждают (на уроках теории) или совместно выполняют задания, но и какую — то часть работы делают самостоятельно.

Особенно эффективно вопрос коллективной познавательной деятельности решается через подвижные игры,которые...

Роль тренера в обеспечении психической готовности игроков...

Современная организация спортивной деятельности, на основе новых форм учебно-воспитательного процесса, сформирует

Основные термины (генерируются автоматически): психическая устойчивость игроков, учебно-тренировочный процесс, тренер...

Разработка и обоснование стандартных тренировочных заданий...

Во второй группе — игровые тренировочные задания были заимствованы из работ В. Г. Алабина [1]. Однако мы проверили экспериментально отобранные 6 игр (по ЧСС и количеству движений с помощью шагомера).

Межличностные и статусно-ролевые взаимоотношения младших...

Для решения данной проблемы мы разработали программу и решили внести в нее игры-тренинги, которые позволили нам эффективно использовать время для формирования спортивного коллектива в тренировочной деятельности.

Психологическая саморегуляция в спорте (на примере баскетбола)

Разработанная совместно с игроком и тренером специальная настройка применялась в

Наиболее эффективными в спортивной деятельности являются средства психической

Нестеровский Д. И. рассматривает одну из тренировочных программ для баскетболистов...

Организационно-методические особенности подготовки...

Комплектование и организация тренировочного процесса. В спортивных школах выделяют следующие учебные группы: группы начальной подготовки (3 года обучения), учебно-тренировочные группы (4 года обучения), группы спортивного совершенствования...

Игры на сплочение детского коллектива | Статья в журнале...

Формирование детского коллектива начинается с объяснения детям правил и требований поведения в группе, обучения спокойным совместным играм, создания атмосферы доброжелательности и внимания к каждому ребенку.

Задать вопрос