Библиографическое описание:

Урутина Т. М., Агеева Л. Г. Типичные трудности и ошибки при выборе профессии у старшеклассников // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 555-558.

Выбор профессии — одно из самых главных решений в нашей жизни. Именно он определяет то, кем мы будем, какой стиль жизни выберем.

Основными факторами выбора профессии традиционно считаются следующие: темперамент, интересы, мнение родителей и друзей, способности, уровень подготовки, материальное стимулирование и престиж профессии, состояние здоровья и др.

В настоящее время результаты опросов и индивидуальных бесед со старшеклассниками свидетельствуют о том, что большинство старшеклассников испытывают трудности при выборе будущей профессии.

Итак, какие же ошибки совершают старшеклассники в процессе профессионального самоопределения?

Первое, что следует отметить, — это недостаточная информированность о мире профессий, о её перспективах и востребованности специалистов в обществе. По данным исследований, учащиеся 9 класса могут в среднем назвать от 40 до 50 профессий, в то время как в мире их насчитывается более десяти тысяч. Кроме того, при выборе профессии многие учащиеся даже не задумываются о дальнейших возможностях трудоустройства. Например, сейчас самыми популярными являются профессии экономиста и юриста, однако ввиду большого количества желающих работать по данным специальностям, сокращается число возможных рабочих мест.

Второе — выбор профессии под влиянием друзей. Это, пожалуй, одна из самых распространенных ошибок у старшеклассников. Такое часто происходит, если подросток недостаточно уверен в себе и не готов взять на себя ответственность за свой выбор. Впоследствии избранная профессия может не отвечать способностям человека и вскоре это может привести к недовольству, разочарованию. Ведь профессии, которые подходят друзьям, могут не соответствовать нашим личностным особенностям, склонностям и интересам.

Третье — увлечение внешней стороной профессии, что условно можно обозначить как поиск экстремальных ощущений. Очень часто учащихся привлекает лишь внешняя сторона профессии. В силу свойственной им эмоциональности, они выбирают на их взгляд особенные, яркие, необычные профессии: такие как следователь, археолог, актер, стюардесса и т. д. При этом они упускают из виду такие факторы как ненормированный рабочий день, психофизиологические показатели, большое количество работы с документацией и др.

Четвертое — влияние престижности, популярности профессии. Сильным фактором, влияющим на выбор профессии, является общественное мнение в отношении некоторых профессий. Здесь нужно помнить, что престижность зависит от круга общения, причем довольно быстро меняется со временем. Большинство учащихся редко задумываются об этом. В результате этого на рынке труда отмечается избыток так называемых «престижных» профессий и дефицит по-настоящему востребованных.

Пятое-несамостоятельность выбора профессии. Многие родители в силу сложившихся семейных традиций или собственных убеждений пытаются навязать ребенку свое мнение в выборе будущей профессии. К примеру, все в семье врачи и ребенку автоматически присваивается эта профессия.

Шестое — отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией. Зачастую какой-либо предмет нравится настолько, что юноша или девушка обязательно хотят связать с ним будущую профессиональную деятельность. Однако в этом случае следует задуматься. Возможно, нравится не сам предмет, а то, как его преподносит учитель. Или же, юноше нравится литература, и он собирается в педагогический вуз, упуская из виду, что он не любит и не умеет взаимодействовать с детьми.

Седьмое — неумение анализировать особенности собственной личности. При выборе профессии многие подростки даже не знают с чего начать, с какой стороны подойти к этому вопросу. У них отсутствует представление о собственных способностях, интересах, склонностях. В таких случаях рекомендуется обратиться к помощи психолога, который с помощью психодиагностики, индивидуальных бесед поможет определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.

Восьмое — выбор профессии равен выбору уровня образования. Очень часто при выборе профессии учащиеся просто хотят получить как таковое высшее образование, неважно по какой специальности. Ведь очень часто от родителей можно услышать такое высказывание: «Ты получи сначала высшее образование, а потом делай, что хочешь».

Девятое — недооценка своих физических способностей, существенных при выборе профессии. Иногда случается, что интерес к профессии и личностные способности, противоречат физическим возможностям. Например, человеку с хроническими заболеваниями легких нельзя работать на заводе. Или же, несмотря на способность к техническим наукам, человеку, страдающему близорукостью, не рекомендуется работать с чертежами, за компьютером и т. д. [2, с. 57].

Для проверки представленных теоретических данных было проведено эмпирическое исследование. В экспериментальную группу вошло 25 человек в возрасте 17–18 лет, из них 9 юношей и 16 девушек. В качестве психодиагностического инструментария были выбраны методики: «Мотивы выбора профессий» Р. В. Овчаровой и «Готов ли ты к выбору профессии» В. Б. Успенского [3].

Результаты, полученные в ходе диагностики ведущих мотивов выбора профессии, показали, что 56 % испытуемых при выборе профессии руководствуются внешними отрицательными мотивами, т. е. выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, по наставлению и рекомендации родителей; 28 % руководствуются внешними положительными мотивами, т. е. материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, и всего лишь 16 % при выборе профессии руководствуются внутренними мотивами, исходящими, из потребностей самого человека.

Результаты психодиагностики ведущих мотивов выбора профессии изображены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты исследования мотивов выбора профессии

 

Результаты диагностики готовности к выбору профессии показали, что у 32 % респондентов выявлен низкий уровень подготовленности к выбору будущей профессии, у 52 % средний; и только у 16 % — высокий.

Результаты психодиагностики готовности к выбору профессии представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты исследования готовности к выбору профессии

 

Таким образом, резюмируя результаты эмпирического исследования, можно сделать вывод, что в настоящее время старшеклассники слабо ориентируются в основах профессионального самоопределения, а именно с чего начать, кто может помочь и т. д. Большинству старшеклассников трудно разобраться в своих способностях, качествах и чертах характера, интересах. Их представления о собственной личности часто остаются на уровне бытовых суждений и при выборе профессии ими движут не внутренние, а внешние мотивы.

Выбор профессии очень сложный и ответственный шаг, поэтому подходить к нему нужно обдуманно и со всей серьезностью.

Можно выделить несколько простых правил, которым рекомендуется следовать выпускнику при выборе будущей профессии:

-        во-первых, изучить самого себя: разобраться в своих интересах, склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях;

-        во-вторых, подумать и оценить свои сильные и слабые стороны;

-        в-третьих, ознакомиться с профессиями, которые соответствуют имеющимся интересам, способностям, возможностям.

Затем, когда первые три шага уже позади, и выделились явные лидеры среди профессий перейти ко второму шагу.

Побеседовать с представителями избираемых профессий, по возможности побывать на их рабочем месте, ознакомиться с условиями и характером труда.

Ознакомиться с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

Сопоставить свои личные качества и возможности с характером той профессии, которая была выбрана.

В процессе профессионального самоопределения старшеклассника огромную роль играет школа.

В 1–4 классах должны решаться задачи по ознакомлению с наиболее распространенными видами трудовой деятельности, уважения к представителям любой профессии, воспитанию любви к труду.

В 5–9 классах предполагается ознакомление ребят с содержанием и характеристикой основных профессий района, условиями и организацией труда в различных сферах деятельности, с требованиями к избираемой профессии и путями её приобретения.

В 10–11 классах должно проводиться углубленное изучение профессии, изучение психофизиологических и медицинских показателей личности, возможности получения образования и трудоустройства.

Наиболее активными для профориентации являются учащиеся 5–9 классов. Планирование работы с этим возрастом должно предусматривать, прежде всего, активные формы обучения.

Можно предложить комплекс мероприятий по пяти типам профессий (классификация Е. А. Климова) [1,160 с.]:

«Человек-природа»: при этом типе можно проводить различные лабораторные и практические работы по биологии, работа на пришкольном участке, в живом уголке, работа в саду, в огороде, уход за животными.

«Человек-техника»: также можно проводить лабораторные, практические работы по физике, химии, электротехнике, выполнение работ на уроках технического труда, в технических кружках, техническое моделирование, ремонт бытовой техники.

«Человек-человек»: разбор характеристик литературных героев, исторических личностей, разбор помыслов, поведения окружающих, выполнение работ на уроках труда, общественно — организаторская работа среди сверстников, шефская воспитательная работа среди младших, участие в коллективных мероприятиях, спортивных играх.

«Человек — знаковая система»: работа за компьютером, выполнение вычислений, работа с документами, а также выполнение подсчетов, чертежей, схем.

«Человек — художественный образ»: разбор художественных особенностей произведений литературы, искусства, выполнение заданий на уроках рисования, участие в художественной самодеятельности, в соответствующих кружках, студиях [4].

Таким образом, можно сделать вывод — выбор профессии является очень сложным и ответственным шагом в жизни каждого человека. И поэтому подходить к нему надо, обдуманно, взвесив все «за» и «против», чтобы потом не сожалеть и не испытывать чувство разочарования за свой выбор.

 

Литература:

 

1.        Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения.-М.: Просвещение, 2004.-305 с.

2.        Кон И. С. Психология старшеклассника.-М.: Просвещение, 1980.-192 с.

3.        Энциклопедия психодиагностики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. https://psylab.info.

4.        Планирование и организация профориентационной работы в школе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www//https://lib.nspu.ru.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle