Библиографическое описание:

Ван Х. Некоторые вопросы применения административно-правовых мер по предупреждению правонарушений в сфере оборота наркотиков, совершаемых юридическими лицами // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 445-447.

Существенную роль в сфере предупреждения правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, которые совершаются юридическими лицами, играют меры административно-правового характера. Предлагаем рассмотреть наиболее распространенные из них, которые характеризуются некоторыми проблемами при их применении:

1)      Нормы регламентации порядка выявления административных правонарушений, относящихся к указанной сфере.

Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» (Часть 3 ст. 53) предписывает юридическим лицам, занимающимся деятельностью, которая связана с оборотом наркотических и психотропных веществ, самостоятельно информировать соответствующие государственные структуры в случае выявления правонарушений или преступлений в этой сфере. На наш взгляд, данная норма оторвана от реальной действительности, поскольку трудно ожидать от нарушителя готовности быть привлеченным к ответственности. Мы считаем, что целесообразным было бы исключить в законодательном порядке данный абзац, либо дополнить его: «в противном случае должностные лица будут привлечены к ответственности в соответствии с законодательством».

2)      Меры, касающиеся проверки у юридических лиц соответствующих разрешений (лицензий) на осуществление деятельности, связанной с культивированием растений, используемых при производстве наркотических средств.

Положение, принятое Постановлением Правительства РФ от 14.06.2002 года, предписывает Министерству сельского хозяйства РФ осуществлять как лицензирование деятельности, связанной с культивированием растений для производства наркотических и психотропных веществ, так и контроль за выполнением лицензионных условий и требований. В тоже время Федеральный закон N 3-ФЗ от 8 января 1998 г. (ч. 2 ст. 41) возлагает координацию деятельности по борьбе с незаконным оборотом наркотиков на соответствующие структуры федеральных органов исполнительной власти. Мы считаем, что п. 8 рассматриваемого документа необходимо изложить в редакции, исключающей данное противоречие, указав, что контроль за выполнением условий и требований соответствующей лицензии осуществляется совместно лицензирующим органом и федеральными органами, ответственными за контроль в сфере оборота психотропных веществ и наркотических средств.

3)      Меры, ограничивающие допуск лиц, больных наркоманией, к некоторым видам профессиональной деятельности, в том числе, связанной с повышенной опасностью.

Согласно Закону N 3-ФЗ (ч. 2 ст. 45) отстранение лиц, которые находятся в состоянии наркотического опьянения, от осуществления профессиональной деятельности, в том числе, связанной с повышенной опасностью, осуществляется должностными лицами органов исполнительной власти, а также руководителями юридических лиц, в соответствии с законодательством РФ и в рамках предоставленных им полномочий. Трудовой Кодекс РФ (ст. 76) обязывает работодателя не допускать к работе, либо отстранять лицо, находящиеся под воздействием наркотических средств. Однако, отсутствие порядка освидетельствования такого лица вызывает множество вопросов, среди которых: «Кто в праве осуществлять освидетельствование, кто обладает полномочиями его выносить, какой нормативный акт регламентирует данные действия?". Другими словами, законодатель не обеспечил работодателя правовыми основаниями, на базе которых тот может выявить состояние наркотического опьянения у такого лица, с тем, чтобы отстранить или не допустить его к работе. А значит, данный пробел должен быть восполнен на законодательном уровне.

4)      Нормы, регламентирующие проверку соответствия установленным правилам производственных процессов при изготовлении психотропных веществ наркотических средств, а также изъятия образцов для проведения сравнительного исследования.

Согласно Федеральному закону N 3-ФЗ (ст. 53), проводить проверку производственных процессов изготовления наркотических средств, а также производить изъятие образцов для проведения сравнительного анализа имеют право сотрудники прокуратуры, органов внутренних дел, ФСБ, органов, контролирующих оборот психотропных веществ и наркотических средств, таможенных органов при наличии у них данных о нарушении порядка указанной деятельности. Между тем, в рамках данного нормативного акта не раскрыто понятие «наличие достаточных данных», а также отсутствует порядок проведения такой проверки. Следовательно, в данный нормативно-правовой акт необходимо внести соответствующие изменения.

5)      Предписания об обязательном устранении выявленных нарушений юридическим лицам, владеющих лицензией на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств.

Согласно Закону N 3-ФЗ (п. 1 ст. 53) сотрудники прокуратуры, органов внутренних дел, ФСБ, органов, контролирующих оборот психотропных веществ и наркотических средств, таможенных органов имеют право в рамках своей компетенции выдавать юридическим лицам, имеющим лицензию на рассматриваемые нами виды деятельности предписания, обязывающие их устранить выявленные нарушения законодательства. При реализации данного положения правоохранители сталкиваются с трудностями в толковании, о которых шла речь в предыдущем разделе, а именно — понятия «наличие достаточных данных». Помимо этого, законодательно не урегулировано определение предписания, его формы, требования по его оформлению, необходимые реквизиты, сроки исполнения, а также конкретный перечень всех должностных лиц соответствующих правоохранительных структур, которые уполномочены его составлять, сроки и порядок уведомления вынесшего предписание должностного лица.

На наш взгляд, предписанием является письменное распоряжение, которое обязывает юридическое лицо, осуществляющее деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, принять необходимые меры по исправлению нарушений законов РФ в данной сфере, в установленные должностным лицом, подписавшими его, сроки, с обязательным уведомлением о его выполнении. Считаем необходимым внести на законодательном уровне соответствующие изменения с целью недопущения неоднозначного толкования и избежания противоречий.

6)      Меры по ликвидации юридического лица за незаконный оборот наркотических средств.

Правовой основой для реализации данной административной меры пресечения является Закон N 3-ФЗ (ст. 51). Согласно п.1 статьи, юридическое лицо по решению суда может быть ликвидировано в случае невыполнения требований предписания, выданного органами, контролирующих оборот психотропных веществ и наркотических средств, при обнаружение фактов незаконного оборота наркотических средств в помещениях, принадлежащих юридическому лицу, либо при других неоднократных нарушениях законодательства в сфере контроля за оборотом наркотических средств в помещениях юридического лица.

Это положение вызывает немало вопросов. Во-первых, связанные с уже дважды упомянутым выше понятием о предписании. Во-вторых, согласно п.1 ст. 51 предписание выносится лишь органом контроля за оборотом наркотиков, а статья 53 (п.1) того же закона предоставляет это право сотрудникам прокуратуры, таможенных органов, органов внутренних дел и федеральной службы безопасности. Возникает еще одно противоречие, когда согласно п. 1 ст. 51 право выносить предписание предоставлено одному органу (по контролю за оборотом наркотиков), а право предъявлять требование о ликвидации юридического лица в суд предоставлено в п. 2 той же статьи и другим структурам (таможня, прокуратура, МВД, ФСБ). Считаем целесообразным ст. 51 и 53 Закона 3-ФЗ привести в соответствие, внеся соответствующие поправки в п1. ст. 51 и п. 2 ст. 51 данного законодательного акта.        

В-третьих, ст. 51 предусматривает возможность ликвидации юридического лица за нарушения антинаркотического законодательства, однако не предусматривает ответственности его руководителя. Считаем, что ст. 19.5.1 КоАП РФ должна быть дополнена нормой об административной ответственности руководителя юридического лица за непринятие соответствующих мер в установленные сроки, указанные в предписании.       Резюмируя вышесказанное, отметим серьезное негативное влияние, которое оказывают недостатки отдельных положений на реализацию административно-правовых мер в деле борьбы с правонарушениями в сфере оборота наркотиков, совершаемых юридическими лицами.

 

Литература:

 

1.      Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изменениями от 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 1 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 16, 25 октября 2006 г.).

2.      Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1.

3.      Постановление правительства РФ от 14.06.02г. «Об утверждении Положения «О лицензировании деятельности по культивированию растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ».

4.      Постановление Правительства РФ от 12 августа 2004 г. N 412 «О лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» (с изм. и доп. от 14 декабря 2006 г.) // Российская газета. — № 174. — 17 августа 2004 г.

5.      Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 648 «Об утверждении положений о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» // Российская газета. -№ 257. — 16 ноября 2006 г.

6.      Пашкова Е. Н. Некоторые проблемы применения административно-правовых мер, предупреждающих правонарушения, совершаемые юридическими лицами в сфере оборота наркотиков // Закон.- N 8.- 2006.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle