Реализация функции надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов органами прокуратуры | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Автор:

Рубрика: Конституционное (государственное) право

Опубликовано в Новый юридический вестник №1 (1) май 2017 г.

Дата публикации: 27.04.2017

Статья просмотрена: 99 раз

Библиографическое описание:

Иванова В. В. Реализация функции надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов органами прокуратуры // Новый юридический вестник. — 2017. — №1. — С. 8-10. — URL https://moluch.ru/th/9/archive/66/2433/ (дата обращения: 23.10.2018).



В настоящей статье рассмотрены проблемы деятельности органов прокуратуры по охране и соблюдении Конституции РФ и федеральных законов, предложены пути их решения. В частности, вынесены предложения: при обновлении Федерального закона от 17.01.1992 N 2202–1 «О прокуратуре РФ» путем внесения в него изменений и дополнений детализировать законодательную регламентацию правового режима прокурорских надзорных проверок, акцентировав внимание на следующих вопросах: основания и повод для проведения проверок; определить круг полномочных субъектов, объекты, инструментарий; урегулировать порядок привлечения специалистов; предусмотреть порядок документирования, процессуального оформления результатов; включить в него отдельную главу: «Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции», детализировав в ней правовой режим прокурорских надзорных проверок. Уточнить формулировки абз.1 п. 2 ст. 21 Закона, исключив юридически не корректный термин «подмена», внести изменения в ФЗ «Об ОРД».

Ключевые слова: прокуратура, надзор, проверка, коррупция, закупки, обжалование, Конституция РФ, Федеральный закон

Проведение контрольно-надзорных мероприятий органами прокуратуры является значимой функцией прокуратуры, особенно важным мне представляется деятельность в сфереохраны и соблюдения Конституции РФ и федерального законодательства.

Исследуя деятельность прокуратуры в области надзора за соблюдением Конституции РФ, отмечу, что основой алгоритма общенадзорной деятельности является проверка поступившей в прокуратуру информации о факте нарушения закона, что требует принятия мер прокурором.

Указанное основание для проведения прокурорской проверки предусматривается в п. 2 ст. 21 Закона [2]. Обязанность соблюдать Основной закон и федеральное законодательство органами власти всех уровней, их должностными лицами, гражданами и их объединениями закрепляется в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ [1]. В свою очередь, ст. 1 и ст. ст. 21 Закона определены органы и лица, в отношении которых органы прокуратуры полномочны осуществлять надзор за соблюдением требований Основного Закона.

В ходе проведения анализа осуществления прокурорского надзора выявлено несоблюдение положений: ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, а также ст. ст. 23 и 25 Конституции РФ [7]. Особенно часто указанные положения Основного Закона нарушаются в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий. Вследствие чего, помимо вышеуказанных положений Конституции РФ, отметим также нарушение ст. ст. 8, 9 ФЗ «Об ОРД» [3].

Выявляя причины подобных нарушений, носящих систематический характер, считаю, что данная область недостаточно законодательно урегулирована. Особенно «уязвимой» ее делает то, что у органов прокуратуры отсутствует возможность в полной мере реализовывать свои полномочия в сфере восстановления прав граждан, которые были нарушены действиями органов при осуществлении ОРД. Считаю также, что не до конца регламентирован порядок рассмотрения прокурором жалоб на постановления данных органов, порядок судебного рассмотрения и последующего обжалования.

Прокурорский надзор и судебный контроль являются гарантиями законности в проведении ОРМ. Но если возможности института судебного контроля ограничены, то уполномоченным прокурором могут быть выявлены факты нарушений как ранее указанных положений Конституции РФ, так и федерального законодательства. Проблема состоит в том, что ст. 21.1 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485–1 «О государственной тайне» [4] для судей предусмотрен особый порядок допуска к государственной тайне, без проведения соответствующего проверочного мероприятия. Исходя из чего судья, рассматривая ходатайства, на основании ч. 4 ст. 9 ФЗ «Об ОРД», получает информацию об основаниях проведения ОРМ. Исключение составляют данные о лицах, которые внедрены в ОПГ, о негласных штатных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и лицах, им конфиденциально содействующих, о тактике проведения ОРМ. А уполномоченный прокурор, руководствуясь ч. 2 ст. 21 ФЗ «Об ОРД», может запросить эти данные.

Рассмотрим также проблему коррупционных посягательств. Само понятие «коррупция» содержится в Федеральном законе (ст. 1) от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [5]. Часто допускается нарушение ст. 9, 10 данного Федерального закона, [6] причиной которого является такой стиль руководства (в лице, например, заказчика при заключении контракта для муниципальных нужд), при котором в первую очередь имеющиеся полномочия используются в личных (корыстных) целях. Ст. 2 Федерального закона «О противодействии коррупции» в качестве правовой основы противодействия коррупции предусматривает как Конституцию РФ, так и положения федерального законодательства. Таким образом, при совершении действий коррупционной направленности должностное лицо нарушает положения как Основного закона РФ, так и Федеральный закон.

Проблемным, по моему мнению, является тот факт, что проведение проверочных (надзорных) мероприятий в Законе не нашло должного закрепления. Что может оказывать отрицательное влияние на результат проверки. Так, в результате анализа Закона мной было определено, что ни в одной из его статей регламент проведения прокурором надзорной проверки (как муниципального, так и государственного органа), четко не определяется. В качестве исключения возможно назвать ст. 5, которая, в контексте надзорных полномочий прокурора, говорит только о наличии запрета разглашения материалов проверки (считаю, уместнее была бы такая редакция: «сведений, содержащихся в ней») и о порядке ознакомления граждан с ними.

В связи с чем примечательным, по моему мнению, является содержание ст. 10 Закона, в которой установлен порядок разрешения органами прокуратуры поступившего заявления, обращения или жалобы гражданина, содержащие данные о возможном нарушении федерального законодательства. Принятое по ним решение не лишает и не создает препятствий для обращения гражданина в суд. Подобные заявления подлежат рассмотрению в порядке и сроки, предусмотренные в федеральном законодательстве.

Вместе с тем, в п. 2 ст. 21 Закона упоминается проверка исполнения федеральных законов, которая может быть проведена на основании информации о фактах нарушения федеральных законов.

Вышеприведенные нормативные правовые акты мне представляются несовершенными, причиной тому является то, что в Законе:

– не регламентирован правовой режим прокурорской надзорной проверки;

– в нем акцентировано внимание на том, что данные проверки могут быть проведены прокурором только в развитие надзорных полномочий или на основании заявления, письма и обращения гражданина (организации), что порождает неясность вопроса — правомочен ли прокурор сам инициировать их, и если да, то в каких случаях?

Кроме уже вышеизложенного, при осуществлении надзорной деятельности и пресечении нарушений Конституции РФ, федеральных законов органы прокуратуры сталкиваются с несовершенством федерального закона, регулирующего их деятельность [8, с. 74–75]. В данном случае я имею в виду п. 2 ст. 21 Закона, устанавливающего невозможность подмены органами прокуратуры полномочий других государственных органов.

Таким образом, в качестве путей решения рассмотренных проблем предлагаю следующее.

При обновлении Закона путем внесения в него изменений и дополнений детализировать законодательную регламентацию правового режима прокурорских надзорных проверок, акцентировав внимание на следующих вопросах:

– основания и повод для проведения проверок;

– определить круг полномочных субъектов, объекты, инструментарий;

– урегулировать порядок привлечения специалистов;

– предусмотреть порядок документирования, процессуального оформления результатов;

– перечислить виды итоговых решений,

– установить сроки и порядок обжалования и т. д.

Однако, в целях дальнейшего совершенствования Закона, предлагаю включение в него отдельной главы: «Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции». В данной главе найдет свое закрепление и детализация законодательной регламентации правового режима прокурорских надзорных проверок, указанных в п. 1, и сама возможность проведения прокурорских надзорных проверок.

Провести уточнение формулировки абз.1 п. 2 ст. 21 Закона, исключив юридически не корректный термин «подмена». Установить, что органы прокуратуры не проводят контрольно-надзорных мероприятий, если это полномочие относится к ведению иных органов.

Необходимо: внесение изменений в ФЗ «Об ОРД», закрепляющих обязательность для органов, осуществляющих ОРД, согласование с прокурором ходатайств о проведении ОРМ, которыми допускается ограничение конституционных прав граждан; регламентация порядка рассмотрения прокурором жалоб на действия и решения органов, осуществляющих ОРД в ФЗ «Об ОРД».

Кроме того, считаю целесообразным наделить Генерального прокурора РФ правом законодательной инициативы, а также включить его в число субъектов, полномочных обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации // СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 19.12.2016) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.
  3. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1995. N 33. Ст. 3349.
  4. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.
  5. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485–1 (ред. от 08.03.2015) «О государственной тайне» // Собрание законодательства РФ. 1997. N 41. Стр. 8220–8235.
  6. Определение Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 N 345-О // Вестник Конституционного Суда РФ. N 1. 2004.
  7. Апелляционное определение Воронежского областного суда от 19.04.2012 N 33–2079 // СПС «Консультант Плюс».
  8. Шобухин В. Ю. К вопросу о конституционно-правовом регулировании статуса российской прокуратуры // Российское право: образование, практика, наука. 2015. N 4. С. 74–75.
Основные термины (генерируются автоматически): федеральное законодательство, Конституция РФ, орган прокуратуры, правовой режим, соблюдение Конституции РФ, ОРДА, государственная тайна, законодательная регламентация, прокурорский надзор, мое мнение.

Похожие статьи

Предмет прокурорского надзора за исполнением...

федеральное законодательство, Конституция РФ, орган прокуратуры, правовой режим, соблюдение Конституции РФ, ОРДА, государственная тайна, законодательная регламентация, прокурорский надзор, мое мнение.

Прокурорский надзор за исполнением законодательства...

федеральное законодательство, Конституция РФ, орган прокуратуры, правовой режим, соблюдение Конституции РФ, ОРДА, государственная тайна, законодательная регламентация, прокурорский надзор, мое мнение.

Взаимодействие прокуратуры РФ и СМИ: проблемы и перспективы

федеральное законодательство, Конституция РФ, орган прокуратуры, правовой режим, соблюдение Конституции РФ, ОРДА, государственная тайна, законодательная регламентация, прокурорский надзор, мое мнение.

Проблемные аспекты организации деятельности органов...

федеральное законодательство, Конституция РФ, орган прокуратуры, правовой режим, соблюдение Конституции РФ, ОРДА, государственная тайна, законодательная регламентация, прокурорский надзор, мое мнение.

Прокурорский надзор в соблюдении Конституции Российской...

Конституционно-правовой статус прокуратуры модернизирован в обновленной главе 7 Конституции РФ «Судебная власть и прокуратура», где законодатель на первое место поставил определение полномочий...

Место, роль и особенности правового положения органов...

федеральное законодательство, Конституция РФ, орган прокуратуры, правовой режим, соблюдение Конституции РФ, ОРДА, государственная тайна, законодательная регламентация, прокурорский надзор, мое мнение.

Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской...

Место прокуратуры Российской Федерации... Российская Федерация, Конституция РФ, ветвь власти, прокуратура, государственная

Российская Федерация, исполнительная власть, государственная власть, прокурорский надзор, прокуратура, свобода человека...

Конституционно-правовой статус органов прокуратуры...

Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской... Российская Федерация, прокуратура, судебная власть, правовой статус, порядок назначения, Конституция, государственный механизм, государственная власть, Генеральный прокурор РФ, Беларусь.

Роль прокуратуры в механизме государственной власти...

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, в задачу которой входит осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Предмет прокурорского надзора за исполнением...

федеральное законодательство, Конституция РФ, орган прокуратуры, правовой режим, соблюдение Конституции РФ, ОРДА, государственная тайна, законодательная регламентация, прокурорский надзор, мое мнение.

Прокурорский надзор за исполнением законодательства...

федеральное законодательство, Конституция РФ, орган прокуратуры, правовой режим, соблюдение Конституции РФ, ОРДА, государственная тайна, законодательная регламентация, прокурорский надзор, мое мнение.

Взаимодействие прокуратуры РФ и СМИ: проблемы и перспективы

федеральное законодательство, Конституция РФ, орган прокуратуры, правовой режим, соблюдение Конституции РФ, ОРДА, государственная тайна, законодательная регламентация, прокурорский надзор, мое мнение.

Проблемные аспекты организации деятельности органов...

федеральное законодательство, Конституция РФ, орган прокуратуры, правовой режим, соблюдение Конституции РФ, ОРДА, государственная тайна, законодательная регламентация, прокурорский надзор, мое мнение.

Прокурорский надзор в соблюдении Конституции Российской...

Конституционно-правовой статус прокуратуры модернизирован в обновленной главе 7 Конституции РФ «Судебная власть и прокуратура», где законодатель на первое место поставил определение полномочий...

Место, роль и особенности правового положения органов...

федеральное законодательство, Конституция РФ, орган прокуратуры, правовой режим, соблюдение Конституции РФ, ОРДА, государственная тайна, законодательная регламентация, прокурорский надзор, мое мнение.

Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской...

Место прокуратуры Российской Федерации... Российская Федерация, Конституция РФ, ветвь власти, прокуратура, государственная

Российская Федерация, исполнительная власть, государственная власть, прокурорский надзор, прокуратура, свобода человека...

Конституционно-правовой статус органов прокуратуры...

Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской... Российская Федерация, прокуратура, судебная власть, правовой статус, порядок назначения, Конституция, государственный механизм, государственная власть, Генеральный прокурор РФ, Беларусь.

Роль прокуратуры в механизме государственной власти...

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, в задачу которой входит осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов...

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос