Библиографическое описание:

Демина Г. Д. Изучение музыкального фольклора как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 457-459.

В последнее время обращение к народным истокам, фольклорному искусству русского народа стало предметом пристального внимания не только преподавателей школ, но и педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Истоки этого творчества уходят своими корнями в далекую древность. Многочисленные жанры фольклора — предания, былины, сказки, песни и так далее повторялись, переходя из уст в уста, из поколения в поколение. Не случайно во всех странах мира народному творчеству отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранение и укрепление национальной культуры.

Русский фольклор — кладезь народной мудрости: пословицы, поговорки, загадки, считалки, дразнилки, небылицы, русские народные песни, заклички, календарные песни — всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ.

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора — повернуться лицом к народной музыке. Приобщать к ценностям народной культуры необходимо с малых лет, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Детские впечатления неизгладимы. Именно фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, развивает его образное мышление. Благодаря мышлению ребенок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

В течение многих веков народные песенки, прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро сопровождают малышей, привлекая их внимание, успокаивают, веселят, поучая малышей и приобщая их к высокой моральной культуре своего народа. Ребенок с раннего возраста активно откликается на фольклор и его роль в воспитании детей трудно переоценить.

С детства у нас в доме звучали русские народные песни, частушки, колыбельные песни. Русская народная музыка очень меня волновала, интересовала и вдохновила на работу с детьми по ознакомлению с русским народным творчеством. Кроме того, русская песня обладает огромной художественно — воспитательной ценностью. С большим удовольствием дети поют песни «У ворот сосна зеленая», «А я по лугу», «Во кузнице», «Как у наших у ворот», «Здорово, у ворот Егорова». Пение напевных песен, удлиняя выдох и углубляя вдох, активизирует главную дыхательную мышцу — диафрагму и вырабатывает при этом постепенное расходование воздуха. Таким образом, напевные народные песни являются певческим материалом, который необходимо использовать для выработки нужных качеств певческого дыхания.

Познакомить детей с фольклором решила, отправившись вместе с детьми в город «Фольклорград». Дети встретились с веселыми матрешками с улицы «Песенной», на улицу «Частушечную» нас пригласили братья Заволокины, а с тараторками, пословицами и небылицами дети познакомились у «Федорки на затворках». Наш фольклорный ансамбль «Воскресение» под управлением А. В. Горбатовской встретил детей на «Затейной улице». На улице «Загадок» нас ожидал чудесный мешочек с музыкальными инструментами, звучание которых мы должны были отгадать. И наконец, все оказались на «Широкой» улице, где со всех концов города собирался народ, кто с песнями, кто с танцами, кто с частушками и начинали танцевать русский зажигательный танец «Кадриль». В конце праздника дети поиграли, отведали вкусных пирогов с ароматным чаем и отправились домой в детский сад. Такие встречи просто незабываемы, и легче и доступнее запоминаются, носят воспитательный характер.

В нашем детском саду развитие детей на традициях музыкальной народной культуры, приобщение детей к истокам русской национальной культуры является одним из главных направлений общего художественно — эстетического воспитания дошкольника. Воспитывать любовь к русскому народному искусству и с его помощью развивать музыкальные способности дошкольников — такую задачу поставила перед собой и я.

Для этой цели приобрела аудиокассеты с записями профессиональных народных ансамблей. Для более интересного общения и изучения данной темы, решила собрать материал об устном и музыкальном фольклоре, о прикладном искусстве, о народном быте, о народных костюмах, играх, о народном творчестве Белгородской области, ее обычаях и традициях, духовно- нравственное воспитание. Все это пригодилось в дальнейшей моей работе. Опираясь на методические разработки, собственные знания, программу «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре» составила свою систему работы в данном направлении. В этом году мой проект «Наши традиции» участвовал в ярмарке инновационных педагогических технологий и был признан лучшим.

Организовала фольклорную студию «Сударушка», отобрала репертуар, классифицировала народные игры по музыкальному фольклору. Так возникла идея оформить «Горницу». Здесь в «избе» сложили печь, сделали деревянные лавки и столы, постелили самотканые половики. Для окон сшила занавески и украсила их вышивкой в народном стиле. Многочисленные полотенца и салфетки украшают убранство горницы. В «избе» теперь есть чугунок, самовар, пряха, патефон, настоящий сундук, старинные утюги, ухват, «красный угол» с иконой Иисуса Христа, полки с деревянной посудой, глиняной, лапти, плетеные корзинки, лоскутное одеяло, русские народные костюмы и многое другое. Раньше все эти вещи бережно хранились у местных жителей, которые, узнав о создании музея-горницы, с удовольствием передали предметы старины в детский сад. Детям интересно было увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно, при этом напевая напевные русские народные песни. Дошкольники от каждой новой встречи получали радость и удовольствие.

Произведения устного и музыкального фольклора имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они способствуют развитию образного мышления, обогащают речь дошкольников, развивают музыкальный слух, формируют художественный вкус ребенка, воспитывают любовь к русскому народному творчеству, всесторонне развивает личность ребенка.

На занятиях кружка и музыкальных занятиях дети знакомятся с движениями русской пляски. Хороводным, топающим, переменным шагом, шагом с притопом, распашонкой, самоварчиком, ковырялочкой, присядкой и другими элементами русской народной пляски. После того, как дети освоили танцевальные движения, стала включать их в пляски «Русская зима», «Самовар», «Кадриль», «Семечки» и другие.

Кроме плясок, мы разучиваем игры с пением, хороводы, и потешки с движением. Короткий текст потешки легко усваивается детьми. Яркий образ, динамичность вызывает у них желание двигаться. Эти игры и потешки дети переносят в свободные игры. Так были инсценированы потешки «Ладушки — ладошки», «Пирог», «Барашеньки — крутороженьки», «Петушок проказник», а в дальнейшем они же использовались на обрядовых праздниках. Дети это делают с большим удовольствием.

Использование в повседневной жизни потешек, приговорок, закличек раскрывают возможности детского голоса. Сила голоса, его звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность помогает дошкольнику легче справиться с поставленными перед ним задачами. Здесь ведется работа над точным интонирование с музыкальным сопровождением и без него. Развиваются первоначальные творческие проявления детей в пении, умение находить ласковые интонации в пении.

Цель считалок, дразнилок, частушек — использование их в игровой деятельности, развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания голосового аппарата. Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логические ударения в музыкальных фразах все это позволяет более эмоционально и выразительно исполнять ту или иную песню.

Различные виды народных игр широко используются нашими педагогами ДОУ в продуктивной деятельности, при оздоровительных мероприятиях, при закаливании и т. д.

Особенно детям нравится играть на музыкальных инструментах. Мне повезло, что в нашем детском саду есть необходимые музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотки, румба, бубенцы, бубны), которые используются постоянно. Мы также сами изготовили народные инструменты для исполнения в оркестре и для пения частушек — ложки — веер, коробочки, колотушку, стиральные доски, приобрели свистульки. Пришла также мысль разнообразить и увеличить количество музыкальных инструментов инструментами — самоделками.

Хочется сказать, что вся работа по ознакомлению детей народным творчеством пронизана любовью и радостью к русскому народу.

Итогом работы с русским фольклором явились наши праздники: «Русская матрешки», «Ситцевая ярмарка». На празднике были использованы сюрпризные моменты, характерные для русской ярмарки: карусель, поводырь с медведем. При постановке танцев были использованы народные мелодии, русские народные движения.

Знакомя детей с музыкальным фольклором и проводя повседневные занятия мы, убедились, что совместная деятельность детей и взрослых приводит к более успешному усвоению материала. Стараюсь включать в репертуар совместное пение детей и взрослых, по мере усвоения включаю двухголосное пение. Таким образом, все праздники проводятся на основе фольклорного материала. Так, впитывая с детских лет русские традиции, народный дух, дети не утрачивают связь с историей родного края.

Нельзя прерывать связь времен и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой вселенной душа русского народа, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников, именуемых святками. Петь русские народные песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры, это значит сохранять традиции и обычаи наших предков. Так было всегда, даже в далекие времена, когда собирались наши прабабушки и прадедушки на шумные беседы и посиделки, когда, переодевшись ряжеными, ходили по дворам и славили хозяев, желая им добра и хлебов обильных, когда устраивали игрища и забавы.

Русская песня, русское поэтическое слово становится близким детям и любимыми ими, способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, любви к своей малой Родине, т. е. к Белгородчине. А это значит, что фольклор является незаменимым в музыкальном воспитании дошкольника, он воспитывает любовь к родному краю, дает первые представления о культуре русского народа в целом.

Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Дети участвуют в конкурсах и занимают призовые места. Они стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, о народном быте, обогатился словарный запас, повысился интерес к музыкальному фольклору, к занятиям в кружке. Ребята лучше, чем раньше поют русские народные песни, быстро узнают знакомые мелодии, движения их стали более раскованы, более выразительными, а это значит — развилась музыкальная память, слух, чувство ритма. Родители обратили внимание, что дома ребята с удовольствием поют и играют на детских музыкальных инструментах.

Можно с уверенностью сказать, что музыкальный фольклор является средством развития музыкальных творческих способностей дошкольников.

 

Литература:

 

1.          Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством /Т. А. Бударина. –Санкт-Петербург: «Детство-Пресс»,2004.-226с.

2.          Веретенников, И. И. Народное музыкальное творчество Белгородского края / И. И. Веретенников. — Белгород, 1996. — 216 с.

3.          Жиров, М. С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры. / М. С. Жиров.– Белгород, 2003–310 с.

4.          Лямина Л. А. Народные игры в детском саду. Творческий центр Сфера,Москва 2009.

5.          Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа Учебно-методическое пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева- Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 1998.-304с.

6.          Кичигин, В. П. Доброречье.- Белгород.,1992.-102с.

7.          Тихонова, М. В. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада / М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова — Санкт Петербург: Детство-Пресс,2000.-200с.

8.          Усова, А. П. Знакомство с народным творчеством. — Москва,1998.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle