Библиографическое описание:

Лапкина А. В. История сарматов на Кавказе // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 400-402.

История древнего народа сарматов-аланов, охватывает более тысячелетия и развивалась на обширных пространствах протяженностью более трех тысяч миль — от Алтая и Сибири на востоке до Карпат на западе. А если смотреть историю отколовшихся от них групп, то территория их обитания протянется на запад до Франции, Испании и Британии и на восток до Восточно-Китайского моря. Они никогда не образовывали единого государства; культуры различных их групп и племен отличались друг от друга.

Сарматы — одно из многочисленных племен и групп, которые мигрировали с востока на запад, подталкивая друг друга в спину и, в свою очередь, испытывая давление наседавших сзади, пока не дошли до стен Рима и не раскололись на множество еще более смешанных вихрей и встречных потоков.

Историк Геродот в своем труде, посвященном истории скифов, упоминал и их соседей савроматов — греческое произношение латинского названия «сарматы». Он отмечал, что «за рекой Танаис(Дон) кончается Скифия и начинаются земли сарматов простирающиеся на север на пятнадцать дней пути, на которых не растет никаких деревьев, ни диких, ни насаженных». Другой греческий автор, Гиппократ (460–377. до н. э.), также помещает сарматов в земли, примыкавшие к Азовскому морю.

Сарматы принадлежат к северной ветви ираноязычной группы индоевропейских народов, которую также называют скифской ветвью и в которую еще входили саки, жившие в советской части Центральной Азии. Они были ближайшими родственниками древних мидийцев, парфян и персов. Их язык родствен древнему языку Авесты (по крайней мер, язык описанных Геродотом савроматов) и считался диалектом скифского языка.

Из сарматских народов, оставивших свое имя в истории, можно назвать языгов, роксоланов, сараков, аорсов и антов. Неоднородный характер сарматов подтверждается пиктографическими материалами и антропологическими исследованиями скелетных останков, в основном черепов.

Остановимся на племенах Кавказа. Сарматские племена достигли его в 4 веке до н. э., и позднее держались исключительно в предгорьях и прилегающих степях. После гуннского вторжения большие группы аланов из степей низовьев Волги, пришедшие в этот регион, разделились на две части: одни осели в предгорьях и слились с сарматскими племенами, появившимися здесь раньше, но большинство углубилось в горы. Они проникли в высокогорные области Центрального Кавказа и заселили области, которые до этого принадлежали народам кобанской культуры железного века.

К 3 веку скифское царство слабеет и теряет былое величие. Его территория сокращается под напором объединения ираноязычных кочевников-сарматов. На Северном Кавказе остатки смешанного скифо-кобанского населения, очевидно, подвергались процессу культурной и языковой ассимиляции. Так начинается проникновение ираноязычных полукочевых племен в коренную среду кавказоязычного населения, и эти сложные процессы сыграли свою роль в формировании некоторых современных народов Северного Кавказа.

Сарматы, как и скифы, были кочевниками. Страбон в 1 веке нашей эры свидетельствовал: «кочующие в кибитках скифы и сарматы». Но, согласно ему же, часть сарматов были земледельцами и жила оседло и простиралась на юг до Кавказских гор. Горы отделяли Грузию и Азербайджан от «сарматских равнин». Указанные Страбоном равнины — это степи Предкавказья. За последнее десятилетие археологи раскопали у селения Брут в Северной Осетии крупный курганный могильник 2–4 веков нашей эры –имеющего сарматские корни.

Были сарматы и в Пятигорье. Археологи составили сводку памятников сарматского времени, в число которых входит 21 объект. Это курганы и катакомбы, и грунтовые захоронения, поселения и укрепленные городища с каменными стенами. В их числе и грунтовый могильник и поселение восточнее станции «Бештау», поселение и могильник у западного подножия Горячей горы, могильник в каменоломне у Комсомольской поляны, поселение у северного подножия горы Змейки, в Провальской — балке у горы Машук, городище у поселка Энергетик и Дубровка на правом берегу Подкумка в Горячеводске.

В музее Пятигорска есть части и целые сарматские глиняные сосуды. Типичным является кувшин серого цвета с вертикальными желобками — каннелюрами на корпусе и с ручками. Его нашли в городе Минеральные-Воды. Там же обнаружили около десятка целых и разбитых «стаканов» с отверстием в дне.

Возле Пятигорска есть невысокая, покатая гора Юца. Краеведом А. П. Рунич на речке с таким же названием обследованы случайно открытые две катакомбы 3–1 веков до нашей эры- древнейший могильник на КМВ сарматского времени. Погребальный инвентарь составлял керамику: черноглиняный кувшин и конической формы курильница. В ней оказались угли, зола, гальки со следами воздействия огня. В 1925 году в культурном слое Юцкого поселка сарматского времени при ремонте Юцкого источника была сделана уникальная находка. На глубине метра оказались 8 стаканообразных курильниц, стоявщих полукругом отверстиями вверх вокруг такого же, но большего, подобно ведру, сосуда и тоже отверстием вверх. Внутри были зола и угли. Пространство между сосудами было заполнено золой и массой расколотых костей животных. Скорее всего здесь было святилище, возможно посвященное богу Огня- священной очистительной стихии, связанной с культом солнца.

Культ Солнца у сарматов был основным, ведь оно дарит свет, тепло, жизнь, ночь и день, лето и зиму. В материальной культуре сарматов и других племен вплоть до позднего средневековья были широко распространены круглые металлические зеркала с боковой ручкой. Они появились еще в скифское время. Зеркала служили не только женщинам, есть мнение, что зеркало символизировало солнечный диск. Возможно, поэтому оборотная сторона зеркала впоследствии стала украшаться разнообразным орнаментом сакрального значения.

Если говорить об образе жизни, то сарматские племена жили в оббитых войлоком повозках, в которые запрягали волов, и держали большие стада, дававшие им мясо и молоко. Свои повозки ставят в круг и уделяют внимание разведению лошадей. Эти лошади малы, но быстры и своенравны, поэтому их холостят. К земледелию они питали отвращение. Но некоторые, как аорсы и сираки были как кочевниками, так и земледельцами.

Военное дело считалось почетным. Мужчины носили длинные штаны, сапоги из мягкой кожи остроконечные или закругленные войлочные шапки. Это позволяло удобно сидеть в седле. Ведь мальчика с раннего детства учили скакать верхом, а хождение пешком было позорным делом. Даже найденные детские могилы говорят о том, что воинственность, одна из главных черт народа. Детей хоронили с оружием. Так Аммииан Марцел (4 век н. э.) говорил, «почти все они высоки ростом и красивы видом; свирепостью своих взглядов они внушают страх… Они находят удовольствие в войне и опасности».

Сарматы сражались, как верхом, так и в пешем строю. Вооружены были коротким изогнутым луком, колчаном, мечом-акинаком, который достигал в длину до 130 сантиметров, легким копьем или пикой, реже топором. Они использовали шлемы и латы из сыромятной бычьей кожи, носили плетеные щиты.

Скакали в группе всадников, которые в совершенстве владели искусством стрельбы из лука на всем скаку. Позже они перешли на длинные копья и длинные мечи. На воинах были доспехи из железных пластин, пришитых к толстой коже, и точно такие же доспехи защищали лошадей. К концу 4 века до н. э. они переняли тяжелую кавалерию, которая сражалась в сомкнутом строю, и никто ей не мог противостоять. Ко 2 веку н. э. сарматам пришлось отказаться от бронированной конницы и сменить тактику ведения войны, поскольку появилось новое грозное оружие — лук «гуннского типа», состоящий из нескольких кусков дерева и кости. Стрелы с железными наконечниками, выпущенные из такого лука, могли пробить броню.

Об общественном строе известно мало. Скорее всего, он сходен со скифским. Об использовании рабов не упоминается. Вождями выбирали тех, кто прославился в бою. Больше света на общественное устройство сарматов проливает изучение их похоронных обрядов. Сначала небольшие холмы с бедными погребениями группировались вокруг одного или двух больших по размеру курганов. Но инвентарь в погребении был одинаков. Но к концу 5 века до н. э. проявился разительный контраст между захоронениями, как в отношении количества содержимого, так и его качества. В некоторых было золото и привозные предметы. Эти изменения связаны с перемещением племен. Они же укрепили позиции удачливых вождей и ухудшили положение вождей поверженных.

Особый интерес представляет положение женщин в большинстве сарматских племен, но главным образом среди савроматов, описанных Геродотом. По его утверждению, они произошли от союза амазонок и скифов. Они охотились верхом и сражались как мужчины, одетые так же. Он утверждает, что девушке не позволяли выйти замуж, пока она не убьет врага.

Говоря о культуре сарматского общества Северного Кавказа, нельзя не сказать о героическом эпосе. Его зачатки появились, как показал в своих исследованиях французский ученый Ж. Дюмезиль, еще в скифскую эпоху. В сарматскую эпоху, когда господствовал строй так называемой «военной демократии», ведущей, решающей силой в обществе были военные вожди с дружинами. Войны, набеги на соседей и дальние походы, захват добычи были образом жизни, чертами быта военных вождей и их соратников. Их подвиги, их богатырство и сила вызывают в народе восхищение, народные сказатели их воспевают и передают эти сказания о славных героях из поколения в поколение. Постепенно отрабатываются, совершенствуются отдельные сказания о героях. Затем они собираются в циклы сказаний о конкретных героях.

В течение веков формируется коллективная историческая память народа, которая при отсутствии своей письменной традиции имеет для нас значение источника информации. На территории Кавказа сформировался эпос о неустрашимых богатырях — нартах. Он бытует до сих пор почти у всех народов Северного Кавказа. В условиях нашего информационного общества, в век освоения космоса и научно-технического прогресса рядом с нами живет бессмертное и яркое духовное, культурное наследие предков современных жителей Кавказа, известных под именами «скифы», «сарматы», «аланы».

В заключении можно сказать, что сарматскую историю трудно отделить от истории других народов и стран. В современном мире мало что напоминает об их существовании — осетины, название нескольких славянских народов, топонимы в Восточной Европе, элементы польской геральдики и множество археологических памятников. Они были кочевниками, но внесли немалый вклад в развитие роскошного сармато-боспорского искусства и наследовавшей ему «готской» традиции, которая легла в основу многих течений в искусстве Средневековой Европы.

 

Литература:

 

1.                  Абрамова М. П.ранние аланы Северного Кавказа 3–5 век н. э.-М.,1997

2.                  Ковалевская В. Б. Кавказ и аланы. Века и народы.-М.,1984

3.                  Крупнов Е. И. Древняя история Северного Кавказа.-М.,1960

4.                  Савенко С. Н. Изучение археологических памятников Кавминвод в 20 веке. Основные итоги и перспективы //21 «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа.- Кисловодск. 2000

5.                  Сулимирский Т. Сарматы. Древний народ юга России.-М.:ЗАО Центрополиграф, 2010

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle