Библиографическое описание:

Нефедов В. А., Репин М. Е. Выявление и раскрытие хищений при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат: постановка проблемы // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 361-363.

В статье авторами рассматриваются общие проблемы выявления и раскрытия хищений при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат; предпринята попытка аргументировать необходимость подготовки методических и оперативно-тактических концептуальных разработок для правоохранительных и контрольно-проверяющих органов, направленных на выявление, раскрытие и предупреждение хищений при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат.

Ключевые слова: выявление и раскрытие хищений, мошенничество, бюджетная сфера, пособие, компенсация, субсидия, социальная выплата.

 

29 ноября 2012 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Федеральный закон № 207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1]. Данным законом вносятся существенные изменения в квалификацию преступлений, предусмотренных статьей 159 УК РФ «Мошенничество». Закрепленный ранее в УК РФ состав мошенничества охватывал все случаи хищения чужого имущества или приобретения права на него путем обмана или злоупотребления доверием [2]. Однако он не в полной мере учитывал особенности тех или иных экономических отношений. Это не позволяло на практике должным образом защищать интересы пострадавших от мошеннических действий.

Статья 159.2 УК РФ определяет мошенничество при получении выплат как хищение денежных средств или иного имущества при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путём умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат. Федеральным законом № 207-ФЗ значительно увеличен размер штрафа, применяемого дополнительно к лишению свободы за мошенничество с использованием своего служебного положения или в крупном размере (ч. 3 статьи 159 УК РФ). Его размер увеличен с 10 тысяч рублей до 80 тысяч рублей.

Перед правоохранительными и контрольно-проверяющими органами Российской Федерации поставлена важная задача — защитить экономику страны от злоупотреблений чиновников и криминальных посягательств, максимально ослабить криминальное влияние на неё путем предупреждения и выявления фактов преступной деятельности в бюджетной сфере. В этой связи вышеуказанными государственными органами уделяется самое пристальное внимание контролю за обоснованностью и правомерностью расходования бюджетных средств, выделяемых на реализацию федеральных целевых программ и приоритетных национальных проектов: «Здоровье», «Образование», «Жильё», «Развитие АПК».

Этот вопрос приобрел актуальность по той причине, что хищения при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат обладают высокой степенью общественной опасности, поскольку по своим последствиям убыток от их совершения многократно превышает ущерб от общеуголовных преступлений. Для иллюстрации всей значимости, важности и неотложности решения поставленной проблемы достаточно ознакомиться только лишь с некоторыми из преступлений мошеннического характера, совершаемых, например, в сфере агропромышленного комплексах [3, с. 177–181], а также с проблемами и сложностями, встающими на пути их предупреждения, выявления и раскрытия [4, с. 101–111]. К нашему большому сожалению, агропромышленный комплекс в этом плане не является исключением. Подобные факты довольно часто встречаются и в других сферах жизнедеятельности общества, таких как: здравоохранение, образование, жилье. А ведь развитию и финансированию именно указанных сфер со стороны государства уделяется особое внимание в силу их значимости и важности для населения. Нам с грустью приходится осознавать, что бюджетные деньги идут не по их прямому назначению. Не так, как предусмотрено и запланировано государством. А так, как этого желают воры и мошенники. Поэтому борьба с хищениями при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат приобрела характер приоритетного направления в сфере противодействия экономической преступности. Здесь на первый план выходят проблемы раннего выявления признаков мошенничества при социальных выплатах, проблемы документирования и доказывания хищений, а также проблемы, связанные с возмещением материального ущерба, причиненного преступностью в данной бюджетной сфере.

В силу этих обстоятельств, а также в целях повышения эффективности деятельности правоохранительных и контрольно-проверяющих органов Российской Федерации, возникла актуальная необходимость в концептуальной подготовке методических и оперативно-тактических разработок, направленных на выявление, раскрытие и предупреждение хищений при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат.

В настоящее время имеется ряд научных трудов, представляющих интерес по целому ряду вопросов, связанных с проблемами криминализации в бюджетной сфере. Так, разработке вопросов борьбы с преступностью в бюджетных отраслях посвящены работы некоторых криминалистов советского периода. Среди них следует выделить труды В. В. Братковской, И. А. Возгрина, Н. А. Селиванова, Я. М. Козицина, Н. Б. Опарина, Г. С. Орлова, Г. Л. Борисова, В. А. Образцова, П. И. Иванова, Г. Т. Кабанова, Г. Л. Овчаренко и др. Работы большинства ученых были написаны в 70–80 годы прошлого века. Позднее проблемами расследования хищений занимались Ю. П. Гармаев, С. Н. Чурилов, В. Т. Кондрашов, Т. Д. Кривенко, Э. Д. Куранова и др. Необходимо особо отметить методики по расследованию преступлений в сфере экономики, разработанные Л. В. Бертовским, С. Ю. Журавлевым, А. В. Шмониным и др., в том числе, по расследованию должностных и служебных преступлений, а также работы по бухгалтерскому учету, финансовому анализу и судебной бухгалтерии Ю. П. Астахова, Е. А. Головковой, Л. П. Климович, Д. А. Панкова.

Исследованием уголовно-правовых и криминологических аспектов борьбы с преступлениями в сфере распределения и использования бюджетных средств занимались Ю. Л. Анисимов, А. В. Макаров, Е. В. Шеховцова и А. К. Щегулина.

Значимым трудом, посвященным уголовно-правовым и криминологическим проблемам борьбы с преступностью в социально-бюджетной сфере, является докторская диссертация Ю. Н. Демидова, защищенная им в 2002 году. В последующие годы выходили монографии по отдельным проблемам борьбы с бюджетной преступностью, например, монография К. С. Арутюняна, вышедшая в свет в 2004 году, где также рассматривался уголовно-правовой аспект проблемы. Весомый вклад в разработку оригинальной методики по расследованию преступлений, совершаемых в бюджетной сфере, в 2007 г. внес Г. С. Гарбуз. Однако степень разработанности проблем выявления и раскрытия преступлений в бюджетной сфере не может быть сочтена достаточной.

Поскольку состояние бюджетной сферы стало определять не только экономическую, но и национальную безопасность, постольку противодействие преступности в бюджетной сфере становится одной из приоритетных задач оперативных и следственных подразделений органов внутренних дел. Очевидно, что действует строгая зависимость: насколько полно выявлены закономерности преступной деятельности, настолько можно рассчитывать на появление эффективных методик выявления и раскрытии отдельных видов и групп преступлений [5, с. 177].

Именно поэтому в современной России возникла острая необходимость в выявлении закономерностей механизма хищений при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат и научная разработка на этой основе соответствующих оперативно-тактических приемов и методических схем выявления, раскрытия и формирования доказательственной базы по уголовным делам о мошенничестве (ст. 159.2 УК РФ).

Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение следующих задач:

1)                 выявить сущность и сформировать структуру модели механизма хищений при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат;

2)                 провести корреляционный анализ элементов модели механизма хищений при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат;

3)                 построить систему типовых версий как основу оперативно-разыскной характеристики хищений при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат;

4)                 обосновать предмет и разработать тактику выявления признаков хищений при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат;

5)                 произвести криминалистический анализ исходной информации и обосновать выдвижение версий;

6)                 разработать тактику проверочных процессуальных действий и оперативно-разыскных мероприятий;

7)                 исследовать тактику представления результатов оперативно-разыскной работы в ходе раскрытия хищений при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат;

8)                 разработать тактику уголовно-процессуальной проверки результатов оперативно-разыскной деятельности при раскрытии хищений при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат;

9)                 выявить типичные ошибки документирования результатов оперативно-разыскных мероприятий и доказывания по уголовным делам о хищениях при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат.

Также возникла неотложная потребность в разработке отдельных рекомендаций методологического характера по исследованию механизма хищений при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат с целью выявления корреляционных зависимостей между его элементами на основе эмпирических данных, полученных из оперативных и уголовных дел.

Опыт построения и исследования модели механизма хищений при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат может быть использован для разработки предложений и рекомендаций по выявлению, раскрытию и документированию преступной деятельности в бюджетной сфере, а также для повышения эффективности применяемых органами внутренних дел мер в борьбе с преступлениями в других секторах экономики страны.

Все это представит собой методику выявления, раскрытия и документирования хищений при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат. Сформулированные предложения и рекомендации будут ориентированы на использование в практической деятельности для следователей и сотрудников органов дознания, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность по выявлению, раскрытию и документированию указанных преступлений, а также для работников прокуратуры и судебной системы Российской Федерации. Указанные материалы могут быть использованы для дальнейших теоретических разработок, научных исследований, а также в учебном процессе при преподавании таких учебных дисциплин, как: криминалистика, оперативно-разыскная деятельность и уголовный процесс.

 

Литература:

 

1.                  О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 29 ноября 2012 г. № 207-ФЗ // Российская газета. 2012. 3 декабря.

2.                  Уголовный кодекс Российской федерации от 13.06.2006 № 63-ФЗ // Российская газета. 2006. 25 июня.

3.                  Репин М. Е. Характеристика преступлений мошеннического характера, совершаемых в сфере агропромышленного комплекса // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 2 (30). С. 177–181.

4.                  Репин М. Е. Выявление и раскрытие преступной деятельности в сфере агропромышленного комплекса России: постановка проблемы // Проблемы юридической науки в исследованиях докторантов, адъюнктов и соискателей: сборник научных трудов / под ред. М. П. Полякова, Д. В. Наметкина. Н.Новгород, 2014. Вып. 20. С. 101–111.

5.                  Репин М. Е. Характеристика преступлений мошеннического характера, совершаемых в сфере агропромышленного комплекса // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 2 (30). С. 177.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle