Библиографическое описание:

Беляева М. Д., Вилкова Е. С., Зайнуллина Л. А., Кузнецов Е. В., Кулагин В. А., Агеева Ю. А., Устьянцева С. П. Сёстры милосердия Крымской войны — основатели культурных традиций сестринского дела в России // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 390-392.

The main role in the cultural potential of professional nurses play a charitable cause. Spiritual principles underlying the works of mercy nurses were actively formed during the Crimean War effort sisters Holy Cross community. Since the time of the Crimean War in the profession imbued with, in addition to nursing care, psychological support patient care and respect, non-discrimination and other components of the culture.

Key words: sisters of Charity; spiritual principles; cultural potential of nurses

 

Главную роль в культурном профессиональном потенциале медицинских сестер играют милосердные дела [1]. Духовные начала, лежащие в основе милосердных дел медицинских сестер, стали активно формироваться во времена Крымской войны усилиями сестер Крестовоздвиженской общины. Со времен Крымской войны в профессию прониклись, помимо сестринского ухода, психологическая поддержка пациента, уважение и забота, исключение дискриминации и другие компоненты культуры.

Поясним вышесказанное на конкретных примерах.

6 ноября 1854 г. в Петербурге была учреждена Крестовоздвиженская община сестер попечения о раненых и больных воинах, открытая на собственные деньги великой княгиней Еленой Павловной, родной сестрой русского императора Николая I. Целью общины была забота о раненых в госпиталях и перевязочных пунктах, находившихся буквально на самом поле боя. Великая княгиня призвала российских женщин вступать в новообразованную общину, чтобы «принять на себя высокие и трудные обязанности сестер милосердия».

Членами общины сестер милосердия становились женщины всех сословий: дочери, жены и вдовы дворян, государственных советников, чиновников, офицеров, помещиков и купцов. Наравне с ними в Крестовоздвиженскую общину принимали и женщин из низов, порой плохо знающих грамоту, однако горящих тем же патриотическим воодушевлением — и к тому же более умелых и трудоспособных

Труд сестер милосердия требовал исключительной самоотверженности, мужества и терпения, отнимал много душевных и физических сил. Их работа не оплачивалась, община обеспечивала их лишь питанием и одеждой. Сестры помогали врачам бороться с тифом и гангреной, неотлучно находились около тяжелобольных: купали, перевязывали, кормили, писали за них письма домой. Большинство сестер сами перенесли тиф, многие, вынося раненых с поля битвы, получили ранения или были контужены.

В письмах жене Н. И. Пирогов отмечал, что сестры «…день и ночь попеременно бывают в госпиталях, помогают при перевязке, бывают и при операциях, раздают больным чай и вино, наблюдают за служителями и за смотрителями и даже врачами. Присутствие женщины, опрятно одетой и с участием помогающей, оживляет плачевную юдоль страданий и бедствий» [2].

Для описания служения медсестер Крымской войны мы проанализировали их биографию, раскрывающую милосердное служение.

Екатерину Михайловну Бакунину называли «идеальной сестрой милосердия». Внучатая племянница великого полководца М. И. Кутузова проявляла истинный героизм. Одна из наиболее образованных, опытных и самоотверженных сестер, она участвовала в работе больше других, часто бессменно помогая хирургам во время самых трудных и тягостных операций, следующих одна за другой. Не раз ей приходилось проводить у операционного стола без перерыва двое суток подряд.

После окончания войны Бакунина предприняла попытку создать новую сестринскую общину, построенную на несколько иных принципах. Она выступала против религиозности как основного мотива и главного идеологического фундамента милосердия. По мнению Екатерины Михайловы, на смену религии должны были прийти, говоря современным языком, общечеловеческие принципы гуманности и морали. Кроме того, религиозность членов общины мешала дальнейшему образованию сестер, ограничивая их мировоззрение, стремление к самостоятельности и самосовершенствованию. К сожалению, княгиня Елена Павловна не разделяла взглядов Бакуниной, и Екатерина Михайловна покинула общину навсегда, отказавшись от почетной роли сестры — настоятельницы.

Бакунина поселилась в собственном имении, расположенном в Тверской губернии, и основала там деревенскую больницу, где могли бесплатно получать помощь живущие в округе крестьяне. Таким образом, Е. М. Бакунина по праву можно назвать не только героиней Крымской войны, но и родоначальницей медицины на селе.

Дарья Севастопольская считается первой военной медсестрой времен Крымской войны. Установлено, что Севастопольской Дарью назвала людская молва — по имени города, в которой она работала сестрой милосердия. Настоящая фамилия этой девушки из народа — Михайлова.

Дарья Лаврентьева Михайлова, в те годы 17-летняя Даша, сирота, благодаря своей отваге и самоотверженности снискала славу и уважение, а сам государь Николай I наградил ее золотой медалью, владимирской лентой, содержащий надпись «За усердие».

В мире есть медаль имени Флоренс Найтингейл, которой отмечают выдающихся медицинских сестер. А медали Даши Севастопольской мы так за все эти долгие годы и не завели… И это при том, что Найтингейл в поле не работала: она была медсестрой в Стамбуле. Три раза она приезжала в Балаклаву для инспекции. В этом отличие английской медсестры от нашей Даши, которая, взвалив на себя раненого, ползком тащила его с поля боя.

Вслед за Дашей ухаживать за ранеными взялись другие севастопольские патриотки — жены, сестры и дочери участников обороны. А Великая княгиня Елена Павловна, вдова младшего брата императора Николая I, обратилась к женщинам России с призывом помочь раненым в осажденном Севастополе. В том же 1854 году Елена Павловна открыла в Санкт-Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия, а уже в ноябре первый её отряд приехал в осажденный Севастополь. Н. И. Пирогов, руководивший работой женщин, писал: «Их рвению и деятельности при хождении за больными, их подлинно-стоическому самоотвержению нельзя было довольно надивиться. Малейшие желания страждущих, даже их капризы, выполнялись сестрами самым добросовестным образом... В короткое время уже видны были плоды их... самоотвержения». Сестры милосердия проводили по 17 часов в сутки в госпиталях, не жалея сил и здоровья, раздавали раненым свое жалованье, пищу, белье. Благодарность воинов была безгранична: «матери наши» — звали они сестер милосердия.

Проанализировав опыт первых общин сестер милосердия, можно отметить, что принципиальных отличий в их деятельности не было. Неизменными качествами сестер были строгая нравственность, любовь и милосердие к ближнему, трудолюбие и самоотверженность, дисциплинированность и беспрекословное подчинение начальству. Уставы общин, хотя и были строгими, но, в отличие от монастырских, сохраняли за членами общины некоторые элементы свободы. Сестры имели право наследовать и владеть собственным имуществом, при желании могли вернуться к родителям или вступить в брак. Среди сестер милосердия было много женщин и девушек знатного происхождения. Однако устав не позволял делать кому-либо «скидки», да никто и не стремился к привилегиям, все с одинаковой самоотверженностью переносили тяготы трудовых будней мирного времени и лишения и опасности фронтовой жизни.

В письмах жене Н. И. Пирогов так рассказывает о Даше Севастопольской: «…Движимая милосердием своей женской натуры, она здесь на полях битвы и в госпиталях с таким самопожертвованием помогла раненым, что обратила на себя внимание высшего начальства…» [2].

Александра Травина была вдовой государственного служащего невысокого ранга. Рапортуя о своей деятельности медсестры, Александра лаконично, скромно, без всякого пафоса и похвальбы кратко сообщала: «Опекала шестьсот солдат в Николаевской батарее и пятьдесят шесть офицеров».

Марина Григорьева — вдова чиновника, почти бессменно дежурила в палатах, выделенных для умирающих от ран. Она облегчала их муки, как могла — и словом, и заботой, находясь рядом до самых последних их минут.

Истинный героизм проявила и Екатерина Будберг, баронесса, сестра знаменитого русского писателя А. С. Грибоедова. В то время, когда из-за сплошного огня артиллерии многие мужчины не смели и головы поднять, Екатерина Будберг выносила из-под обстрела раненых, оказывала им первую помощь.

Всего же в годы войны в Крыму работали 250 медицинских сестер. Впоследствии все они были награждены серебряными медалями, изготовленными по личному приказу императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I.

Помощь раненым и больным во время Крымской войны оказывали 160 сестер Крестовоздвиженской общины, 17 из которых не суждено было вернуться домой: они погибли на поле боя. Всего же в годы войны в Крыму работали 250 медицинских сестер.

Наиболее значительный вклад в развитие сестринского движения в период крымских военных действий внесли сестры Крестовоздвиженской общины, которые служили примером истинного милосердия и беззаветного служения своему делу.

Также следует подчеркнуть социальную направленность сестринской, акушерской и фельдшерской помощи в России, которая, прежде всего, предназначалась для бедных, беременных, новорожденных, детей, стариков, больных и раненых. Кроме того, она была направлена на оказание помощи пострадавшим от войн, стихийных бедствий, эпидемий. Предоставлялись не просто уход и физическая помощь больному, раненому, сироте-ребенку, но было организовано гуманитарное и профессиональное образование (приюты и школы при общине). Все, что может быть названо современным термином «социальная реабилитация и адаптация».

 

 

Литература:

 

1.      Духовно-нравственное воспитание [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki.

2.      Кулешова Л. И., Пустоветова Е. В. Основы сестринского дела. — Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2012.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle