Библиографическое описание:

Фортова Л. К., Финашина Г. В. Научные подходы к обоснованию педагогических условий формирования здорового образа жизни подростков // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 538-542.

В статье рассматриваются основные научные подходы к обоснованию педагогических условий, формирующих ответственное отношение к здоровью у подростков и ориентирующих их на выбор здорового образа жизни. Автор объединяет существующие подходы в три направления: внедрение отдельной дисциплины или метода как средства формирования ЗОЖ, психолого-педагогическое направление, комплексное направление.

Ключевые слова:здоровый образ жизни, педагогические условия, валеологизация, ЗОЖ, здоровьесбережение.

 

Формирование здорового образа жизни подростков является актуальной темой на протяжении нескольких последних десятилетий, так как статистика, публикуемая Министерством здравоохранения, свидетельствует о том, что доля здоровых детей снижается, а количество заболеваний, в том числе хронических, возрастает. Лишь в последние годы наметилась позитивная тенденция по повышению доли здоровых детей и подростков и снижению у них хронических заболеваний, но этот сдвиг незначителен. В этой ситуации важной задачей является определение и создание педагогических условий, способствующих формированию здорового образа жизни подростков. Среди научных подходов к пониманию здорового образа жизни учащихся и созданию соответствующих педагогических условий можно выделить три основных направления:

1. Внедрение отдельной дисциплины или метода как средства формирования здорового образа жизни. К этому направлению можно отнести следующие подходы: физическое самосовершенствование, валеологизация, метод научного познания.

1)        Физическая культура как средство самосовершенствования и формирования здорового образа жизни. Эта тема активно разрабатывается еще с 80-х годов ХХ века в исследованиях А. Д. Дубогай, Г. К. Зайцева, О. Л. Трещевой, С. О. Омельченко и др. В ХХI веке физическое самосовершенствование, наполняясь новым содержанием, также продолжает выступать в качестве одного из педагогических условий формирования здорового образа жизни детей и подростков. К. В. Чедов полагает, что «модель спортивно ориентированного воспитания должна рассматриваться как пространство деятельностной социализации личности ребенка и подростка, обеспечивающее естественные условия формирования его сбалансированной социальной активности, умения достойно и честно побеждать и проигрывать, извлекая из неудач уроки, обеспечивающие следующие победы» [15, с.138]. Анализируя работы, посвященные спортизации общеобразовательных школ, автор выделяет основные принципы, лежащие в основе этого подхода: принцип конверсии, принцип гармоничности развития личности обучающегося, принцип активного здоровьеформирования, принцип накопления потенциала социальной активности и толерантности и принцип свободы выбора. В основе принципа конверсии лежит организация тренировок, в ходе которых организм школьника адаптируется к физическим нагрузкам нужного объема, интенсивности и содержания физических упражнений; кроме того, школьник в процессе тренировок осваивает и совершенствует новые двигательные действия и навыки, помогающие ему физически совершенствоваться. Принцип гармоничности развития личности реализуется через усвоение школьником ценностей физической культуры в соответствии с его индивидуальными и личностными особенностями. Для реализации принципа активного здоровьесбережения необходимо учитывать возрастное развитие моторики школьников, а также сензитивные периоды, мотивы и интересы обучающихся к определенному виду спорта. Социальная активность и толерантность развиваются у школьников в процессе коллективных занятий, при условии соблюдения правил выполнения упражнений и личной ответственности за результат коллектива. Свобода выбора предполагает самостоятельный выбор школьником вида спорта.

2)        Валеологизация образования. Развитием этого направления на современном этапе занимаются Г. К. Зайцев, М. А. Митяева, Л. Г. Татарникова, З. В. Тюмасева, Т. Ф. Орехова. Г. К. Зайцев — автор проекта «Здравосозидающая школа», направленного на воспитание у школьников устойчивой установки на здоровый образ жизни. Для реализации этой цели автор рекомендует ввести в школьную программу новый предмет — валеологию, построенную с учетом базовых потребностей детей и направленную на формирование у них мотивации здорового образа жизни. «Здравосозидающая школа», по Г. К. Зайцеву, состоит из трех ступеней: школы саморазвития (1–4 классы), школы самопознания (5–8 классы) и школы самоопределения (9–11 классы), которые строятся «на основе учета актуальных (доминирующих) потребностей занимающихся, что обеспечивает истинный интерес, подлинную активность, саморазвитие, самопознание, самосовершенствование, самоопределение, воспитание высших чувств, психологический комфорт и качество знаний» [6]. Л. Г. Татарникова предлагает следующую структуру подобного курса: «I ступень — «Я и мое здоровье», II ступень — «Ребенок и его здоровье», III ступень — «Этика и психология семейных отношений», состоящая в свою очередь из двух разделов — «Основы сексуальной культуры» и «Путь к материнству и отцовству» [12].

М. А. Митяева выделяет следующие педагогические условия, от которых зависит эффективность формирования культуры здорового образа жизни подростков:

1.                  Постоянная подготовка учителей, социальных педагогов к работе по валеологизации личности ребенка в учебно-воспитательном процессе, что позволяет создать соответствующую систему деятельности по формированию культуры здоровья личности.

2.                  Единство действий школы и семьи и создание особого стиля валеологических отношений между учителем, социальным педагогом и учениками, что в силу их субъективной значимости помогает оздоровлению атмосферы школьной жизни и сочетанию научно обоснованного валеологического просвещения с полезной для здоровья деятельностью детей и подростков.

3.                  Формирование культуры здоровья у детей при условии единства процессов организации урочной и внеурочной, внешкольной и внеклассной деятельности. От педагогического коллектива требуется продуманная система взаимодействий с учащимися, которые будут формировать у них положительное, здоровое отношение к себе, своим близким, людям вообще, и существенно, чтобы это отношение действительно стало деятельным [10, с.39].

3)        Научный метод познания. И. Г. Андреева в качестве педагогического условия формирования здорового образа жизни у подростков предлагает использование научного метода познания: «Важнейшей задачей содержания образования в свете стандарта нового поколения является формирование необходимого опыта деятельности школьников в вопросах здоровья при изучении естественнонаучных предметов на основе научного метода познания как системы универсальных знаний и навыков. <…> Вся учебно-познавательная деятельность на основе метода научного познания является мощным эмоциональным зарядом, необходимым для формирования мотивации к здоровью и здоровому образу жизни» [3, с.38].

2. Психолого-педагогическое направление, в котором особое внимание уделяется мотивации, потребностям личности, психологической готовности, ценностям и установкам, личностной активности в вопросах здоровьесбережения. Научные подходы в рамках этого направления рассматриваются в работах А. М. Абаева, Е. В. Кожиной, Т. В. Мартыновой, Юняевой и др.

1)        Установки. А. М. Абаев основой формирования здорового образа жизни считает мировоззренческие установки: «Формирование основ здорового образа жизни — это привитие значимых для здоровья мировоззренческих установок, основных навыков сохранения и укрепления здоровья, элементов личной физической, гигиенической культуры, а также культуры психофизической регуляции и гармоничного межличностного общения» [1, с.39].

2)        Направленность личности. Е. В. Кожина и Т. В. Мартынова вводят понятие «направленность на здоровый образ жизни школьников» как педагогическую категорию и определяют его как «стержневое личностное новообразование, определяющее динамичную систему отношений, проявляющихся в духовных потребностях, познавательных установках, мотивах, ценностных ориентациях, побуждающих ее [личность] к активному мотивированному выполнению деятельности по сохранению здоровья» [9, с. 83]. Авторы также выделяют в направленности школьников на ЗОЖ следующие компоненты: ценностно-смысловой, когнитивно-целевой, эмотивно-рефлексивный, регуляционный.

3)        Мотивы личности. Н. В. Юняева рассматривает формирование здорового образа жизни у подростков через личностный и мотивационный компоненты и определяет мотивы к здоровому образу жизни как «целостную систему осознанных побуждений, активизирующих (энергетизирующих) и направляющих проявления личности (нравственные, духовные, физические) в различных сферах жизнедеятельности с позиций ценности своего здоровья» [16]. Также Н. В. Юняева отмечает, что мотивация к здоровому образу жизни рассматривается как «целенаправленный процесс содействия подростку в осознании им здоровья как высшей ценности, в формировании ответственного отношения за него и включение ребенка в здоровьетворение в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями».

3. Комплексное направление, рассматривающее здоровый образ жизни как комплексное явление, которое может быть сформировано при одновременном влиянии как внутренних, так и внешних факторов. Комплексный научный подход, основанный на сочетании различных факторов и условий, используется в работах Н. В. Третьяковой и В. А. Федорова, А. В. Гурьева, Е. Н. Дзятковской, Т. Ф. Ореховой и И. Г. Абрамовой.

Н. В. Третьякова и В. А. Федоров определяют педагогические условия как «совокупность взаимосвязанных влияний в образовательном процессе, обеспечивающих формирование готовности обучающихся к здравотворческой деятельности» [14, с.156]. Авторы выделяют внешние и внутренние условия, влияющие на выбор здорового образа жизни подростками. К внешним условиям относятся социальные и ресурсные составляющие, к внутренним — личностные и организационно-педагогические. Социальные условия, по мнению Н. В. Третьяковой и В. А. Федорова, представляют собой нормативно-законодательную базу федерального, регионального и муниципального уровня, регулирующую осуществление здоровьесберегательной деятельности образовательными учреждениями. Ресурсные условия — это «показатели санитарно-гигиенических условий и качества образовательной среды, соблюдение которых обеспечивает субъекту образовательного процесса благоприятные и безопасные для здоровья условия обучения и воспитания» [14, с.158]. Личностные условия, по мнению авторов, связаны с мотивацией школьников и заключаются в активации здравотворческого потенциала, который понимается как «динамическая психологическая система представлений человека о предпочитаемой модели (идеального образа) физического, психического и духовно-нравственного здоровья и о собственном ресурсном обеспечении, а также средствах и способах его наращивания» [14, с.159]. Организационно-педагогические условия, в свою очередь, включают систему управления механизмами, функциями и структурой учебного процесса, которая позволяет обеспечить результативность здоровьесбережения за счет создания в образовательном учреждении структурного подразделения — службы здоровья.

А. В. Гурьев считает основными педагогическими условиями внедрения здорового образа жизни создание организационно-педагогических, коммуникативных и санитарно-гигиенических условий как «контура работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса» [4, с.65].

Е. Н. Дзятковская разработала программу «Здоровьесберегающие образовательные технологии» (ЗОТ), которую она предлагает рассматривать «как комплекс, состоящий из трех компонентов: используемой учителем педагогической технологии; психолого-педагогических мер по снижению ее возможного неблагоприятного воздействия на обучающегося; работы с учащимися и педагогами по воспитанию культуры здоровья» [5, с.25].

Т. Ф. Орехова вводит понятие «здоровьетворящее образование», которое определяет как «целенаправленно организованный педагогический процесс, обеспечивающий становление здоровья учащихся и учителей как феномена культуры в условиях их взаимодействия в течение каждого дня» [11, с.61], который является качественной характеристикой, формирующей у педагогов и школьников готовность к здоровьетворению в ходе учебного процесса. Важным аспектом, по мнению Т. Ф. Ореховой, является позиция педагогов и родителей, формирование у них принципиально нового мировоззрения, нацеленного на переход к сохранению и укреплению собственного здоровья.

И. Г. Андреева предлагает следующие способы формирования ЗОЖ в образовательном учреждении:

-          развитие и совершенствование в содержании образования системы интегрированных межпредметных и предметных знаний о здоровье с учетом современных естественнонаучных тенденций;

-          включение педагогически адаптированных знаний о здоровье в учебные и контрольно-измерительные вопросы и задания текущей и итоговой аттестации учащихся (ЕГЭ и ГИА) с целью мониторирования качества обучения вопросам здоровья;

-          переход от теоретической информации о здоровье, мало связанной с практикой, к системной ориентировочной основе практических действий;

-          формирование опыта самостоятельной познавательной и творческой деятельности в вопросах здоровья на основе метода научного познания как практического компонента содержания образования [3, с.39].

Учитывая требования к качеству образования и здоровьесбережения детей и подростков, изложенные в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», принятой Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, можно сделать вывод о перспективности научных подходов к формированию здорового образа жизни, учитывающих индивидуальные особенности участников образовательного процесса и воздействие внешних и внутренних факторов, включающих как создание внешних условий, так и учет мотивационно-ценностной сферы и потребностей всех участников образовательного процесса.

 

Литература:

 

1.         Абаев, А. М. Здоровьесберегающий подход к изучению и формированию образовательной среды / А. М. Абаев // Педагогика. — 2012. — № 3. — с.37–40.

2.         Андреева, И. Г. Здоровье человека в содержании образования / И. Г. Андреева // Педагогика. — 2011. — № 10. — С. 26–32.

3.         Андреева, И. Г. Содержание образования в свете государственной политики сохранения здоровья нации / И. Г. Андреева // Педагогика. — № 10. — 2012. — С. 31–39.

4.         Гурьев, А. В. Внутришкольная работа по сохранению здоровья участников образовательного процесса / А. В. Гурьев // Педагогика. — 2011. — № 5. — С.61–66.

5.         Дзятковская, Е. Н. Здоровьесберегающий ресурс методической системы / Е. Н. Дзятковская // Педагогика. — 2011. — № 1. — С.25–33.

6.         Зайцев, Г. К. Проект «Здоровьесозидающая школа. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ecad.ru/sem07–13.html

7.         Звездина, М. Л. Разнообразие научных подходов к формированию здорового образа жизни / М. Л. Звездина // Научный диалог. — 2013. — № 8(20): Педагогика. — С. 8–23. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/raznoobrazie-nauchnyh-podhodov-k-formirovaniyu-zdorovogo-obraza-zhizni-obuchayuschihsya

8.         Здоровье и образование детей (статистические данные). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mma.ru/library/online/academy/statistic.html?print=Y&SECTION_CODE=library %2Fonline %2Facademy %2Fstatistic

9.         Кожина, Е.В., Мартынова Т. Н. Теоретические аспекты проблемы направленности старшеклассников на здоровый образ жизни / Е. В. Кожина, Т. В. Мартынова // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2014. — № 3 (59). — Т.1. — С. 79–84.

10.     Митяева, А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. М. Митяева. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 192 с. — ISBN 978–5-7695–7507–5.

11.     Орехова, Т. Ф. Понятие «Здоровьетворящее образование» как педагогическая категория / Т. Ф. Орехова // Вестник ОГУ. — 2004. — № 7. — С. 60–66.

12.     Орехова, Т. Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования / Т. Ф. Орехова. — М.: Флинта, 2011. — 354 с. — ISBN 978–5-9765–1211–5.

13.     Педагогика здоровья. — М.: Педагогика, 1990. — 288 с. — ISBN 5–7155–0059–1.

14.     Третьякова, Н.В., Федоров, В. А. Педагогические условия формирования готовности обучающихся к здравотворческой деятельности / Н. В. Третьякова, В. А. Федоров // Инновации в образовании. — 2015. — № 1. — С. 155–166.

15.     Чедов, К. В. Спортизация общеобразовательных школ — перспективное направление в оздоровлении учащихся / К. В. Чедов // Инновации в образовании. — 2013. — № 7. — С. 135–144.

16.     Юняева, Н. В. Педагогические аспекты формирования мотивов здорового образа жизни у подростков / Н. В. Юняева. — Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И. Е. Шварца: материалы международной научно-практической конференции (1–2 июня 2009 г., г. Пермь). Часть II / под ред. Л. А. Косолаповой, Н. Г. Липкиной; Перм. гос. пед. ун-т. — Пермь: ПГПУ, 2009–324 с. — ISBN 978–5-85218–410–8.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle