Библиографическое описание:

Коконова Е. А., Коконова Т. А. Внеклассное чтение: выявление уровня «читательской грамотности» младших школьников // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 476-480.

В статье представлены краткие сведения о проведении эмпирического исследования на базе МБОУ Соленоозерная СОШ № 12 «Внеклассное чтение: выявление уровня «читательской грамотности» младших школьников». Выводы были сделаны на основании полученных результатов анкетирования, которое проводилось среди преподавателей, родителей и младших школьников МБОУ Соленоозерной СОШ № 12.

 

Многие педагоги и психологи сходятся во мнении, что чтение — огромный труд. Вроде бы, нет ничего сложного, из знакомых букв сложить слова, а из слов — предложения. Но на самом деле это не так просто, как кажется, и если у младшего школьника не получается прочитать слово и понять его смысл или получается с трудом, то чтение из наслаждения превращается в наказание. И если над этой проблемой не работать уже с первого класса, то ни о каком интересе и любви школьника к книгам не стоит и говорить.

Феноменом механического, «бессмысленного» чтения первым стал заниматься психолог и специалист по образованию Майкл Коул. Он говорил о том, что если ребенок не может пересказать прочитанный текст и даже не может сказать о чем он, то у школьника снижается мотивация к чтению.

Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни — это читательская грамотность. Она играет важную роль в формировании личности младшего школьника, это расширение кругозора, духовно-нравственное развитие, это культура ребенка и его будущее. Читательская грамотность невозможна без самостоятельности ребенка. Читательская самостоятельность — свойство, которое не задается с рождения, а возникает как результат правильно организованного обучения чтению. Читательская самостоятельность — личностное свойство школьника, характеризуется потребностью и способностью ребенка правильно читать книги по осознанному выбору. Поэтому совместная работа школы и родителей должна быть направлена на повышение:

-        уровня начитанности, круга чтения школьников;

-        уровня сформированности интереса к читательской деятельности;

-        уровня сформированности специальных читательских умений.

Для успешной работы нужно выяснить: что нравится читать детям, от чего зависит качество чтения, сколько читают младшие школьники, нужны ли уроки внеклассного чтения, умеют ли родители заинтересовать ребенка книгой и др.

Исходя из всего вышеизложенного, мы исследовали основные параметры уровня «читательской грамотности» младших школьников.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ Соленоозерная СОШ № 12. В анкетировании участвовали преподаватели, родители и младшие школьники МБОУ Соленоозерной СОШ № 12. Всего в исследовании приняло участие 60 человек, 20 преподавателей, 20 родителей и 20 младших школьников.

Преподавателям, родителям и младшим школьникам была предложена анкета «Внеклассное чтение: выявление уровня «читательской грамотности» младших школьников, содержащая 15 вопросов. Их можно подразделить на 4 категории: качество чтения и приобщение к чтению: опыт учителей; организация уроков и ведения дневника внеклассного чтения; организация домашнего чтения и мотивация школьников к чтению; рейтинги книг, рекомендованных для внеклассного чтения.

I. Качество чтения и приобщение к чтению: опыт учителей

II. Организация уроков и ведения дневника внеклассного чтения

III. Организация домашнего чтения и мотивация школьников к чтению

 

IV. Рейтинги книг, рекомендованных для внеклассного чтения

10 книг, которые были прочитаны вслух за последнее время и понравились ребенку больше всего

10 книг по внеклассному чтению, которые с удовольствием прочитали школьники за последний год

10 книг, рекомендованных для внеклассного чтения педагогами

1. Драгунский В. Ю. «Денискины рассказы»

2. Толстой А. Н. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

3. Носов Н. Н. «Большая книга рассказов»

4. Волков А. М. «Волшебник Изумрудного города»

5. Волков А. М. «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»

6. Дружков Ю. М. «Приключения Карандаша и Самоделкина: Правдивая сказка»

7. Кэрролл Л. «Алиса в Стране чудес»

8. Линдгрен А. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»

9. Носов Н. Н. «Приключения Незнайки и его друзей»

10. Носов Н. Н. «Фантазеры. Рассказы»

1. Драгунский В. Ю. «Денискины рассказы»

2. Волков А. М. «Волшебник Изумрудного города»

3. Носов Н. Н. «Фантазеры. Рассказы»

4. Бианки В. В. «Рассказы о животных»

5. Гераскина Л. Б. «В стране невыученных уроков»

6. Драгунский В. Ю., Медведев В. В., Коваль Ю. И., Каминский Л. Д. «Смешные рассказы о школе»

7. Кэрролл Л. «Алиса в Стране чудес»

8. Линдгрен А. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»

9. Носов Н. Н. «Большая книга рассказов»

10. Носов Н. Н. «Приключения Незнайки и его друзей»

1. Пушкин А. С. «Золотые сказки»

2. Носов Н. Н. «Большая книга рассказов»

3. Андерсен Х. К. «Сказки»

4. Бианки В. В. «Рассказы о животных»

5. Драгунский В. Ю. «Денискины рассказы»

6. Драгунский В. Ю., Медведев В. В., Коваль Ю. И., Каминский Л. Д. «Смешные рассказы о школе»

7. Заходер Б. В., Милн А. А. «Винни-Пух и все-все-все»

8. Линдгрен А. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»

9. «Русские народные сказки»

10. Носов Н. Н. «Витя Малеев в школе и дома»

 

 

Проанализировав результаты ответов преподавателей, родителей и младших школьников, мы пришли к таким выводам:

1.         Педагоги рекомендуют школьникам младшего возраста на чтение уделять 3–4 часа в неделю. В среднем 3–5 книг необходимо читать младшему школьнику в месяц;

2.         Большинство родителей, говорят о том, что школьники младших классов читают в среднем 1–3 часа в неделю или в среднем до 4-х книг в месяц;

3.         В целом, многие школьники уделяют чтению достаточно времени, но стоит читать чуть больше;

4.         Большинство родителей и педагогов считают, что работа в школе над внеклассным чтением необходима;

5.         Многие педагоги для развития интереса к чтению используют в своей работе разнообразные формы: конкурсы, викторины, игры, беседы, встречи;

6.         Как родители, так и многие педагоги считают, что ведение дневника внеклассного чтения — устаревшая форма мотивации, не дающая положительных результатов и слабо влияющая на желание младших школьников читать больше;

7.         Заставлять читать нельзя — считает большая часть педагогов и родителей. Если ребенок не готов еще читать сам, значит, у него еще не сформировался интерес к чтению, читайте ему вслух, предлагайте разные книги для выбора, читайте вместе, придумывайте игры, обыгрывайте сюжет с ребенком, не ограничивайтесь классическими списками обязательных для школы книг, поинтересуйтесь, что ребенку нравится и о чем он хочет больше узнать;

8.         Чтение должно быть ежедневным ритуалом — считают педагоги, например, читать перед сном хотя бы 20–30 минут. 41 % родителей отмечают, что чтение происходит системно, 38 % с учетом настроения и возможностей и только 21 % семей читают ежедневно.

По результатам исследования мы убедились в том, что многих родителей интересует, какие книги предлагать ребенку для чтения; педагогам также интересен обмен опытом и мнение школьников.

 

Литература:

 

1.       Лабиринт.ру Отчет внеклассное чтение для педагогов и родителей по результатам Всероссийского онлайн-опроса [Электронный ресурс], 2013. — Режим доступа: Labirint.ru/report

2.       Матвеева Е. И. Учим младшего школьника понимать текст. — М.: ВАКО, 2005.

3.       Оморокова, М. И. Чтение в начальных классах: учебное пособие для студентов пед. вузов. — Тула, 1999.

4.       Романовская З. И. Чтение и развитие младших школьников. — М.: Педагогика, 1982.

5.       Рыбкина, Е. А. Шаг навстречу книге, или Как приобщить ребенка к чтению // Начальная школа. — 2009. — № 2.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle