Библиографическое описание:

Парамохина А. С. Проблемы становления и развития малого бизнеса в России и Германии, методы государственной поддержки // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 576-579.

Ключевые слова:предпринимательство, государственная поддержка, бизнес-инкубаторы, экономика.

 

Хотелось бы изначально обозначить целесообразность сравнения развития предпринимательского сектора в России и Германии, поскольку, на наш взгляд, опыт Германии на данном поприще мог бы послужить уникальным примером становления экономики и усовершенствования способов взаимодействия власти и бизнеса на несколько ином уровне, что несомненно послужило бы благоприятным фактором в становлении отечественного бизнеса и экономического развития России в целом. Как нам известно, Восточная Германия преодолела довольно сложный и тернистый путь от социализма и плановой экономики к рыночным отношениям. Несомненно, данный переход был осуществлен при полноценной поддержке в экономическом развитии Восточных земель Западной Германией, когда прилагалось максимум усилий для подъема экономики бывшей ГДР изначально до общеевропейского уровня, а впоследствии до общегерманского и лидирующего в Европе. Одним из наиболее приоритетных направлений в экономической политике Германии после Объединения была комплексная поддержка малого и среднего бизнеса в Восточных землях. Для России данный опыт мог бы оказаться весьма полезным, поскольку мы также осуществили, пусть и несколько более затяжной переход от плановой экономики к рыночной, и для нас могли бы оказаться довольно интересными и полезными методы преодоления сложностей в развитии и становлении малого бизнеса в нашей стране, а также способы взаимодействия органов власти на региональном и местном уровне с представителями малого. Существует множество способов государственной поддержки малого бизнеса в разных странах, о некоторых из них мы поговорим в данной статье на примере сравнения данных форм поддержки в России и Германии, а также кратко осветим положение, проблемы начинающих бизнесменов, сложности, с которыми им приходится сталкиваться и методы преодоления данных проблем в этих странах.

Малые предприятия играют огромную роль в развитии конкурентоспособной экономики каждой страны, они являются как бы своеобразными рычагами-двигателями современного рынка. В отличии от крупных компаний, они способны наиболее быстро реагировать на изменяющиеся экономические и производственные процессы, удовлетворяя вновь и вновь возникающие потребности потребителя. При этом им проще адаптироваться возникающим потребностям конкурентной среды, создавая новые и лучшие товары с целью получения большей прибили. Малые предприятия являются стимуляторами при создании высокой конкуренции на рынке. Также представители малого бизнеса предоставляют рабочие места населению, что положительно отражается на занятости населения и его благополучии. Малый и средний бизнес –это, так называемые, небольшие звенья, благодаря которым осуществляется комплексное взаимодействие составных крупных частей рынка. [1] Исходя из этого, хотелось бы рассмотреть такой фактор, как прочность позиций малого и среднего бизнеса в России и Германии, а также сопоставить процентное соотношения доли малого и среднего бизнеса в России и Германии в общей доли ВВП этих стран. Малый бизнес занимает ведущее место в экономике развитых государств Европы, в частности в Германии, составляя при этом около 50 % ВВП этих стран, тогда как в Росси данный показатель несколько ниже, по последним данным всероссийской организации малого и среднего бизнеса «Опора России», доля малого предпринимательства в ВВП России на сегодняшний день составляет 20 %. [3]

Что касается прочности позиций малого и среднего бизнеса в России, то здесь показатели также оставляют желать лучшего в сравнении с позициями начинающих предпринимателей и владельцев малого бизнеса в Германии. Как нам известно 3, 4 млн предприятий Германии имеют годовой оборот порядка 50 млн евро. При этом 2,88 млн предприятий Германии-представители малого и среднего бизнеса, из них 2,82 млн предприятий относится к сегменту малого бизнеса. [9]

Данные цифры явно указывают хорошо отлаженную, отработанную в долгосрочной перспективе программу поддержки малого и среднего бизнеса. Чего нельзя сказать о развитии малого предпринимательства в России. Если мы рассмотрим проблемы, которые встают перед молодыми предпринимателями России и Германии, то сможем заметить, что они также довольно различны.

В Германии при создании собственного бизнеса начинающие предприниматели сталкиваются с проблемой высоких налоговых ставок, трудностями при получении заемных денежных средств, а также с необходимостью выплат высоких заработных плат и трат на социальное обеспечение собственных работников. Однако, если обратить внимание на специфику данных проблем, то можно заметить, что это проблемы предпринимателей в государстве более высокого уровня экономического развития в целом. И данные проблемы несопоставимы с теми «неприятностями», с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, открывая свое дело.

Российские начинающие предприниматели также имеют сложности при получении заемных денежных средств в нужном объеме для становления собственного бизнеса, помимо этого им приходится преодолевать проблемы в развитии инфраструктуры в целом, технологического застоя. Данная проблемы существовала в Германии в конце 80-х начале 90-х гг., когда наблюдался подъем научно-технического развития стране и некоторые предприятия просто не справлялись с постоянно меняющимися требованиями рынка, данные предприятия и продукция, производимая на них просто не выдерживала конкуренции, поскольку была на тот момент морально устаревшей. Данный фактор создавал такой феномен, как технологическая безработица среди населения Германии. Российские начинающие предприниматели на сегодняшний день в большинстве своем претерпевают как раз такие же сложности из-за невозможности инновационного развития, производства конкурентоспособной продукции для своих соотечественников, что, собственно, и порождает проблемы со сбытом собственной продукции в своей стране, где она может стоить на порядок выше, нежели импортируемая из-за рубежа. Также хотелось бы отметить еще один фактор, тормозящий развития отечественного малого бизнеса -это теневой бизнес, неравная конкуренция и высокие темпы роста инфляции. В России на сегодняшний день проблема теневого бизнеса напоминает некий замкнутый круг, который никак не может разомкнуться. В России на сегодняшний день около 40 % юридических лиц уклоняются от уплаты налогов, тогда как в Германии эта цифра достигает порядка всего 7 % [9]. Данные факты говорят о том, что в Германии государство нацелено прежде всего на поддержание мелкого бизнеса в стране, в результате чего предпринимателям нет не только возможности уклониться от налогов, но и необходимости в этом.

Но наиболее сложные препятствия у начинающего предпринимателя в России, на наш взгляд, это проблемы изначального становления бизнеса. Отечественным предпринимателям приходится изначально самостоятельно находить и вкладывать капитал, далее путем проб и ошибок пробиваться сквозь тернии конкурентных, законодательных и социальных джунглей. Стоит также отметить невысокий уровень экономических знаний у начинающих предпринимателей, что зачастую приводит к губительным для их начинаний ошибкам. В Восточной Германии перед молодыми предпринимателями в конце 80-х –начале 90-х гг. также стояли подобные проблемы, однако государство уже на начальном этапе становления малого бизнеса на территории бывшей ГДР приложило максимум усилий для того, чтобы позаботиться о создании, так называемых, бизнес инкубаторов. В рамках деятельности данных бизнес-инкубаторов начинающие предприниматели могли получить государственную поддержку на различных уровнях, а именно: в получении земельных и производственных ресурсов по заниженным арендным ставкам, помощи при получении бесплатных консультаций в юридических, бухгалтерских и иных финансовых вопросах. Как показывает практика на примере Германии, бизнес-инкубирование –это довольно весомый вклад в развитие малого бизнеса любого государства, и создание таких бизнес-инкубаторов невозможно без государственного финансирования, а также без поддержки органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях. Рассмотрим пример бизнес-инкубирования в Германии, как опыт государственной поддержки малого бизнеса. Изначально хотелось бы отметить специфику участия органов государственной власти в формировании бизнес-инкубаторов в Германии, как правило их развивают и поддерживают местные органы государственной власти, то есть поддержка осуществляется прежде всего на региональном уровне с ограниченным вмешательством федеральных институтов. Бизнес-инкубирование в Германии охватывает такой ряд вопросов:

1)                 Помощь при создании и всестороннем поддержании компаний, занимающихся в развитии сферы хай-тех.

2)                 Содействие внедрению современных научных разработок в производство, которое включает в себя информационное обеспечение существующих предприятий в плане инноваций в их сфере бизнеса, а также поиск и работу с предприятиями, которые могли бы вложить финансовые инвестиции в развитие той или иной продукции из сферы инноваций [1]

Однако стоит отметить тот факт, что на развитие любого бизнеса в среднем требуется 3–4 года, а в течение этого периода компании находится в довольно неустойчивом положении. Если они развиваются в рамках таких бизнес-инкубаторов, то из этого следует понимать целесообразность их существования с точки зрения покрытия текущих издержек на развитие бизнеса. В Германии немецкими учеными были проведены следующие исследования: 38 % созданных бизнес-инкубаторов в состоянии самостоятельно покрыть свои расходы (за счет средств, полученных за предоставление аренды помещений по низким арендным ставкам, финансовых услуг, помощи при продвижении бизнес-проектов), однако еще остаются те 62 % бизнес-инкубаторов, которые не в состоянии покрывать финансовые затраты, вложенные на развитие малого бизнеса. [4] Причиной тому являются как раз-таки длительные сроки окупаемости бизнеса, убытки при несостоятельности каких-либо бизнес-проектов из-за неспособности их удержаться на рынке. Из этого следует вопрос, есть ли смысл в существовании и развитии данных бизнес-инкубаторов для самой Германии и для России, включая также политические, экономические и социально-культурные различия данных стран. По оценкам данных Федерации бизнес-инкубаторов Германии известно, что уровень банкротства в данных бизнес-инкубаторах составляет только 5 %. [4] А если рассматривать количество закрывшихся компаний, которые развиваются самостоятельно без поддержки бизнес-инкубаторов, то там наблюдается более печальная картина, поскольку среди них порядка 30 % предприятий в течение 3 лет после своего открытия прекращают свое существование. Из этого можно сделать выводы о том, что бизнес-икубирование все-таки приносит свои положительные плоды на примере Федеративной республики Германии.

Для поддержания собственного авторитета немецкие бизнес-инкубаторы проводят добровольные аттестации, в рамках которых по 10-ти бальной шкале проводится оценка деятельности какого-либо бизнес-инкубатора. Это привлекает большее количество молодых людей, желающих начать свое дело в рамках данного бизнес-инкубатора, коими, как правило, являются молодые научные сотрудники какого-либо университета или начинающие предприниматели, которые еще не богаты опытом ведения бизнеса, которые компенсируется наличием огромного энтузиазма и желания работать в рамках своего населенного пункта. Бизнес-инкубаторы в данном случае являются довольно серьезным подспорьем данным молодым организациям в развитии бизнеса. Таким образом осуществляется один из методов государственной поддержки бизнеса в Германии, который несомненно приводит к положительным результатам, а главное-экономическое развитие данной страны никогда не стоит на месте, генерация идей и внедрение инноваций не встречает на своем пути каких-либо преград.

Кратко проанализировав пример работы бизнес-инкубаторов в Германии, мы пришли к выводу, что данный опыт можно было бы применить и в России. На сегодняшний день в России уже существует ряд примеров бизнес-инкубирования, которые также имеют положительные результаты своей работы. Однако, в нашей стране следует уделить особое внимание оценке деятельности самого процесса взаимодействия бизнес-инкубаторов с начинающими предпринимателями, принцип взаимодействия органов государственной власти, банков и данных бизнес-инкубаторов, а также наладить плодотворную работу и сотрудничество бизнес-инкубаторов с существующими учебными заведениями. На наш взгляд, мы можем перенять стратегическую часть работы данных инкубаторов в Европе и применить это у себя в стране, однако еще существует множество мелких организационных задач, касающихся исключительно специфики нашего государства, ее социально-культурных и законодательных вопросов, над которыми еще нужно работать.

 

Литература:

 

1.                  Гапоненко АЛ. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. М.: Эскимо, 2008. 400 с.

2.                  National Business Incubation Association, NBIA. URL: http://www.nbia.org

3.                  Буев В. Экспертам не удалось точно определить долю малого и среднего бизнеса в ВВП // Российская Бизнес-газета. 2011. № 824 (42).

4.                  Гамидуллаева Л. А. Опыт государственной поддержки бизнес-инкубирования за рубежом и возможности его адаптации в России //Вестник Томского государственного университета. 2013. № 369

5.                  Щербаков М. Л. Бизнес-инкубирование // Сборник методических и аналитических материалов. М., 2006. 123 с.

6.                  Гамидуллаева Л А. Разработка моделей описания и решения задач управления бизнес-инкубатором как социально-экономической системой: автореф. дис.... канд. экон. наук. Пенза, 2009. 24 с.

7.                  Антоненко И. С. Опыт государственной поддержки бизнес-инкубаторов в странах АТР // Инновационное обновление социального сектора экономики: перспективы и последствия: материалы XIV Кондратьевских чтений. М., 2006. С. 349–357.

8.                  Гапоненко АЛ. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. М.: Эскимо, 2008. 400 с.

9.                  Булова Е. Ф. Конкурентоспособное малое предпринимательство: сравнительный анализ Германии и России //Фундаментальные исследования. 2005. № 7

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle