Библиографическое описание:

Евсеева Я. В. Организация проектной деятельности учащихся СПО по экономическим дисциплинам // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 629-632.

Метод проектов, несмотря на то, что существует достаточно долгое время, считается педагогической технологией XXI века. Использование метода проектов способствует формированию у учащихся творческого и критического мышления, самостоятельности и способности применять знания при решении разнообразных проблем, а так же грамотности в работе с информацией. То есть, формируются те качества, которые в полной мере соответствуют требованиям современного общества.

Проектная деятельность открывает большие возможности для студента, он может раскрыть свой творческий потенциал на максимум при создании продукта. Эта деятельность позволяет вложить душу, принести пользу и приложить свои знания.

Активное применение в учебном процессе СПО технологий проектной деятельности способствует формированию и повышению профессиональных компетенций обучающихся. К таким компетенциям следует отнести проблематизацию, целеполагание, планирование деятельности, рефлексию и самоанализ, презентацию и самопрезентацию, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательскую и творческую деятельность.

Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Среднего Профессионального образования учащийся в процессе обучения должен овладеть общими и профессиональными компетенциями.

Общие компетенции — это универсальные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть учащийся для продуктивной образовательной деятельности.

Профессиональные компетенции — это знания, умения и навыки, которые позволяют учащемуся успешно решать профессиональные задачи.

Метод проектов, как развивающая технология профессионального образования ориентированная на продукт, занимает центральное место в развитии профессиональной компетентности завтрашнего специалиста. Данный подход делает упор на результат образования, где результат не сумма усвоенной информации, а способность действовать в различных ситуациях, а так же способность решать разноуровневые профессиональные задачи.

Специфика использования проектной методики на занятиях по экономическим дисциплинам вытекает из специфики самого предмета и из целей и задач, которые стоят перед педагогом. Особое значение имеет практико-ориентированный тип проекта, который реализуется с потенциальным работодателем.

Первое знакомство студентов с проектной деятельностью необходимо начинать в форме презентации метода проектов и проектов прошлых лет с анализом сильных и слабых сторон. На этом этапе роль педагога сводится к тому, что он мотивирует студентов к самостоятельной проектной деятельности.

В зависимости от уровня подготовки аудитории, организация проектной деятельности может быть различна. Например, педагог дает уже готовую формулировку задачи, а студенты работаю над идеями (выдвигают, исследуют на актуальность и разрабатывают). Затем студенты планируют изготовление продукта в соответствии с выбранной идеей и изготавливают конечный продукт. На заключительном этапе оценивают его.

Возможен и такой вариант, студентам дается материал, на основе которого необходимо выдвинуть идеи для создания продукта проектной деятельности. Они занимаются исследованиям и выбирают конкретный вариант проекта. Затем формулируют задачу, разрабатывают идею и составляют план создания продукта. И в итоге, создают и оценивают продукт.

Преподавателю необходимо определить, как будет организована работа над проектом — индивидуально или же по группам. Как в первом, там и во втором варианте есть свои особенности.

Главными особенностями индивидуального проекта является то, что тема проекта подобрана таким образом, что она соответствует особенностям и интересам личности студента. Также следует отметить то, что в результате реализации проекта формируются чувства ответственности, дисциплинированности и инициативности. Такой проект чаще всего может быть выполнен односторонне.

В свою очередь, групповой проект направлен на формирование чувства коллективной ответственности и навыков сотрудничества. Тема данного проекта выбрано в соответствии с интересами коллектива студентов. Такие проекты выполнены разносторонне.

В основе проекта лежит решение какой-либо проблемы. Это решение предусматривает использование разнообразных методов и средств обучения, а также необходимость интегрирования знаний и умение применять знания из различных областей. Результаты любого проекта должны быть «осязаемыми». Будь то теоретическая проблема, где ее результатом должно являться конкретное решение или практическая проблема, где результатом будет конкретный результат, готовый к применению.

Ознакомившись с различными подходами к выделению этапов работы над проектом, мы решили взять за основу наиболее заинтересовавший нас подход, разработанный профессором В. В. Гузеевым, который включает в себя 6 стадий работы над проектом.

1.      Стадия «Подготовка»

На данной стадии необходимо познакомить учащихся с предназначением и структурой необходимой документации. И следует начать с паспорта проекта, который является вступлением к проектной папке.

Как правило, паспорт состоит из следующих пунктов:

1.      Название проекта;

2.      Предметная область;

3.      Типология проекта;

4.      Автор(ы) проекта;

5.      Руководитель проекта;

6.      Цель проекта;

7.      Задачи проекта (2–4 задачи, акцент на развивающие задачи);

8.      Вопросы проекта (3–4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения);

9.      Аннотация проекта (актуальность, личная значимость, краткое содержание;

10.  Возможные продукты проекта;

11.  Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа);

12.  Возможное распределение ролей в проектной группе.

Содержанием работы на данном этапе будет определение темы и целей проекта. Деятельность педагога заключается в том, что он вводит в курс проектного метода и помогает с постановкой цели, учащиеся же, в свою очередь, активно участвуют в обсуждении с учителем и определяют цели проекта. На данном этапе студентов следует проинформировать по поводу того, как правильно обосновать актуальность работы, четко обозначается структура и план работы. Учителю так же необходимо тщательно продумать ресурсное обеспечение проекта.

2.      Стадия «Планирование»

Здесь осуществляется определение источников информации, способов сбора и анализа информации, форм отчета, а также выяснение критериев оценки результатов и распределение ролей участников проекта. Педагог на данной стадии предлагает идеи, а учащиеся определяют задачи и составляют план.

3.      Стадия «Исследования»

На данной стадии происходит сбор информации и решение промежуточных задач. Учащиеся осуществляют опросы, интервью или наблюдения, а учитель лишь не напрямую руководит деятельностью. Педагог также консультирует учащихся, не давая готовых ответов, а лишь направляя их, по мере возникшей необходимости. Во время обсуждения на консультации, ученик может вносить изменения и дополнения в паспорт проекта. Так же в паспорт может вноситься проблемы и способы их решения. А вся собранная информация, полученная в результате исследования, фиксируется в проектную папку.

4.      Стадия «Результаты и выводы»

Включает анализ всей информации, полученной в ходе исследования, и на основании этого формулирование соответствующих выводов. Учащиеся занимаются анализом и обработкой информации, а педагог наблюдает и дает советы. Полученные результаты и анализ фиксируются в проектной папке.

5.      Стадия «Представление или отчет»

На данной стадии учащиеся представляют отчет (результаты исследования, демонстрируют пути решения поставленной проблемы), происходит активное обсуждение с педагогом, где тот, в свою очередь задает соответствующие вопросы.

Затем осуществляется защита проекта, которая направлена на формирование навыков публичного выступления, а также дает возможность самореализации.

На защите предъявляется папка проекта, которая отражает ход работы проектной группы и позволяет педагогу объективно оценивать ход работы над проектом, а также отслеживать рост участников на каждом этапе реализации проекта.

В итоге, проектная папка должна содержать:

1.         Паспорт проекта с пошаговым планом выполнения этапов проекта, промежуточными отчетами, записями идей, а также со столкнувшимися проблемами и их решениями.

2.         Информацию, полученную в ходе исследования.

3.         Результаты исследования и анализ;

4.         Рабочие материалы (сценарии, черновики и т. п.)

5.         Результаты участия проекта в мероприятиях

От педагога требуется создание необходимых условий для оформления результатов проектной деятельности и презентации продукта, а также стимулирование студентов-участников, чтобы они задавали вопросы. С тем, чтобы у руководителя проекта была возможность оценить коммуникативные способности выступающего. Если проект не индивидуальный, то педагог должен обеспечить публичное выступление и возможность отвечать на вопросы для каждого студента.

6.         Стадия «Оценка результатов и процесса»

Педагог оценивает результаты и сам процесс по соответствующим критериям, учащиеся так же участвуют в обсуждении.

Рассмотрим возможный вариант проекта в рамках дисциплины.

Название проекта: «Электронная хрестоматия как средство повышения эффективности и качества образования в системе СПО»

Тип проекта: Практико-ориентированный

Цель и задачи проекта:

-        Актуализация знаний основных направлений экономической мысли;

-        Формирование коммуникативных и информационных компетенций;

-        Формирование навыков работы в группе, защиты и представления работы;

-        Содействие воспитанию таких нравственных качеств, как самостоятельность, ответственность и уверенность перед аудиторией.

Задание для учащихся: По результатам изучения курса «Экономическая теория» необходимо выполнить проект Электронная хрестоматия «История экономической мысли».

Конечный результат: Электронная хрестоматия «История экономической мысли», которая состоит из нескольких разделов, где каждому разделу соответствует определенное направление экономической мысли. Каждый раздел включает в себя несколько пунктов, которому соответствует представитель данного направления. Внутри каждого пункта материал сгруппирован в определенной последовательности:

-                   Биография;

-                   Фрагменты из трудов;

-                   Вопросы и задания.

Методические рекомендации:

В выполнение проекта участвует группа из 5–6 человек. Каждая группа работала над определенным направлением экономической мысли. В каждой группе должны быть самостоятельно распределены обязанности по выполнению той или иной деятельности. Реализация проекта производится в течение одного месяца. Необходимая информация изложена в рекомендованном списке литературы, а также возможен самостоятельный поиск студентами источников информации. По окончанию срока проект должен быть защищен, презентован, а также сведен в единую хрестоматию. Каждый вторник и четверг в течение указанного срока с 13.00 до 15.00 будет проходить консультация с руководителем. Проект оценивается по 5-ти бальной системе.

Использование метода проектов при обучении дисциплины «Экономическая теория» формирует умения планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, работать с информацией и находить необходимые источники, а также применять полученную информацию для решения поставленных задач.

 

Литература:

 

1.      Гузеев, В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения [Текст]/В. В. Гузеев// Директор школы.-1995.-С.39–47.

2.      Мулина, О. Н. Проектная деятельность студентов — будущих педагогов в формировании инновационных компетенций [Текст]/ О. Н. Мулина// Научный журнал КубГАУ- Scientific Journal of KubSAU.-2013.-№ 85.-С. 614–623.

3.      Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров [Текст]/ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат.-М.: Издательский центр «Академия».- 1999.- 224 с.

4.      Шуберт, Н. П. Метод проектов и профессиональная компетентность преподавателей [Текст]/ Н. П. Шуберт// Среднее профессиональное образование.- 2009.- № 11.- С.78–80.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle