Библиографическое описание:

Брославская Т. Л. Формирование и развитие регулятивных УУД у обучающихся на уроках русского языка // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 605-608.

Развитие регулятивных способностей составляет ключевую компетентность личности. В программах, направленных на подготовку учащихся к самостоятельной жизни, широко используемых в современных образовательных системах, выделяют управленческие, т. е. регулятивные универсальные умения — способность справляться с жизненными задачами; планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им; решать задачи; принимать решения и вести переговоры. А наиболее важными умениями, связанными с самореализацией личности в школьном возрасте, выступают самооценка и выстраивание стратегии в отношении учения. Таким образом, именно регулятивным УУД (далее РУУД) придаётся особое значение при современном обучении.

Проблемный метод обучения, диалоговые технологии, практическая направленность уроков и занятий — всё это позволяет учителям создать условия для формирования у детей самостоятельности выбора действия, способа добывания информации, самоконтроля, адекватной самооценки, умения сотрудничать. Но особое значение в развитии регулятивных УУД имеет систематическая практика по работе с типовыми заданиями (задачами), направленными на актуализацию регулятивных действий у обучающихся.

Фактически личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают 9 типов учебно-познавательных и учебно-практических задач, предъявляемых обучающимся. Среди них особую значимость для формирования и развития РУУД имеют следующие:

1)        учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющие обучающихся функциями организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы;

2)        учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания.

Большим подспорьем при отборе заданий к уроку для учителя может стать таблица с типовыми заданиями с указанием планируемых результатов к каждому виду УУД. Такую таблицу учитель может составить самостоятельно (например, при разработке рабочих программ), проанализировав авторские материалы (учебники, пособия, методические материалы), по которым он организует учебную деятельность обучающихся на уроках. Задания, разработанные на основе типовых задач, необходимо систематически использовать на уроке, что при регулярной практике станет мощным фактором развития РУУД. Ниже приводится часть таблицы, в которой определены типовые задания, направленные на формирование и развитие регулятивных универсальных учебных действий:

Показатели (характеристики) планируемых результатов

Типовые задачи (задания)

Целеполагание: умеет формулировать и удерживать учебную задачу.

Регулятивные целеполагания предполагают установление связи между содержанием учебного материала и целью его предоставления, выполнением заданий (ответ на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?»)

Планирование: умеет выполнять

инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи.

Регулятивные планирования.

Эта группа типовых задач предполагает установление взаимосвязи между элементами (объектами) и определением последовательности действий. Например, определить «Что сначала нужно сделать, а что потом?», «Как это делать?», «Что и как нужно сделать, чтобы получился правильный результат?»

Осуществление учебных действий: выполняет учебные действия в различных формах.

Регулятивные осуществления учебных действий

предусматривают установление обучающимися связи между заданным условием и применением определённой формы для выполнения задания. Эта группа задач предполагают выполнение заданий: «Напиши по памяти…», «Прочитай вслух…», «Прочитай про себя…», «Найди лишнее слово»

Прогнозирование:

может предвосхитить результат своей деятельности; может определить возможный вариант ответа, уровень усвоения знаний.

Регулятивные прогнозирования направлены на предвосхищение результата с учётом имеющихся знаний, а также на выявление и прогнозирование причин трудностей. К этой группе принадлежат задачи с недостающими и лишними данными, а также ответы на вопросы: «Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, достаточно знать… для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?»

Контроль и самоконтроль:

умеет осуществлять пошаговый контроль выполнения действия, контроль результата работы по установленным правилам, установленному образцу.

Регулятивные контроля и самоконтроля.

Эта группа типовых задач направлена на применение различных способов осуществления контроля за деятельностью своей и товарищей. Задания типа «Одноклассник сказал… Проверь: прав ли он?», «Кто из героев правильно…?», «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?»; «Сможешь доказать?».., «Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга», «Проверь по словарю…», «Проверь вывод по…»

Коррекция:

вносит необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; адекватно воспринимает предложения взрослых и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Регулятивные коррекции нацелены на работу с деформированными предложениями, текстами, установление правильного порядка в следовании событий историй, явлений и т. д. Типовые задания «Помоги исправить ошибки», «Установи правильный порядок предложений в тексте», «Помоги восстановить правильный порядок слов в предложении…»

Оценка:

умеет определить качество и уровень работы, знаний; понимает, что усвоено, а что ещё нужно усвоить; устанавливает соответствие полученного результата поставленной цели; соотносит правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Регулятивные оценки направлены на осуществление адекватной полученному результату оценки и самооценки деятельности, а также процесса выполнения задания. Ученикам предлагается по уже готовым критериям или выработанным в совместной деятельности с учителем оценить результат деятельности или процесс его выполнения.

Это такие типовые задачи, как «Оцени свою работу на уроке», «Мне понравилось…», «Я хочу похвалить себя (или одноклассников) за то…», «Мне было интересно», «Мне показалось важным…», «Для меня было открытием…», «Сегодня мне было трудно…»

Саморегуляция:

способен сконцентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; может стабилизировать своё эмоциональное состояние для решения различных задач.

Регулятивные саморегуляции. Эти типовые задания основываются на познавательном интересе обучающихся (например, «Ты сможешь прочитать зашифрованное слово (дойти до вершины горы), выполнив ряд заданий»), а также на тренинговых упражнениях психологического характера, дыхательной гимнастике.

 

Можно привести в качестве примера следующие регулятивные задания (задачи), разработанные на учебном материале предмета «Русский язык» и ориентированные на обучающихся 5-х классов.

Задание № 1. «Выбрать цель урока из предложенных фраз».

Цель выполнения задания: формирование умения определять цель урока, исходя из темы урока.

Тема урока «Неопределенная форма глагола».

Выбери из предложенных фраз ту, которая, на твой взгляд, является целью нашего урока:

1.                  Дать определение глаголу.

2.                  Мне нравится искать глаголы в тексте.

3.                  Научиться определять глаголы неопределенной формы, запомнить, какие окончания может иметь неопределенная форма.

Задание № 2. «Расскажи все, что ты знаешь о данном члене предложения по плану».

Темы уроков «Подлежащее», «Сказуемое», «Дополнение», «Обстоятельство», «Определение».

Цель: развивать умение соотносить полученный результат с образцом, находить и исправлять ошибки.

Расскажи все, что ты знаешь о дополнении (определении, обстоятельстве и т. д.) по плану:

1.                  Что это такое?

2.                  Что обозначает?

3.                  На какой вопрос отвечает?

4.                  Какими частями речи может быть выражено?

5.                  Как подчеркивается?

Все ли верно в вашем рассказе? Сравните свой ответ с правилом в учебнике.

Задание № 3. «Составь план достижения учебной цели».

На уроке была сформулирована цель: «Нам надо научиться новому действию: как без ошибок писать слова с чередующимися гласными а–о в корне -лаг-, -лож-». Составь план достижения этой цели. Для этого используй предложенные действия: размести их в таблице по порядку: 1, 2 и т. д.

а)     Вспомнить правило и порядок действий при проверке написания удвоенных букв согласных.

б)     Вспомнить правило и порядок действий при проверке написания букв безударных гласных в корне.

в)     Посмотреть в учебнике правило выбора буквы а или о в корне -лаг-, -лож-, чтобы проверить свою версию.

г)     Понаблюдать за действиями учителя — может он подскажет, как писать правильно.

д)     Определить, можно ли проверять ударением написание букв а–о в корне -лаг-, -лож-.

е)     Понаблюдать, как правильно пишутся слова с чередующимися гласными а–о в корне -лаг-, -лож- и постараться увидеть закономерность: в каком случае пишется «а», в каком случае — «о».

ж)   Спросить у самого умного отличника, как правильно писать.

з)      На основе выявленной закономерности сформулировать правило и порядок действий для проверки написания.

Запиши порядок действий (план):

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

 

Хорошим подспорьем в формировании и развитии РУД выступает также и современный учебник. В новых учебниках с грифом ФГОС материал параграфов на этапе открытия нового знания специально структурирован так, чтобы можно было организовать на уроке открытие нового знания с использованием проблемно-диалогической технологии. В каждый параграф включены проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем и самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. Эти части учебного материала снабжены плашкой «Определяем проблему урока» или «Постановка проблемы урока». Сформулировав проблему и определив основной вопрос (проблему урока), ученики приступают к планированию, обучаясь самостоятельно формулировать цели урока. С помощью вопросов, помещённых под плашкой «Вспоминаем то, что знаем» или «Необходимые базовые знания», ученики повторяют уже имеющиеся у них сведения, необходимые для изучения новой темы. Плашка «Решаем проблему, открываем новые знания» или «Решение проблемы» содержит необходимый учебный материал, который позволяет учителю организовать подводящий или побуждающий диалог по изучению нового, используя учебник в качестве источника информации или для проверки верности своих предположений. При этом ученики обучаются работать по плану, сверяя свои действия с целью и при необходимости исправляя ошибки с помощью учителя. Плашка «Сравниваем свой вывод с авторским» или «Обобщение новых знаний» содержит главный вывод параграфа, позволяющий школьникам учиться вырабатывать в диалоге с учителем критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы.

Систематическая работа по развитию РУУД позволяет надеяться, что за годы обучения в школе ученики смогут получить необходимый для личностного становления регуляторный опыт, который составляет важное звено в развитии самостоятельности и автономии личности, обеспечивает основу самоопределения и самореализации подростка в будущем.

 

Литература:

 

1.      Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2011

2.      Компетенции в образовании: опыт проектирования / Под ред. А. В. Хуторского. — М., 2007.

3.      Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle