Автор: Иванов Олег Владимирович

Рубрика: Теория и методика профессионального образования

Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (8) апрель 2017 г.

Дата публикации: 30.03.2017

Статья просмотрена: 67 раз

Библиографическое описание:

Иванов О. В. Задания для самостоятельной работы студентов по курсу «Теория и методика обучения истории» // Педагогика высшей школы. — 2017. — №2. — С. 33-36. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/55/2248/ (дата обращения: 19.02.2018).



При изучении вузовского курса «Теория и методика обучения истории» особое значение имеют практические занятия, которые в целом направлены на формирование и отработку у студентов различных методических умений. Именно на практических занятиях обучающиеся приобретают аудиторный опыт методической деятельности учителя: отбирают учебное содержание для уроков истории, анализируют и конструируют средства обучения, разрабатывают методические приёмы обучения и т. п..

Практические занятия могут иметь следующую структуру:

– объявление цели занятия;

– краткая беседа со студентами по теории изучаемой проблемы;

– выполнение практических заданий слушателями (на этот этап занятия отводится наибольшее количество учебного времени);

– обсуждение результатов практической работы;

– инструктаж по выполнению заданий к следующему занятию.

Особую значимость в процессе практических занятий имеют задания, предъявляемые студентам для самостоятельной работы. Эти задания должны носить практикоориентированный характер, быть направленными на развитие у обучающихся разнообразных методических умений. Студентам могут предъявляться устные и письменные задания, выполняться они могут как аудиторно, так и в ходе домашней работы.

Для успешного и осознанного решения студентами практических заданий, задания могут иметь следующую структуру:

ключевое задание, его формулировка. Например: «разработать методическую систему вопросов и заданий к видеофрагменту исторического фильма» (предлагается конкретный видеофрагмент);

цели выполнения задания. Например: «развитие методических умений разработки вопросов и заданий школьникам для осуществления учениками многоуровневого анализа исторического фильма»;

методические подсказки для выполнения задания. Подсказки могут быть ориентированы на формирование у студентов собственно методических умений, связанных с процессом обучения истории. Пример такой подсказки: «вопросы и задания к видеофрагментам исторических фильмов могут быть направлены на развитие у школьников следующих учебных умений:

– извлекать информацию из аудиовизуального источника «лежащую на поверхности» (например, от школьников требуются ответы на вопросы типа: что? Где? Когда?);

– формулировать оценочные суждения (например: «оцените поведение…», «нравится ли Вам…»);

– критически анализировать видеоматериалы (например: «можно ли доверять…», «каковы мотивы субъективного отражения автором…» и др.);

–образец выполнения задания. Например, студентам в качестве образца предъявляется небольшой фрагмент из фильма 2004 года «Александр», сопровождающийся методическим аппаратом: «о каких чертах характера молодого Александра свидетельствует случай с покорением коня Буцефала?» и т. д.;

ресурсы для выполнения задания. Данная часть задания предоставляет студентам разнообразные ресурсы, на основе которых они должны выполнить практическое задание (в данном примере — студенты могут использовать несколько разных видеофрагментов из художественных исторических фильмов, имеющих дидактическое значение) [3, сс. 555–556].

Приведем подробный пример задания, которое имеет подобную структуру и может быть использовано на практическом занятии по курсу методики обучения истории при изучении соответствующей темы.

Ключевое задание. Проанализируйте основной текст учебника истории (на выбор; 5–9 классы). Выделите в основном тексте примеры использования различных приёмов изложения учебного материала. Результаты запишите в таблицу:

Приёмы изложения учебного материала восновном тексте учебника

Примеры различных приёмов изложения учебного материала

Указания на расположение примеров вконкретном учебнике истории

повествовательный текст

описательный текст

объяснительный текст

проблемный текст

обобщающий текст

Вопросы и задания для анализа основного текста учебника истории:

Какие приёмы изложения содержания преобладают в анализируемом Вами учебнике? Укажите учебные темы, исторические сюжеты, где превалируют те или иные приёмы. Соответствуют ли приёмы изложения содержания возрастным возможностям учащихся? Определите соотношение теоретического и фактического материала в основном тексте. Установите, как в основном тексте представлены смысловые единицы исторических знаний (даты, факты, понятия, др.). Посилен ли их объем для усвоения школьниками? Оцените ориентацию содержания на развитие познавательного интереса учащихся к прошлому. Предложите Вашу общую оценку основного текста проанализированного учебника.

Цели:

– формирование умения анализировать основной текст учебника истории;

– формирование умения высказывать оценочные суждения о структурных компонентах учебника;

– формирование представлений о структурном элементе учебника «основной текст».

Методическая подсказка

В учебнике истории могут использоваться разнообразные приёмы изложения учебного содержания: повествовательно-описательные тексты, объяснительные, проблемные и обобщающие тексты. В большинстве современных российских учебников преобладают описательные и повествовательные тексты, встречаются элементы объяснения. Проблемное изложение учебного материала более характерно для учебников, предназначенных старшеклассникам.

Пример повествовательного текста:

«Вслед за Критом греки стали заселять другие острова Эгейского моря. Они стремились укрепиться и на его восточных берегах — на полуострове Малая Азия. Противником греков здесь было Троянское царство. Около 1200 года до н. э. против него выступило объединенное войско греческих городов. Осада столицы царства — Трои закончилась ее падением. Греки разграбили и сожгли Трою. Остатки сожженного города много веков спустя были обнаружены археологами» [2, сс. 117–118].

Пример описательного текста:

«В ремесленных кварталах узкие сумрачные улочки впадали в небольшие торговые площади. Дома стояли вплотную друг к другу, так как земля стоила дорого. А в центре города располагалась нарядная главная площадь. Здесь возвышалось здание городского управления — синьории, ратуши или мэрии, проводились торжества и праздники, ярмарки и т. д. На одной из центральных площадей находился кафедральный собор. Днём в центре города кипела оживленная жизнь. К вечеру улицы становились безлюдными, одинокие путники спешили под безопасный кров. Городские ворота запирались до утра» [1, с. 63].

Пример объяснительного текста:

«Со временем Вильгельм повелел провести опись всех земель в Англии с указанием их владельцев. Создание этой описи, названной впоследствии Книгой Страшного суда, имело большое значение. Во-первых, она узаконивала переход земель к Вильгельму Завоевателю и нормандским феодалам. Во-вторых, король потребовал, чтобы с каждого упомянутого в книге поместья уплачивалась подать, как в прежние времена. Нормандские бароны, считавшие себя свободными от всяких платежей, не обрадовались такому решению. Чтобы обеспечить их повиновение, король созвал баронов и рыцарей специально для принесения ему вассальной присяги» [1, с. 81].

Пример обобщающего текста:

«Таким образом, в итальянских землях в Средние века сформировалась группа быстро развивавшихся городов-государств. Значительную их часть составляли республики, в которых утвердилась власть городской торговой и финансовой верхушки, а затем появились и единоличные правители. Итальянские государства вели активную торговую и колонизационную политику. Их экономические интересы и соперничество в борьбе за рынки способствовали сохранению раздробленности итальянских земель. Путь к созданию единого государства начался несколько веков спустя, уже в другое, Новое время» [1, с. 126].

Образец выполнения задания

Приёмы изложения учебного материала восновном тексте учебника

Примеры различных приёмов изложения учебного материала

Указания на расположение примеров вконкретном учебнике истории

повествовательный текст

«Во Франции в 1356 г. произошло восстание в Париже. Волнения возникли в ответ на попытку дофина (наследника престола) Карла получить от сословий деньги на ведение войны против Англии. Горожане во главе с купеческим старшиной Этьеном Марселем потребовали ограничить власть короля и расширить права Генеральных штатов. Конфликт между парижанами и дофином затянулся на многие месяцы. Весной 1358 г. на севере страны начались выступления крестьян против сеньоров. Повстанцы нападали на рыцарские отряды, захватывали дворянские замки, уничтожали списки феодальных повинностей».

Алексашкина Л. Н. Всеобщая история. 6 класс. — С. 128.

описательный текст

объяснительный текст

проблемный текст

обобщающий текст

«Итак, общие события в средневековой истории славянских народов — это создание в IX — X вв. первых государств, принятие христианства по западному римскому или восточному византийскому обряду, политическая раздробленность (чаще всего в XI — XII вв.). Большое значение при этом имели отношения с соседями — германцами, венграми, византийцами и др. Затем настала пора объединения и укрепления государств. В то же время некоторые народы по воле их правителей (например, чехи) или в результате завоевания (южные славяне) были включены в состав более крупных держав».

Алексашкина Л. Н. Всеобщая история. 6 класс. — С. 118.

Ресурсы для выполнения задания

В качестве ресурсов для выполнения ключевого задания студентам могут быть предложены фрагменты (возможно, в электронном виде) разных школьных учебников истории, например: Бойцов М., Шукуров Р. История средних веков: Учебник для VII класса средних учебных заведений. — М.: МИРОС, 1995; Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2010; Брандт М. Ю. История средних веков. — М.: Дрофа, 2000; др.

Главное, чтобы в этих учебниках присутствовали разнообразные приёмы изложения учебного содержания: описательные и повествовательные тексты, тексты объяснительные и обобщающего характера.

Полагаем, что подобные структура и содержание практических заданий создают условия для организации управляемой пошаговой самостоятельной работы студентов, направленной на отработку у них необходимых познавательных умений.

Литература:

  1. Алексашкина Л. Н. Всеобщая история. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. — М.: Мнемозина, 2012.
  2. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2010.
  3. Иванов О. В., Глазунов М. А. Электронная поддержка самостоятельной деятельности студентов — будущих учителей истории // Глобальные вызовы современности и социальная стратегия российской системы образования / Материалы международной научной конференции 17–18 декабря 2013 года. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. — С. 553–557.
Основные термины (генерируются автоматически): изложения учебного, выполнения задания, изложения учебного материала, приёмы изложения, методических умений, приёмы изложения учебного, изложения учебного содержания, приёмов изложения учебного, разнообразные приёмы изложения, приёмы изложения содержания, практических заданий, различных приёмов изложения, текст учебника истории, основной текст учебника, методика обучения истории», основном тексте, самостоятельной работы студентов, Алексашкина Л, –образец выполнения задания, цели выполнения задания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос