Библиографическое описание:

Гутарева Н. Ю. Исследовательская культура будущих специалистов вуза // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 1007-1009.

Аннотация. Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ценностного компонента исследуемого феномена. В современных условиях развития общества, когда активно происходят процессы глобализации, информатизации, технологизации образования и интеграции науки, значительно выросли требования к педагогу высшей школы и студентам. В связи с происходящими изменениями главной целью процесса образования сегодня стал переход од количественных показателей к качественным, обстоятельства требуют не просто высококвалифицированных педагогических кадров, но таких, которые могут самостоятельно ориентироваться в потоке меняющейся информации, которые способны анализировать, синтезировать, обобщать и находить оптимальные решения, т. е. проводить исследовательскую деятельность в различных областях знаний.

Ключевые слова: исследовательская культура, мотивация, ценность, ценностные ориентации, рефлексия, деятельность.

 

Следует отметить, что особого внимания заслуживает формирование у будущего педагога именно исследовательских умений, что подтверждается требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования. Среди общих характеристик образованности специалиста выделяют навыки владения современными методами поиска, обработки и использования информации, умение ее интерпретировать и адаптировать в своей профессиональной деятельности.

Таким образом, актуальность статьи обусловлена объективной необходимостью научного обоснования и создания системы подготовки к исследовательской работе и формирования умений и навыков исследовательской культуры будущих специалистов [10].

В рамках нашего исследования следует отметить тот факт, что феноменология культуры находится в плоскости извечных явлений. Общеизвестным является тот факт, что культура — это очень объемное и сложное понятие, которое встречается в различных областях науки, в частности философия, социология, культурология и др. Установлено, что педагогическая сущность данного феномена расположена в координатах общения, мышления и поведения личности. Подчеркнем, что именно педагог способен в значительной степени влиять на культурное развитие обучаемых, а поэтому особого внимания заслуживает процесс формирования и всестороннего развития культуры как личностно-профессионального качества будущих специалистов начиная с их подготовки в высшей школе [6].

Актуальность проблемы развития у будущих специалистов исследовательской культуры, прежде всего связана с тем, что объектом взаимодействия педагога выступает не предмет, а человек, как личность. Педагог является неотъемлемым звеном в процессе формирования, как общей культуры студента, так и исследовательской в частности, которая объединяет и студентов, и педагогов, и научных работников, а также социум в целом [5].

В связи с этим современное общество требует подготовки такого педагога, который активно развивал как свои личностные качества, профессионализм, так и общую и исследовательскую культуру. Именно поэтому педагог-филолог, как системообразующий фактор педагогического влияния на подрастающее поколение и представитель особого вида профессий — “человек-человек”, должен иметь системные знания, умения и навыки исследовательской культуры, т. к. она проявляется не только в работе с текстом, но и в непосредственном взаимодействии с людьми [4].

Актуальность данной проблемы так же подтверждается прогрессирующей динамикой культурной деградации в ценностно-смысловой сфере значительной части молодежи. Должны констатировать тот факт, что современная молодежь сегодня редко обращается к классическим произведениям и еще реже может правильно интерпретировать его, она не тяготеет к идеалам книжных героев, не увлекается классической музыкой, не стремится стать высокоморальной и культурной, а основным мотивом для индивидуального прогресса и развития является материальный стимул. Такие внутренние процессы как саморазвитие, самосовершенствование, творческая и профессиональная самореализация сегодня отошли на второй план. Именно поэтому мы хотим обратить особое внимание на важность развития мотивационно-ценностного компонента исследовательской культуры будущих специалистов в процессе их профессиональной подготовки.

Целью нашей статьи является конкретизация основных компонентов исследовательской культуры будущих филологов, а так же более подробный анализ мотивационно-ценнностного компонента исследуемого феномена.

Исследовательская культура педагога — это сложное динамическое образование, которое проявляется в единстве внутренней, духовно-психологической, и внешней, практической, деятельности. Исходя из принципа единства человека, культуры и деятельности, по нашему мнению, следует выделить те компоненты личности, через развитие которых можно наиболее детально проследить становление и развитие исследовательской культуры, а именно: мотивационно-ценностный, деятельностный и рефлексивный компоненты [1].

Рассмотрим вышеупомянутые компоненты исследовательской культуры более детально. Так, мотивационно-ценностный компонент является базовым для формирования деятельностного и рефлексивного, что объясняется прямопропорциональной зависимостью положительного результата от наличия мотивов, ценностей и внутренних установок личности. Следует отметить, что деятельностный подразумевает овладение студентами конкретными операциями, которые обуславливают развитие и активизацию исследовательской культуры, которая развивается и совершенствуется в процессе научно-исследовательской работы. Рефлексивный компонент в свою очередь включает рефлексивную культуру и исследовательскую рефлексию, целью которых ― развитие умений самоанализа, самосовершенствования и объективной оценки собственной деятельности [2].

По нашему мнению, мотивация ― это главная движущая сила человека, она подталкивает его к активным действиям, стимулирует к движению вперед и к творческому развитию и совершенствованию. Она проявляется по средством импульсов, которые являются катализатором действий студента. Именно отсутствие мотивов либо не достаточная мотивация и есть главной, по нашему мнению, преградой на пути к формированию всесторонне развитой личности, на пути совершенствования собственных профессиональных и личностных качеств. В результате этого педагог утрачивает желание к систематической щепетильной работе над собой, к поиску альтернативных решений проблем, к использованию инновационных методов и средств обучения, к научно-исследовательской работе и т. д. Именно это и подтолкнуло нас к рассмотрению феномена «мотив», как движущей силы, которая стимулирует будущих педагогов-филологов развивать себя как исследователя, формировать исследовательские умения, навыки и культуру, которые в дальнейшей работе станут компетентными учеными-исследователями [3].

“Когда люди общаются друг с другом, то прежде всего возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а так же о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой” [10. С. 12–13]. Таким образом, в общем смысле суть феномена “мотив” ― это импульс, побуждение к действию. В психологии мотив понимают, как материальный или идеальный “предмет”, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок, смысл которых состоит в том, чтобы при помощи мотива удовлетворить конкретные потребности субъекта [7. С. 274].

 

Литература:

 

1.             Антоненко Т. Л. Психологические основы с точки зрения ценностно-смысловой сферы в процессе профессионального становлення личности студента. // Педагогика и психология. — 2009. № 4 (65). С. 26–36.

2.             Божович Л. И. Избранные психологические труды / ред. Д. И. Фельштейн. ― М.: 1995. — 356 с.

3.             Дичек Н. П. Ценностный выбор В. О. Сухомлинського: аксиологическая драма педагога// Педагогика и психология. 2010. № 1 (66). С. 14–25.

4.             Захарова Л. Н. Психологическая подготовка педагога. Нижний Новгород., 1993. ― 276 с.

5.             Клакхон K. Изменения в ценностных ориентациях. —М.:, 1961. 450 с.

6.             Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.:,1975. — 304 с.

7.             Большой психологический словарь. / Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. ― М.: Прайм-Еврознак, 2003. ― 637 с.

8.             Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. — М.: ИЧП “Издательство магистр”, 1997. ― 224 с.

9.             Тугаринов В. П. Избранные философские труды. — Л.:, 1988. ― 344 c.

10.         Якобсон П. М. Общение людей как социально-психологическая проблема. — М.:, 1973. ― 245 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle