Проблема формирования коммуникативной культуры будущих специалистов в медицинском вузе | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 октября, печатный экземпляр отправим 9 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Теория и методика профессионального образования

Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (12) апрель 2018 г.

Дата публикации: 19.03.2018

Статья просмотрена: 103 раза

Библиографическое описание:

Моршинина Г. М., Моршинин А. Р. Проблема формирования коммуникативной культуры будущих специалистов в медицинском вузе // Педагогика высшей школы. — 2018. — №2. — С. 26-29. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/86/3224/ (дата обращения: 21.09.2019).



Развитие профессиональной сферы современного социума в существенной мере обусловлено возможностью консолидации активности отдельных субъектов в процессе совместной деятельности, построенной на фундаменте продуктивной, многоплановой и рациональной коммуникации.

Сегодня непременным условием успешного вхождения будущего медицинского работника в профессию является освоение ценностно-смыслового пространства профессионального взаимодействия, овладение основами эффективного делового и терапевтического общения, становление всех структурных составляющих одного из актуальных интегративных качеств специалиста в области здравоохранения — коммуникативной культуры. При этом следует отметить, что эффективность медицинской деятельности определяется целостным единством и уровнем реализации ее коммуникативного, технического и манипуляционного компонентов.

Коммуникация в отечественной психологической и педагогической науке рассматривается как явление, основанное на актуальных ценностях и преобразующее отношения субъектов, трактуется более широко по отношению к понятию общения, которое характеризует взаимодействие людей в профессиональной сфере [4].

Выступая непременным условием каждой деятельности, различной профессиональной активности людей, многофункциональный процесс общения обусловливает установление позитивного контакта, взаимопонимания партнеров, обмен и передачу необходимой информации для объединения трудовых усилий, тем самым предопределяя продуктивность человеческой коммуникации [9].

При многообразии точек зрения на характер взаимосвязи таких категорий как деятельность и общение, важно отметить, что для большого числа современных профессий данные субстанции просто неразделимы [2]. Общение в деятельности медицинского специалиста становится функциональным и профессионально значимым, определяя общие итоги, достижение целей, способствует реализации назначения труда врача и среднего медицинского персонала.

Обращение к понятию коммуникативной культуры, вопросам формирования и целенаправленного повышения уровня данного личностного качества, определяется непосредственно самой сущностью данного явления, органичной взаимосвязью процесса коммуникации с феноменом культуры в материальном и духовном аспектах. Коммуникация и культура представляют собой два универсальных общественных явления, интегрирующихся в «коммуникативную культуру», при этом общение, диалог является реальным бытием культуры, ее основным смыслом, способом реализации ее функций [1]

В отношении к культуре общества коммуникативная культура выступает функциональным средством, предоставляющим субъекту возможность овладения созданными материальными и духовными ценностями, вхождения в мировое культурно-коммуникативное пространство, актуализируя потенциал самосовершенствования, а также позитивного творческого преобразования действительности.

Являясь обобщенным показателем качества взаимодействия и отношений человека с окружающим миром, коммуникативная культура определяет становление личности, проявляясь во множестве важнейших функций: гуманистической, аксиологической, информационной, методологической, познавательной, регулятивной, семиотической, воспитательной.

Коммуникативная культура в профессиональном поле выступает одним из ведущих факторов результативности осуществляемой деятельности, который может быть осмыслен с позиций различных методологических подходов.

Аксиологический подход позволяет трактовать коммуникативную культуру как совокупность ценностей и социальных ориентиров, выступающих регулятором профессиональной деятельности.

Деятельностный подход дает возможность раскрыть многоплановость коммуникативной культуры в аспекте ее интеграции в структуру профессиональной активности субъекта. При таком рассмотрении коммуникативная культура осознается как предпосылка, цель, способ, инструмент профессиональной деятельности, уровень самореализации в ней, существенный результат и критерий оценки выполненного труда.

С позиций личностного подхода коммуникативная культура понимается как важнейшее профессионально значимое качество, определяющее уровень профессионального развития специалиста, а соответственно и эффективность выполняемой им деятельности.

Представляя собой сложное и многомерное образование, коммуникативная культура допускает разноплановые трактовки, которые акцентируют отдельные грани целостного содержания. Данная интегральная характеристика может рассматриваться как набор существенных для успешности процесса общения качеств, как проявление эрудиции, тактичности, интеллигентности в межличностном взаимодействии, как совокупность социальных знаний, умений, опыта позитивного и конструктивного общения в построении совместной деятельности.

При таком многообразии исследовательских позиций, фундаментом научного осмысления коммуникативной культуры признается ее центральное место в совокупности факторов общекультурного и профессионального становления личности, актуальной воспринимается задача формирования данного интегрального качества как существенной характеристики образованности современного специалиста [3].

Уточнение данного понятия осуществляется авторами в процессе рассмотрения в философском аспекте взаимосвязи в его содержании общего и единичного, а также анализа его структурообразующих компонентов.

В трактовке З. А. Побежимовой коммуникативная культура предстает как профессионально значимое качество личности, интегрирующее коммуникативные умения, ценности и опыт, которые позволяют достигать взаимопонимания субъектов деятельности. Коммуникативная культура, считает исследователь, проявляется в ситуациях межличностного взаимодействия, актуализирующих коммуникативные знания и умения организации процесса коммуникации, и включает коммуникативную компетентность, коммуникативную направленность и коммуникативную гибкость [7].

Коммуникативную культуру в качестве потенциала личностно-профессионального развития, универсального средства интеграции индивидуального сознания в мировое культурно-коммуникативное пространство, условия творческого преобразование действительности рассматривает Л. А. Аухадеева. Автор раскрывает изучаемое качество как интегративное образование, включающее аксиологический, деятельностный и личностно-творческий компоненты, которые формируются в процессе вузовской подготовки и совершенствуются в профессиональной деятельности специалиста [1].

В понимании Н. О. Митровой коммуникативная культура выступает ведущим компонентом общей культуры личности, который воплощает готовность личности к жизненному самоопределению, являющимся условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью. Как считает данный исследователь, изучаемое личностное качество можно рассматривать в виде совокупности культурообразующих компонентов. Множество таких компонентов составляют: эмоциональная культура, или культура чувств, представляющая собой адекватное реагирование на окружающую действительность; культура мышления, реализующаяся как система специфических форм познавательной деятельности; культура речи во всем разнообразии ситуаций монолога и диалогического общения [5].

По нашему мнению, коммуникативная культура медицинского специалиста, представляя собой существенный компонент культуры профессиональной, определяющей эффективность исполняемой деятельности, выступает как упорядоченная совокупность знаний, норм, ценностей и образцов взаимодействия, принятых в медицинском сообществе, а также как умение органично, естественно и результативно реализовывать их в деловом и эмоциональном общении.

Коммуникативная культура является интегративным личностно-профессиональным качеством медицинского работника, которое включает в свою структуру когнитивный, мотивационный и деятельностный компоненты.

Когнитивный компонент коммуникативной культуры составляет система знаний относительно личностно-психологических и поведенческих особенностей представителей различных социальных групп, а также опыт осмысления приемов эффективного делового и терапевтического общения. В мотивационном компоненте интегрируются стремления и потребности реализовывать продуктивное и эмоционально положительное профессиональное общение. Деятельностный компонент коммуникативной культуры объединяет вербальные, информационные, аналитические, организаторские, рефлексивные и перцептивные умения, способствующие достижению целей общения.

Формирование коммуникативной культуры будущего медицинского специалиста должно рассматриваться, с одной стороны, как совокупность закономерных влияний и управляемых трансформаций, с другой стороны требует осмысления и учета множества разнообразных и нестабильных факторов, детерминирующих данный процесс.

В качестве смысловых линий, логических регуляторов целенаправленного осуществления деятельности по формированию исследуемого качества, выступает совокупность определенных педагогических принципов, предоставляющих возможность оптимизировать, оформить и структурировать систему педагогических воздействий на будущего медицинского специалиста.

К таким принципам, по нашему мнению, следует отнести принцип профессиональной направленности образовательного процесса. Согласно данному принципу планирование и реализация всех этапов профессионального образования производится с учетом специфики предстоящей будущим медицинским работникам деятельности. Воплощая принцип на практике, преподаватель должен ориентироваться на формирование коммуникативных умений, опыта позитивного взаимодействия, развитие ряда психологических свойств, особенно ярко проявляющихся в процессе предстоящей профессиональной коммуникации.

Второй принцип — целостности образовательного процесса — связывается с признанием значимости и взаимовлияния обучения и воспитания как компонентов образовательного процесса для формирования личности будущего специалиста. Реализуя данный принцип, преподаватель осуществляет комплексное планирование целей обучения и воспитания, отбирает соответствующее содержание, предусматривает многообразие ситуаций разнопланового общения и последующего осмысления, рефлексии состоявшейся коммуникации. Важную роль играет и характер личностных отношений субъектов образовательного процесса: преподавателя и обучаемых, а также студентов между собой.

Третий принцип — оптимального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы, репродуктивных и продуктивных методов образовательного процесса — предназначен для наилучшего учета и всемерной реализации потенциала развития, который заложен в каждой из составляющих образовательного процесса. Выбор конкретной формы или метода определяется как задачей усвоения определенного содержания материала, так и ориентацией на формирование личностно-профессиональных качеств будущего специалиста. С позиции воплощения потенциала совершенствования коммуникативной культуры педагогическое взаимодействие понимается как сотрудничество, диалог преподавателя и студентов, основанный на внедрении в деятельность субъектов образовательного процесса, помимо традиционных, активных методов обучения, а также разнообразных типов нестандартных учебных занятий.

В качестве средства реализации данного принципа в условиях высшего учебного медицинского заведения может рассматриваться метод проектов, основанный на совместной деятельности обучающихся, которая ориентирована на получение реального профессионально значимого результата.

Метод проектов строится на основе совместной деятельности педагога и обучающихся и позволяет решать множество дидактических задач, направленных как на развитие самостоятельного критического мышления, так и совершенствование умений работать в команде, выполняя разные социальные роли. Отличительной особенностью данного метода является его комплексный характер, предполагающий параллельное использование таких дидактических способов, как обучение в малых группах сотрудничества, мозговой штурм, дискуссии, ролевые игры, рефлексия [8].

Совокупность перечисленных методов, логическим центром которых является метод проектов, ориентирована не только на развитие профессиональных знаний, умений и опыта деятельности, но и на становление готовности будущего специалиста к продуктивному профессиональному взаимодействию, что позволяет эффективно формировать основы коммуникативной культуры.

При этом сама специфика данного метода способствует достижению целей повышения уровня, решению задач совершенствования данного интегративного качества, поскольку рассматриваемый метод основывается не только на мобилизации коллективного опыта, но и на активизации механизма согласования различных интересов, мнений, позиций участников [6].

Осуществление потенциала представляемого метода в плане формирования изучаемого интегративного качества определяет своеобразие его воплощения на каждом стандартном этапе совместной проектной деятельности.

Этап подготовки проекта должен предусматривать продуманную систему контактов внутри рабочего коллектива, наличие определенных ролей в проектной группе, обсуждение и принятие правил взаимодействия студентов между собой и педагогом в процессе работы над проектом.

На этапе сбора первичной информации педагог стимулирует взаимодействие, обмен мнениями между студентами, работающими над проектом, акцентирует внимание на правилах и приемах позитивного общения с респондентами, организует групповую работу по созданию и систематизации массива накопленных данных.

Реализация этапа обработки материала требует грамотного распределения функциональных обязанностей между студентами, последовательного и полноценного, оптимального по времени и объему передаваемых сведений взаимодействия по ходу целенаправленного преобразования полученной информации.

На этапе анализа данных и оформления выводов важным аспектом является грамотное построение групповой работы по рефлексии осуществленной деятельности и организации представления многообразия мнений и трактовок аккумулированной информации. Итогом такой работы является кристаллизации общей позиции по изучаемой проблеме, степени ее решения в данном проекте, определение направления дальнейшего изучения проблемы и практических действий по ее эффективному преодолению.

Существенным условием применения метода проектов как средства формирования коммуникативной культуры выступает качественное изменение роли преподавателя в образовательном процессе. Педагог становится помощником, консультантом, координатором самостоятельной работы студентов, его задачей является стимулирование аналитической деятельности, обсуждений и дискуссий, обучение специфике диалогического общения в рамках профессиональной коммуникации.

Гармоничный синтез индивидуальной самостоятельной работы с работой в группе сотрудничества при выполнении проекта способствует развитию у студентов социальных и организаторских умений, становлению готовности конструктивно взаимодействовать с партнером, принимая его точку зрения и обосновывая собственную позицию. В таких условиях актуализируется стремление прогнозировать результаты своих действий и осуществлять поиск путей для понимания друг друга с целью резонанса интеллектуальной и творческой активности.

Проектирование и реализация преподавателем высшего медицинского учебного заведения образовательной деятельности на основе представленных в статье педагогических принципов, при обращении к оптимальному и согласованному использованию потенциала традиционных и инновационных методов и форм обучения, позволяет повысить эффективность процесса формирования коммуникативной культуры студентов, сделать его действительно рациональным и управляемым.

Литература:

  1. Аухадеева, Л. А. Коммуникативная культура студентов педагогического вуза / Л. А. Аухадеева. — М.: ВИНИТИ, 2006. — 224с.
  2. Волков Б. С. Психология педагогического общения / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, Е. А. Орлова — М.: Юрайт, 2014. — 333с.
  3. Гусевская О. В. Формирование коммуникативной культуры личности как основы общекультурной компетентности / О. В. Гусевская // «Ценности и смыслы». — 2009. — № 1. — С. 131–141.
  4. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин — СПб.: Питер, 2012. — 576с.
  5. Митрова Н. О. Коммуникативная культура как необходимый компонент профессиональной подготовки специалистов в информационном обществе / Н. О. Митрова // Матер. Международного научно-методического семинара «Содержание образования в условиях информационного общества». — М.: Изд. АСОУ, 2006. — С. 120–126.
  6. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение / А. П. Панфилова — М.: Академия, 2011. — 192с.
  7. Побежимова, З. А. Социокультурные предпосылки изучения проблемы становления духовного опыта личности в образовательном процессе / З. А. Побежимова, Н. К. Полукарова // Вестник Оренбургского государственного университета. — Оренбург, 2006. Часть 2. — С. 358–364.
  8. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина — М.: Академия, 2007. — 368с.
  9. Свенцицкий А. Л. Социальная психология / А. Л. Свенцицкий — М.: Проспект, 2013. — 336с.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная культура, образовательный процесс, метод проектов, принцип, личностное качество, диалогическое общение, групповая работа, будущий специалист, будущий медицинский специалист, медицинский специалист.

Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетентности как условие...

Сформированность коммуникативной компетенции будущих специалистов в дальнейшем будет способствовать их эффективной конструктивной и организаторской деятельности, обеспечивать эмоциональное благополучие воспитанников в процессе обучения [1].

Профессиональная культура и ее роль в формировании...

компетентный специалист, компетенция, будущий специалист, высшее профессиональное образование, профессиональная деятельность, коммуникативная компетенция, процесс формирования, иностранный язык...

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

Профессионально важные качества будущего специалиста — это те его индивидуальные особенности, что способствуют формированию у человека положительного отношения к своей профессии и людям, с которыми он работает, стремления к личностному росту...

К вопросу о формировании компетентного специалиста

Коммуникативная компетентность специалиста рассматривается как личностно-социальное интегральное качество личности, которое необходимо будущему специалисту для правильной оценки коммуникативных ситуаций общения...

К вопросу о межкультурной коммуникативной компетенции...

Анализируя работы специалистов в области межкультурной коммуникативной компетенции, мы делаем вывод, что исследуемый феномен — это интегральное личностное образование, представленное: общекультурным...

Формирование языковой компетенции будущих медицинских...

Профессиональный уровень специалиста медицинского профиля во многом зависит от степени его владения языковыми нормами, устной и письменной

Предмет исследования — роль языковой и коммуникативной компетенции будущих медицинских работников.

Процесс обучения иностранному языку как средство развития...

Межличностный диалог – высший уровень общения и главная цель подготовки специалиста к будущему профессиональному общению.

В процессе обучения студенты учатся тактике диалогического и группового общения, учатся решать различные коммуникативные задачи...

Исследовательская культура будущих специалистов вуза

Формирование коммуникативной культуры будущего медицинского специалиста должно...

Проблема формирования коммуникативной культуры будущих... Деятельностный компонент коммуникативной культуры объединяет вербальные, информационные...

Формирование коммуникативной компетенции у учащихся...

Следовательно, процесс овладения педагогическим общением требует высокой коммуникативной компетенции от преподавателя и сформированного в процессе обучения коммуникативного потенциала от будущего специалиста.

Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетентности как условие...

Сформированность коммуникативной компетенции будущих специалистов в дальнейшем будет способствовать их эффективной конструктивной и организаторской деятельности, обеспечивать эмоциональное благополучие воспитанников в процессе обучения [1].

Профессиональная культура и ее роль в формировании...

компетентный специалист, компетенция, будущий специалист, высшее профессиональное образование, профессиональная деятельность, коммуникативная компетенция, процесс формирования, иностранный язык...

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

Профессионально важные качества будущего специалиста — это те его индивидуальные особенности, что способствуют формированию у человека положительного отношения к своей профессии и людям, с которыми он работает, стремления к личностному росту...

К вопросу о формировании компетентного специалиста

Коммуникативная компетентность специалиста рассматривается как личностно-социальное интегральное качество личности, которое необходимо будущему специалисту для правильной оценки коммуникативных ситуаций общения...

К вопросу о межкультурной коммуникативной компетенции...

Анализируя работы специалистов в области межкультурной коммуникативной компетенции, мы делаем вывод, что исследуемый феномен — это интегральное личностное образование, представленное: общекультурным...

Формирование языковой компетенции будущих медицинских...

Профессиональный уровень специалиста медицинского профиля во многом зависит от степени его владения языковыми нормами, устной и письменной

Предмет исследования — роль языковой и коммуникативной компетенции будущих медицинских работников.

Процесс обучения иностранному языку как средство развития...

Межличностный диалог – высший уровень общения и главная цель подготовки специалиста к будущему профессиональному общению.

В процессе обучения студенты учатся тактике диалогического и группового общения, учатся решать различные коммуникативные задачи...

Исследовательская культура будущих специалистов вуза

Формирование коммуникативной культуры будущего медицинского специалиста должно...

Проблема формирования коммуникативной культуры будущих... Деятельностный компонент коммуникативной культуры объединяет вербальные, информационные...

Формирование коммуникативной компетенции у учащихся...

Следовательно, процесс овладения педагогическим общением требует высокой коммуникативной компетенции от преподавателя и сформированного в процессе обучения коммуникативного потенциала от будущего специалиста.

Задать вопрос